Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Профессия "штурман"

Введение
1. Развития штурманской профессии
1.1 Создание основ (1696 – 1752)
1.1.1 Навигацкая школа
1.1.2 Морская академия
1.1.3 Штурманская рота
1.2 Кризисный период

25 ноября 1741 года на престол взошла новая императрица - дочь Петра I Елизавета Петровна.

Желая увеличить дворянскую прослойку среди командного состава военно-морского флота, чтобы флотские командиры стали едины с монархически настроенной верхушкой придворной гвардии, 15 декабря 1752 года своим указом основывает Морской шляхетский кадетский корпус. Морская академия в Санкт-Петербурге и Навигацкая школа в Москве упразднялись.

При расформировании этих учебных заведений ученики из дворян поступали в Морской корпус, а часть учеников из разночинцев были переведены в штурманскую роту, которая должна была принять на себя заботу, как о специальной подготовке, так и о первоначальном их воспитании.

11 декабря 1742 года состоялся высочайший указ, которым велено из шляхетства (дворянства) в штурмана и прочие нижние должности не определять, а определять в эти должности из разночинцев.

Для создания возможной системы служебного роста у штурманов решением Сената от 21 марта 1757 года определено - отличившихся по службе награждать сухопутными обер-офицерскими рангами, отличной от морской службы линией: прапорщик, подпоручик, поручик и капитан.

С этого времени начинается резкое различие в положении лиц, готовящихся к должности флотской и штурманской: к первой назначаются исключительно дворяне; воспитание им дается хотя и суровое, но правильное и под надзором специально приготовленных к тому лиц. Ученики живут в корпусе, обеспеченные всем необходимым для жизни; училище пользуется постоянным вниманием не только высшей морской администрации, но и царствующих особ. По выходе из корпуса их ожидает офицерский чин и хорошая карьера впереди.

Обстановка для предназначенных к штурманской службе другая. При скудных средствах, выделяемых правительством на содержание и воспитание, не имея училища, кроме школы при штурманской роте, штурманские ученики должны были приобретать необходимые сведения усидчивым трудом, испытывая при этом множество лишений. Ученики жили на наемных квартирах, расположенных по всему городу, учителей постоянных не было, а преподавали старшие из штурманов, по обязанности, не получая за это никакого особенного вознаграждения и редко способных к преподаванию. После окончания учебы впереди 15 или 20 лет службы в унтер-офицерском звании, исполняя трудную и ответственную обязанность, получая скудное содержание и подвергаясь всем невзгодам, выпадавшим на долю нижнего чина, не исключая и телесного наказания. Лет к 50 удостоится звания прапорщика или, при лучших обстоятельствах, к концу жизни дослужится до чина армейского капитана.

Понятно, что при таком положении штурманской службы, в ней было очень мало привлекательного даже и для лиц недворянского происхождения. Попадавшие в нее волей случая дети разночинцев по выходе в штурмана искали случая перейти к другим, менее трудным и более выгодным занятиям. И, как отмечалось в докладе "Комитета по образованию флота" 1804 года, "добрые путесчислители во флоте совсем почти перевелись".

Неизбежным следствием такого порядка вещей было то, что в этот печальный для штурманского дела период из среды штурманов мало выделялось людей, заявивших о себе какими - нибудь самостоятельными трудами. Многие штурмана в этот период командовали мелкими судами, в особенности в Охотском и Каспийском морях. Трудность плавания по этим малоизвестным тогда морям, плохое состояние судов, а в особенности неблагоприятные климатические условия делали плавания эти опасными и требовали от командиров большой энергии, искусства в управлении судами и знания штурманского дела.

Настоятельная необходимость в правильно организованном училище ясно осознавалась морской администрацией, но само учреждение его последовало после прихода на престол императора Павла Петровича.

1.3 Корпус флотских штурманов
2. Организация штурманской работы на корабле (до конца XXYIII века)
3. Основные мореходные инструменты
4. Методы кораблевождения штурманов XVIII века

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom