ПЕРВЫЙ В ПЕРВОМ ВЫПУСКЕ ТОВВМУ: выпускник ТОВВМУ 1941 года Мачинский Олег Макарович
(наброски к биографии отважного морского офицера, контр-адмирала участника Великой Отечественной войны)
Курсант Олег Макарович Мачинский родился 22 мая 1918 года в г.Пржевальске. Русский. Окончил 10 классов в г.Ашхабаде в 1935 году. Вынужденно работал 1 год в средней школе учителем физкультуры, так как не успел доехать до Ленинграда, поступил в ВВМУ им.Фрунзе только в следующем 1936 году. После окончания первого курса рота курсантов из Ленинграда была отправлена во Владивосток, где создавалось Тихоокеанское ВВМУ. Они были первыми в ТОВВМУ, учились и принимали активное участие в строительстве нового училища. Курсант О.М.Мачинский проявлял большой интерес к изучаемым общенаучным, техническим и специальным военно-морским предметам – с 1940 года училище давало выпускникам высшее образование. Он учился с большим прилежанием, экзамены сдавал только на отлично, был лидером в коллективе, любим своими однокурсниками-тихоокеанцами и преподавателями ТОВВМУ. Он был и бессменным старшиной роты, с обязанностями справлялся отлично – так отмечено в выпускной аттестации. Приказом Наркома ВМФ ему была назначена Сталинская стипендия и награждён знаком ОТЛИЧНИК ВМФ. Выпускник первого выпуска 1941 года с Золотой медалью Мачинский Олег Макарович занесён на мраморную доску в ТОВВМУ (ныне ТОВМИ имени С.О.Макарова). После окончания училища для прохождения службы ему было предоставлено право выбора флота и корабля. И он выбрал: Тихоокеанский флот и новый, выходящий после постройки, эскадренный миноносец проекта-7 «Разумный» командиром штурманской боевой части.
Лейтенант О.М. Мачинский - штурман эскадренного миноносца «Разумный»
Лейтенант О.М.Мачинский прибыл на достраивающийся на заводе в городе Комсомольске-на Амуре корабль в июле 1941г. В то время на улицах города, как и в других точках нашей Родины, был на виду плакат «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!…» ,.. Лейтенант О.М.Мачинский успел к началу проведения швартовных, ходовых и государственных испытаний корабля. Многое узнал от сдатчиков приборов штурманского вооружения по устройству и правилам технического обслуживания морских средств навигации. Во время замера скорости и регулировки лага на мерной линии корабль дал скорость … узлов! Душа радовалась у молодого лейтенанта, он гордился и полюбил свой корабль.
7 ноября того года на ЭМ «Разумный» были завершены ходовые и государственные испытания. Это большой объём работ личного состава корабля по приёмке корабля, технических средств и оружия от заводских сдатчиков, особенно для моряков БЧ-5 (командир боевой части Е.О.Морозов) и БЧ-1 (командир боевой части О.М.Мачинский). Командиром «Разумного» был капитан-лейтенант Виктор Васильевич Фёдоров. Командир эсминца был по характеру спокойным человеком, сдержанным в своих эмоциях, никогда зря не дёргал своих подчиненных, не впадал в панику в сложных ситуациях, был в меру осторожным и в тоже время решительным. Под стать своему командиру, беря с него пример, были и штурман лейтенант О.М.Мачинский, и командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Е.О.Морозов. Они заложили хорошую атмосферу на корабле, сколотили экипаж в дружную семью. От них в основном зависила безопасность плавания. Штурман успешно обеспечил навигационную безопасность плавания и привёл корабль из Комсомольска-на-Амуре в бухту Золотой Рог. После отработки боевых и повседневных расписаний, сдачи курсовых задач и ввода в состав перволинейных кораблей Тихоокеанского флота «Разумный» стал нести дежурство, дозорную службу, выполнять маневры при совместном плавании кораблей. Одной из замечательных страниц, которая характеризовала морскую выучку личного состава эсминца «Разумный», было выполнение задачи по оказанию помощи кораблю, на котором произошла авария. Получив в море шифровку от ОД флота «Срочно подойти к борту эсминца «Разящий», забрать пострадавших при аварии и полным ходом идти в базу», эсминец «Разумный» поставленную задачу успешно выполнил.
Переход с Тихоокеанского на Северный флот
Выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования для усиления Северного флота в 1942 году было приказано перевести четыре эсминца Тихоокеанского флота в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-18). Отряд эскадренных миноносцев (командир отряда капитан 1 ранга В.Н.Обухов) был сформирован в составе: лидера ЛД «Баку» (командир капитан-лейтенант Б.П.Беляев), трёх ЭМ проекта 7 - «Разумный» (командир капитан-лейтенант В.В.Фёдоров), «Разъярённый» (командир капитан-лейтенант Н.И.Никольский), «Ревностный» (командир капитан-лейтенант Г.Т.Каруна). 15 июля 1942 года отряд боевых кораблей вышел из бухты Золотой Рог и 14 октября три боевых корабля прибыли в Екатерининскую Гавань. 4-й - ЭМ «Ревностный» в Татарском проливе столкнулся с транспортом «Терней», повредил себе носовую часть корпуса, после чего был отбуксирован в Советскую Гавань. Переход обеспечивали несколько транспортов и ледоколов по трассе Северного Морского Пути. Трудное плавание было: в Беринговом море в условиях плотного тумана до бухты Проведения, в Чукотском море около 2-х недель находились в объятиях льдов, в море Лаптевых встретились с 8-ми балльным штормом. Штурман «Разумного» лейтенант О.М.Мачинский успешно обеспечил навигационную безопасность плавания корабля на Северный флот. С прибытием в Екатерининскую Гавань на Северном флоте была сформирована бригада эскадренных миноносцев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П.И.Колчин. Капитан 1 ранга В.Н.Обухов стал начальником штаба этой бригады.
О.М.Мачинский - участник Великой Отечественной войны на Северном флоте в должности командира БЧ-1 эскадренного миноносца «Разумный»
С приходом на Северный флот ЭМ «Разумный» сразу же приступил к выполнению боевых задач на театре военных действий Северного флота, даже не освободившись от ледовой «шубы», которая была предназначена для защиты корпуса корабля при переходе Северным Морским Путём. А это ограничивало его скорость и маневренность. «Разумный» в 1942 году выполнил 4 боевых похода: дважды выходил в море на встречу транспортов, одиночно переходящих от Исландии к Баренцеву и Белому морям, встречал суда в море и эскортировал их в Кольский залив. Корабль участвовал во встрече союзного конвоя JW-51 A и проводке в Белое море пяти транспортов этого конвоя. Самую трудно решаемую задачу пришлось выполнять в первый год на Северном флоте – это оказание помощи аварийному эсминцу «Сокрушительный» в штормовом (8-9 баллов) Баренцевом море 20, 21, 22 ноября 1942 года. А история этого события была такова: 17 ноября 1942 года отряд эскадренных миноносцев в составе: лидер «Баку» под флагом командира бригады капитана 1 ранга П.И.Колчина и двух эсминцев «Сокрушительный» и «Разумный» вышел в море на усиление эскорта союзного конвоя QP-15, уходящего из Архангельска в Англию. Вскоре эсминец «Разумный» возвратился в базу из-за неисправности механизмов. Погода в Баренцевом море ухудшалась. К утру 20 ноября в море разыгрался шторм от ветра ураганной силы. В условиях плохой видимости корабли охранения потеряли друг друга, конвой распался. Суда шли самостоятельно. Командир конвоя дал разрешение эсминцам возвратиться в базу самостоятельно. От ударов гигантских волн на лидере «Баку» нарушилась герметичность обшивки корпуса корабля, личный состав во главе с командиром капитаном 2 ранга Б.П.Беляевым вёл самоотверженную борьбу за непотопляемость корабля. Крен достигал 40 градусов. Командир ЭМ «Сокрушительный» капитан 3 ранга М.А.Курелёх принял решение следовать курсами от 210 до 160 градусов, последовательно менял курс, при этом он посчитал следовать малой скоростью, доведя её до 5 узлов. А шторм усиливался. Огромные океанские волны обрушивались на корпус эсминца. В 14 часов 30 минут лопнули листы настила верхней палубы в корме, после чего произошёл обрыв линий вала и всей кормовой части, которая через 3 минуты затонула, унеся с собой шестерых краснофлотцев. Корабль потерял ход, стал лагом к волне... На помощь «Сокрушительному вышли эсминцы «Разумный» и «Валериан Куйбышев» из Кольского залива, а из Иоканьги – «Урицкий» («Командиры эскадренных миноносцев Северного флота», автор В.В.Щедролосев, Гангут, 2009). 21-22 ноября в исключительно сложных штормовых условиях оказывалась помощь экипажу ЭМ «Сокрушительный». Эсминец погиб. Спасли 191 человек. За трусость и деморализацию экипажа командир капитан 3 ранга Курелёх разжалован и приговорён к расстрелу. Значительная часть офицеров разжалована и отправлена в штрафники. Офицеры, которые отважно боролись за живучесть корабля и вместе с ним погибли, их именами названы боевые корабли Северного флота. Это тральщики «Старший лейтенант Владимиров» (политрук БЧ-5) и «Старший лейтенант Лекарев» (командир БЧ-3). Высокие морские качества и командирское мастерство при спасательной операции проявились у командира ЭМ «Валериан Куйбышев» капитан-лейтенанта П.М.Гончара, а также офицеров и всего личного состав эсминца и находящегося на борту начальника штаба дивизиона ЭМ капитана 3 ранга Е.К.Симонова.
…В 1943 году ЭМ «Разумный» прошёл сквозь штормы морей в операционной зоне Северного флота более 17000 миль. Во всех походах «Разумного» на штурманском столе у морской навигационной карты с параллельной линейкой, транспортиром, измерителем и карандашом работал штурман старший лейтенант (с 29.10.1943г.) О.М.Мачинский. Радиопеленгатор, навигационный секстан и звёздный глобус, да гирокомпас с магнитным компасом и лагом …– вот небольшой перечень приборов и мореходных инструментов для счисления и определения места в бушующем море было у штурмана О.М.Мачинского. Это не то, что ныне: набор высокоточных корабельных приёмо-индикаторов по радио-навигационным, астронавигационным и спутниковым системам и т.п. В Боевой аттестации за 1943 год командир ЭМ «Разумный» - известный командир-североморец капитан 3 ранга Н.И.Никольский - написал: «В бою хладнокровен, смел, решителен. Участвовал в 20-ти операциях по конвоированию судов и в 3-х набеговых операциях. В работе инициативен, напорист. Много работает над воспитанием подчинённых и над своим развитием».
ЭМ «Разумный» в 17 операциях провёл 14 конвоев в общем составе свыше 100 транспортов, несмотря на противодействие подводных лодок противника, все операции прошли успешно и потерь в транспортах не было. Все атаки фашистских подводных лодок отражались своевременной контратакой «Разумного», на котором в состав боевого расчёта ГКП входил штурман О.М.Мачинский.
В мае-августе 1944г. штурман О.М.Мачинский участвовал в приёмке отряда кораблей в Великобритании в счёт раздела итальянского флота. Он был назначен командиром БЧ-1 на ЭМ «Деятельный», командиром которого был капитан-лейтенант П.М.Гончар. Приёмка кораблей от английских экипажей проходила в непростых условиях для североморцев. Корабли были в запущенном состоянии, «…захламлены, подвержены коррозии... Ни один из кораблей не мог отойти от причала, не говоря о выходе в море…» О техническом состоянии кораблей было доложено наркому ВМФ адмиралу Н.Г.Кузнецову, который доложил об этом И.В.Сталину. «Верховный» сказал, что рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит» и приказал перегонять корабли в Кольский залив»
Советские моряки (офицеры военной миссии и североморцы) определили перечень основных ремонтных мероприятий, которые должны выполнить англичане, определили необходимый боезапас, запчасти, расходные материалы. Английская сторона предполагала, что приём кораблей растянется на многие месяцы. Однако контр-адмирал Н.М.Харламов заявил, что советским морякам достаточно 2-х месяцев на изучение и приёмку техники. «Адмирал, очевидно, шутит», - заметил английский адмирал. На принимаемых кораблях североморцы от темна до темна изучали и приводили в порядок технику, вытаскивали грязь и ржавчину.
Старший лейтенант О.М.Мачинский с личным составом БЧ-1 освоили свои заведования, приняли от сдатчиков-англичан технические средства навигации, мореходные инструменты и рулевое устройство, а также карты, лоции и пособия по кораблевождению. Штурман впервые увидел и быстро освоил таблицы НО-214, значительно лучше наших отечественных таблиц для решения задач по определению места корабля с помощью небесных светил.
Командир Отряда вице-адмирал Г.И.Левченко и его начальник штаба капитан 1 ранга В.А.Фокин на всех кораблях поочередно пробно выходили в море для проверки средств движения, оружия и технических средств корабля и выполнения огневых задач. 16 августа 1944 года соединение принятых кораблей покинуло английскую базу и направилось в Кольский залив.
Помощник командира ЭМ "Деятельный"
Старший лейтенант О.М.Мачинский – участник боевых походов, помощник командира ЭМ «Деятельный» (сентябрь 1944-февраль 1945гг.)
На Северном флоте с нетерпением ждали корабли из Великобритании и дождались: 24 августа 1944 года: линкор «Архангельск» (командир контр-адмирал В.И.Иванов), 8 эскадренных миноносцев - «Дерзкий» (командир капитан 3 ранга А.И.Андреев), «Деятельный» (командир капитан 3 ранга П.М.Гончар), «Достойный» (командир капитан 3 ранга Е.А.Козлов, затем Н.И.Никольский), «Живучий» (командир капитан 3 ранга Н.Д.Рябченко), «Жгучий» (командир капитан 2 ранга Ю.А.Польский), «Жёсткий» (командир капитан-лейтенант А.К.Щербаков), «Жаркий» (командир капитан 3 ранга Н.Д.Осадчий), «Доблестный» (командир капитан 3 ранга Г.Ф.Годлевский). На переходе морем их встретил восьмибалльный шторм. Штурман ЭМ «Деятельный», находясь под неустанным контролем своего командира, успешно обеспечил навигационную безопасность плавания ЭМ «Деятельный», корабль прибыл в Кольский залив.
После прибытия из Великобритании на Северный флот командир ЭМ «Деятельный» капитан 3 ранга П.М.Гончар зауважал своего штурмана и принял решение о назначении его помощником командира корабля (он же старший помощник). В представлении на вышестоящую должность командир ЭМ «Деятельный» капитан 3 ранга П.М.Гончар написал: «Отличный офицер. Прекрасно знает свою специальность. Высококультурный и грамотный морской офицер. Пользуется большим авторитетом у всего личного состава корабля. Много разумной инициативы». С сентября 1944 года старший лейтенант О.М.Мачинский стал помощником командира ЭМ «Деятельный». Командиром БЧ-1 на «Деятельном стал лейтенант Н.В.Корнилов. На ГКП ЭМ «Деятельный» кораблём управляли высокотребовательный напористый командир капитан 3 ранга П.М.Гончар и смелый, решительный, авторитетный у всего личного состава корабля его помощник старший лейтенант О.М.Мачинский.
В конце 1944 года на Северном флоте резко активизировалась деятельность немецких подводных лодок. Это было связано с тем, что Германия лишилась своих военно-морских баз во Франции, Голландии, Бельгии и в самой Германии. Немецко-фашистское командование перебросило около 100 подводных лодок в Норвежские базы. Немецкие подводные лодки в составе «волчьих стай» всё чаще и чаще стали обнаруживаться на путях движения союзных конвоев в операционной зоне Северного флота.
5 сентября ЭМ «Деятельный» вышел в свой первый боевой поход в Карское море для сопровождения конвоя БД-8 из Белого моря на о.Диксон. ЭМ «Деятельный» дважды обнаруживал немецкие подводные лодки на пути сопровождения конвоя, производил атаки, грамотно уклонялся от их торпед, не допустил прорыва вражеской ПЛ. Конвой без потерь пришёл на о.Диксон. На обратном пути ЭМ «Деятельный» сопровождал конвой ДБ-6. Дважды обнаруживал подводные лодки противника и не дал им выходить в атаку на конвой.
В середине ноябре ЭМ «Деятельный » участвовал в проведении операции по выводу ледоколов из Карского в Белое море. Эсминец трижды выходил в атаку - подводные лодки противника не были допущены к конвою ледоколов. В проливе Карские Ворота конвой был усилен и без потерь пришёл в Белое море.
5 декабря ЭМ «Деятельный » с ЭМ «Живучий» производили поиск подводных лодок противника по маршруту Йоканьга-Кольский залив. Корабли в трёх случаях обнаруживали и выходили в атаку с применением глубинных бомб на подводные лодки противника.
… 6 декабря 1944 года корабли 6-й эскадры Северного флота (командующий контр-адмирал В.А.Фокин, начальник штаба капитан 1 ранга А.М.Румянцев) лидер "Баку", гвардейский эсминец "Гремящий", эсминцы "Урицкий", "Доблестный", "Дерзкий", "Живучий", "Разумный", "Деятельный " встречали очередной конвой союзников JW-62. В районе острова Сосновец в сопровождение вступили только два эсминца: "Деятельный" и "Урицкий", которые после конвоирования судов до г.Молотовск (Северодвинск) заправились топливом и водой, возвратились в Полярный.
13 декабря в командование эсминцем "Деятельный" вступил капитан-лейтенант К.А.Кравченко, а капитан 3 ранга П.М.Гончар получил назначение командиром лидера «Баку». Таким образом, старший лейтенант О.М.Мачинский стал боевым помощником у капитан-лейтенанта Константина Афанасьевича Кравченко. Он 1916 года рождения, родился в Днепропетровске, в 1938 году окончил училище имени М.В. Фрунзе и проходил службу на эсминцах Тихоокеанского флота. Участвовал в приемке кораблей в Англии, перед назначением на "Деятельный" был помощником командира эсминца «Жесткий" .
28 декабря ЭМ "Деятельный" под командованием капитан-лейтенанта К.А.Кравченко, (помощник командира старший лейтенант О.М.Мачинский, командир БЧ-1 лейтенант Н.В.Корнилов) участвовал в проводке конвоя КВ-37 (два груженых американских транспорта) в Белое море.
29 декабря конвой КВ-37 пришел в Йоканьгу, где стал на якорь. Командование Иоканьгской ВМБ приняло решение задержать транспорты с особо ценным грузом и провести тщательное обследование района, так как появились несколько немецких подводных лодок. Они нагло всплывали, контакты с ними были установлены, но ни одной немецкой подводной лодки наши противолодочные силы не уничтожили. 29 декабря 1944 года тральщик Т-883 был торпедирован у мыса Святой Нос подводной лодкой LJ995 (установлено после войны), погибло 49 человек.
Немецкие подводные лодки нагло вели себя у Кольского побережья. Командование Северного флота было обеспокоено и приказало 30 декабря находившимся в Иоканьге эскадренным миноносцам. "Дерзкий", "Достойный", "Деятельный" и "Урицкий" производили поиск и уничтожение подводных лодок противника. Корабли вышли на поиск в район острова Нокуев, обследовали район к северу от мыса Черный, затем строем фронта прошли на восток до Святого Носа. Корабли обследовали район, где фиксировались подводные лодки противника, и взяли курс к мысу Канин Нос. Отсюда прошли до маяка Терско-Орловский (в северной части Белого моря). Поиск проводился, но противника обнаружить не удалось.
В январе 1945 года в связи с усилившейся активностью немецких подводных лодок нагрузка для эскадренных миноносцев ещё более возросла. Вернувшись для пополнения запасов мазута и воды, эсминцы в том числе 2 январяЭМ ЭМ «Деятельный», «Грозный», «Дерзкий», «Достойный», «Урицкий» покинули Иоканьгу, чтобы в северной части Белого моря встретить конвой БК-41, следовавший из Архангельска под проводкой ледоколов. Из Кольского залива в горло Белого моря для усиления эскорта БК-41 вышли лидер "Баку", эсминцы "Разумный", "Разъяренный", "Живучий" и "Доблестный", тральщик Т-113 и охотник БО-225.
3 января в 16 ч эсминцы, вышедшие из Иоканьги, в районе острова Сосновец вступили в охранение 14 американских и одного советского транспорта.
4 января в районе Поноя к конвою подошла группа кораблей во главе с лидером "Баку". Конвой перестроился в походный ордер и пошел на север. Вскоре, на подходе к мысу Орлов-Терский Тонкий, эсминцы "Дерзкий" и "Достойный", обнаружив подводную лодку, атаковали ее глубинными бомбами. Эсминцы сбрасывали бомбы, пока конвой не прошел опасный район.
5 января в 12 ч 30 мин конвой БК-41 без потерь пришел в Кольский залив.….
7 января ЭМ "Жесткий" и "Деятельный " в Ваенге приняли на борт значительное количество продовольствия для обеспечении продовольствием Печенгскую ВМБ и вышли в Лиинахамари. На обратном пути в 5 милях к северу от маяка Вайдагубский они обнаружили подводную лодку противника, которую тут же атаковали глубинными бомбами.
13 января в Баренцевом море разыгрался сильный шторм. Ветер достигал ураганной силы, волнение моря 8-9 баллов, резко упала температура воздуха. Предстоял очень ответственный конвой из Кольского залива в Белое море. Шесть американских транспортов с очень ценным грузом и два танкера с авиационным бензином требовалось срочно перевести из Кольского залива в беломорские порты.
Геройская гибель эсминца «Деятельный»
16 января около 13 часов эскадренные миноносцы вышли из Екатерининской гавани для сопровождения выходящего из Мурманска конвоя: лидер "Баку"(старший на борту начальник штаба эскадры он же командир конвоя капитан 1 ранга А.М.Румянцев,) и эсминцы "Грозный", "Разумный", "Живучий", "Жесткий", "Дерзкий", "Доблестный", "Достойный" и "Деятельный". С выходом из Кольского залива транспорты пошли тремя колоннами, головным шёл лидер "Баку. На траверзе острова Кильдин командир "Жесткого" капитан 3 ранга А.К.Щербаков доложил командиру конвоя: "Имею контакт с подводной лодкой, выхожу в атаку". Были сброшены глубинные бомбы. В результате лодка отвернула от конвоя. В 20 час. 30 мин. к северу от губы Рында ЭМ "Деятельный" обнаружил подводную лодку, шедшую со стороны берега наперехват конвоя. Командир эсминца капитан-лейтенант К.А.Кравченко приказал увеличить ход до полного, повернул на противника, затем приказал: "Самый полный вперед!" - пытаясь форштевнем достать ПЛ. Лодка успела погрузиться, на нее была сброшена большая серия бомб. Корабль пошел на разворот для повторного бомбометания. Когда "Деятельный" уже заканчивал циркуляцию, в корме эсминца произошел взрыв. Это другая немецкая подводная лодка из «волчьей стаи» выпустила самонаводящуюся акустическую торпеду на эсминец «Деятельный». Вскоре произошёл второй взрыв в кормовой части. Считают, что последний от взрыва стеллажных глубинных бомб. Эсминец получил огромные разрушения кормовой части прочного корпуса, потерял ход, с дифферентом на корму и креном на правый борт оставался на плаву.…
… Автор этих строк ознакомился с двумя газетами «Красная звезда», в которых описываются вкратце события гибели ЭМ «Деятельный». В первой газете от 27.2.1975г. помещена фотография пяти моряков (из семи оставшихся в живых), которые после гибели ЭМ «Деятельный» сфотографировались на память при выписке из госпиталя в Полярном. Фотографию в газету прислал один из них – краснофлотец штурманский электрик, в последствии майор в отставке П.Агеев. Он задал вопрос и просил редакцию газеты разыскать оставшихся в живых и спасённых моряков-североморцев. Такой человек нашёлся, это капитан 2 ранга запаса Г.Г.Поляков, он в годы войны служил на ЭМ «Живучий», который вместе с ЭМ «Дерзкий» участвовали в спасении моряков с ЭМ «Деятельный». Г.Г.Поляков занялся поиском спасённых моряков. Он несколько месяцев работал в Центральном Военно-Морском архиве (Гатчина), установил адреса живых и связь с ними, вёл письменную переписку. Во второй газете от 3.2.1976г. Г.Г.Поляков поместил свою статью: «Помнят суровое море». В статье описаны события гибели ЭМ «Деятельного». Они получены Г.Г.Поляковым от очевидцев: сигнальщика Дмитрия Филипповича Корябина и машиниста Назара Ивановича Лебедева, они написали про боцмана Тормазова. моториста Кошелева, машиниста Шестопалова. Седьмым человеком был помощник командира старший лейтенант О.М.Мачинский, который впоследствии стал контр-адмиралом. Таким образом, газета «Красная Звезда» выполнила просьбу спасённого краснофлотца Павла Агеева. К описанию событий, связанных с гибелью ЭМ «Деятельный», подключились ветераны эскадренных миноносцев, которые принимали участие в спасении моряков. Полковник медицинской службы В.В.Щедролосев, ныне председатель Совета ветеранов эскадры Северного флота, написал и издал книгу «Командиры эсминцев Северного флота» («Гангут». СПб. 2009).
О том, как вёл себя личный состав эсминца «Деятельный» в этой трагической обстановке, написал в донесении помощник командира О.М.Мачинский: "Доложив командиру конвоя обстановку, капитан-лейтенант К.А.Кравченко (командир эсминца-авт.) оставил меня на мостике, сказав, что посмотрит, что произошло. Однако вскоре он вернулся и сказал, что шкафут завален, в темноте рассмотреть ничего невозможно. Константин Афанасьевич попросил меня спуститься вниз, попытаться выяснить размеры разрушений, организовать борьбу за живучесть, подготовить буксирные устройства и спасательные средства".
"С трудом пробрался я через завалы разрушенного шкафута в район торпедного аппарата, дальше корпус корабля был оборван. Корма и кормовая надстройка затонули. Расположенное на ней 76-мм орудие взрывной волной отбросило к носу, на лету оно сбило третью дымовую трубу и упало, обрушив ростры. В машинных отделениях шла непрерывная борьба за живучесть, особенно вo второй машине, где в образовавшийся разрыв кормовой водонепроницаемой переборки хлестала вода. Из трещины топливной цистерны выливался мазут. Машинисты выбивались из сил, пытаясь заделать разрыв в переборке и откачивая воду. Кормовая аварийная партия погибла при взрыве торпеды - их обязанности легли на оставшихся в живых машинистов. Многие были ранены, им оказали помощь на месте, и они продолжали работать. Люди действовали без суеты, четко и слаженно. Но все усилия были тщетными, вода прибывала буквально на глазах.В первой машине поставили подпорку, укрепляли водонепроницаемую переборку со второй машиной, но переборка не выдержала напора воды и дала трещину в нижней своей части. В образовавшуюся щель хлынули вода и мазут.
Шлюпка с правого борта свисала на одной тали, вторая таль была оборвана, корпус шлюпки изрешечен осколками. Моторный катер с левого борта готовили к спуску, но и у него была значительная пробоина, которую пытались заделать под руководством командира БЧ-5 инженера-старшего лейтенанта Анатолия Григорьевича Зуева. В кают-компании и офицерском коридоре были раненые. Военфельдшер старший лейтенант Дмитрий Александрович Голованов оказывал им первую медицинскую помощь, ему помогал санинструктор, старший краснофлотец Ион Лукич Нешитов.
На баке готовили к спуску надувную резиновую шлюпку и спасательный пробковый плотик. Руководил подготовкой спасательный средств командир БЧ-2 капитан-лейтенант Михаил Федорович Турланов. В районе шпиля моряки под руководством главного боцмана мичмана Николая Анатольевича Блинова готовили устройства для буксировки корабля" "...с гордостью могу доложить, что весь офицерский и рядовой состав с честью и до конца выполнил свой воинский долг. Атакуя вражескую подводную лодку, эсминец "Деятельный" не допустил ее к конвою. На корабле не было ни тени страха и паники, слез и прощаний. Все погибли как герои-моряки". Отдав приказание: "Всем покинуть корабль",- сам командир до последней секунды оставался на ходовом мостике и не посчитал возможным покинуть корабль, на котором остались раненые и немощные, подчиненные ему моряки».
«Когда я вынырнул, то услышал позади себя грохот и треск. Обернулся - эсминец стал вертикально на корму и стремительно уходил под воду, унося с собой моряков и их командира капитан-лейтенанта Константина Афанасьевича Кравченко"
Старший лейтенант О.М.Мачинский обнаружил пробковый плотик, на котором были сигнальщик Корябин и штурманский электрик Агеев. С большим трудом помощник командира взобрался на плотик. Вскоре подплыли к плотику боцман Тормазов, моторист Кошелев, машинисты Шестопалов и Лебедев. Вот кто были те семеро окоченевших моряков, которых удалось поднять на борт эсминца "Дерзкий".
«Под стать своему командиру был и экипаж "Деятельного": в критической ситуации он сполна проявил стойкость, выдержку, мужество и чувство долга». Семерых совершенно окоченевших моряков, среди них помощник командира эсминца "Деятельный" старший лейтенант О.М.Мачинский", подняли на борт ЭМ «Дерзкий» (командир капитан 3 ранга Б.Н.Максимов). В вахтенном журнале этого корабля произведена запись: «21 час 46 мин. «Цель» (ЭМ «Деятельный»- прим. автора) исчезла с экрана РЛС». Всего погибло сто семнадцать человек: восемь офицеров, девятнадцать старшин и девяносто матросов. Часть личного состава эскадренного миноносца "Деятельный" погибла сразу при взрыве торпеды; другие, оказавшись в ледяной воде, от переохлаждения; многие с кораблем ушли в глубины Баренцева моря.
Действия командира корабля капитан-лейтенанта Кравченко на всех этапах трагедии признаны правильными. В своем дневнике командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко записал "Капитан-лейтенант К.А.Кравченко в таком критическом положении, судя по докладу, вел себя хладнокровно".
«Командир корабля капитан-лейтенант К.А.Кравченко, штурман лейтенант Н.В.Корнилов, главный боцман мичман Н.А.Блинов, трюмный машинист старшина 1-й статьи В.М.Федоров, машинист-турбинист старший краснофлотец Л.И.Толузаров, минер старший краснофлотец Ю.В.Филиппов, машинист-турбинист старший краснофлотец В.М.Поляков за исключительное мужество и отвагу в борьбе за живучесть корабля посмертно были награждены орденом Отечественной войны I степени».
После госпитального лечения в Полярном старший лейтенант О.М.Мачинский прошёл ВВК и был признан годным для службы в плавсоставе ВМФ. Он был назначен помощником командира корабля на свой родной эсминец «Разумный» (февраль - ноябрь 1945), командиром которого был капитан 2 ранга Е.Т.Кашеваров. ЭМ «Разумный» в оставшиеся дни до Великой Победы в боевых походах участие не принимал.
Послевоенная служба О.М.Мачинского от капитан-лейтенанта до контр-адмирала
С ноября 1945г. по декабрь 1946г. капитан-лейтенант (с 20.2.1945г.) О.М.Мачинский исполнял обязанности старшего помощника командира лидера «Баку». С декабря 1946 по июль 1947гг. капитан-лейтенант О.М.Мачинский учился на классах в группе командиров эсминцев, после чего был назначен на прежнюю должность старпома и опять на лидер «Баку». Командир лидера «Баку» в ноябре 1947 года написал представление на своего старпома на должность командира ЭМ «Дерзкий», указав на его высокие способности, волевые и решительные качества, знающего командирское дело. Командир 1-го ДЭМ капитан 2 ранга Г.К.Чернобай подтвердил в выводах аттестацию на капитан-лейтенанта О.М.Мачинского. В декабре 1947 года капитан-лейтенант О.М.Мачинский назначен командиром ЭМ «Дерзкий», экипаж которого спас ему жизнь 16 января 1945 года. Командиром «Дерзкого» был почти два года - с декабря 1947г. по август 1949г.). В июле 1948 года командующий эскадрой Северного флота контр-адмирал А.М.Румянцев в Выводах аттестации написал: «Молодой, способный командир эсминца, имеет большой боевой опыт войны на Севере. Достоин быть командиром нового эскадренного миноносца».
ЭМ «Дерзкий» готовился к передаче в Великобританию. Личный состав корабля подготовил оружие и технические средства в надлежащее состояние. В это время старшим помощником командира служил капитан-лейтенант А.Г.Палехин, обладающий высокими организаторскими качествами и работоспособностью. Капитан 3 ранга О.М.Мачинский в августе 1949г. выполнил правительственное задание - перевод корабля из Кольского залива в Великобританию и передача его британскому флоту. ЭМ «Дерзкий» успешно совершил переход в Англию и передан английской команде.
С прибытием из Англии на Северный флот капитан 3 ранга О.М.Мачинский принял ЭМ «Разъярённый», находящийся в заводском ремонте. Вновь назначенный командир быстро сумел взбодрить обстановку на корабле, организовал ремонт, повысил организацию службы, в результате чего повысилась и воинская дисциплина среди всех категорий личного состава корабля. Командир 1-го ДЭМ капитан 1 ранга Г.К.Чернобай и командир бригады эскадренных миноносцев контр-адмирал Н.А.Петрищев выразили своё удовлетворение состоянием дел на «Разъярённом» и в аттестации и выводах по ней в ноябре 1949г. записано: «Растущий моряк-офицер. Для дальнейшего роста послать на учёбу в ВМА». С ноября 1949 года по декабрь 1950 года капитан 3 ранга О.М.Мачинский командовал ЭМ «Осмотрительный» проекта 30К (ноябрь 1949г. - декабрь 1950г.). С декабря 1950г. по март 1952г. – начальник штаба 122-й БЭМ. В ноябре 1951 года на капитана 2 ранга О.М.Мачинского командир 122 БЭМ капитан 1 ранга В.Крылов написал представление к назначению на должность командира бригады эскадренных миноносцев. Указано в представлении: «Грамотный, растущий офицер. Обладает твёрдостью характера, силой воли, решительностью, в сложной обстановке ориентируется быстро и правильно». 23 января 1952 года заместитель Военно-Морского министра адмирал Н.Е.Басистый утвердил характеристику на капитана 2 ранга О.М.Мачинского для её представления в ЦК ВКП(б). С марта 1952 года по апрель 1953 года капитан 2 ранга О.М.Мачинский командовал 122 БЭМ, после чего он стал командиром 178 БЭМ с апреля по ноябрь 1953 года в воинском звании капитан 1 ранга, в ноябре 1953г. он назначен командиром 120 БЭМ эскадры Северного флота и был включительно до декабря 1955г. (Прим. автора: оргштатная структура эскадренных миноносцев на Северном флоте претерпевала изменения в зависимости от числа эсминцев на флоте. До 1942 года был дивизион эскадренных миноносцев. С приходом с ТОФ лидера «Баку» и 2-х ЭМ «Разумный» и «Разъярённый» на СФ образовалась бригада (БЭМ). В августе 1944г. прибыли линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск» и 8 ЭМ – образовалась эскадра, в которую входили три дивизиона. После передачи кораблей в Англию – эскадра преобразовалась в 20-ю дивизию (два дивизиона). С приходом ЭМ ЭМ проекта 30К, 30 Бис, крейсеров проектов 68К и 68Бис – 6-я эскадра Северного флота, в которую входили 2 ДиКРЛ и 6 ДиКРЛ, 120, 121, 170, 178 БЭМ и бригада консервации.)
Два года (январь 1956-ноябрь 1957гг.) капитан 1 ранга О.М.Мачинский учился в Высшей военной академии им.К.Е.Ворошилова. Будучи слушателем академии, перед окончанием её, в Военном отделе ЦК КПСС было представление на капитана 1 ранга О.М.Мачинского на должность начальника Оперативного Управления – 1-го заместителя начальника штаба ТОФ. Назначение состоялось. Контр-адмирал (с 18 февраля 1958 года) О.М.Мачинский исполнял высокие обязанности в штабе ТОФ. Его непосредственный начальник – начальник штаба ТОФ контр-адмирал Н.Н.Амелько в аттестации написал: «За период работы начальником Оперативного Управления штаба ТОФ проявил себя способным к оперативной работе. Теоретически подготовлен в объёме Высшей военной академии. Знания свои использует в практической работе и передаёт их подчинённым… В работе инициативен и энергичен. Обязанности по должности осваивает успешно. Боевой состав флота, систему базирования, организационную структуру знает. Наладил учёт сил боевого ядра…К подчинённым требователен и заботлив о них». С июня 1960 года до августа 1961 года контр-адмирал О.М.Мачинский исполнял обязанности начальника штаба эскадры, он же 1-й заместитель командующего эскадрой ТОФ. Однако, здоровье контр-адмирала О.М.Мачинского не выдержало: нагрузки войны, особенно при гибели ЭМ «Деятельный» и послевоенные при исполнении высоких командирских обязанностей дали о себе знать. Карьерный рост прекратился.
…В августе 1961 года он получил назначение начальником Управления морской подготовки, спасательной службы и спорта ЦК ДОСААФ СССР. Пять с половиной лет контр-адмирал О.М.Мачинский в Москве исполнял обязанности высокого начальника. В апреле 1967 года он был назначен начальником штаба – заместителем начальника 21-го полигона ВМФ (с апреля 1969 по июль 1973гг.). С июля 1973г. в отставке по болезни. Награждён 3 орденами Красного Знамени(1944, 1953, 1954), 2 орденами Отечественной войны 11 ст. (1943, 1945), орденом Красной Звезды (1951), медалями.
16 октября 1980 года контр-адмирал О.М.Мачинский в возрасте 62 года ушёл из жизни. Он, как отважный участник Великой Отечественной войны в морских боевых походах в суровом Баренцевом море, внёсший огромный вклад в освоение новых кораблей в послевоенный период, достоин, чтобы его имя золотом было вписано в Историю Военно-Морского флота России.
Похоронен на Кунцевском кладбище.
Старший научный сотрудник Государственного Научно-исследовательского навигационно-гидрографического института
капитан 1 ранга в отставке К.Я.Богомазов