Профессия "штурман"
Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
14 января 1701 г. был издан указ об учреждении в Москве школы "Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения". Школе было приказано "состоять в ведении оружейной палаты". Указом от 15 декабря 1706 г. она была переведена в заведование приказа морского флота. Преподавателем Навигацкой школы был русский ученый-математик, активный деятель развития просвещения в России Леонтий Филиппович Магницкий.
В начале число обучаемых в Навигацкой школе было определено в 200 человек. В школу принимались юноши в возрасте от 12 до 17 лет "из недорослей дворянских детей и дьячих и подьячих, из домов боярских и из других чинов, кто пожелает". Однако потребности в кадрах быстро возрастали, и число учеников было в 1703 г. увеличено до 300 человек, а в 1706 г. до 500 человек.
Боярство и часть дворянства оказывали упорное сопротивление прогрессивным преобразованиям Петра I, не отдавали своих детей в школу. Дело было не только в политической оппозиции определенной части бояр и дворян. Сам уклад жизни правящего класса создавал препятствия распространению образования. Русский барич тех времен, классически изображенный Фонвизиным в "Недоросле", в 17-18 лет считался неразумным младенцем. Ему с пеленок внушали, что он существо высшего порядка, что всякий труд - вещь для него постыдная, все его образование в большинстве случаев сводилось к чтению букваря и псалтыря с комментариями сельского дьячка. Многие дети дворян стремились уклониться от обучения, скрываясь в лесах, симулируя болезни, иногда даже нанося себе увечья. Уклонение от посылки своих детей на суровую военно-морскую службу было у основной массы бояр и части дворян настолько велико, что Петр I вынужден был применять крайние меры. В 1714 и 1715 гг. все, не явившиеся в школу, были направлены в Петербург на каторжные работы: забивать сваи. За побег из школы были введены жестокие телесные наказания и денежные штрафы.
В Навигацкой школе изучали арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию, навигацию, мореходную астрономию, сведения по географии.
Курс навигации подразделялся на несколько разделов:
- навигация плоская (плавание с использованием плоских карт);
- навигация меркаторская (плавание по меркаторской карте);
- журнал (правила ведения навигационного журнала и ведение счисления пути корабля).
По мореходной астрономии изучали начальные сведения по космографии, определение широты места по высотам светил, обращение с астрономическими инструментами. На занятиях по географии учеников знакомили с основами математической географии, давали общее обозрение всех частей света, изучали правила съемки местности, морской описи, ведения картографических работ.
Часть поступающих в школу не умела ни писать, ни читать, Для необходимой подготовки учеников было организовано два начальных класса "русская школа", где обучали грамоте - учили читать и писать, и "цифирная школа", где обучали основам арифметики, геометрии и тригонометрии. Дети низших сословий, окончившие цифирную школу, часто назначались в писари к мастерам адмиралтейства, в помощники архитекторам, инженерам и т. п. Дети высших сословий, успешно окончившие цифирную школу, переходили в навигацкую. Точного срока пребывания в русской и цифирной школах не было установлено. Из одного класса в другой ученики переводились "как выучатся". В среднем обучение в каждой из школ продолжалось от года до трех лет. Объем учебного материала определялся принятыми в школе учебниками, а если такового не было, то устанавливался непосредственно учителем. Учебники составлялись в виде вопросов и ответов. Помимо записок и конспектов преподавателей, в Навигацкой школе для учебного процесса использовались:
- "Арифметика" Л. Магницкого, изданная в Москве,
- "Книга учащая морского плавания", изданная в 1701 г. в Амстердаме,
- "Таблицы логарифмов синусов, тангенсов и секансов", изданные в 1703 г. в Москве,
- "Геометрия славенски землемерие" - первая русская техническая книга, изданная народным шрифтом в 1708 г.,
- "Приемы циркуля и линейки", изданная в 1709 г.,
- "Генеральные сигналы надзираемые во флоте", изданная в 1709 г. и др.
Методы обучения в школе, как и на Западе в то время, были догматические: учитель читал текст по учебнику или по конспекту, а ученики твердили прочитанное наизусть, математические теоремы излагались без доказательств. Определенного времени для экзаменов и выпусков не было. Переводили из одного отделения в другое или, как выражались тогда, "из одной науки в другую" по мере выучки. Выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию разных ведомств. Освободившиеся вакансии замещались вновь принятыми. С 1703 г. Навигацкая школа отправляет выпускников на флот. Те, кто к 21 году не могли окончить всех наук, откомандировывались из школы и в зависимости от объема полученных знаний назначались во флот "простыми матросами" или на другие должности.
Лабораторную базу школы составляли: учебные доски, грифели, карандаши. Из инструментов использовали: шкалы (линейки с разными делениями), радиусы (градштоки), секторы, квадранты (три последних инструмента служили для измерения углов и высот светил), ноктурналы, книги морских картин (морские атласы), готовальни с медными инструментами, циркули простые и треножные. Часть этих инструментов выписывалась из-за границы, часть - делалась в школьной мастерской. При Навигацкой школе были созданы специальные мастерские, в которых ремонтировались мореходные инструменты. Магницкий, являясь ответственным за хранение мореходных инструментов, энергично заботился о приобретении их в достаточном количестве.
Вследствие большой потребности в кадрах выпускники Навигацкой школы направлялись не только во флот, но и в части вооруженных сил и государственного аппарата. Многие из окончивших школу стали инженерами, артиллеристами, геодезистами, архитекторами, видными администраторами государственного аппарата.
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века