Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I
В 1797 г. вместо Устава Петра I (1720 г.) был введен в действие Устав военного флота, составленный по велению императора Павла I Г.Г. Кушелевым . В первой части этого Устава были изложены обязанности лиц, состоявших при главнокомандующем. Перечень этих лиц был увеличен по сравнению с Петровским Уставом за счет профессора астрономии и навигации, историографа и рисовального мастера.
Впервые в нашем флоте появилась должность профессора астрономии и навигации (в современном понятии - флагманского штурмана соединения, объединения, флота). В развитие положений Устава Петра I, "Регламента об управлении адмиралтейством и верфью" (1722 г.), которые ввели на нашем флоте должность капитана над штурманами, выполнявшего ряд обязанностей по руководству штурманами, но только на берегу, профессор астрономии и навигации выполнял более расширенный круг обязанностей по руководству штурманской службой в море. Он должен был находиться на флагманском корабле при главнокомандующем и являлся начальником над всеми штурманами. В его обязанности входило:
производить астронавигационные наблюдения и вычисления, проверять счисление и каждые сутки на открытых морях посредством сигнала извещать флот о месте флагманского корабля на карте, то есть в какой широте и долготе он находится;
смотреть и учить находящихся на флоте гардемарин и иметь начальство над всеми штурманами, которые обязаны были ему сообщать как о своем счислении, так и о всех наблюдениях;
примечать и делать наблюдения о приливах, отливах, магнитном склонении ("перемене магнитной стрелки") и тому подобное;
замечать входы в гавани, рейды и со штурманами описывать "оныя, когда время и обстоятельства то исполнить позволят";
сдавать свои записи по окончании кампании в Адмиралтейств-коллегию.
Введение должности на флоте историографа и исторических журналов позволило сохранить для потомства многие славные и памятные страницы истории нашего флота. Должность рисовального мастера, как правило, исполнял корабельный штурман.
В новом Уставе военного флота не только более подробно регламентировалась деятельность штурманов, но и были определены обязанности других флотских офицеров по кораблевождению, а не только командира корабля, как было ранее. В соответствии с новым уставным документом штурманы должны были:
вести "вседневную записку" или журнал (навигационный, в современном представлении), в который при стоянке на якоре записывать "какой был ветер и откуда, приходящие и отходящие суда, привоз чего-либо на корабль, сигналы, позывы, съезды, торжества, при них обряды и украшения кораблей и тому подобное ";
под парусами в журнале указывать "где имеется плавание, какие корабли или суда во флоте; ежечасно записывать курс, силу и сторону, откуда дует ветер, какие несут паруса, дрейф, узлы; каждые сутки делать счисление и записывать оное во особливой табличке, где означать переплытое разстояние, суточный румб, плавание в какой стороне и в каком разстоянии ближние земли, виды берегов, мели, каменья и тому подобное ";
при всякой возможности определять место и поправку компаса и результаты записывать в журнал: "когда есть возможность, брать обсервацию, находить по ней широту места и склонение компаса и все оное записывать в журнал ";
следить за навигационными приборами: "надсматривать, чтобы песочные часы были исправны, лаг развязан верно, на полминутную склянку разстоянием от узла 50 фут и 11,5 дюймов ";
каждую вахту (или 1 раз в 4 часа) сдавать счисление, показав место на карте, и доложить об этом капитану;
не давать списывать со своего журнала гардемаринам или офицерам, чтобы они сами вели свои журналы.
В Уставе 1797 г. было определено, что мичман (подвахтенный офицер) должен был вести свой журнал (сейчас его называют вахтенным журналом) под присмотром вахтенного лейтенанта (вахтенного офицера в современном понимании), определять место корабля, производить счисление пути на карте. Он подчинялся вахтенному лейтенанту, который отвечал за безопасность корабля от посадки на мель в период несения вахты, при смене передавал заступающему место корабля на карте, его курс и подписывал журнал. При внезапном возникновении опасности вахтенный лейтенант был обязан немедленно принять надлежащие меры, чтобы ее избежать, предупредить об опасности сигналом следующие за ним корабли и после этого доложить капитану о выполненных действиях.
Капитан-лейтенант (старший помощник командира корабля - в современном понимании) был обязан контролировать определение места, ведение счисления, заполнение журналов мичманами и штурманами, периодически, но не реже 1 раза в четыре часа, проверять нанесение ими места на карту.
В обязанности капитана (командира корабля) входило: назначать на карте место, проверив счисление и вычислив высотную линию положения (т.е. лично определять место корабля), ежедневно сравнивать данные журналов вахтенных лейтенантов (мичманов) и штурманов и, если обнаружится большое расхождение между ними, выяснить причины его появления. Он должен был наблюдать, чтобы все офицеры тренировались в определении места корабля, в ведении навигационной прокладки и журналов, т.е. руководил штурманской подготовкой подчиненных офицеров.
Таким образом, мы видим, что в вопросах кораблевождения, организации штурманской службы, обеспечения навигационной безопасности Устав военного флота был шагом вперед по сравнению с предшествовавшими руководящими документами, но действовал он всего 7 лет. После смерти императора Павла I в инструкции контр-адмиралу Грейгу в 1804 г., отправлявшемуся в плавание в Средиземное море, было предписано руководствоваться Уставом Петра I, который, пережив 9 переизданий, просуществовал до Крымской войны (1853-1856 гг.).
Но, несмотря на прогрессивные изменения в организации штурманской службы штурмана и подштурмана оставались долгие годы без гарантии служебного роста. Это и понятно, так как большинство должностей по специальной службе занимали выходцы из обедневших дворян и разночинцы. Это приводило к тому, что желающих обучаться в штурманских ротах находилось все меньше и меньше. Обучение же в штурманской роте требовало большого количества времени, усидчивости, скрупулезности и тщательности в сложных астрономических расчетах. К примеру, на кораблях, как правило, флотские офицеры старались избегать штурманской работы. Не зря столько внимания уделялось в уставных документах того времени по контролю за их штурманской подготовкой со стороны капитанов (командиров кораблей), по недопущению списывания ими данных из штурманских журналов. К слову, это не изжито и в наше время.
В 1796 году была введена новая форма одежды для всех чинов флота, в том числе и для штурманов. Она включала в себя: тёмно-зелёный кафтан с такого же цвета подкладкой и обшлагами, с зеленым воротником, белые камзол и штаны, шляпу с золотым галуном, бантом и пуговицей, шпагу золоченую и темляк серебряный.
С 1 января 1798 года были введены новые штаты для всех морских чинов, по которым положено было иметь штурманов майорского ранга 4-х человек. Распределение штурманских чинов по должностям, флотам и величине жалования в соответствии со "Штатами Российских флотов, содержащихся на Балтийском, Черноморском, Каспийском морях, по повелению Государя Императора Павла I особым комитетом сочиненным в 1798 году" приведено в таблице 3.2.2:
Таблица 3.2. 2
Распределение штурманских чинов по флотам, должностям и величине жалования в 1798 г.:
Должности штурманских чинов |
Балтийский |
Черноморский |
При флагманах |
Каспийская флотилия |
Жалование (руб. в год) |
Кол-во деньщиков на 1 чел. |
|||
кораб. флот |
греб. флот |
кораб. флот |
греб. флот |
кораб. флот |
греб. флот |
||||
штурманы майорского ранга |
3 |
- |
1 |
|
|
|
360 |
- |
3 |
штурманы капитанского ранга |
10 |
10 |
3 |
240 |
252 |
2 |
|||
штурманы поручиковского ранга |
20 |
10/35 |
7 |
11 |
5 |
8 |
160 |
166 |
1 |
штурманы подпоручиковского ранга |
20 |
18 |
7 |
130 |
136 |
1 |
|||
штурманы прапорщиковского ранга |
20 |
- |
7 |
120 |
- |
1 |
|||
штурманы унтер-офицерского ранга |
61 |
- |
23 |
84 |
- |
- |
|||
подштурманы |
170 |
24/101 |
66 |
29 |
- |
5 |
60 |
60 |
- |
штурм. уч-ки |
272 |
38/90 |
105/69 |
21 |
- |
13 |
36 |
36 |
- |
Итого по флотам |
576 |
100/226 |
219/183 |
61 |
5 |
26 |
- |
- |
- |
Всего |
676/802 |
280/244 |
5 |
26 |
- |
- |
- |
Распределение штурманских чинов по кораблям на Балтийском корабельном флоте в 1798 г. приведено в таблице 3.2.3:
Таблица 3.2. 3
Тип корабля |
Линейные корабли |
Фрегаты |
Яхты |
Катера |
Бомбар. корабли |
Прамы |
При флагма нах |
Всего |
|||||
Число орудий |
100 |
74 |
66 |
44 |
40 |
36 |
|||||||
Число кораблей |
9 |
27 |
9 |
9 |
1 |
9 |
2 |
18 |
4 |
3 |
- |
91 |
|
на 1 корабле |
штурманов |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
подштурманов |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
|
штурм. учеников |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
|
на всех кораблях |
штурманов |
27 |
54 |
18 |
9 |
1 |
9 |
- |
- |
4 |
3 |
9 |
134 |
подштурманов |
27 |
54 |
18 |
18 |
2 |
18 |
4 |
18 |
8 |
3 |
-
|
170 |
|
штурм. учеников |
54 |
108 |
18 |
18 |
2 |
18 |
4 |
36 |
8 |
6 |
272 |
||
Всего штурманских чинов |
108 |
216 |
54 |
45 |
5 |
45 |
8 |
54 |
20 |
12 |
9 |
576 |
В 1798 г. произошли существенные изменения в положении штурманских чинов на флоте. Они вновь из офицеров и унтер-офицеров были преобразованы в военные чиновники (см. табл. 3.3.2). Все штурманы были переименованы в соответствующие гражданские чины. Теперь они именовались штурманами VIII, IХ, ХII класса, штурманскими помощниками ХIV класса, что соответствовало сухопутным званиям – майор, капитан, подпоручик, прапорщик соответственно.
История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003
- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I
- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.
- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.
- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX вв.
- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века
- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I
- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков