Профессия "штурман"
Введение
1. Развития штурманской профессии
Русский военный флот, создаваемый волей Петра I, по образу английского и голландского, заимствовал у них организацию экипажей на кораблях, поэтому существовавшее на этих флотах звание (подразумевающее и должность, и служебное положение) “штурман” и на нашем флоте составляло непременную принадлежность комплек-тования экипажа каждого военного судна. Необходим краткий обзор эволюции статуса штурмана на кораблях военных флотов ведущих морских государств Европы за предшествующие два-три столетия.
До образования постоянных военных флотов в странах Западной Европы эскадры этих государств создавались в основном из судов, купленных и нанятых у частных лиц. Капитанами нанятых или купленных судов назначались дворяне. В помощники себе капитан избирал лейтенанта-дворянина. Лейтенант утверждался в своем звании так же, как и капитан, королевским патентом. Однако капитан и его лейтенант, как правило, не знали морского дела, ибо в те времена "благородное сословие" считало недостойным своего положения заниматься каким-либо ремеслом, кроме военного дела. Комплектование команды осуществлялось капитаном. Для управления парусами и корабельным хозяйством нанимался шкипер, для кораблевождения - штурман. Обычно это были представители третьего сословия.
На вахте шкипер чередовался с подшкипером - своим непосредственным помощником. В подчинении шкипера находилась вся команда корабля, кроме членов команды, относящихся к военному составу и к прислуге представителей королевской власти.
Штурман обеспечивал кораблевождение. Он имел большую теоретическую и практическую подготовку по вопросам кораблевождения, чем кто-либо из других офицеров корабля, поэтому считался важным лицом и пользовался большим авторитетом на корабле.
В те времена знание морского дела не являлось обязательным условием морального влияния капитана на подчиненных. Однако некоторые из капитанов начинали понимать, что отсутствие специальных знаний мешает четкости и оперативности управления кораблем, как в бою, так и в других чрезвычайных условиях.
Интересуясь последовательностью и особенностями распоряжений, подаваемых шкипером при управлении парусами, и характером деятельности команды при выполнении этих приказаний, они старались познакомиться с работами, совершавшимися на их глазах. Наглядность и относительная простота управления парусами обеспечили усвоение этого дела.
Стали появляться капитаны и лейтенанты, знакомые с парусным делом. Постепенно эти лица стали вмешиваться в распоряжения шкипера по управлению кораблем и со временем эту функцию возложили на себя, оставив шкиперу заведование корабельным имуществом и руководство менее важными корабельными работами.
Обязанности штурмана базировались на некоторых теоретических знаниях и поэтому не могли быть освоены наглядным образом. Штурманы же для поддержания своего престижа облекали свои вычисления и способы наблюдения некоторой таинственностью и, как правило, уклонялись от объяснения своих действий.
Со временем управление кораблем и все парусное дело на военных судах перешло в ведение капитана и его помощника, т. е. в руки дворян. В глазах того общества парусное дело стало почетным занятием и приобрело важное значение, а штурманское ремесло, исполняемое представителями третьего сословия, осталось "низшим", неблагородным трудом.
Рассматривая эволюцию профессии штурмана в 18-20 столетиях на нашем флоте, можно выделить три этапа, характеризующие различное социальное положение штурмана на флоте и связанную с этим организацию обучения этой профессии.
1) 1696-1752 (Период создания основ штурманского дела).
2) 1752-1798 (Период кризиса штурманского образования).
3) 1798-1885 (Корпус флотских штурманов).
Общей тенденцией в развитии этой профессии было огромное противоречие, заложенное в ее основы: низкое социальное и служебное положение обладателя звания "штурман" с одной стороны и требования службы с другой. Штурман обязан был иметь научно-теоретические и практические знания, достаточные для того, чтобы безопасно вести корабль по заданному пути.
Различный подход к решению этого вопроса существенно влиял на развитие штурманской профессии.
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века