Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

В 1797 г. вместо Устава Петра I (1720 г.) был введен в действие Устав военного флота, составленный по велению императора Павла I Г.Г. Кушелевым . В первой части этого Устава были изложены обязанности лиц, состоявших при главнокомандующем. Перечень этих лиц был увеличен по сравнению с Петровским Уставом за счет профессора астрономии и навигации, историографа и рисовального мастера.

Впервые в нашем флоте появилась должность профессора астрономии и навигации (в современном понятии - флагманского штурмана соединения, объединения, флота). В развитие положений Устава Петра I, "Регламента об управлении адмиралтейством и верфью" (1722 г.), которые ввели на нашем флоте должность капитана над штурманами, выполнявшего ряд обя­занностей по руководству штурманами, но только на берегу, профессор астрономии и навигации выполнял более расширенный круг обязанностей по руководству штурманской службой в море. Он должен был находиться на флагманском корабле при главнокомандующем и являлся на­чальником над всеми штурманами. В его обязанности входило:

•  производить астронавигационные наблюдения и вычисления, проверять счисление и каждые сутки на открытых морях посредством сигнала извещать флот о месте флагманского корабля на карте, то есть в какой широте и долготе он находится;

•  смотреть и учить находящихся на флоте гардемарин и иметь начальство над всеми штурманами, которые обязаны были ему сообщать как о своем счислении, так и о всех наблюдениях;

•  примечать и делать наблюдения о приливах, отливах, магнитном склонении ("перемене магнитной стрелки") и тому подобное;

•  замечать входы в гавани, рейды и со штурманами описывать "оныя, когда время и обстоятельства то исполнить позволят";

•  сдавать свои записи по окончании кампании в Адмиралтейств-коллегию.

Введение должности на флоте историографа и исторических журналов позволило сохранить для потомства многие славные и памятные страницы истории нашего флота. Должность рисовального мастера, как правило, исполнял корабельный штурман.

В новом Уставе военного флота не только более подробно регламентировалась деятельность штурманов, но и были определены обязанности других флотских офицеров по кораблевождению, а не только командира корабля, как было ранее. В соответствии с новым уставным документом штурманы должны были:

•  вести "вседневную записку" или журнал (навигационный, в современном представлении), в который при стоянке на якоре записывать "какой был ветер и откуда, приходящие и отходящие суда, привоз чего-либо на корабль, сигналы, позывы, съезды, торжества, при них обряды и украшения кораблей и тому подобное ";

•  под парусами в журнале указывать "где имеется плавание, какие корабли или суда во флоте; ежечасно записывать курс, силу и сторону, откуда дует ветер, какие несут паруса, дрейф, узлы; каждые сутки делать счисление и записывать оное во особливой табличке, где означать переплытое разстояние, суточный румб, плавание в какой стороне и в каком разстоянии ближние земли, виды берегов, мели, каменья и тому подобное ";

•  при всякой возможности определять место и поправку компаса и результаты записывать в журнал: "когда есть возможность, брать обсервацию, находить по ней широту места и склонение компаса и все оное записывать в журнал ";

•  следить за навигационными приборами: "надсматривать, чтобы песочные часы были исправны, лаг развязан верно, на полминутную склянку разстоянием от узла 50 фут и 11,5 дюймов ";

•  каждую вахту (или 1 раз в 4 часа) сдавать счисление, показав место на карте, и доложить об этом капитану;

•  не давать списывать со своего журнала гардемаринам или офицерам, чтобы они сами вели свои журналы.

В Уставе 1797 г. было определено, что мичман (подвахтенный офицер) должен был вести свой журнал (сейчас его называют вахтенным журналом) под присмотром вахтенного лейтенанта (вахтенного офицера в современном понимании), определять место корабля, производить счисление пути на карте. Он подчинялся вахтенному лейтенанту, который отвечал за безопасность корабля от посадки на мель в период несения вахты, при смене передавал заступающему место корабля на карте, его курс и подписывал журнал. При внезапном возникновении опасности вахтенный лейтенант был обязан немедленно принять надлежащие меры, чтобы ее избежать, предупредить об опасности сигналом следующие за ним корабли и после этого доложить капитану о выполненных действиях.

Капитан-лейтенант (старший помощник командира корабля - в современном понимании) был обязан контролировать определение места, ведение счисления, заполнение журналов мичманами и штурманами, периодически, но не реже 1 раза в четыре часа, проверять нанесение ими места на карту.

В обязанности капитана (командира корабля) входило: назначать на карте место, проверив счисление и вычислив высотную линию положения (т.е. лично определять место корабля), ежедневно сравнивать данные журналов вахтенных лейтенантов (мичманов) и штурманов и, если обнаружится большое расхождение между ними, выяснить причины его появления. Он должен был наблюдать, чтобы все офицеры тренировались в определении места корабля, в ведении навигационной прокладки и журналов, т.е. руководил штурманской подготовкой подчиненных офицеров.

Таким образом, мы видим, что в вопросах кораблевождения, организации штурманской службы, обеспечения навигационной безопасности Устав военного флота был шагом вперед по сравнению с предшествовавшими руководящими документами, но действовал он всего 7 лет. После смерти императора Павла I в инструкции контр-адмиралу Грейгу в 1804 г., отправлявшемуся в плавание в Средиземное море, было предписано руководствоваться Уставом Петра I, который, пережив 9 переизданий, просуществовал до Крымской войны (1853-1856 гг.).

Но, несмотря на прогрессивные изменения в организации штурманской службы штурмана и подштурмана оставались долгие годы без гарантии служебного роста. Это и понятно, так как большинство должностей по специальной службе занимали выходцы из обедневших дворян и разночинцы. Это приводило к тому, что желающих обучаться в штурманских ротах находи­лось все меньше и меньше. Обучение же в штурманской роте требовало большого количества времени, усидчивости, скрупулезности и тщательности в сложных астрономических расчетах. К примеру, на кораблях, как правило, флотские офицеры старались избегать штурманской работы. Не зря столько внимания уделялось в уставных документах того времени по контролю за их штурманской подготовкой со стороны капитанов (командиров кораблей), по недопущению списывания ими данных из штурманских журналов. К слову, это не изжито и в наше время.

В 1796 году была введена новая форма одежды для всех чинов флота, в том числе и для штурманов. Она включала в себя: тёмно-зелёный кафтан с такого же цвета подкладкой и обшлагами, с зеленым воротником, белые камзол и штаны, шляпу с золотым галуном, бантом и пуговицей, шпагу золоченую и темляк серебряный.

С 1 января 1798 года были введены новые штаты для всех морских чинов, по которым положено было иметь штурманов майорского ранга 4-х человек. Распределение штурманских чинов по должностям, флотам и вели­чине жалования в соответствии со "Штатами Российских флотов, содержащихся на Балтийском, Черноморс­ком, Каспийском морях, по повелению Государя Императора Павла I особым комитетом сочиненным в 1798 году" приведено в таблице 3.2.2:

Таблица 3.2. 2

Распределение штурманских чинов по флотам, должностям и величине жалования в 1798 г.:

Должности

штурманских чинов

Балтийский

Черноморский

При

флагманах

Каспийская

флотилия

Жалование

(руб. в год)

Кол-во

деньщиков

на 1 чел.

кораб.

флот

греб.

флот

кораб.

флот

греб.

флот

кораб.

флот

греб.

флот

штурманы

майорского

ранга

3

-

1

 

 

 

360

-

3

штурманы

капитанского

ранга

10

10

3

240

252

2

штурманы

поручиковского

ранга

20

10/35

7

11

5

8

160

166

1

штурманы

подпоручиковского ранга

20

18

7

130

136

1

штурманы

прапорщиковского ранга

20

-

7

120

-

1

штурманы

унтер-офицер­ского ранга

61

-

23

84

-

-

подштурманы

170

24/101

66

29

-

5

60

60

-

штурм. уч-ки

272

38/90

105/69

21

-

13

36

36

-

Итого по флотам

576

100/226

219/183

61

5

26

-

-

-

Всего

676/802

280/244

5

26

-

-

-

Распределение штурманских чинов по кораблям на Балтийском корабельном флоте в 1798 г. приведено в таблице 3.2.3:

Таблица 3.2. 3

Тип корабля

Линейные

корабли

Фрегаты

Яхты

Катера

Бомбар.

корабли

Прамы

При флагма

нах

Всего

Число орудий

100

74

66

44

40

36

Число кораблей

9

27

9

9

1

9

2

18

4

3

-

91

на 1 корабле

штурманов

3

2

2

1

1

1

-

-

1

1

-

-

подштурманов

3

2

2

2

2

2

2

1

2

1

-

-

штурм. учеников

6

4

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

на всех кораблях

штурманов

27

54

18

9

1

9

-

-

4

3

9

134

подштурманов

27

54

18

18

2

18

4

18

8

3

-

 

170

штурм. учеников

54

108

18

18

2

18

4

36

8

6

272

Всего штурманских чинов

108

216

54

45

5

45

8

54

20

12

9

576

В 1798 г. произошли существенные изменения в положении штурманс­ких чинов на флоте. Они вновь из офицеров и унтер-офицеров были преобразованы в военные чиновники (см. табл. 3.3.2). Все штурманы были переименованы в соответствующие гражданс­кие чины. Теперь они именовались штурманами VIII, IХ, ХII класса, штурманскими помощниками ХIV класса, что соответствовало сухопутным званиям – майор, капитан, подпоручик, прапорщик соответственно.

История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003

- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

- Мореходные инструменты, морские карты и пособия, способы кораблевождения, применявшиеся в первой половине ХVIII века

- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.

- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.

- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века

- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

- Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

- Участие русских штурманов в описи морей Северного Ледовитого океана в ХI X в. Карты и руководства для кораблевождения.

- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

В начало раздела "История Штурманской службы"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom