Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

 

             

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ "НАВИГАЦИЯ" ТОВВМУ им.С.О.МАКАРОВА

капитан 1 ранга НИКОЛАЕВ Алексей Васильевич

 

Ночь. Ветер. Мокрый снег слепит глаза сигнальщиков. Труднее всего штурману лейтенанту А.В. Николаеву. Нужно держаться точно в кильватер тральщикам: малейшее отклонение от протраленной полосы фарватера - и столкновение с минами неизбежно. Всю ночь не сходит с мостика адмирал В.П.Дрозд. Наконец, после восьми часов напряжения гремит якорь на рейде Гогланда. Первый этап похода завершен.                                                                                                         Газета «Страж Балтики» 13 сентября 1946г.

Алексей Васильевич Николаев родился 16 марта 1918 года в рабочей семье в д.Кривцово, Алексинского района Московской области. Окончил 7-летку и рабфак на станции Люберцы Ленинской ж.д., 1 курс электро-машинного строительного института. Гражданская специальность слесарь-монтёр. На военной службе с  16 августа 1937 года. По комсомольской путёвке поступил в ВМУ имени М.В.Фрунзе, которое закончил в 1939 году.

Первое назначение получил младшим штурманом на строившийся крейсер проекта 26-бис «Максим Горький», на котором  исполнял штурманские обязанности 1 год и 2 месяца. За этот короткий промежуток времени молодой лейтенант получил большой объём знаний и практических навыков  в штурманской деятельности, так как крейсер «Максим Горький» после постройки готовился на заводские, ходовые и государственные испытания. На всех выходах в море молодой лейтенант  закреплял теоретические знания, полученные в училище, приобретал практические навыки в обслуживании технических средств кораблевождения и работе в штурманской рубке, как вахтенный штурман. Его деятельность была под наблюдением командира штурманской боевой части и присутствующих на выходах в море флагманских штурманов, в том числе и Балтийского флота. 25 октября 1940 года завершились испытания. 13-14 декабря 1940 года крейсер перешёл из Кронштадта в Таллинн. В те годы советский Военно-Морской флот начал  пополняться новыми отечественными кораблями. На заводе имени Жданова строился эсминец проекта 7У «Стойкий». Эсминец «Стойкий» был заложен 26 августа 1936 года, перезаложен в марте 1938 года, спущен на воду 26 декабря 1938 года. Принят госкомиссией 18 октября 1940 года.

2 февраля 1941 года командиром БЧ-1 на эсминец «Стойкий» назначен лейтенант А.В.Николаев. Корабль базировался в Таллинской военно-морской базе, где устранялись выявленные в ходе испытаний дефекты и отрабатывалась организация корабельной службы. 12 апреля 1941 года Корабль включен в состав ОЛС Балтийского флота .    
22 июня эсминец находился в Усть-Двинске и с первых дней войны активно включился в боевую деятельность флота. В течение недели он выполнил несколько минных постановок в Ирбенском проливе, 4 раза открывал огонь по вражеским самолетам (выпустил 4 130-мм, 97 76-мм и 73 45-мм снаряда), трижды отражал атаки немецких торпедных катеров.  Особенно опасной была атака 27 июня. «Стойкий» следовал на задание с полным запасом мин на палубе, когда на курсовом угле 50° в дистанции 8-10 кабельтов обнаружили белую дымовую завесу. Через несколько минут из завесы выскочили два торпедных катера. Эсминец увеличил ход до полного и резко повернул влево. Первая торпеда прошла мимо, при уклонении от второй пришлось положить руль на левый борт до упора (до 26°), а турбинам дать самый полный ход (свыше 400 об/мин). Маневр удался, торпеда промчалась на расстоянии менее одного метра от правого борта. «Стойкий», описав полную циркуляцию, лег на прежний курс. Торпедные катера скрылись; огонь по ним не открывали, так как прицельная стрельба при столь резком повороте была невозможной. Две другие атаки 26 и 29 июня были отбиты артиллерией: оба раза немцы не выдерживали огня 130-мм орудий и ретировались.
30 июня 2-й дивизион эсминцев ОЛС перешел в Таллин. «Стойкий» находился в охранении крейсера «Киров»; при следовании Моонзундским проливом с эсминца спускали рабочий катер, который производил профилактическое бомбометание малыми глубинными бомбами в подозрительных с точки зрения появления подводных лодок противника районах.
12 июля «Стойкий» в Моонзундском проливе правым винтом коснулся грунта, повредил лопасти и расстроил линию вала. Для ремонта корабль прибыл в Кронштадт, доковые работы проводились с 7 по 20 августа. Правый гребной вал заменили другим, взятым с эсминца «Сторожевой». Попутно на эсминце смонтировали гидроакустическую станцию «Ультра-фон», 2 37-мм автомата 70-К, установили 2 бомбомета БМБ-1.
22 и 23 августа эсминец, взяв на борт 75 минных защитников, совместно с минным заградителем «Марти» выходил к острову Гогланд, однако из-за разыгравшегося шторма выставить заграждение не удалось, и корабли вернулись в базу.
С 25 по 27 августа «Стойкий» совместно с «Сильным» поддерживал наши войска на побережье Выборгского залива. Эсминец выпустил 490 130-мм снарядов по неприятельским позициям и еще 60 по транспортам в районе Транзунда. Стрельба по берегу велась без корректировки и ее эффективность оказалась низкой. В начале сентября на «Стойком» заменили временную размагничивающую обмотку (установленную еще в начале июля в Таллине) на штатную системы ЛФТИ. В ночь на 14 сентября эсминец выставил 64 мины в районе банки Вигрунд.
С 15 сентября по 21 октября корабль находился в Ленинграде и принимал активное участие в обороне города. За это время он провел 54 стрельбы главным калибром, выпустив 576 фугасных снарядов. Неоднократно зенитчики «Стойкого» открывали огонь и по вражеским самолетам, израсходовав 12 130-мм, около 250 76-мм, более 100 45-мм, 78 37-мм снарядов и 440 12,7-мм патронов.
Несколько раз эсминец, используя корректировочный пост, вел контрбатарейную стрельбу. 6 октября, во время одной из таких дуэлей, немецкий 210-мм снаряд, отрикошетив от стенки набережной («Стойкий» находился в Гутуевском ковше торгового порта), пробил насквозь оба борта корабля в районе 41-го шпангоута и разорвался в воде. Попадание было крайне опасным – снаряд прошел через 2-й и 4-й погреба 130-мм и 45-мм боезапаса. Во 2-м погребе он разбил стеллаж с 12,7-мм пулеметными патронами, которые загорелись, а затем взорвались, смяв переборку на 51-м шпангоуте и вспучив верхнюю палубу по всей ширине. К счастью, мгновенной детонации остальных боеприпасов не произошло, а хлынувшая через выходную пробоину вода быстро затопила оба погреба. Вспыхнувший пожар в кубрике был быстро ликвидирован силами личного состава. В течение 6 минут эсминец отдал швартовы из зоны обстрела (правда, в спешке навалился на пирс и повредил гребной винт). Ремонт корабля выполнил завод № 189; потери экипажа составили 9 человек ранеными.
В ночь на 1 ноября «Стойкий» вместе с эсминцем «Славный», минным заградителем «Марти», несколькими тральщиками и морскими охотниками вышел из Кронштадта к полуострову Ханко. Поход проходил в тяжелых погодных условиях, затруднявших наблюдение и использование параванов. «Стойкий» чудом избежал подрыва на сорванной мине: только экстренная подача контрпара в турбины и перекладка руля позволили увернуться от плававшей на фарватере «рогатой смерти».
Утром 2 ноября корабли прибыли на рейд осажденной крепости. Неприятельская артиллерия непрерывно вела по ним огонь; чтобы не дать врагу пристреляться, эсминцам приходилось постоянно маневрировать, переходя с места на место. Вечером «Стойкий» при¬нял на борт 500 бойцов эвакуируемого гарнизона, стрелковое оружие, включая 3 счетверенных зенитных «максима», и благополучно доставил их в Кронштадт.
Второй поход к Ханко закончился неудачей из-за сильного шторма и снегопада: отряд кораблей, в который входил «Стойкий», повернул к Гогланду. Затем в течение нескольких дней эсминец участвовал в эвакуации находившихся на этом острове войск.
29 ноября «Стойкий» вместе с эсминцем «Славный», тральщиками, катерами и турбоэлектроходом «Иосиф Сталин» вновь отправился на Ханко. Поход осложнялся плохим техническим состоянием механизмов корабля. Давно не чищеные котлы были сильно засолены, а биение погнутого правого вала вызывало сильный нагрев дейдвудных подшипников. В море «Стойкому» пришлось лечь в дрейф и менять подшипник – эта операция, выполненная силами экипажа, заняла всего 16 минут!
Под огнем противника эсминец взял около тысячи солдат с полной боевой выкладкой и двинулся в обратный путь. 5 декабря он находился на траверзе маяка Сейвисто, когда с берега по нему открыли огонь 8-дюймовые вражеские батареи. Ситуация осложнялась тем, что «Стойкий» находился среди сплошных льдин толщиной 12-5 см и не мог маневрировать (отряд полз за ледоколом с черепашьей скоростью). Эсминец ответил главным калибром, выпустив 68 снарядов, после чего неприятельские пушки замолчали.
Корабли благополучно вернулись в Ленинград, и 9 декабря «Стойкий» встал на ремонт на заводе № 194.
В походах к Ханко и Гогланду эсминцу приходилось неоднократно отражать воздушные атаки, сбрасывать глубинные бомбы в районах, где предположительно видели перископы подводных лодок.
Всего за кампанию 1941 года «Стойкий» прошел 7530 миль, в том числе 4055 миль после 22 июня. Корабль выставил 280 мин и минных защитников, сбросил 124 глубинные бомбы, выпустил более 1200 снарядов главного калибра, перевез 1,5 тысячи бойцов гарнизона Ханко. За успешное выполнение поставленных задач 3 апреля 1942 года эсминец «Стойкий» был удостоен гвардейского звания.
Правда, на этом его активная служба закончилась. До 1944 года в море корабль не выходил, а стоял на Неве и Большой Невке. За 1942 год он выполнил 3 стрельбы, выпустив всего 54 фугасных снаряда, за 1943 год – 6 стрельб (из них 5 учебных и лишь одну боевую), истратив 94 снаряда. В отражении авианалетов эсминец последний раз участвовал в день присвоения ему гвардейского звания – тогда из крупнокалиберного пулемета был сбит немецкий бомбардировщик.
13 февраля 1943 года в память о погибшем командующем эскадрой (его автомобиль при следовании в Кронштадт по льду попал в полынью) «Стойкий» был переименован в «Вице-адмирал Дрозд».
В годы войны эсминцем командовали капитан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) Б.П. Левченко (до 28.3.1943) и капитан 3 ранга Д.Л. Кутай (до конца войны).
Штурманские обязанности - обеспечение навигационной безопасности плавания и навигационное обеспечение артиллерийских и торпедных стрельб, минных постановок – успешно выполнял старший лейтенант (с 9 июля 1941 года) А.В.Николаев.

2 ноября 1945 года капитан-лейтенант (с 23.2.1944)  А.В.Николаев назначен командиром БЧ-1 на Краснознамённый крейсер «Киров».

В декабре 1947 года поступил в ВМА имени А.Н.Крылова, по окончании которой в марте 1952 года получил назначение в штаб Камчатской Военной флотилии флагманским штурманом.

Капитан 2 ранга А.В.Николаев два года с небольшим исполнял обязанности флагманского штурмана и в июне 1954 года переведён в ТОВВМУ имени С.О.Макарова на вакантную должность начальника штурманского факультета. Автор этих строк помнит первую встречу с капитаном 2 ранга А.В.Николаевым.  Он в октябре месяце 1954 года проводил строевой смотр курсантов вверенного ему факультета. Замечаний по внешнему виду, причёске, форме одежды не делал. Было видно всем, что новый начальник тяготится своей строевой должностью по сравнению с предыдущим ВРИО начальника штурманского факультета. Так оно и было.

Вскоре, 25 декабря 1954 года, А.В.Николаев вступил в исполнение обязанностей начальника кафедры «Навигации, лоции и метеорологии». Мы, курсанты выпускного 4 курса, с большим уважением восприняли его. Он читал содержательные лекции и проводил все виды занятий по навигации. Впоследствии А.В.Николаеву  Министр Обороны присвоит  29.06.1957 года воинское звание капитан 1 ранга и в октябре того года получит назначение старшим инспектором в Управление Начальника ВМУЗ в Москву.

В 1959 -1960 учебном году автор этих строк учился на классах. Тогда, в ноябре 1959г. прибыла инспекция Аппарата начальника ВМУЗ проверять учебный процесс на классах. Среди проверяющих инспекторов был капитан 1 ранга А.В.Николаев. Алексей Васильевич, как написано выше, был начальником кафедры Навигация в ТОВВМУ им. С.О.Макарова, когда я был курсантом – отличником учёбы и даже Сталинским стипендиатом. А.В.Николаев меня хорошо помнил, и (как мне показалось) обрадовался встрече со мной…  

На одну из лекций, которую читал в нашей группе капитан 1 ранга Г.П., прибыл проверяющий инспектор А.В.Николаев. Помню: тема лекции  «Расчёт карты-сетки в Меркаторской проекции».  Она была прочитана на высоком научном и методическом уровнях. В конце того дня во время самоподготовки меня пригласил в свой отведённый ему на время проверки кабинет А.В.Николаев. Он задал мне вопрос: «Вы помните, как я читал в училище Вам лекцию «Расчёт карты-сетки в Меркаторской проекции» ? Мой ответ: «Помню. У меня даже сохранилась тетрадь с лекциями по навигации».   «Вы можете её мне принести?» «Да. Завтра принесу». Таким образом, на второй день состоялась откровенная беседа о том, чему учат на классах. Вот здесь-то меня подвёл мой язык. Я задал вопрос А.В.Николаеву: «Зачем нам, флотским штурманам, читают 2-х часовую лекцию об исправлении высот светил, измеренных навигационным секстаном?  Я в училище слушал её дважды: один раз её читал на 1-м курсе капитан 1 ранга И.П.Шпицберг, затем на 3-м курсе её читал капитан 3 ранга Н.А.Чаплинский, а теперь 3-й раз слушал, как её читал капитан 2 ранга Б.И.Яцук. Зачем? Таких нелепостей много. Неужели наша штурманская наука так бедна, что нет ничего нового?» Таким образом, я развязал свой язык и наговорил много лишнего. На следующий день приходит как всегда образцового внешнего вида Г.П. и начинает лекцию со слов: «Оказывается, то, что я Вам читаю, Вы уже знаете. Экзамены покажут: кто что знает». Я почувствовал, что в мой огород летят булыжники. Примерно через неделю выполнялась контрольная навигационная прокладка – элементарная с листа, за подобные я в училище получал только отличные оценки. Однако, здесь получил «неуд.». За что, какие были допущены ошибки – преподаватель отказался со мной беседовать. Пришлось переделывать контрольную навигационную прокладку… В середине января 1960г. начались экзамены за 1-й семестр. Экзамен по навигации принимали капитаны 1 ранга - начальник кафедры кораблевождения Е.П.Соломатин и его заместитель Г.П.  Я принял решение: отвечать по билету буду только Е.П.Соломатину. Это мне удалось и Евгений Петрович объявил мне отличную оценку. Выходя из аудитории, я тихо сказал готовящемуся к докладу у доски по билету однокласснику: «Володя, держись!» и слышу в свой адрес слова Г.П.: «Товарищ слушатель! Я Вам ставлю двойку за подсказку!»   Таким образом, я оказался в числе двоечников за экзаменационную сессию. Через неделю я пересдал экзамен опять Е.П.Соломатину с отличной оценкой. Но …

Впереди были гос. Экзамены в том числе по навигации. Я их все сдал на отлично. Однако Г.П. меня всё-таки «достал», о чём написано мною в «Штурманских легендах». Мне было обидно за ту откровенную беседу с А.В.Николаевым. «Нет худа без добра» - так гласит русская пословица.

В 1968 году я вновь встретился со старшим инспектором АН ВМУЗ капитаном 1 ранга А.В.Николаевым в ВВМУ им.Фрунзе во время защиты дипломных проектов. Состоялась тёплая душевная беседа. В дальнейшем по стечению обстоятельств мне приходилось встречаться с А.В.Николаевым ежегодно. Он замечательный человек, с высокими нравственными и моральными качествами.

Добрые слова  об Алексее Васильевиче Николаеве написаны в фундаментальной книге «История штурманской службы флота России» (Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»,М.2003). Однако в этой книге на стр. 276 допущена неточность, которая переписывается в другие источники информации.

 

Константин Богомазов, капитан 1 ранга в отставке,

(выпускник ТОВВМУ имени С.О. Макарова, флагманский штурман дивизии подводных лодок СФ, начальник кафедры технических средств кораблевождения ВВМУПП им.Ленинского Комсомола)

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom