Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС ВМФ РОССИИ

ГЛАВА 1. ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС ВМФ РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1887 – 1917 гг.)

«Штурмана – отродье хамское, до зелья и баб охочи. Однако дело свое знают. А посему – в кабаки и другие питейные заведения препятствий не чинить. Но в Ассамблею не пущать, ибо слово вымолвить не могут и буйство учинить не замедлят»

Петр I

1.1. Создание Штурманских офицерских классов

Исторические корни создания Штурманского офицерского класса уходят во вторую половину ХVIII в., когда была сформулирована идея о необходимости повышения уровня тактической и специальной подготовки флотских офицеров. К началу XIX в. система русского военно-морского образования значительно изменяется и совершенствуется. В Морском кадетском корпусе, как в высшем военно-морском учебном заведении, после бесплодных попыток организовать обучение штурманов, сосредоточивается подготовка командирских кадров из детей дворянского сословия. Для подготовки штурманов открываются специальные штурманские училища, комплектуемые в основном из детей разночинцев.

Однако эти учебные заведения являлись лишь первой ступенью обучения офицера. Дальнейшее совершенствование своих знаний для продвижения по службе он мог выполнять путем лишь самообразования и в результате приобретения практического опыта службы.

Хороший уровень подготовки штурманов в Штурманских училищах обеспечивал российский флот высококвалифицированными специалистами. Но ненормальность их служебного положения (ограничения в продвижении по службе и в производстве в чины, обособленность от строевого офицерского состава флота) чувствовалась сильнее и сильнее, и вызывала настоятельную потребность коренного преобразования штурманской части во флоте.

С другой стороны, строевые флотские офицеры не стремились к занятию штурманских должностей и к совершенствованию своей штурманской подготовки. Ведущие морские специалисты не раз отмечали их недостаточный уровень образования по кораблевождению и полную зависимость от штурмана корабля. Занимая затем командирские должности, флотские офицеры зачастую не обладали глубокими знаниями по вопросам обеспечения навигационной безопасности. Тревожность такого положения была осознана и высшим морским командованием.

На протяжении 60 – 70 гг. XIX в. не раз создавались специальные комиссии для рассмотрения данных проблем и выработке предложений по их разрешению. Мнения относительно сущности реформ разделились на два основных:

- «достигнуть цели уничтожением отличия штурманов от флотских офицеров, сравнив их с последними в служебной карьере и прочих привилегиях;
- упразднить Корпус Флотских Штурманов (КФШ), так как его существование вредно влияет на флотских офицеров, устраняя их от занятий по кораблевождению, составляющих одно из необходимейших знаний истинного моряка».

Сначала преобладало первое мнение, но постепенно идея о бесполезности КФШ приобрела большее число сторонников. Вопрос о реформе штурманской части, неоднократно обсуждался на комиссиях, и когда большинство мнений стали склоняться к необходимости уничтожения отдельного КФШ, начали приниматься меры к осуществлению реформы.

Кроме этого, техническая революция в стране, переход в 60-е годы ХIХ в. к строительству броненосного флота привели руководство Морским ведомством к пониманию необходимости создания учебных заведений, которые позволили бы в короткий срок осуществить переподготовку значительного числа офицеров. Эта проблема нашла свое разрешение в создании нескольких учебных центров – Офицерских классов. Так, в 1874 г. в Кронштадте был создан Минный офицерский класс, а в 1878 г. – Артиллерийский. Постепенно была осознана необходимость появления Штурманского офицерского класса.

В 1885 г. императором Александром III были утверждены Правила об упразднении Корпусов Флотских Штурманов и Морской Артиллерии. В соответствии с ними должности корабельных штурманов должны были постепенно замещаться строевыми (флотскими) офицерами, окончившими Морской корпус (с 1867 г. – Морское училище). Для этого в нем было введено усиленное преподавание таких дисциплин кораблевождения, как астрономия, навигация и лоция.

Учитывая недостаточность подготовки по кораблевождению в Морском училище, Управляющий Морским Министерством адмирал И.А. Шестаков приказом № 38 от 14 марта 1887 г. ввел в действие Инструкцию о занятиях флотских офицеров штурманским делом. В соответствии с этой инструкцией при главных портах России (Кронштадском, Ревельском, Николаевском и Владивостокском) были организованы специальные Штурманские офицерские классы для проведения занятий по астрономии, девиации магнитных компасов и лоции. Кроме этого, в Инструкции были определены правила исполнения флотскими офицерами обязанностей младшего и старшего штурманских офицеров и организация штурманской подготовки на кораблях.

Штурманские офицерские классы в Кронштадте и Николаеве (затем в Севастополе) организовывались каждый год. В других портах они формировались по мере необходимости. Организационно классы подчинялись командиру порта.

Преподавательский состав подбирался из флагманских штурманов и офицеров Гидрографической службы. Занятия проводились, в основном, в зимние месяцы – с конца ноября по март. Для поступления в классы корабельные офицеры подавали рапорта по команде. Командиры кораблей и старшие штурманские офицеры были обязаны подтвердить способность офицеров к штурманскому делу. Начало занятий, руководители, состав учебных групп объявлялись приказами Главных командиров портов.

Уже в конце 1887 г. в штурманский офицерский класс в Николаеве были приняты 18 офицеров. По окончании лекционных и практических занятий в апреле 1888 г. специальная комиссия из флотских штурманов и преподавателей класса провела экзамены по астрономии, девиации, лоции и навигации. По их результатам 13 слушателей были признаны «знающими штурманское дело и способными к самостоятельному исполнению обязанностей старшего судового штурманского офицера».

Через несколько лет в курс подготовки были добавлены такие предметы, как навигация, лоция и метеорология, установлены дополнительные штаты руководителей занятий, увеличен срок теоретического обучения, введена 2 – 4 недельная учебная практика на специально выделенных учебных судах.

Штурманские офицерские классы при главных портах России за 23 года своего существования (до 1910 г.) подготовили сотни штурманских офицеров и, в целом, решили возложенную на них задачу. В них прошли обучение многие известные в будущем офицеры и адмиралы. Так, в 1896 г. их окончил Н.М. Яковлев (в 1907 – 1912 гг. – начальник Главного Морского штаба), в 1904 г. - Е.А. Беренс (командующий морскими и речными вооруженными силами РСФСР в 1919 – 1920 гг.) и М.А. Беренс (командующий русской эскадрой в Бизерте с 1921 по 1924 г.).


см. далее

1.2. Организация Временного Штурманского офицерского класса при Главном Гидрографическом Управлении
1.3. Штурманский офицерский класс в годы 1-й Мировой войны

Глава 2. Штурманский офицерский класс в годы гражданской войны и в межвоенный период (1918 – 1941 гг.)
2.1. Штурманский офицерский класс в составе Соединенных Классов
2.2. Штурманский офицерский класс в составе Специальных курсов командного состава флота

Глава 3. Штурманский офицерский класс в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
3.1. Подготовка штурманов на ВСК в первые годы войны
3.2. Штурманский офицерский класс на заключительном этапе войны

Глава 4. Штурманский офицерский класс в период создания океан ского ракетно-ядерного флота (1945 – 991 гг.)
4.1. Первое десятилетие после войны
4.2. Штурманский офицерский класс на первом этапе создания океанского ракетно-ядерного флота (1955 – 1970 гг.)
4.3. Подготовка слушателей штурманского офицерского класса в период максимального развития ВМФ СССР (1970 – 1991 гг.)

Глава 5. Штурманский офицерский класс на современном этапе развития ВМФ России (1991 – 2004 гг.)

Преподаватели-ученые Штурманского офицерского класса и кафедры кораблевождения
Дальние походы слушателей Штурманского офицерского класса в период учебной практики
Литература

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom