Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

РАЗВИТИЕ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века

§ 1. Создание национальных кадров для флота

Уже первый опыт плавания Петра I в 90-е годы XVII в. по Белому морю со всей убедительностью показал, что у него «нет и в помине людей, сколько-нибудь похожих на моряков». Задача создания флота не могла быть выполнена без решения вопроса о кадрах кораблестроителей и моряков.

Необходимо было ознакомиться с вопросами кораблестроения и мореплавания ведущих морских держав Европы, освоить их опыт.

Для выполнения этого намерения в 1697 г. из Москвы в Голландию и Англию отправляется специальное посольство. Одной из важных задач посольства был наем корабельного персонала начиная с капитанов, штурманов и кончая простыми матросами, а также закупка вооружения, корабельных снастей и инструментов. Петр I собственноручно пишет наказ посольству, в котором требует:

"1-е. К службе морской сыскать капитанов добрых (человека 3 или 4), которых сами в матросах бывали, а службою дошли чина, а не по иным причинам.

2-е. Когда вышеописанные сысканы, тогда к той же службе сыскать поручиков и подпоручиков ч. 25 или 30 добрых же и чтоб, так же которые бывали в нижних чинах.

3-е. Когда и те готовы, тогда взять ведомость кораблям, сколько числом и из вышеописанных выбрать на всякий корабль по человеку, и приказать им набирать добрых штурманов, боцманов, констеблей, матросов, по указанному числу, а жалованья им давать зачнут будущего 1698 году июля с первых чисел...".

Для изучения различных отраслей морского дела с посольством отправилась группа волонтеров в составе 35 человек. Большинство этой группы составляли участники корабельных работ и прежних плаваний Петра. В инструкции, данной волонтерам, говорилось, что они должны были не только приобрести необходимые теоретические знания по кораблестроению и мореплаванию, но главным образом научиться практически управлять различными кораблями как в условиях обыкновенного плавания, так и во время сражения. Если же «кто похочет получить себе милость большую по возвращении своем», сказано в инструкции, тот должен был не только уметь управлять судами, на которых он плавал но и научиться строить их. В группе волонтеров под именем Петра Михайлова находился и сам Петр I.

С этой же целью с посольством отправилось 69 стольников — молодых людей знатных фамилий. С каждым из стольников посылалось по одному грамотному солдату, которые также должны были изучить морское дело. Кроме того, каждый стольник обязан был по возвращении в Россию привезти с собой двух иностранцев — специалистов морского дела.

Из среды волонтеров и стольников впоследствии вышли известные русские кораблестроители Феодосии Скляев и Гаврила Меньшиков, первые русские капитаны кораблей Федор Урусов, Ипат Муханов и др.

Во время своего пребывания в Голландии и Англии Петр I показывал пример любознательности и трудолюбия в освоении всех отраслей военно-морского дела. Он сам и его сподвижники по созданию флота приобрели глубокие и обширные знания морского дела. Посольство пригласило на русскую службу более 700 иностранных специалистов.

Однако учеба за границей и наем иностранных специалистов не могли полностью решить вопроса кадров для создаваемого флота. Требовалась подготовка национальных кадров. Возникла необходимость создания в России специального учебного заведения по подготовке специалистов морского дела. 14 января 1701 г. был издан указ об учреждении в Москве школы «Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения». Школе было приказано «состоять в ведении оружейной палаты». Указом от 15 декабря 1706 г. она была переведена в заведование приказа морского флота. Преподавателем Навигацкой школы был русский ученый-математик, активный деятель развития просвещения в России Леонтий Филиппович Магницкий.

В начале число обучаемых в Навигацкой школе было определено в 200 человек. В школу принимались юноши в возрасте от 12 до 17 лет «из недорослей дворянских детей и дьячих и подьячих, из домов боярских и из других чинов, кто пожелает». Однако потребности в кадрах быстро возрастали и число учеников было в 1703 г. увеличено до 300 человек, а в 1706 г.— до 500 человек.

Боярство и часть дворянства оказывали упорное сопротивление прогрессивным преобразованиям Петра I, не отдавали своих детей в школу. Дело было не только в политической оппозиции определенной части, бояр и дворян. Сам уклад жизни правящего класса создавал препятствия распространению образования. Русский барич тех времен, классически изображенный Фонвизиным в «Недоросле», в 17—18 лет считался неразумным младенцем, которому с пеленок внушали, что он существо высшего порядка, что всякий труд — вещь для него постыдная, все его образование в большинстве случаев сводилось к чтению букваря и псалтыря с комментариями сельского дьячка. Многие дети дворян стремились уклониться от обучения, скрываясь в лесах, симулируя болезни, иногда даже нанося себе увечья. Уклонение от посылки своих детей на суровую военно-морскую службу было у основной массы бояр и части дворян настолько велико, что Петр I вынужден был применять крайние меры. В 1714 и 1715 гг. все, не явившиеся в школу, были направлены в Петербург на каторжные работы: забивать сваи. За побег из школы были введены жестокие телесные наказания и денежные штрафы.

В Навигацкой школе изучали арифметику, геометрию, ПЛОСКУЮ и сферическую тригонометрию, навигацию, мореходную астрономию, сведения по географии.

Курс навигации подразделялся на несколько отделений:

— навигация плоская (плавание с использованием плоских карт);
— навигация меркаторская (плавание по меркаторской карте);
— журнал (правила ведения навигационного журнала и ведение счисления пути корабля).

По мореходной астрономии изучали начальные сведения по космографии, определение широты места по высотам светил, обращение с астрономическими инструментами. На занятиях по географии учеников знакомили с основами математической географии, давали общее обозрение всех частей света, изучали правила съемки местности, морской описи, ведения картографических работ.

Часть поступающих в школу не умела ни писать ни читать. Для необходимой подготовки учеников было организовано два начальных класса «русская школа», где обучали грамоте — учили читать и писать, и «цифирная школа», где учили начала арифметики, геометрии и тригонометрии. Дети низших сословий. окончивших цифирную школу, часто назначались в писари к мастерам адмиралтейства, в помощники архитекторам, инженерам и т. п. Дети высших сословий, успешно окончившие цифирную школу, переходили в навигацкую. Точного срока пребывания в русской и цифирной школах не было установлено. Из одного класса в другой ученики переводились «как выучатся». В среднем обучение в каждой из школ продолжалось от года до трех лет. Объем учебного материала определялся принятыми в школе учебниками, а если такового не было, то устанавливался непосредственно учителем. Учебники составлялись в виде вопросов и ответов. Помимо записок и конспектов преподавателей в Навигацкой школе для учебного процесса использовались: «Арифметика» Л. Магницкого, изданная в Москве, «Книга учащая морского плавания», изданная в 1701 г. в Амстердаме, «Таблицы логарифмов синусов, тангенсов и секансов», изданные в 1703 г. в Москве, «Геометрия славенски землемерие» — первая русская техническая книга, изданная народным шрифтом в 1708 г., «Приемы циркуля и линейки», изданная в 1709 г., «Генеральные сигналы надзираемые во флоте», изданные в 1709 г. и др.

Методы обучения в школе, как и на Западе в то время, были догматические: учитель читал текст по учебнику или по конспекту, а ученики твердили прочитанное наизусть, математические теоремы излагались без доказательств. Определенного времени для экзаменов и выпусков не было. Переводили из одного отделения в другое или, как выражались тогда, «из одной науки в другую» по мере выучки. Выпускали из школы по мере готовности к делу и по требованию разных ведомств. Освободившиеся вакансии замещались вновь принятыми. С 1703 г. Навигацкая школа отправляет выпускников на флот. Те, кто к 21 году не могли окончить всех наук, откомандировывались из школы и в зависимости от объема полученных знаний назначались во флот «простыми матросами» или на другие должности.

Лабораторную базу школы составляли: учебные доски, грифели, карандаши; из инструментов: шкалы (линейки с разными делениями), радиусы (градштоки), секторы, квадранты (три последних инструмента служили для измерения углов и высот светил), ноктурналы, книги морских картин (морские атласы), готовальни с медными инструментами, циркули простые и тревожные. Часть этих инструментов выписывалась из-за границы, часть — делалась в школьной мастерской. При Навигацкой школе были созданы специальные мастерские, в которых ремонтировались мореходные инструменты. Магницкий, являясь ответственным за хранение мореходных инструментов, энергично заботился о приобретении их в достаточном количестве.

Вследствие большой потребности в кадрах выпускники Навигацкой школы направлялись не только во флот, но и в части вооруженных сил и государственного аппарата. Многие из окончивших школу стали инженерами, артиллеристами, геодезистами, архитекторами, видными администраторами государственного аппарата. Одна Навигацкая школа не могла решить задачу подготовки кадров. В стране организуется целый ряд военно-учебных заведений: в 1706 г. — медицинское, в 1711 г. — инженерное, в 1712 г.— артиллерийское.

Для того, чтобы подготовить детей дворян и разночинцев к поступлению в Навигацкую школу и другие военно-учебные заведения, Петр I издает указ об учреждении в Московской, Сибирской, Киевской и других губерниях школ для обучения грамоте, арифметике и геометрии. Указом от 20 января 1714 г. предписывалось обучать всех детей дворян, а указом от 28 февраля 1714 г. — детей духовного ведомства и приказных чинов. За выполнением этих указов наблюдали так строго, что без учительского свидетельства не велено было венчать. Преподавательский состав для этих школ готовился в Навигацкой школе. Для подготовки квалифицированных младших специалистов флота создавались «малые адмиралтейские школы». Первая такая школа была открыта в Таврове близ Воронежа. Учеников обучали грамоте, основам арифметики, специальности, которая требовалась на определенном этапе создания и развития флота. В дальнейшем подобные школы были организованы и в других городах. В 1725 г. в России существовали малые адмиралтейские школы в 23 городах. Продолжительность обучения в этих школах зависела от способностей учеников, опытности преподавателей, а в основном — от остроты потребности в кадрах. Обычно обучение продолжалось не более двух лет. В 1725 г. в России существовало: 51 цифирная школа, 46 епархиальных, 56 гарнизонных, в том числе малых адмиралтейских и несколько ремесленных школ.

В целях улучшения качества подготовки морских офицеров в 1715 г. Навигацкая школа была реорганизована. Русская и цифирная школы были оставлены в Москве, а на базе навигаторского отделения, переведенного в Петербург указом от 1 октября 1715 г., была образована Морская академия. В академии положено было иметь 300 учеников. В Москве были оставлены младшие классы Навигацкой школы, изучающие грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию. Фактически Навигацкая школа превратилась в подготовительное училище для Морской академии. Ежегодно очередной выпуск Навигацкой школы направлялся в Морскую, академию. Число обучаемых в школе было определено в 500 человек. С момента открытия Морской академии в ней устанавливается твердый распорядок, режим и дисциплина военно-учебного заведения, занятия начинаются в определенное время и проводятся ежедневно. Воспитанники академии делились на шесть бригад по 50 человек каждая. Под руководством офицеров занимались строевыми занятиями, несли караулы и дежурства.

Воспитанники академии изучали фехтование, приемы ружья, артиллерию, навигацию (сюда же включается и мореходная астрономия), географию, устройство корабля и фортификацию, рисование, танцы. Позже к числу предметов, изучаемых в академии, добавили геодезию. «Регламент о управлении Адмиралтейств...» (1722 г.) указывает- «5 Академии учить наукам, а именно: артиллерии, навигации и фортификации, танцам и ретраншаментам (полевой фортификации), географии, воинским обучениям с мушкетами совершенно. А апрошам (долговременной фортификации) и корабельным членам, чтобы только знали, что для чего делается, а рисовать и на рапирах сколько возможно».

Навигация и астрономия изучались в форме решения различных, встречающихся на практике задач. Например, по астрономии решали задачи определения широты места корабля по меридиональной высоте Солнца, определения склонения компаса, время полных и малых вод и пр. При этом использовались логарифмы, таблицы и различные шкалы.

Методика преподавания оставалась прежней. Теоремы давались без доказательств, учащиеся должны были довольствоваться заучиванием наизусть различных истин и правил и прилагать их к решению практических задач кораблевождения.

Кроме учебников, применяемых для обучения в Навигацкой школе, в Морской академии использовались: «Разговор у Адмирала с Капитаном о команде или полное учение, како управлять кораблем во всякие разные .случаи», изданная в 1724 г., «Книга морская зело полезная», изданная в 1722 г., «Таблицы горизонтальных, северные и южные широты восхождения Солнца» издания, 1722 г., «Таблицы склонения Солнца по амстердамскому меридиану», 1723 г. издания, «Книга мировоззрения или мнение о небесных глобусах», излагающая гелиоцентрическую систему Коперника, «Генеральная география небесный и земноводный круги купно с их свойствы и действы», издания 1718 г., «Введение в историю Европейскую».

После опроса учителей академии Адмиралтейская коллегия в 1726 г. установила продолжительность изучения отдельных дисциплин. Предписывалось изучать: арифметику — год, геометрию — восемь месяцев, тригонометрию плоскую — три месяца, навигацию плоскую — три месяца, навигацию меркаторскую — пять месяцев, ведение журнала — месяц, тригонометрию сферическую — три месяца, астрономию —четыре месяца, артиллерию —год, фортификацию—год, живопись и пр. — 11 месяцев. Весь срок обучения составлял шесть лет и девять месяцев.

В 1725 г. штат Морской академии (вместе с русской и цифирной школами) состоял из профессора, 14 учителей, 10 подмастерьев, одного поручика и двух сержантов для военного обучения. С целью подготовки педагогических кадров для академии в ней была выделена отдельная группа способных учеников, которая занималась по расширенным программам.

Начиная с 1718 г. окончившие академию непосредственно на корабли не назначались, а продолжали практическое обучение в составе организованной при академии гардемаринской роты, состоящей из 300 человек.

В зимнее время гардемарины занимались по 12 часов в неделю навигацией, кораблестроением, артиллерией, рисованием, фортификацией, обучались воинскому строю и стрельбе из ружей и пушек, а также такелажному делу. Летом гардемарины распределялись на корабли в плавание, где они ежедневно под руководством старшего офицера были обязаны в течение четырех часов заниматься управлением корабля, штурманским делом, артиллерией и другими науками. После трех-пяти лет плавания, в зависимости от успехов в обучении, гардемарины сдавали специальные экзамены и производились в мичманы, если имелись свободные вакансии. На экзаменах у гардемарин проверялись знания штурманского дела, морской артиллерии, военной подготовки, умение управлять кораблем в бою и в мирное время.

В академии постоянно несли караул один офицер и 18 учеников, часовые стояли у ворот, в залах и у денежной кассы.

Созданная Петром I система подготовки моряков позволила относительно интенсивно поставлять на флот кадры русских морских офицеров. Однако вследствие быстрого роста флота на кораблях постоянно ощущался недостаток офицерского состава, который приходилось компенсировать наймом на службу иностранных морских офицеров.

На 1725 г. имелось 243 офицера корабельного флота, которые по званиям распределялись в следующем порядке (табл. 1).

Таким образом, после смерти Петра 1 большинство офицеров корабельного состава составляли русские. Уже с окончанием Северной войны и особенно после смерти Петра I рост флота прекращается и; продолжает уменьшаться число иностранных офицеров во флоте. Еще в 1722 г. адмирал Крюйс писал Президенту Адмиралтейств-коллегий: «... по моему мнению ни одного иноземца в офицеры, не надлежит принимать, который не был добрым штурманом или констапелем, понеже здесь и своих русских офицеров довольно есть».

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom