Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ

О составителях:

Тарабаров Юрий Григорьевич

Родился во Владивостоке в 1947 года в семье потомственного военного. И конечно, в морской крепости, в семье моряка. В 1965 году не напрягаясь, закончил среднюю школу. Бредил небом, а стал подводником. С детства развитые чувства ответственности и стабильности не позволили изменить выбранной профессии, вплоть до выслуги лет. Исколесил всю акваторию мирового океана, 13 раз менял дислокацию места службы. Единственно о чем сожалеет, что не пришлось побывать в Антарктиде. Прошел все ступени военной карьеры от салаги-штурманёнка до помощника флагманского штурмана флота и председателя штурманской секции Государственной приемки кораблей ВМФ на ТОФ.
В лихие перестроечные годы трудился швартовщиком в торговом порту, руководил оперативным отделом в частной охранной организации, работал водителем.
Любовь к профессии вернула его в родную стихию на кафедру «Кораблевождения» ТОВМИ им. С. О. Макарова. В качестве преподавателя, как доцент, пытается доказать, что «кораблевождение при ведении боевых действий», «тактическое маневрирование» и «организация штурманской службы», жизненно необходимы молодым мореходам.
Автор учебников, учебных пособий и монографий по специальности.
Не теряет надежды, что военный фот России оправится от разрушения и сможет показать «супостату» свою мощь на океанских просторах.

Шадрин Борис Дмитриевич

Родился в 1947 году.
С 1965 по 1993 годы, не щадя живота своего, сначала овладевал в ВМУ «навигацкими» науками, а затем, осваивал их на практике. Защищал интересы мирных граждан на просторах всего Мирового океана.
В 1993 году для прокорма семьи окунулся в сферу финансово-банковского бизнеса. Достиг определенных успехов и дослужился до должности помощника президента банка. Однако склонность к истории и краеведению, на протяжении всей его сознательной жизни, заставила его сделать очередной кульбит и возглавить Приморское отделение «Русского географического общества».
С 2003 года по настоящее время не оставляет попыток сохранить исторические вехи на карте Дальнего Востока и привить молодому поколению любовь «к родному пепелищу». С переменным успехом участвует в работе по восстановлению в Приморье исторических памятников и мемориалов, оказывает помощь тем, кто «не равнодушен к родному очагу».
Пробует оттачивать перо как в прозе, так и в поэзии, иногда публикуется в периодической печати
Живет не скучая полноценной, интеллектуальной жизнью.

Кратко об издании:

В 1968 году впервые в истории советского военно-морского флота корабли КТОФ в составе отряда вышли в зону Индийского океана, впервые посетили с официальным дружественным визитом порты Индии. Результаты этого похода, пожалуй, единственный раз докладывались на уровне Министра обороны СССР.
Материалы давно уже рассекречены, отчеты пылятся в ведомственных архивах, но в памяти участников этого похода сохранились яркие события свидетелями которых они были. Человеческая память не беспредельна. Все дальше в историю уходят этапы становления и развития, а затем деградации и угасания мощи российского флота в новейшей истории современной России. Вот почему составители поставили перед собой задачу напомнить с чего начинался, и истоки формирования океанского ракетно-ядерного щита Советского Военно-Морского флота.
В издание включены личные воспоминания моряков, участников этого похода, от матроса до адмирала. В основу же положен отчет курсантов третьего курса штурманского факультета ТОВВМУ им С.О. Макарова. Это исторически достоверный материал. Можно по-разному относится к нему. С позиций сегодняшнего дня эти воспоминания могут показаться наивными и несколько заидиологизированными, но это взгляд очевидцев событий, первые их впечатления от увиденного, это эмоциональное восприятие людей того, с чем они столкнулись непосредственно и воочию.
Издание проиллюстрировано редкими раритетными фотографиями и схемами. Для удобства восприятия текста из некоторых разделов исключены сложные математические штурманские выкладки и расчеты. По форме представления показаны и образцы оформления отчета. Составители надеются, что им удалось, на примере одного плавания, донести до читателя колорит, особенности и сложности профессии моряка военно-морского флота. А давать оценку, тому, что вынесено на суд читателей это пререготива тех, кто дочитает эту книгу до конца.
Слова благодарности хочется выразить всем, кто был не равнодушен, принял участие и оказал посильную помощь в издании этого материала.
Книга рассчитана на широкую аудиторию читателей интересующуюся проблемами ВМФ и молодое поколение призывников готовых встать на защиту рубежей Отчизны. Если она будет читаема и востребована, мы оставляет за собой право продолжить работу над ней. А результатом этой работы может быть исторический обзор о деятельности флота в Индийском океане в период с 1970 по 2000 год. Того, кто располагает более широкими возможностями и доступом к материалам деятельности флота в этот период возможно эта тема и заинтересует. И мы не исключаем, что за нее возьмутся другие исследователи – энтузиасты. Тогда Исторический обзор (или История) будет дополнена новыми архивными материалами, личными и интересными воспоминаниями участников непосредственных событий с учетом всех поступивших критических замечаний.

От составителей.

 

Вступление

В 50 - 70-х годах прошлого столетия 7–ой американский флот безраздельно хозяйничал на акваториях Индийского и Тихого океанов. Корабли ВМС США, попирая нормы международного морского права, игнорируя мнение населения бесцеремонно заходили в порты иностранных государств. Его ракеты надводных кораблей и подводных лодок были нацелены на жизненно важные объекты СССР, представляя реальную угрозу с южного направления.
Это и определило принятие решения о необходимости создания адекватных, привентивных мер по сдерживанию реальной нависающей угрозы безопасности нашего государства. Тихоокеанский флот стал пополняться самыми современными подводными лодками и надводными кораблями. Новый океанский ракетно-ядерный флот страны, одним из мощных объединений которого был ТОФ, стал составной частью надежной защиты Родины. Корабли и самолеты флота оснащались крылатыми ракетами различного назначения, в чем наша страна значительно опережала Запад. Атомные подводные лодки, несшие боевую службу на просторах Мирового океана, обладали возможностью “достать” своими ракетами любой район земного шара. В количественном и качественном отношении Военно-морской флот страны почти не уступал ВМС США.
С 1968 г. плавание кораблей флота в Тихом и Индийском океанах стало обычным явлением. Смелость, мужество и выносливость моряков-тихоокеанцев, упорный и решительный характер, чувство долга, доведенное до самоотвержения, выковывались в дальних океанских походах, суровых полярных морях и знойных тропических широтах.
Золотыми буквами в историю флота после войны вписаны славные дела экипажей легких крейсеров «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», ракетных крейсеров «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренных миноносцев «Возбужденный», «Вдохновенный», больших противолодочных кораблей «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многих других, которые неоднократно с честью выполняли задачи боевой службы, океанских походов, официальных визитов в различные страны мира.
В соответствии с договоренностью между правительствами Советского Союза и Индии в марте 1968 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», ракетного корабля «Гордый», большого противолодочного корабля «Стерегущий» и ряда вспомогательных судов вышел в зону Индийского океана и посетил порты Индии — Мадрас и Бомбей. Поход был ответным на визит крейсера индийских военно-морских сил «Майсор» в Одессу в 1964 году. Отряд должен был посетить также ряд других стран.
Тихоокеанцы тщательно готовились к плаванию в тропических условиях, гордились тем, что им выпала честь нанести визиты в дружественные нам страны.
Фактически это был первый разведывательный поход кораблей ТОФ, в составе эскадры, с целью показать боевую мощь ВМФ СССР, уточнить возможность полномасштабного развертывания сил ВМФ в Зоне Индийского океана.
Последующие годы и события показали, что флот успешно выполнил возложенную на него задачу - стратегического сдерживания от развязывания широкомасштабной войны с применением как обычных, так и ядерных средств. Сложившийся со второй половины XX в. ракетно-ядерный паритет между СССР и США и баланс сил на Тихом океане в целом оказал благотворное воздействие и на экономическое развитие и сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Ранним утром крейсер «Дмитрий Пожарский», ракетный корабль «Гордый» и большой противолодочный корабль «Стерегущий» вышли в дальней поход. Им предстояло пройти два океана, 8 морей и 4 пролива — путь протяженностью более 5 тыс. миль.
Об этом походе и будет наше повествование основанное на реальных событиях, документального подтверждения и воспоминаниях очевидцев этого плавания.

«В соответствии с имеющейся договоренностью между правительствами Советского Союза и Индии, отряд советских военных кораблей под флагом командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом контр-адмирала Н.Н. Амелько в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», ракетного корабля «Гордый» и противолодочного корабля «Стерегущий» в конце марта - начале апреля 1968 года посетил с визитом порты Индии - Мадрас и Бомбей. Визит советских военных кораблей является ответным на «визит крейсера военно-морских сил Индии «Майсор», который он совершил в Одессу в 1964 году».


ТАСС

КРЛ "Дмитрий Пожарский"
БПК "Горделивый"
БПК "Стерегущий"

ПРЕБЫВАНИЕ в БОМБЕЕ

Баженов Юрий Сергеевич

Выпускник штурманского факультета ТОВВМУ 1970 года.
После окончания училища по состоянию здоровья был уволен в запас в звании лейтенанта.
Трудился инженером на Красноярском телевизорном заводе и Сибирском отделении РЖД.

 

Мумбаи (до 1995 года - Бомбей) - самый населенный и противоречивый город, столица индийского кинематографа и крупнейший порт Индии, торговый и финансовый центр страны. В нем находятся знаменитые Ворота Индии и самый красивый вокзал Азии – Виктория. Тянется вдоль моря длинная набережная Марин Драйв, пестрит сувенирными магазинами улица Causeway.
В этом процветающем современном торговом городе с небоскребами и пестрой жизнью улиц действует энергичная сила созидания. Напряженный ритм чувствуется во всем: снуют автомобили, рыбачки, одетые в цветастые сари и «тиффинвалла», торопятся доставить обед в металлических судках в офисы прямо из домашних кухонь.
Среди достопримечательностей - Висячие сады по соседству с Башней безмолвия. Вокруг Мумбаи для путешественников приготовлено на выбор множество чудес. На северо-западе лежит Гуджарат, штат, где родился отец нации Махатма Ганди. Этот район знаменит исключительного качества одеждой и сари ручной работы, а еще тем, что здесь нашли убежище последние из оставшихся на земле азиатских львов, обитающие в лесах Гир. Еще большее величие древних чудес к востоку от Бомбея, в Махараштре, где, погруженные в безмолвное созерцание, расположились тридцать буддистских пещер Аджанта, высеченных в крутых скалистых склонах. Удары орудий каменотесов, прорубающих пространство в монолитной скале, чтобы построить тридцать четыре индуистские, буддистские и джайнистские пещеры во славу своих верований, до сих пор отдаются эхом под каменными сводами.
Все эти впечатления предложат вам чарующие улицы и волшебные окрестности Бомбея.

*          *          *

 

Палящее солнце немилосердно посылает свои жгучие лучи на наши плечи, уже покрытые налетом тропического загара. Дожидаясь пока солнце начнет кульминировать, мы сидим в штурманском классе и обмениваемся впечатлениями об Индии. А поделиться есть чем. Позади остался Мадрас – первый город, который мы посетили.
Но человек живет не только воспоминаниями, он обладает способностью заглядывать в будущее, фантазировать. И уже мысли переключаются на Бомбей – второй город этой экзотической страны, страны солнца и пальм, страны сказочно богатых и нищих. Через день мы будем в Бомбее. Как нас встретят? Так же настороженно или радушно и приветливо. Хочется увидеть все то, что не удалось посмотреть в Мадрасе.
Да все мысли направлены на предстоящую встречу. Впрочем не все. Где-то в глубине души мелькают навязчивые думки: «А как там на Родине?». Вот здесь вдали от родных берегов острее чувствуется разлука с родными и близкими, да и просто с советскими людьми. Кто-то вспоминает слова Толика Богомолова. Первыми словами его после посещения индийской страны были: «Парни гордитесь, что вы живете в Советском Союзе». Пожалуй более правильно не скажешь.
Вода, вода, кругом вода. Светит солнце, вокруг видна лишь четко очерченная линия горизонта и только за кормой нашего корабля вздымается высокий бурун. Каждый час мы приближаемся к Бомбею на 22 мили. Скорее бы.
3 апреля в 15.10 по средне индийскому времени наш крейсер встал на якорь на рейде Бомбея. Сразу туча любопытных катеров и шхун начала кружить вокруг нашего корабля. Люди восторженно переговаривались и на наш взгляд восхищались красавцем – крейсером. Начались официальные приемы, посещения и т.д. Этот ритуал нам был уже не диковинку, поэтому то особого внимания он не привлекал. Мы устремились ко всем оптическим средствам на корабле, чтобы как следует рассмотреть город и хотя бы одним глазом взглянуть на знаменитые ворота Индии.
Но вот раздался сигнал большого сбора; на корабль прибывал посол Советского Союза т. Пегов. Строй моряков застыл вдоль борта. Гремит салют. Торжественно звучит гимн и к нок-рея медленно понимается государственный флаг Советского Союза. На борт корабля поднимается простой советский человек. Глядя на него, поднимается волна гордости за нашу великую Родину

Пегов Николай Михайлович
Родился 3(16) апреля 1905 года, Москва – 19 апреля 1991 года.
Советский государственный и партийный деятель, дипломат. Трудовую деятельность начал в 1919. Работал на фабрике "Красная Роза", был заместителем директора фабрики им. М. Горького в Москве, директором фабрики им. В. В. Куйбышева в г. Маргелан (Узбекская ССР). В 1935—38 слушатель Промакадемии. В 1938—47 секретарь Дальневосточного крайкома, 1-й секретарь Приморского крайкома и одновременно (с 1940) Владивостокского горкома ВКП (б). Член Военных советов Дальневосточного фронта и Тихоокеанского военно-морского флота.
Первый руководитель Советского Приморья после его образования в 1938 году. Приняв край в сложный период истории Советского Дальнего Востока, он успешно провел его через военное лихолетье Великой Отечественной, сделав Приморье настоящим тылом фронта.
В 1947—52 на руководящей работе в аппарате ЦК партии. С 1952 по 1953 - секретарь ЦК КПСС. В 1953—56 секретарь Президиума Верховного Совета СССР. С 1956 по 63гг. чрезвычайный и полномочный посол СССР в Иране, с 1964 по 1967гг — в Алжире, с 1967 по 73гг — в Индии. С апреля 1973 заместитель министра иностранных дел СССР. На 18—24-м съездах партии избирался членом ЦК. В 1952 и 53гг кандидат в члены Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1—4-го созывов.
Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 другими орденами, а также медалями.

Кончается день, солнце медленно уползает за горизонт и в воздухе чувствуется прохлада. С завтрашнего дня начинаются поездки, экскурсии и увольнения. Завтра мы, курсанты едем в Национальную Академию Обороны. Посмотрим, как занимаются наши сверстники, постигая хитрое военное искусство.
6 часов утра. Перед строем курсантов прохаживается старпом капитан 2 ранга Довбия П.И. и дает последние ЦУ: «Не посрамите курсантов СССР, покажите себя с лучшей стороны» - говорит он.

В связи с этим вспомнился эпизод из курсантской жизни 2-х летней давности.
«Путевые заметки:
25 марта.
… Первое наше знакомство с крейсерской организацией корабельной службы началось с довольно забавного случая. После окончания первого курса была спланирована и первая наша штурманская практика. И проходить она должна была на крейсере «Дмитрий Пожарский». Июнь месяц, обычная для этого времени года Владивостокская погода. Туман, морось. Командование договорилось с городскими властями и доставку нас на крейсер, который стоял на внешнем рейде, решено было осуществить на буксирном пароме постоянно курсировавшим между 36-м причалом и Мальцевской переправой. Надо сказать, что этот буксир был еще дореволюционной постройки, на угольной тяге и с горизонтальным расположением цилиндров силовой установки. Из-за такого расположения цилиндров корма буксира постоянно вихлялась из стороны в сторону, да так, что стоять в его кормовой части можно было только крепко ухватившись за что-нибудь надежно принайтованное. Плюс клубы дыма из его почти пятиметровой трубы и оседающая сажа через двадцать минут превратили наши белые форменки в рабочие платья. В таком не потребном виде мы и подошли к борту крейсера. Конечно, никто нам парадного трапа не подал. И пришлось по одному подниматься по шторм-трапу на верхнюю палубу корабля. На палубе ни души, только вахта и старпом крейсера - капитан 2 ранга Сидоров А.М. Надо сказать, что эта фигура для флота была колоритная. Встречал он нас сидя на разножке, в матросском бушлате с офицерскими погонами. Видя наш плачевный вид сопровождал каждого с особым флотским фольклором и при этом не разу не повторился. Но кульминации это действо достигло тогда, когда у Вити Воскобойника, при очередном шквальном порыве ветра, сорвало с головы бескозырку и она по «закону бутерброда» спланировала чехлом вниз к ногам старпома. Мы замерли, т.к. каждый из нас во внутрь головного убора всегда подкладывал вырезку из какого-нибудь популярного журнала и, как правило, это была фотография девушки. Ожидания оправдались. Лично я больше никогда такой виртуозной тирады не слышал. Но отделались мы малой кровью.
Сейчас уже понимаешь, что старпом, а тем более старпом на крейсере, это «бог, царь и воинский начальник». Это от него зависит, как будет организована служба на корабле, как будет отлажено взаимодействие каждого члена экипажа почти тысячного коллектива, а значит и выполнение в целом боевой задачи кораблем. Тем более, если этот корабль флагман флота, его лицо и визитная карточка.
Но тогда… Для нас, вчерашних школьников, оторвавшихся от интеллигентных преподавателей, покинувших уютные аудитории училища и впервые вступивших на палубу боевого корабля это был шок. К чести каждого из нас он быстро прошел, и мы быстро адаптировались в новых условиях. А Сидоров А.М. впоследствии стал заслуженным адмиралом …». (Б.Ш.)

Выслушаны последние наставления и вот баркас, тарахтя мотором медленно двинулся к берегу. Курс на «Ворота Индии», мы направляемся в Национальную Академию Обороны.

Ворота в Индию

Базальтовая арка в индо-сарацинском стиле с деталями, характерными для гуджаратского зодчества, которая была заложена на морской набережной Бомбея в честь коронационного визита короля Георга V в декабре 1911г.
Из-за Первой мировой войной работы по возведению 26-метрового сооружения затянулись и были закончены лишь в декабре 1924г. После обретения Индией независимости через ворота из Индии отплыли последние британские солдаты.

Это сооружение, сделанное в виде триумфальной арки увенчано четырьмя башенками напоминающие минареты. От ворот прямо к воде спускается каменная лестница. Вечерами на площади перед «Воротами Индии» выстраиваются ряды автомобилей черно-желтых такси, экипажей. На узких каменных скамеечках вдоль парапета сидят отдыхающие. Здесь можно встретить индийцев любой национальности, людей из разных стран. А пока мы встретили только моряков занимающихся физзарядкой.

На пощади нас ждал автобус и два индийских офицера связи. Как выяснилось, они не знали русского языка так, что пришлось Васе Подопригоре вспомнить все, что он знал и не знал.
Мы заняли места и автобус тронулся. По сторонам замелькали живописные улицы Бомбея. Сразу же бросилось в глаза то, что улицы Бомбея несколько чище, чем мадрасские. Знаменитых коров, которые шарахались по улицам Мадраса не было видно и поблизости. Впоследствии мы видели «священных коров», но они правда были не бездомные, а вполне чистые и их водили на веревочке. Мы приготовили фотоаппараты и через минуту раздавались только возгласы и щелчки затворов. Мимо окон автобуса проплывали дома богатых кварталов. Что характерно для индийских городов, здесь редко встречаются многоэтажные дома. В основном встречаются 4-6 - этажные. На улицах становилось все больше и больше народа. Проезжали машины и двухэтажные автобусы. Это было для нас новинкой. Но вот на пути, наряду с каменными домами, стали попадаться жилища бедняков. К стене каменного дома пристраивался навес из мешковины, который защищал от солнца. Под этим навесом ютилась семья и 8-10 человек. На самой окраине Бомбея тянется гнилое болото, испускающее в окрестности терпкий запах нечистот и отбросов. Здесь же, на берегу этого болота, мы увидели колонию жилищ. Четыре палки, воткнутые в землю, составляли каркас дома. Обтянутые мешковиной или заставленные жестью они являются обителью бедной части индийского населения. Рядом с таким вот «домом» женщина готовит пищу, лазят детишки совсем голые, валяются отбросы. Тут же сидит и глава семьи, ковыряясь в земле палкой. Видимо он раздумывает где бы найти работу чтобы заработать на кусок хлеба.
Мы начали оглядываться по сторонам, ища признаки Академии. Еще вчера нам сообщили, что до Академии 25 километров. Вот здесь-то и произошел небольшой казус. Оказывается, кто-то немного напутал и до Академии ехать еще 205 км. Что ж ехать, так ехать. Мы как истинные штурмана, сразу же определили место и установили, что генеральное направление нашего пути куда-то на юго-восток. Солнце поднималось все выше и выше. Наш автобус выбрался из пригорода Бомбея и вышел на шоссе ведущее в Пуна – город, недалеко от которого цель нашей поездки.

Пу?на
Город в Бомбейском президентстве Британской Индии, расположенный на высоте 2000 м. над уровнем моря, в пустынной равнине. Центр города находится на слиянии рек Мула и Мутха на высоте 560 м над уровнем моря. Реки Павана и Индраяни пересекают северо-западные пригороды Пуны.
Пуна – второй по величине город штата Махараштра. Старая часть Пуны – это узкие колоритные индийские улочки, оживленный рынок Махатмы Пхуле, которые расположены между Дворцом Шаниварвада и Музеем Раджи Динкар Келкара известного индийского поэта и путешественника. На стенах можно рассмотреть плохо сохранившиеся фрески с изображением индийских божеств и сцен из Рамаяны, но былое величие дворца уже далеко в прошлом. На противоположном от центра города берегу реки Мула расположена пещера Панчалешвара – высеченный в скале древний храм VIII-IX веков. Храм в скале остается действующим по сегодняшний день.
Пуна является важным образовательным центром. Джавахарлал Неру назвал ее "Оксфордом и Кембриджем Индии"; в городе около 30 колледжей, Университет (1948), Брандакарский Институт Востока (1917), хранящий более 20 тыс. древних манускриптов и изучающий санскрит и пракрит, военная Академия.
С 1820 года Пуна стала военной базой Британии, здесь и сегодня существует военный городок, который используется как Национальная Академия Обороны и служит для подготовки офицерских кадров всех родов войск ВС Индии. В пригороде, в 2 км. на запад находится военный лагерь, с казармами, офицерскими домами и церковью. К северу и востоку множество укреплений.

Шофер резко прибавил скорость и за окном замелькали равнины. Где-то впереди замаячили горы. Это были Западные Гаты. Их цепь тянется на многие мили вдоль побережья Индостанского полуострова. По мере приближения к горам пейзаж становится веселее. На смену унылому однообразию равнины приходят зеленые заросли кокосовых и веерных пальм. Они разбросаны небольшими рощицами по берегам ручейков и речушек с удивительно прозрачной водой. Неподалеку от пальмовых зарослей мелькают яркие тюрбаны мужчин и сари женщин. Это крестьяне, работающие на полях. Свой трудовой день они начали на рассвете. Сейчас солнце уже высоко стоит в застывшей голубизне бездонного неба, и его лучи безжалостно жгут согнутые, бронзовые, блестящие от пота спины людей. Да, нелегко зарабатывать себе на кусок хлеба. Вот на пути попадается первая деревня. Все дома расположены по обе стороны шоссе. Здесь же и лавочки, и лавчонки, в которых продается все, что можно только производить. Что характерно для индийских деревень, редко встретишь деревянные дома. В основном все постройки глиняные.
Пыль. Пыль везде – на зубах, в глазах, на наших отглаженных и чистеньких формах «раз». Хорошо хоть еще встречный ветерок обдувает. Уже чувствуется усталость. Замолкли штатные остряки, только иногда Толик Богомолов вспоминает очередной анекдот, да Юра Тарабаров пытается запеть какую-то песню, но его никто не поддерживает. Жарко. Хочется пить. Просим наших офицеров связи сделать в какой-нибудь деревне остановку. Нам обещано после перевала организовать небольшой привал.

«Путевые заметки.
4 апреля
… Скоро мы убедились, что наши, специально по индзаказу пошитые белые форменки пригодны и хороши только для средних широт. Скроенные из добротной плотной льняной ткани они защищают в июне от резких пассатных порывов Дальневосточного ветра, а в августе дают прохладу от палящих лучей солнца. Здесь же, в тропиках, наши «голландки» моментально пропитываются потом, и при наличии пыли через час в увольнении приобретают серо-грязный оттенок в разводах. Мы с завистью смотрели на офицеров связи и наших сверстников – кадетов Национальной Академии Обороны щеголявших в легких лавсановых рубашках с короткими рукавами. Даже, после более чем пяти часовой поездки в автобусе они лишь встряхнулись, сбрасывая с себя пыль. Мы же боялись прикоснуться к нашим форменкам, что бы не размазать эту пыль еще больше.
Наверное, это издержки того, что корабли ВМФ СССР, оказавшись в условиях не продуманных волюнтаристских решений, на десятилетие оказались «прикованными» к причальным стенкам и давно уже не бороздили тропические широты …». (Б.Ш.)

Автобус, натужено рыча мотором, медленно поднимается в гору. Навстречу попадаются ремонтные бригады, если так их можно назвать, ремонтирующие шоссе Труд их очень примитивен. Отсутствует какая-либо механизация. Еще бросается в глаза то, что рабочие это в основном женщины. Мужчин либо руководят работой, либо регулируют движение машин вдоль объекта. Наконец-то пройден перевал Бхор и мы останавливаемся в какой-то деревушке.
Сразу же автобус окружают нищие с протянутыми руками. Жалко смотреть на эти изможденные лица старух, стариков и даже маленьких детей. Грязные, оборванные они протягивают свои кружки, черепки к нашим лицам, но мы проинструктированы очень строго и поэтому обходим их стороной, невнятно бормоча «ноу». Тут же происходит и другая встреча. К нам подходит индус довольно хорошо одетый. Спрашивает кто мы. Услышав, что мы русские начинает радостно пожимать руки. Оказывается, даже в этой небольшой деревушке знают о приходе советских моряков.
Утолив жажду и тепло попрощавшись с окружающими мы снова трогаемся в путь.

Проделав почти 250-ти километровый путь за пять часов, мы въезжаем на территорию Национальной Академии Обороны Индии. Это с первого взгляда небольшой городок имеет только колледжи богатых слоев населения. Все здесь распланировано в современном стиле. Ничего лишнего. Кругом царит необычная чистота, не видно ни бумажки, ни окурка. Воль улиц посажен кустарник, аккуратно подстриженный в форме прямоугольника. На нашем пути попадается собственное летное поле и огромный плац.
Автобус останавливается у главного корпуса наук и мы медленно поднимаемся по ступенькам. Нас встречают индийские офицеры и проводят в зал. Здесь нам предлагают выпить по чашке чая. Помыв руки и почистившись от дорожной пыли, мы начинаем понемногу знакомиться с окружающей обстановкой В холле, где стоят столики выставлены все кубки за спортивные достижения академии.
Слева начинается лестница, а за ней, начиная со второго этажа, виднеются любопытные лица курсантов. Вдруг слышится правильная русская речь, я бы сказал слишком правильная. Оказывается, что подошли два преподавателя русского языка. Они приглашают нас сфотографироваться  с комендантом Академии, по нашему начальником училища. Высокомерный офицер с неизменным стеком в руках, подошел к нашей группе, немного попозировал и сказав «гуд бай» уехал.
Мы остались на попечение младших офицеров, которые повели нас осматривать Академию согласно плану. Первым местом посещения был музей. Здесь были собраны в виде экспонатов все виды оружия Индии, начиная от палки и кончая оружием образца 1945 года. Боевое снаряжение индийских воинов, ручные пулеметы, гранаты, винтовки, схемы знаменитых сражений, портреты выдающихся военных деятелей Индии – все это представлено на двух этажах музея. Зашли мы и в библиотеку Академии, которая расположена в отдельном здании. Там нам показали журнал «Огонек» на русском языке, который мы еще не видели. Приятно было почувствовать дыхание Родины в дали от родных берегов. Затем мы посетили учебный комплекс, где курсанты изучают общетехнические дисциплины. Он бы представлен кабинетами физики, химии, географии и электротехники. По сравнению с нашим училищем кабинеты намного хуже. Зашли в кабинет кораблевождения, где курсанты занимались прокладкой. С чисто специфическим интересом мы быстро разбрелись по столам и начали рассматривать прокладочный инструмент. Нас удивила тяжелая бронзовая параллельная линейка, чудовищной величины, на взгляд штурмании, измеритель, отсутствие транспортира и тонкие карты. Долго после этого мы делились впечатлениями о работе штурмана индийского флота и единодушно решили, что у нас лучше.

«Путевые заметки.
4 апреля
… В Национальной Академии Обороны Индии обучаются кадеты, будущие офицеры всех родов войск индийской армии. Специально создано отделение и для подготовки специалистов ВМФ. Нас, конечно, интересовала система и уровень их готовности к решению специфических задач. По нашей просьбе нам показали штурманский класс. Возможно, нам показали не все, но то, что мы увидели несколько разочаровало. Элементарный прокладочный инструмент по внешнему виду напоминал инструмент штурмана средневековья, карты и пособия низкого полиграфического качества. Карты тонкие и не выдерживали трех прикосновений ластика. Технические средства кораблевождения примитивные. А после общения с кадетами выяснили, что уровень их знаний не превышает планки подготовки учащихся наших нахимовских училищ. Чуть позже нам пояснили, что кадеты после окончания Национальной Академии получают звание унтер-офицера и направляются для продолжения обучения за границу. Моряки, как правило, в Англию. Затем год службы на флоте и только после этого присваивается полноценное первичное офицерское звание-лейтенант… » (Б.Ш.)

Нас торопят. Мы не укладываемся в график. В курсантской столовой уже накрыты столы для ланча. Это так называемый второй завтрак. Подходим к столовой, где нас встречают курсанты ответственные за встречу. Здесь-то я и познакомился с индийским «капитаном». Это курсант 3-го курса, будущий армейский офицер. Он был ответственным за порядок среди курсантов во время приема пищи. В руках все тот же неизменный стек. Между прочим все индийские офицеры носят с собой эти палки. Они служат им как личное оружие и орудия для подержания воинской дисциплины. Ведь это капиталистический мир, а там существует «палочная дисциплина», основанная на строгом разделении больших и малых рангов, зуботычин.
Входим в большой за столовой и рассаживаемся за столы. Сажусь рядом с Питти и вооружаюсь словарем и разговорником. Хочется расспросить его о многом. Пока официанты, неслышно скользят за нашими спинами разносят различные кушанья, ведем с Питти беседу. Из разговора узнаю, что курсантам не разрешается жениться, курить, пока они не перейдут на выпускной четвертый курс. Сам он из Пенджаба, из довольно обеспеченной семьи, судя по тому, что брат его работает инженером. Знает Питти три языка – пенджабский, английский и хинди. Наши корабли он не видел, но хотел бы посмотреть. Ленина знает, но работ никаких не читал. Наших композиторов и писателей не знает, ведь это они не изучают. Но зато знает всех наших космонавтов и сожалеет о гибели Гагарина.
Ну вот мы и наполнили тарелки всякой всяченой. Чего тут только нет: и рис и мясо, и лук, и какая-то зелень, и ко всему этому простокваша. Я взялся за вилку, осторожно притронулся к этому блюду, посмотрел на соседей и решительно положил первый кусок в рот. Сейчас же схватился за стакан воды. Мне показалось, что я проглотил целый стручок перца. Обильно поперченное блюдо любимое кушанье индусов. Но, что поделаешь – «голод не тетка». Мужественно съел все, ежеминутно запивая водой. Подали мороженное. Ну, это съедобная штука, жаль, что неудобно просить добавки.

«Путевые заметки.
6 апреля
… При подготовке к визиту, в училище, нам определили всего три дисциплины: «навигацию», «астрономию» «теорию устройства и живучести корабля (ТУЖК)». Все три недели лекционные и практические занятия продолжались по десять часов в сутки. В этом плотном графике учебный отдел умудрился выкроить одну пару по «этике и эстетике». Нас научили: манерам поведения, объяснили как вести «светскую» беседу и поддерживать разговор, как пользоваться столовыми приорами и другим премудростям. Не учли одного – особенностей национальной кухни.
Оказавшись за индийским столом, в пору было растеряться, и мы, не сговариваясь решили действовать так как действуют наши визави. Но, попробовав национальные кушанья, мы забыли о всяком приличии. Дело в том, что национальная кухня специфична и очень острая. Это обусловлено тем, что в условиях тропиков она является как бы антисептиком, защищая организм от всякого рода инфекционных заболеваний. И если организм индуса к ней адаптирован, то организм европейца, из-за ее остроты, ее отторгает. Так вот, мы попробовав национальные блюда, буквально в считанные минуты «смели» со столов весь лед и опустошили все емкости с прохладительными напитками. К чести индусов, войдя в наше положение, в этом они нас не ограничивали.

На следующий день визита наше командование организовало на борту крейсера встречу рядового состава. От индийской стороны в основном были кадеты. Мы их встретили уже как старых знакомых и после обязательной программы пригласили на ужин. Наши коки конечно постарались и индусы с удовольствием уплетали пирожки, блинчики и пельмени за обе щеки, забыв про специи.
Ужин был организован на юте под тентом и плавно перешел в неформальное общение с перекуром. И вот здесь нас уже удивили индийские кадеты. Не у оного из нас они интересовались, а предусмотренно ли программой пиво и девочки. Наверное, это влияние англичан и американцев, которые до нас безраздельно хозяйничали в этой стране.
А в прочем, они нормальные, не закомплексованные и не заинструктированные командирами и политработниками парни …» (Б.Ш.)

Наше время выходит. Пора домой. Выходим на улицу и начинаем прощаться с окружающими. Дарим курсантам все имеющиеся значки, тайком угощаем сигаретами, обмениваемся адресами и фотографируемся на память.
Автобус трогается и объективы фотоаппаратов нацеливаются на то, что еще не успели снять. Снова путь, но это путь домой. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». Опять любуемся уже знакомым ландшафтом, обмениваемся впечатлениями и просим показать нам вечерний Бомбей. Наша просьба удовлетворена, и автобус кружит по вечерним улицам Бомбея. Дорогу освещает мягкий свет всевозможных реклам: красных, синих, зеленых, гаснущих, чередующихся и простых. Их огни отражаются в черной воде. А там, на рейде, море огней. Это корабли стоящие на якоре. Да, красив Бомбей вечером. Но за этой красотой проглядывается нищенское существование многих миллионов простых людей. Те, кто имеет деньги, разъезжают на машинах, веселятся, гуляют, а другие задумываются над вопросом: «А, что сделать завтра, что бы прожить еще один день?». Таков капиталистический мир вывернутый наизнанку. Нищета и бесправие многих миллионов людей скрывается за огнями реклам, за веселой и беззаботной жизнью кучки богатеев. А разве может быть по другому там, где правит «желтый дьявол». Нет!
И вот нашему путешествию приходит конец Уставшие но довольные мы высаживаемся из автобусов и направляемся на крейсер – кусочек нашей родной земли, хотя и железный. Вот так и закончился первый день пребывания в Бомбее.

День второй.

В этот день мы идем сделать какие-нибудь покупки в виде сувениров и затем направляемся на прием в советское консульство. Времени мало. Не останавливаясь перед достопримечательностями, мы прямо спешим к магазинам. Цель одна, спустить деньги, которые есть в кармане. Едва мы ступаем на улицу, где расположены магазины и лавки, как торговцы различных мастей начинают предлагать товар. Хватают за руки и тащат в магазин, трясут перед нами очками, авторучками, носками и прочей всякой всячиной. Они так рьяно предлагают свой товар, что не удерживаемся от соблазна приобрести авторучку, очки  или зажигалку. Уже который раз стакиваемся с таким явлением, когда торговцы заламывают в 2-3 раза дороже. Но мы не собираемся обогащать этих маленьких капиталистов и поэтому непоколебимо торгуемся. Как правило, удавалось сбросить цену в 2-3 раза.

«Путевые заметки.
10 апреля
Картинки с натуры.
«Уж сколько раз твердили миру».
… Перед заходом нас тщательно инструктировали и отцы-командиры, и сотрудники нашего дипломатического корпуса: «Будьте внимательны …». И, тем не менее, не обошлось без ляпов: Юра Тарабаров, уже на обратном переходе решил показать нам штиблеты, которые он приобрел и вышел в них на палубу. Подошва, на мокрой палубе, тут же отвалилась, поскольку сделана была из картона. А с виду и не скажешь, вполне благопристойная обувь. Я же в подарок матери приобрел брошь. Оказалось, что это дешевая стеклянная бижутерия, обрамленная в искусно сделанную оправу из олова, которая была затонирована под серебро. А Юра Куликов долго выбирал и торговался, покупая себе рубашку. И каково же было его изумление, когда, уже на корабле, обнаружил выцвевший квадрат на ее рисунке. И когда только успели подменить ту, которую он выбрал, на ту, которая долгое время лежала на витрине под солнцем? …» (Б.Ш.)

По пути нам попадаются множество магазинчиков большинство из которых были мануфактурные. Чего, чего, а тряпок в Бомбее хватает. Многочисленные текстильные фабрики поставляют для продажи всевозможные ткани, рубашки и тому подобное добро. Но все это залеживается на полках магазинов Основная масса населения Бомбея не может приобрести вещи из-за дороговизны. Нейлоновая рубашка стоит 60 рупий, ботинки 30 рупий а средний рабочий Индии получает 50-60 рупий в месяц. Пожалуй тут никаких комментариев не нужно. Впрочем следует добавить, что продукты стоят дороже чем вещи. Вот и попробуй прожить на 60 рупий платя за квартиру и медицинское обслуживание, одеваясь, содержа семью и еще за многое другое. Разобравшись во всей этой механике капитализма, мы не удивляемся почему это люди спят прямо на каменных мостовых, почему на каждом перекрестке толпа нищих и еще многих почему. Все о чем нам говорили в школе, о чем мы читали в книгах и газетах, о чем слышали от старших товарищей, мы увидели собственными глазами. После этого нам не нужна была никакая агитация, мы сами стали агитаторами.
Капиталистический мир, прикрываясь внешним великолепием, таит в себе нищенское существование многих миллионов людей. Рано или поздно народ Индии поймет это, сломает существующее и выйдет на светлый пут строительства коммунизма.
Время вышло. И мы нагруженные покупками собрались на пирсе в ожидании машины, В этот момент открылся свободный доступ индийских жителей на «Гордый» и «Стерегущий». Длинная очередь мужчин, женщин, детей и стариков протянулась по огромному пирсу к выходу из порта. Люди все шли и шли. В этот день несколько тысяч человек посетили корабли. Восторженные отзывы говорили о том, как высоко оценили индийцы советские корабли и наших моряков.

«Путевые заметки.
10 апреля
… При посещении корабля мы были особо внимательны. В Индии особо ценятся электроприборы и цветной металл. Уже в первый день посещения, в Мадрасе, пришлось не досчитаться некоторых элементов АСИ, расположенных на щитах верхней палубы. Было приказано срочно снести их во внутренние помещения. Порой забавно было наблюдать, как индус разговаривает с кем-нибудь из членов экипажа, а сам пяткой пытается выкрутить бронзовую пробку горловины цистерны.

И совсем уж неординарный эпизод произошел в последний день открытых дверей на БРК «Гордый». Мы возвращались из увольнения, подходим к кораблю, и наблюдаем «картину маслом». Заканчивается посещение корабля, а посетители никак не хотят его покидать. Тогда старпом принимает решение и приказывает матросам встать двумя цепочками и от носа и кормы начать выдавливание посетителей к трапу. Индусы проскальзывают под руками матросов и продолжают разгуливать по кораблю, а старпом, уже обессиленный, стоя на верху носовой ракетной установки, топает ногами и кричит в мегафон: «Кишь, кишь, долбаные папуасы». Хорошо, что данный инцидент обошелся без всяких протокольных и дипломатических последствий  …» (Б.Ш.)

Хотелось бы мне немного рассказать о наших советских детях, живущих в Индии. Это дети работников посольства, консульств и торгпредств. Дети обеспечены всем, чем нужно. Имеется у них собственная школа, в которой они пожалуй проводят большинство своего времени. Рассуждения ребенка 3-4-го класса можно приравнять к рассуждениям ученика 7-8-го класса нашей советской школы. Они скучают по Родине, по своим старшим сестрам и братьям, по снегу и своим советским сверстникам, с которыми можно поиграть в детские игры. Считают месяцы и дни, когда снова ступят на нашу советскую землю. Очень завидовали мне, когда я сказал, что через полмесяца буду на Родине.
Я невольно сравнивал наших ребятишек с их индийскими сверстниками. До сих пор перед газами стоит образ индийского мальчика, лет девяти. Грязный, оборванный, голодный он стоял на коленях перед группой наших моряков и беспрерывно повторял: «Сэр дайте, пожалуйста, денег». Это были единственные слова, которые он знал по-английски. Мог ли он учиться в школе? Конечно нет, если его отец даже не может заработать на кусок хлеба.
Вот так, на каждом шагу, снова и снова, сталкиваешься с суровой действительностью капиталистического мира.

В этот день мы перешли на БРК «Гордый», который возвращается домой, а остальные корабли нашего отряда продолжат патрулирование в зоне Индийского океана.

На следующий день мы прощались с гостеприимной индийской землей. На пирсе собралась большая толпа провожающих. Впереди стояли наши люди из советской колонии. У многих на глазах были слезы. Немного дальше застыл строй индийских моряков
Мелко задрожал корпус корабля. Раздалась команда: «Отдать швартовы» и корабль развернувшись, направился к выходу в открытое море. Сейчас с каждым оборотом винта, мы приближаемся к родным берегам. Мы молча стоим у борта и смотрим назад, где осталась чужая земля, на которую впервые ступила нога тихоокеанского моряка и наша нога – нога советского курсанта.

Индия. Бомбей
03.04 – 06.04. 1968г.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После описываемых событий минуло сорок четыре года. Сорок четыре года – это целая жизнь. Много событий произошло с той поры.
Ушли из жизни адмиралы Амелько Н.Н., Ховрин Н.И., Бородин Э.С.., наши педагоги и наставники Бостаногов Б.А. и Ершов Ю.Г. – те, кто нас «ставил на крыло», кто вместе с нами осваивал Индийский океан, кто учил нас премудростям жизни и знакомил с основами и особенностями флотской службы, закладывал в нас и формировал стержень флотского офицера, флотского единения, содружества и братства, качества, которые мы должны были пронести через годы служения Отечеству и Флоту.
Благодаря им мы с достойнством прошли этот путь. Находясь на гребне волны мощи Советского Военно-Морского Флота не уронили чести и достоинства советского офицера.
За время службы мы руководили воинскими частями и соединениями, управляли флотскими коллективами, занимали самую почетную должность на флоте – командир корабля. За кормой у нас осталась не одна тысяча миль. Ответственность за решения поставленных задач, выполнение своего воинского долга, за людские судьбы все это уже в прошлом.

Мы с чистой совестью можем отрапортовать, что с честью отстояли свою боевую смену.

Сейчас, уже будучи ветеранами, получив флотскую закалку и уйдя в запас с достоинством представляли и представляем Флот, трудясь на мирном поприще.

Засеребрились виски, выросли дети, мы воспитываем внуков и с надеждой смотрим на новое поколение мореходов.
Но тот наш первый океанский поход, первая океанская колыбель никогда не сотрется из памяти, напоминая о бурных годах молодости.

Б.Шадрин
Владивосток
апрель 2012 г.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom