Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Профессия "штурман"

Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота

В целях улучшения специальной подготовки штурманов адмиралтейским регламентом предусматривалось сформировать штурманскую роту из штурманов и их помощников. Если раньше после окончания кампании на зиму штурманы и подштурманы оставались в составе экипажа в подчинении командира корабля, то, начиная с января 1723 г., они откомандировывались в штурманскую роту.

Для ликвидации хронического недостатка штурманов в русском флоте в феврале 1734 г. была основана учебная штурманская рота, в которой "навигацким наукам" вначале обучалось 100 человек, а с 1749 г. - 200 человек. В ученики роты брали сыновей нижних морских чинов, сирот и детей горожан, относящихся, как тогда говорили, к "подлому народу". При определении состава учебной штурманской роты высшее морское командование руководствовалось убеждением, что под угрозой страха наказания гораздо легче обучать кораблевождению людей из трудящихся и угнетаемых классов, чем из других сословий. Предполагалось также, что ученики, вышедшие впоследствии в штурманы, не будут уходить со штурманских должностей.

Учебная штурманская рота не представляла собой нормально устроенного учебного заведения. Ученики жили на частных квартирах и в роту являлись только на занятия по "навигацким наукам". Преподавание велось, хотя опытными, грамотными штурманами, но не владевшими методикой обучения и воспринимавшими занятия с учениками как неоплачиваемую дополнительную нагрузку. В роте в течение многих лет не было ни учебных пособий, ни мореходных инструментов. Преподаватель на занятиях читал текст, ученики повторяли и заучивали его наизусть. Подготовка штурманов в роте проводилась на очень низком уровне и значительно медленнее, чем в Морской академии. Деятельное участие в подготовке штурманов роты принимал лейтенант Степан Гаврилович Малыгин, он написал первый оригинальный учебник по навигации на русском языке "Сокращенная навигация по карте де-редюкцион". Рукопись была представлена на рецензирование в Академию наук и получила доброжелательный отзыв. Книга была напечатана в начале 1733 года. Заботясь о практической подготовке штурманов, С.Г. Малыгин в 1738 г. подает в Адмиралтейств-коллегию предложение: ”...поелику флотские штурмана обучаются мореплаванию только теоретическим образом, в практическом употреблении наук совсем не способны, то, желая приучить их к практике мореходного искусства, просит пожаловать ему фрегат и 30 учеников из штурманской роты, которых обязывается сделать в весьма короткое время хорошими штурманами". Коллегия предложение Малыгина "приняла за благо", и в 1739 г. ему был выделен фрегат, разрешено было выбрать из штурманской роты 40 учеников, и предписывалось при первом удобном ветре отправиться в Архангельск и в том же году возвратиться назад в Кронштадт. Ввиду натянутых дипломатических отношений с Францией этот поход был перенесен на следующий год.

Таким образом, с помощью Навигацкой школы и Морской академии в первой половине XYIII столетия в России были созданы кадры штурманов для флота, которые не только обеспечивали вопросы безопасности кораблевождения, но и выполняли крупные работы народнохозяйственного и научного направления, приносящие огромную пользу нашей родине.

1.2 Кризисный период
1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom