РАЗВИТИЕ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века
§ 5. Карты и другие пособия, обе6спечивающие кораблевождение
Целям обеспечения безопасности кораблевождения, прежде всего, служили морские карты. Согласно организации службы во времена Петра I на кораблях военно-морского флота каждый штурман должен был иметь личные карты.
Первые штурманы при плавании на Белом и Балтийском морях пользовались шведскими и голландскими картами. Одновременно с освоением морей организовывалось гидрографическое изучение местности и издание отечественных карт.
До конца XVII в. в России существовали:
— географические карты, издаваемые за границей. Они составлялись по скудным материалам, полученным от русских послов или от иностранцев, посещавших Россию, поэтому имели большие искажения и неточности;
— географические чертежи — схемные изображения земли, составляемые в России по результатам опроса населения и личных наблюдений. Они были также весьма приближенны.
Так, карта России царевича Федора Годунова (рис. 6) была издана в Голландии в 1614 г. по картографическому материалу, высланному царевичем. Она была первой генеральной картой России, имела сетку меридианов и параллелей. Для ее составления использовались географические координаты ряда пунктов (Астрахань, Архангельск и др.), определенные англичанами. Однако на этой карте искажены очертания Каспийского и Белого морей, дельты реки Волги, Онежского озера и др.
Немногим в лучшую сторону отличалась карта Н. Витзена, изданная на голландском языке в Амстердаме в 1687 г.
Еще меньше были приспособлены географические чертежи для обеспечения безопасности кораблевождения. Они составлялись без всякой математической основы, на них указывались города, реки, расстояния между ними, но о положении географических пунктов относительно стран света, о направлении рек, очертании морей, озер правильного представления нельзя было иметь. Примером может служить один из чертежей С. У. Ремезова «Чертеж вновь Камчадальские земли», созданный около 1700 г. (рис. 7).
Во время первого путешествия за границу Петр I знакомился с амстердамским бургомистром Витзеном, известным своими работами по картографии, географии и этнографии России.
По его рекомендации Петр I берет уроки у известных математиков, знатоков морских карт, занимается черчением, учится гравированию, знакомится с постановкой картографического дела, по возвращении в Россию посылает своих офицеров за границу для изучения геодезии и картографии.
Первые гидрографические работы в России, проводимые на научной основе, начались при создании Азовского флота. Во время плавания по Дону в 1698 г. была сделана съемка реки от Воронежа до Азова. В 1703 г. в Амстердаме издан атлас «Новая чертежная книга, содержащая великую реку Дон или Танаис по ее истинному положению и пр.» на русском и голландском языках. На картах атласа были определены широты Воронежа, Азова и некоторых промежуточных пунктов.
Первые плавания кораблей русского флота в Азовском море и поход корабля «Крепость» в Константинополь сопровождались гидрографическими исследованиями.
Используя результаты этих работ и европейские карты Черного и Азовского морей, в России выпустили несколько карт.
В 1701 г. была напечатана карта «Восточная часть моря Палус Меотис, и ныне называемая Азовское море...», на карте показаны глубины от устья реки Дон до Керченского пролива, указано, кто ходил в 1699 г. с Петром I от Азова до Керченского пролива, названы корабли, их капитаны, число пушек на каждом корабле. Имелось посвящение адмиралу Ф. А. Головину.
В это же время издана карта «Прямой чертеж Черного моря от города Керчи до Царьграда».
По мере утверждения русских на берегах Финского залива в 1701 — 1705гг. начали издаваться русские карты для Балтийского флота. Это «Географический чертеж над Ижорскою землею, с своими городами, уездами и пр.», «Часть сначала Восточного моря и пр.», «Размерная карта части вначале Балтийского моря», «Новые размерные карты часть Балтийское море». В 1714 г. был издан на русском языке атлас морских карт «Книга размерная градусных карт Ост-зее или Варяжского моря», состоящий из двенадцати карт. Этот атлас переиздавался в 1720 г. и в 1723 г.
В случае необходимости продвижения галерного флота в новые, незнакомые участки финских шхер вначале посылали небольшой отряд судов для осмотра берегов, рекогносцировки и промера. В 1710 г. в Финском заливе была сделана морская опись от Кронштадта до Выборга. После Гангутского сражения были произведены в 1714 г. опись проходов у Гангута, в 1715 г. съемка в Рижском заливе, съемка и промер фарватера от Березовых островов до острова Гогланд. В это же время штурман Кожин производил съемку и промер от о. Гогланд до Ревеля. Карта Кожина была напечатана в 1716 г. Тогда же произведены промеры галерных фарватеров в Финляндских и Абосских шхерах.
В период 1719—1724 гг. была произведена опись всего южного берега Финского залива с прибрежными островами.
В результате проделанной работы в 1724 г. была составлена карта этого района. На основании имеющихся материалов в 1726г Адмцмлтейств-коллегией выпущена генеральная карта Финского залива и 12 частных карт. В 1738 г. были обработаны все русские, голландские и шведские картографические материалы и составлен атлас карт Балтийского моря. В течение 13 лет, с 1739 г. по 1752г., проводится первая опись Балтийского моря.
Берега Северного Ледовитого океана — места морского промысла русских с древних времен. В летописи IX в. упоминается о промысле новгородских славян у мурманского побережья. Письменные подтверждения этого находятся и в иностранных документах XV века, где говорится о встречах с русскими промышленниками в Баренцевом и Карском морях. Совершая плавания вдоль берегов Сибири, казаки и промышленники в XVII в. открыли устья многих больших рек и группы островов, расположенных вдоль берегов Сибири.
В 1648—50 гг. казак Семен Дежнев прошел морем от устья реки Колыма до реки Анадырь и открыл пролив, отделяющий Азию от Америки, впоследствии получивший название Берингова пролива. Существует много письменных источников, подтверждающих эти походы, но сведений о наличии в те времена морских карт берегов Сибири нет.
Первые гидрографические описания берегов Сибири русскими были выполнены отрядами Большой Северной экспедиции в 1734— 1741 гг. Пять отрядов, состоящих из матросов и солдат, штурманов, геодезистов под командованием русских морских офицеров провели в тяжелых условиях Севера большую работу по морской съемке побережья. Широты пунктов определялись астрономическими способами с ошибками 4—25', долготы — методом счисления Ошибки определения долготы были значительно больше. По результатам съемок были составлены 14-я карта («Части рек Печеры, Оби, Енисея купно с их устьями в Северный океан впадающими») и 16-я («Часть Ледяного моря с устьем реки Лены») изданного в 1745 г. «Атласа Российской империи».
Первая опись берегов Кольского залива была сделана в 1741 г., по ее результатам в 1742 г. издана карта этой части Баренцева моря.
Плавание в Белом и Баренцевом морях до второй половины XVIII столетия обеспечивалось картами голландского атласа, изданного в конце XVI столетия. Очертания берегов на этих картах имели большие погрешности, особенно берегов в Белом море. Например, фактическая ширина горла Белого моря 56 миль на карте составляла 17 миль, остров Сосковец размером 8 кбт на 2 кбт на карте был нанесен длиной 100 кбт, шириной 40 кбт. По данным этих карт в 1701 — 1703 гг. в России были изданы карты: «Чертеж реки Двина или Архангельска», «Размерная карта, начинающаяся от узкого прохода между Русского и Белого моря» (от Колы и Канина Носа до Архангельска), «Размерная карта от Пялицы лаже до Ковды» (западная часть Белого моря).Карты Каспийского моря допетровских времен издавались за границей, были неточными и недостоверными. Так, карта издания 1647 г. изображает Каспийское море в виде четырехугольника, близкого к квадрату, расположенного между 37—47° по широте и 84—94° по долготе. На карте издания 1674 г. море также имеет вид четырехугольника, а на карте издания 1700 г. — вид круга.
Первая морская съемка Каспийского моря производилась по приказанию Петра I в период с 1699 г. по 1704 г., по ее результатам составлена первая отечественная карта. С 1709 г. обследуется западный берег Каспия в поисках удобных гаваней, в 1715— 1718гг.— восточный берег, в 1719—1720 гг.— вновь западный и южный берега.
На основе проведенных обследований с использованием картографических материалов прошлых съемок была составлена карта «Картина плоская моря Каспийского от устья Ярковского до залива Астробатского по меридиану возвышается в градусах и минутах, глубина в саженях и футах, рисована в Астрахани и выгры-дорована на меди в Санкт-Питер Бурхе в 1720 году». На карте север размещен внизу, а юг вверху. Вокруг общей карты показано восемь частных карт разного масштаба. На карте двенадцать пунктов имеют широту, определенную астрономическими способам^, в шести точках дано магнитное склонение. Она имела грубые неточности, особенно в очертании восточного берега, тем не менее по качеству и достоверности была неизмеримо выше всех предшествующих.
В феврале 1721 г. Петр I послал ее в Париж вместе с благодарственным письмом по случаю избрания его в члены французской Академии наук. Карта произвела огромное впечатление. Секретарь Академии, отзываясь о достоинствах карты, писал: «Мы уже наконец знаем подлинную фигуру сего моря, которая совсем не сходствует с прежнею...»).
Успешный персидский поход Петра I, приведший к завоеванию юго-западных берегов Каспия в 1723 г., основание в Астрахани военного порта и дальнейший рост каспийской флотилии (в 1723 г. флотилия состояла из 73 судов, не считая мелких судов и лодок), требовали дальнейшего изучения Каспийского моря. В марте 1726г. Адмиралтейств-коллегия решила продолжить работы по описанию берегов Каспия. В течение полугода с мая по ноябрь 1726 г. два корабля «Царицын» и «Астрахань» занимались съемкой побережья моря и промером. Руководил работами известный штурман и гидрограф капитан-лейтенант Ф. И. Соймонов. В результате этого плавания были описаны многие не исследованные ранее места, уточнены широты ряда пунктов. Весь картографический материал тщательно обработан и систематизирован и в 1731 г. издан атлас Каспийского моря, в который вошли общая карта Каспийского моря и семь частных карт южного и западного побережья. Общая карта значительно отличалась от предшествующих карт большой точностью очертания берегов, местоположением мысов и бухт, но и Г она имела существенные погрешности, особенно в описании восточного побережья. Помимо атласа в 1731 г. Адмиралтейств-коллегия издала материалы путевого журнала Соймонова под названием «Описание Каспийского моря от устья реки Волги, от протока Ярковского до устья реки Асрабадской». Эта книга представляет собой первую русскую лоцию Каспийского моря, в которой даны сведения о магнитном склонении, течениях, описание фарватеров, приметных навигационных ориентиров, рекомендованных курсов и рисунки видимых очертаний берегов при плавании по фарватерам. Более 50 лет она служила пособием для моряков Каспия и в 1783г. была переиздана.
На Балтийском море до 1721 г. штурманы пользовались шведскими и датскими лоциями. В апреле 1721 г. в Петербурге впервые была переведена на русский язык и издана шведская лоция Балтийского моря «Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание в Балтийском море». Эта лоция была настолько полезна для штурманов, что переиздавалась с небольшими изменениями в 1739 г., 1756 и 1786 гг.
Помимо морских карт и лоций издавались другие навигацион ные пособия. В 1703 г. были выпущены «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов» — первое пособие, напечатанное на русском языке. Второе издание этих таблиц вышло в 1716 г. В 1722 г. были изданы «Таблицы горизонтальные северные и южные широты восхождения Солнца», предназначенные для определения поправки компаса. Через год издаются «Таблицы склонения Солнца с 1720 по 1741 годы». Они обеспечивали возможность определения широты корабля в море по меридиональной высоте Солнца. В 1744 г. вышел «Каталог, содержащий о Солнце, Луне и звездах, также о полном в знатных местах, заливах и реках, наводнений, и прочая к мореплаванию надлежащая в разных по санкт-петербургскому меридиану таблица». В каталог сведены таблицы собственного движения Солнца по эклиптике с 1740 по 1763гг., таблицы склонения, прямого восхождения и амплитуд Солнца, таблицы склонения и прямого восхождения 69 навигационных звезд, таблицы поправок за рефракцию для Солнца и для звезд и поправок за высоту глаза наблюдателя, таблицы приливов.
Это пособие было в какой-то мере прообразом современных мореходных таблиц, морского астрономического ежегодника и таблиц приливов.
Специальные таблицы, как правило, включались также в учебники навигации, издаваемые в этот период. Так, в книге Ф. И. Соймонова «Экстракт штурманского искусства», изданной в 1739 г., приведены таблицы приливов, склонения и прямого восхождения Солнца и 78 навигационных звезд, поправок за рефракцию и наклонение видимого горизонта, меридиональных частей, разности широт и отшествий. Подобные же таблицы имелись в книге «Полного собрания о навигации» С. И. Мордвинова, изданной в 1748 г.