Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички: Владимир Бойко

Подводные лодки севастопольского ВВМИУ

 

Повышение требований к специальной подготовке курсантов Севастопольского ВВМИУ потребовало создания ряда кафедр, руководителями которых были назначены опытные военные педагоги и ученые. Для формирования у выпускников училища основных качеств офицера – инженера – подводника, связанных со знанием устройства корабля, умением обеспечить его живучесть и боевое использование, были созданы в июне 1954 года кафедра живучести и кафедра теории, устройства и управления подводной лодкой.

Лабораторная база кафедры живучести состояла из небольшого учебного кабинета, водолазного бассейна и плавучего кабинета боевой подготовки КБП-43, переоборудованного из подводной лодки «С-207» (тип «Щука» V-бис II серии, бывшая Щ-207 «Касатка»), переданной училищу 153-й отдельной бригадой подводных лодок 3 августа 1954 года в соответствии с приказом Командующего Черноморским флотом. На КБП-43 отрабатывались вопросы практической подготовки курсантов по борьбе за живучесть подводной лодки: заделка пробоин прочного корпуса, тушение корабельных пожаров, исправление поврежденных трубопроводов, задачи по выходу из затонувшей подводной лодки через торпедный аппарат и боевую рубку.

Под руководством и непосредственном участии начальника Севастопольского ВВМИУ вице-адмирала М.А. Крастелева в училище была создана лучшая по тем временам в учебных заведениях флота лабораторная база по устройству, живучести, управлению подводной лодкой. Эта база включала в себя корпус дизельной подводной лодки «М-113», автоматизированные аудитории и кабинеты с современными тренажерами, легководолазный полигон большой пропускной способности, которые широко использовались не только для подготовки курсантов училища, но и для тренировок личного состава бригады подводных лодок Черноморского флота.

Были построены пожарный и водолазный полигоны – лучшие в системе учебных заведений ВМФ. По тактико-техническому заданию, разработанному кафедрой силами Морского завода №13 ВМФ на базе прочного корпуса подводной лодки тип «М» XV серии была смонтирована водолазная башня высотой 20 метров для отработки глубоководных погружений и выхода из аварийной подводной лодки.

В 1962 году вступила в строй лаборатория тренажеров по управлению подводной лодкой, которая позволила не только обеспечить все практические занятия курсантов по курсу ТУЖУ ПЛ, но и оказывала большую помощь флоту, обеспечивая тренировки личного состава 153-й Бригады Подводных Лодок Черноморского флота.

Интересна история трех подводных лодок, находившихся в ведении Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, на которых проходило обучение борьбе за живучесть ПЛ будущих офицеров-подводников Военно-Морского Флота СССР.

Щ-207 («Касатка»)
подводная лодка V-бис-II серии

Заложена 5 января 1934 года под стапельным номером 1031 на заводе №200 (им. 61 Коммунара) в Николаеве, 25 марта 1935 года спущена на воду, 17 ноября 1936 года вступила в строй и 18 декабря 1936 года вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 года «Щ-207» встретила под командованием старшего лейтенанта (затем капитан-лейтенанта, капитана 3 ранга) Панова Николая Алексеевича в составе 3-го дивизиона 1-й бригады Подводных Лодок Черноморского Флота в плановом ремонте на заводе №201 в Севастополе.

В начале августа 1941 года подводная лодка вступила в строй и практически сразу приступила к ведению боевых действий. В первом боевом походе подводная лодка патрулировала в районе мыса Зейтин - Бурну, но противника не встретила. Второе патрулирование проходило в районе Бургаса. Противник снова не был встречен, а сама подводная лодка подвергалась немалому риску, район действий подводной лодки был минирован. (В сентябре болгары выставили здесь минное заграждение «S-39»). 29 и 30 октября за кормой подводной лодки прогремели взрывы мин, но обошлось без повреждений и потерь. Третий боевой поход, где Щ-207 должна была действовать в том же районе, проходил в условиях сильного шторма. 4 декабря набежавшей волной был смыт за борт и утонул помощник командира старший лейтенант А. Стрельников. Вскоре Щ-207 получила повреждения кормовых горизонтальных рулей и 8 декабря была вынуждена начать возвращение в базу. Новый 1942 год Щ-207 встретила в районе мыса Эмине, где она вела патрулирование уже почти пять суток. Сильный шторм и минная опасность (в виде плавающих мин; 31 декабря подводная лодка имела случай касания минрепа одной из них) заставляли командира подводной лодки держаться в восточной части отведенного района.

Примерно по такому же сценарию прошел и следующий боевой поход у мыса Шаблер. С 17 февраля Щ-207 штормовала в 20-30 милях от берега и встреч с кораблями противника не имела. За время похода на подводной лодке имели место выходы из строя различных приборов и механизмов, что говорило о частом использовании корабля в непростых метеоусловиях. В мае Щ-207 патрулировала восточнее мыса Эмине, но, так как подводная лодка держалась в 20-30 милях от берега, противника встретить не удалось. После проведения в Поти и Батуми текущего ремонта и докования в начале июня – середине июля (из-за этого подводная лодка не принимала участие в снабжении Севастополя), Щ-207 во второй половине июля патрулировала у Босфора. Здесь было встречено около трех десятков турецких шхун и пароходов, но противника не было.

Восьмой боевой поход Щ-207 ознаменовался первой торпедной атакой. Вечером 7 сентября в 12 милях севернее входа в Босфор Щ-207 с дистанции 12 кабельтов выпустила две торпеды по эсминцу, охраняющему конвой из двух танкеров. Обнаружив, что из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей торпеды выпущены с опозданием, командир подводной лодки произвел еще один залп из четырех торпед. Спустя две минуты на подводной лодке услышали два взрыва, что явилось основанием для победного рапорта, но торпеды, выпущенные по эсминцу «Реджина Мария», не попали в цель. Противник контратаковал, безрезультатно сбросив на подводную лодку 5 глубинных бомб. 13 сентября Щ-207 снова имела возможность атаковать вражеские эсминцы, но командир подводной лодки, сославшись на неисправность кормовых горизонтальных рулей, отказался от атаки.

В следующем боевом походе Щ-207 патрулировала район мыс Олинька – Портицкое гирло Дуная. Крейсерство проходило в 10-20 милях южнее острова Фидониси, где 26 октября Щ-207 с дистанции 18 кабельтов атаковала румынский большой охотник «Ксантен» из состава эскорта конвоя. К счастью для цели, охотник вовремя сумел заметить торпедный след и избежать попадания. Через три дня Щ-207 обнаружила отряд румынских минных заградителей, возвращавшихся с постановки заграждения «S-44» в районе острова Фидониси, но командир при внезапном повороте кораблей посчитал подводную лодку обнаруженной и от атаки отказался. На этих минах погибла вскоре Щ-212.
В десятом боевом походе Щ-207 (31 декабря 1942 – 20 января 1943), когда подводная лодка патрулировала уже знакомый ей по прошлому походу сектор позиции № 44, она попала в сильный шторм и была снесена в район Констанцы. В таких условиях объектов для атаки обнаружено не было.

Наличие целей в последнем боевом походе подводной лодки (район Ялта – мыс Чауда) давало Щ-207 шанс отличиться, но счет так и не был открыт. 10 апреля 1943 подводная лодка дважды не смогла выйти в атаку на отряды быстроходных десантных барж противника. В этот же день Щ-207 обнаружила выходившую на позицию U-24, но немецкая подводная лодка противника погрузилась до того, как Щ-207 смогла выйти на боевой курс. Через два дня Щ-207 упустила конвой из десантных барж и только 16 апреля выпустила торпеды по немецкому конвою, но и они прошли мимо. Неудачные действия подводной лодки дали основания штурману Щ-207 старшему лейтенанту В.Г. Роженко обвинить командира в трусости. В ходе судебного разбирательства командир Щ-207 был оправдан, а штурман списан в морскую пехоту. Щ-207 совершила 11 боевых походов, 4 торпедные атаки (выпущено 10 торпед). Побед у подводной лодки не было.

21 мая 1943 года Щ-207 встала на капитальный ремонт, который продлился до конца войны. 12 апреля 1944 года командиром Щ-207 назначен капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич, ранее командовавший тихоокеанской Щ-130. В конце 1944 года подводную лодку отбуксировали в освобожденный Николаев, где ремонт продолжился. 31 марта 1949 года Щ-207 вступила в строй.16 июня 1949 года лодка получает литерно-цифровое обозначение «С-207». 11 сентября 1954 года подводная лодка была выведена из боевого состава и переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки «КБП-43», а с 12 января 1957 года – в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-39» Севастопольского ВВМИУ. 16 июля 1957 года лодка исключена из списков ВМФ СССР и передана для обеспечения боевых упражнений специальному полигону Военно-Воздушных сил ВМФ на Каспийское море.

Историческая справка
по подводным лодкам тип «Щ» V-бис-II серии

Проект подводной лодки был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М.Малинин. Тактико-технические данные подводных лодок этого проекта незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Новая серия подводных лодок типа «Щ» получила наименование V-бис-2 серии. К началу строительства подводных лодок V-бис-2 серии уже имелись опыт строительства и результаты испытаний головных подводных лодок III и V серий, которые учитывались в новом проекте. Поэтому проект подводных лодок V-бис-2 серии имел ряд существенных отличий по сравнению с предыдущими сериями подводных лодок типа «Щ»:

  1. Переработан теоретический чертеж и улучшены носовые обводы путем удлинения булей, что дало увеличение полного надводного хода на 0,5 узла по сравнению с подводными лодками V серии.
  2. Обеспечено хранение запасных торпед без снятия зарядных отделений, для чего кормовая переборка второго отсека на 31-м шпангоуте была сделана ступенчатой – верхняя часть ее (над настилом аккумуляторной батареи) была смещена на одну шпацию в корму. В связи с этим верхняя часть второго отсека удлинилась на одну шпацию (за счет третьего отсека).
  3. Увеличена прочность переборок Центрального поста (на 37-м и 45-м шпангоутах) до 6 кг/см.кв. (ранее прочность всех переборок была рассчитана только на 2 кг/см.кв.).
  4. Коренным образом переделано торпедопогрузочное устройство, что, с одной стороны, уменьшило загроможденность торпедных отсеков, а с другой стороны – ускорило время погрузки полного запаса торпед до 12 часов против 25-30.
  5. Увеличен район надводного плавания за счет приспособления бортовых цистерн главного балласта №3 и №4 под топливо. Позднее, во время прохождения капитального ремонта на всех подводных лодках V и V-бис серий бортовые балластные цистерны №3 и №4 переоборудовались под топливо.
  6. В приводе электромотора экономического подводного хода шестеренчатая передача была заменена передачей гибкими резиновыми ремнями, что делало работу передачи бесшумной.
  7. Электродвигатели приводов носовых и кормовых горизонтальных рулей были перенесены в концевые отсеки и рядом с ними установлены дифференциальные муфты типа Федорицкого. Посты ручного управления горизонтальными рулями остались в центральном посту.
  8. Продувание главного балласта производилось не турбовоздуходувками низкого давления, а дизелями, работавшими, как компрессор.

Часть подводных лодок получила сетепрорезатели «Сом». Благодаря внедрению всех этих новшеств подводные лодки V-бис-2 серии заслужили высокую оценку подводников.

Всего было построено 14 подводных лодок V-бис-2 серии – пять для Тихоокеанского флота, пять – для Краснознаменного Балтийского флота и четыре - для Черноморского флота.

Балтийский завод построил две лодки для ТОФ, которые достраивал Дальзавод, и две лодки для КБФ: завод №194 построил три лодки для ТОФ (достраивал Дальзавод) и одну лодку для ЧФ, которую достраивал завод №200 в Николаеве; завод «Красное Сормово» построил три лодки для КБФ и завод №200 – три лодки для ЧФ.

Достройка, испытания и сдача флоту подводных лодок на Дальнем Востоке в основном производилась на Дальзаводе. На заводе существовало Специальное Конструкторское Бюро, которое обеспечивало строительство лодок технической документацией и принимало участие в испытаниях.

Подводные лодки типа «Щ» зарекомендовали себя, как весьма надежные и относительно недорогие в постройке. К тому же наличие 10 торпед при относительно малом водоизмещении делало их непревзойденными по удельной вооруженности (меньше 60 т на 1 торпеду).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Щ-207:

Водоизмещение надводное - 609.9 тонн
подводное - 706.4 тонн
Скорость в надводном положении - 12.9 узлов
в подводном положении - 7.47 узлов
Дальность плавания в надводном положении - 9300 миль
в подводном положении - 100 миль
Экипаж - 37 человек
Размерения - 58.8 х 6.2 х 4.3 метра
Вооружение
533 мм НТА - 4 шт.
533 мм КТА - 2 шт.
орудие 21-К 45 мм - 2 шт.
Автономность - 20 суток
Глубина погружения - до 90 метров
Мощность дизелей - 2 х 685 л.с.
Мощность электромоторов - 2 х 400 л.с.

 М-113
подводная лодка XII серии

Заложена под стапельным номером 277 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) 25 октября 1939 года. 31 декабря 1940 года подводная лодка спущена на воду. По внутренним водным путям М-113 переведена для достройки в Николаев. 22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Станкевича Иосифа Валерьяновича в составе 8-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в Очакове на ходовых испытаниях. 5 июля 1941 года «М-113» вошла в состав Черноморского флота.

13 августа М-113 прибыла в Севастополь, где вскоре начала ремонт линии вала – выявился заводской брак. В начале октября подводная лодка перешла в Очамчири, где ремонт был продолжен. Вступив в строй 25 декабря 1941 года, 7 января 1942 года М-113 направилась в первый боевой поход с задачей несения дозора в районе западнее Поти.

В начале 1942 года перед советским командованием встал вопрос о привлечении малых подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Так как, базируясь на Поти, при своей автономности «малютки» и «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, было принято решение об их переводе в Севастополь, где 12 февраля ошвартовалась М-113.

В ночь на 21 февраля подводная лодка направилась для разведки в Каламитский залив. На борту М-113 находился офицер штаба 2-й бригады ПЛ ЧФ капитан 2 ранга И.М. Зайдулин. Вечером 28 февраля М-113 с дистанции 25 кабельтов обстреляла вражеский аэродром в Ново-Фёдоровке, выпустив 40 45-мм снарядов. Выполнив поставленную задачу, подводная лодка 1 марта благополучно вернулась в Севастополь. В конце марта – первой половине апреля М-113 еще дважды выходила в поход с задачей разведки в Каламитском и Каркинитском заливах и подходов к Одессе.

Патрулирование района острова Фидониси во второй половине апреля 1942 года было безуспешным. Подводная лодка дважды обнаруживала суда противника, но не смогла атаковать из-за мелководья и большой дистанции. В течение похода на корабле неоднократно возникали неисправности муфты «Бамаг», но подводная лодка продолжала оставаться на позиции

После проведения текущего ремонта и докования в Очемчири М-113 в конце июля – начале августа патрулировала близ недавно занятого противником Севастополя, но вражеских кораблей и транспортов не встретила.

Следующее патрулирование у острова Фидониси ознаменовалось торпедной атакой. Вечером 26 августа из-за противолодочного зигзага М-113 не смогла атаковать вражеский эсминец, но через несколько часов в точке 45°48,5' с.ш. /30°18,0' в.д. с дистанции 4 кабельтов выпустила торпеду по неизвестной подводной лодке. Спустя 38 секунд на М-113 зафиксировали взрыв, но известно, что ни немецких, ни итальянских, ни румынских подводных лодок в этом районе быть не могло. Предположение, что жертвой торпед стала советская подводная лодка (Щ-208 или Щ-212) так же не соответствует действительности, так как эти подводные лодки найдены на месте своей гибели в другом месте.

31 августа М-113 начала возвращение в базу. На переходе подводная лодка четыре раза подвергалась атакам самолетов противника. Во время одного из них, утром 2 сентября, когда М-113 в надводном положении шла у берегов Керченского полуострова она была внезапно атакована немецким самолетом. Срочное погружение не спасло подводную лодку от повреждений. Когда подводная лодка была на 15-метровой глубине, близкие разрывы четырех фугасных бомб вывели из строя оптическую систему перископа и электропривод вертикального руля.

Прибыв в Поти, и проведя необходимый ремонт, М-113 20 сентября вышла на позицию №44-45 нарезанную в районе мыс Олинька – мыс Мидия. Вечером 25 сентября в точке 44°38,1' с.ш. /29°14,8' в.д. М-113 выпустила торпеды по судну из состава конвоя противника. Спустя 42 секунды после того, как торпеды покинули субмарину, на подводной лодке зафиксировали взрыв. Через полчаса, осматривая в перископ горизонт, командир подводной лодки отметил отсутствие в составе конвоя атакованного танкера. Вероятно, атаке М-113 подвергся танкер «Ле Прогресс». Во второй половине октября М-113 снова патрулировала этот же район, но днем 21 октября подводная лодка из-за большой дистанции не смогла атаковать конвой противника, а по возвращении на базу встала на текущий ремонт.

Кампанию 1943 года М-113 начала 8 января. В этот день подводная лодка направилась в район Ялта – гора Опук, но кораблей и судов противника подводной лодкой обнаружено не было. С нулевым результатом завершилось и следующее февральское крейсерство южнее мыса Тарханкут. 17 февраля М-113 обнаружила конвой противника, но из-за большой дистанции и невыгодного курсового угла не смогла атаковать. Мартовское патрулирование также не принесло результатов.

Днем 30 мая М-113 разрядила торпедные аппараты по конвою десантных барж. Через 45 секунд на подводной лодке были слышны взрывы, (это произошло в точке 44°22,9' с.ш./33°55,4' в.д., близ Севастополя), но атакованные германские баржи «F-301» и «F-304» потерь не понесли, а сами контратаковали подводную лодку, сбросив на безопасном удалении от нее 4 глубинных бомбы. Следующий выход в район Севастополя ознаменовался лишь встречей утром 17 июня с германской подводной лодкой U-24, которую М-113 встретила, уже возвращаясь в базу. Советская субмарина посчитала себя атакованной, и срочно погрузилась (по данным гидроакустики немцы выпустили 1 торпеду), немецкая подводная лодка, приняв «малютку» за свою U-20, пыталась выйти с ней на рандеву.

Прибыв в базу, на подводной лодке начались ремонтные работы, к началу сентября 1943 года она вступила в строй. 28 августа 1943 командиром М-113 назначен капитан 3 ранга Стрижак Александр Иванович. Под его командованием подводная лодка впервые вышла в море вечером 6 сентября. Прибыв на позицию в районе мыса Тарханкут, уже через 6 часов М-113 атаковала судно шедшее в составе конвоя. Спустя 90 секунд на подводной лодке зафиксировали два взрыва, немецкие данные говорят о том, что безуспешной атаке подвергся буксир «Любек» из состава конвоя, эскорт которого так же безрезультатно сбросил в предполагаемом месте нахождения подводной лодки 7 глубинных бомб. Подводная лодка благополучно ушла от преследования, и в ночь на 11 сентября высадила в районе мыс Тарханкут – мыс Урет разведывательную группу.

Сентябрьский выход на позицию едва не стал для М-113 последним. С 20 сентября подводная лодка патрулировала район у мыса Тарханкут. Вечером 28 сентября в точке 44°57,6' с.ш. /32°53,6' в.д. М-113 подорвалась на плавающей мине, сорванной с вражеского заграждения «S-46». В результате подрыва носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной, повреждены обшивка цистерны главного балласта №1, оба торпедных аппарата, радиоаппаратура, ряд систем и механизмов. Внутрь корпуса поступила вода. Экипаж подводной лодки мужественно включился в борьбу за живучесть корабля. Утром 4 октября М-113 самостоятельно прибыла в Поти и встала на аварийный ремонт.

11 февраля 1944 года командиром М-113 назначен капитан-лейтенант Волков Анатолий Иванович. 17 мая М-113 вступила в строй и начала отработку курса боевой подготовки. К этому времени Красная Армия почти полностью освободила советское побережье Черного моря. 13 марта 1944 года советские войска вошли в Херсон, 28 марта – в Николаев, 10 апреля – в Одессу. 9 мая был освобожден Севастополь. Несмотря на потерю баз, корабли Кригсмарине, базируясь на порты Румынии и Болгарии, продолжали действия на Черном море. Утром 6 июня при отработке задач боевой подготовки М-113 на внешнем рейде Очемчири обнаружила подводную лодку противника, от которой уклонилась срочным погружением.

Вечером 23 июля М-113 вновь приступила к боевым действиям. Подводная лодка вышла из Новороссийска, чтобы к утру 26 июля занять позицию в районе Констанцы. После отказа от атаки днем 27 июля двух германских больших охотников, подводная лодка утром 28 июля в точке 43°36,7' с.ш./ 29°03' в.д. выпустила торпеду по десантной барже из состава конвоя. (Вторая торпеда отработала в торпедном аппарате, на следующий день от нее избавились, создав дифферент корабля на нос). Атака была безуспешной. Корабли эскорта сбросили на безопасном удалении от М-113 5 глубинных бомб.

Во второй половине августа подводная лодка обслуживала позицию в пределах района Мангалия – мыс Шаблер. На переходе в район действий М-113 несколько раз обнаруживала немецкие подводные лодки, но каждый раз командир М-113 отказывался от атаки, считая подводные лодки своими. Немцы же наоборот, потратили торпеду на М-113, но, к счастью, промахнулись. В свою очередь, М-113 днем 22 августа в точке 43°35' с.ш./ 28°39' в.д. неудачно атаковала германский охотник, за что в ответ получила 6 глубинных бомб, разрывы которых на подводной лодке, вероятно, приняли за признак удачной атаки.

Благополучно прибыв в Новороссийск 24 августа 1944 года, М-113, так как боевые действия на Черном море вскоре завершились, в них больше не участвовала. Подводная лодка М-113 совершила 18 боевых походов, 6 торпедных атак. Побед у подводной лодки нет.17 августа 1953 года «М-113» выведена из боевого состава, разоружена, поставлена на прикол и переформирована в кабинет боевой подготовки.12 января 1957 года корабль переформирован в учебно-тренировочную станцию Севастопольского ВВМИУ. 21 февраля 1957 года подводная лодка М-113 исключена из списков в связи со сдачей на слом.


Историческая справка
по подводным лодкам тип «М» XII серии

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI-бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения подводной лодки VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими ТТД. Несколько вариантов эскизного проекта такой подводной лодки было предложено НИИ военного кораблестроения (конструктор – П.Н. Сердюк). Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии. Подводная лодка была одновальной, однокорпусной (корпус - цельносварной), имела шесть отсеков и водоизмещение, на 40-50 тонн больше, чем у своих предшественниц. Мощность главного двигателя 38КВ на подводной лодке XII серии была доведена до 800 л.с., мощность главного электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторных батарей увеличены вдвое по сравнению с подводными лодками VI и VI-бис сериями.

Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря, как из рубки, так и из Центрального поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Число спальных мест на корабле было доведено до 14, усилены средства вентиляции. За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними «М» сериями.

В числе главных изменений следует выделить:

  1. Сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 секунд.
  2. Сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут, увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль, возросшее заглубление лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости.

Подводная лодка XII серии делилась пятью водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков: I – торпедный, II – носовой аккумуляторный, III – центральный пост с боевой рубкой, IV – кормовой аккумуляторный, V – дизельный, VI – электромоторный. Причем центральный пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/см.кв., что соответствует глубине погружения 50 метров. Остальные водонепроницаемые переборки – плоские, рассчитанные на давление 1 кг/см.кв. (глубина 10 метров, толщина металла плоских переборок 5мм). В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками – получался как бы люк, повернутый на 90 градусов. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки

Подводных лодок XII серии было построено 46, из них 14 на заводе в Ленинграде (сданы флоту в период с декабря 1937 по декабрь 1940 года) и 32 на заводе «Красное Сормово» (15 подводных лодок было сдано до начала войны, а остальные 17 строили и сдавали флоту во время войны). Взамен сложных и недостаточно надежных испытаний наружным давлением в док-камере, которым подвергали корпуса подводных лодок VI, VI-бис и первых подводных лодок XII серии, были проведены наружные испытания подводной лодки М-91 погружением ее на глубину 70 метров. Эта глубина превышала на 10 метров предельную. Погружение производили на гинях спасательного судна «Коммуна». Поскольку прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку предельной глубины погружения, от испытаний корпусов подводных лодок XII серии наружным давлением в дальнейшем отказались. Испытание прочности корпусных конструкций производили лишь внутренним давлением.

Одна из лодок была модернизирована и использовалась как минный заградитель – проект 604 (М3-XII). Для этой цели приспособили подводную лодку М-171. На нее установили бортовые балластные цистерны с шахтами, в которых размещалось 18 мин. Их можно было выставлять в подводном положении. М-171 – самый маленький в истории советского флота подводный минный заградитель.

Тактико-технические данные
подводной лодки М-113

Водоизмещение надводное - 206 т.
Подводное - 256 т.
Скорость в надводном положении - 14 узлов
В подводном положении - 8.22 узла
Дальность плавания в надводном положении - 3440 миль
В подводном положении - 110 миль
Размерения - 44.5 х 3.3 х 2.58 метров
Вооружение
533 мм НТА - 2 шт.
орудие 21-К 45 мм - 1 шт.
Автономность - 10-15 суток
Экипаж - 20 человек
Глубина погружения - до 60 метров
Мощность дизеля - 800 л.с.
Мощность электромотора - 400 л.с.

 Водолазная башня СВВМИУ – подводная лодка тип «М» XV серии

На базе прочного корпуса подводной лодки тип «М» XV серии, после переделки ее по проекту согласно технического задания кафедры ТУЖУ ПЛ Севастопольского ВВМИУ, в 1966-1967 годах была смонтирована и установлена в бухте Голландия, на территории Севастопольского ВВМИУ, водолазная башня. Водолазная башня представляла собой водолазный учебно-тренировочный комплекс для практической отработки всех трех методов выхода из аварийной подводной лодки:

  • из аварийного отсека через входной (выходной) люк, используя тубус (по буйрепу);
  • из Центрального поста (отсека) и боевую рубку по буйрепу;
  • выход из аварийной подводной лодки методом «свободного всплытия», как в первом и втором случаях, с глубин 5, 10, 15 и 20 метров.

В результате поисков подводной лодки, из которой была сделана водолазная башня удалось установить следующее:

Подводные лодки тип «М» XV серии в годы Великой Отечественной войны не использовались. 9 июля 1944 года подводная лодка М-202 («Рыбник Донбасса») после перебазирования с Каспийской военной флотилии вошла в состав Черноморского флота. 3 сентября 1954 г. М-202 была исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии. 5 октября 1945 года подводная лодка М-203 («Иркутский рыбак») после перебазирования с Каспийской военной флотилии также вошла в состав Черноморского флота. Обе подводные лодки 3 сентября 1954 были исключены из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Болгарии. В конце 1958 года М-202 и М-203 были возвращены болгарским правительством СССР. 20 февраля 1959 вторично были исключены из состава ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для разоружения, демонтажа и реализации и, скорее всего, были разделаны на металл в конце 50-х - начале 60-х годов.

После 1945 года в состав Черноморского флота были включены 10 подводных лодок тип «М» XV серии: М-204 (в 1959 году сдана в ОФИ), М-237 (в 1960 году переоборудована в ПЗС, в 1965 году сдана в ОФИ), М-238, М-239, 240 и М-242 (в конце 50-х годов возвращены на Балтику), М-241 (в 1958 году сдана в ОФИ), М-243 (в конце 50-х годов передана в Астрахань), М-244 (в начале 60-х годов передана ДОСААФ в Киев), М-247 (с 17.12.1960 переоборудована в ПЗС, в 1963 году сдана в ОФИ).

Если предположить, что корпуса подводных лодок М-202, М-203 и М-204 были изношены, так как закладывались еще до войны, и по ним есть конкретные данные об утилизации, и не могли использоваться в средствах для обучения по БЗЖ, то наиболее вероятным является предположение, что основой для водолазной башни кафедры ТУЖУ СВВМИУ являлись подводные лодки М-237,М-241 или М-247 (все лодки были заложены в 1948 году). Но это только мое предположение. За основу водолазной башни могли также использоваться несколько прочных корпусов двадцати четырех подводных лодок тип «М» XV серии, заложенных на стапелях в период с 1949 по 1953 года, но так и недостроенных, а сданных в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. Также предполагаю, что за прошедшее время цифра «XV» в определении проекта подводной лодки трансформировалась из цифры «XII», и, вполне возможно, что базой для сооружения водолазной башни служил прочный корпус подводной лодки тип «М» XII проекта.

К сожалению, целенаправленные поиски в архивах ВМФ и беседы с преподавателями кафедры живучести СВВМИУ, по установлению тактического номера «малютки», прочный корпус которой использовался при постройке водолазной башни, положительных результатов не дали. В силу противоречивости и недостаточности достоверной информации по определению подводной лодки XV проекта нельзя расценивать все предполагаемые выводы и версии как истину в последней инстанции, все они требуют критического подхода и дальнейшего исследования. Ввиду этого в своем повествовании о подводных лодка Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища ограничиваюсь лишь общей исторической справкой по подводным лодкам тип «М» XV серии.

Историческая справка
по подводным лодкам тип «М» XV серии

Подводные лодки XII серии были значительным шагом вперед по сравнению с подводными лодками VI серии, но все же они имели существенные недостатки. Одним из самых уязвимых мест подводных лодок типа «М» было наличии одной линии вала.

Наличие одной линии вала с одним дизелем и одним гребным электромотором сильно снижало живучесть подводной лодки в целом. Также предлагалось торпедное вооружение (два торпедных аппарата), путем увеличения водоизмещения целесообразно довести число торпедных аппаратов на малых подводных лодках до четырех. Такая принципиальная установка в отношении линии валов и торпедного вооружения была отлажена в тактико-техническом задании на разработку нового проекта малой подводной лодки, по которому велись проработки в ЦКБ-18 и в ЦНИИ-45.

Разработанные варианты предэскизных проектов были предварительно рассмотрены специальной комиссией, созданной Наркоматом судостроительной промышленности совместно с Военно-Морским Флотом. 28-29 января 1939 года был рассмотрено два варианта нового проекта малой подводной лодки: с двумя валами и четырьмя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса (вариант «М-VI») и с двумя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса и двумя торпедными аппаратами в надстройке (вариант «М-II»).

По варианту «М-II» комиссия высказала свое мнение, что размещение торпедных аппаратов в надстройке недопустимо и поэтому этот вариант следует считать неприемлемым для дальнейшей разработки. Вариант «М-VI» в представленном виде также не может быть принят, но может быть взят за основу для дальнейшего проектирования при том обязательном условии, что в него будет внесен ряд существенных изменений, затрагивающих тактико-техническое задание. 8-10 апреля 1939 года снова состоялось заседание комиссии с привлечением плавсостава, на котором был рассмотрен вариант «М-VI», разработанный ЦКБ-18 с учетом предыдущего решения комиссии. Этот вариант полностью удовлетворял требованиям тактико-технического задания кроме величины остойчивости в надводном положении. Комиссия отметила основательность и глубину разработки проекта и рекомендовала увеличить водоизмещение до 280 тонн и сделать були съемными. 15 июня 1939 года УК ВМФ рассмотрело оба варианта проекта «М-VI» и «М-VII» и отметило хорошую работу ЦКБ-18, которому было предложено срочно приступить к разработке технического проекта «М-VII». Разработанный эскизный проект «М-VII» был доложен правительству и утвержден постановлением Комитета Обороны 23 июля 1939 года.

Технический проект был закончен в октябре 1939 года. С августа 1939 года он стал называться «Проект №96» или XV серия. Все отсеки лодки были отмакетированы в натуральную величину. Заключение НТК НТ ВМФ2 и ЦНИИ-45 по техническому проекту были положительными. В декабре 1939 года нарком судостроительной промышленности совместно с наркомом Военно-Морского флота представили проект на утверждение в ЦК ВКП(б) и Комитет Обороны при СНК СССР. ЦКБ-18, не дожидаясь утверждения проекта, приступило к разработке рабочих чертежей.

В отличие от подводных лодок VI,VI-бис и XII серий, подводные лодки XV серии были полуторакорпусными с булями, аналогично подводным лодкам типа «Щ». Подводная лодка имела шесть отсеков. Все переборки, в том числе прочные переборки Центрального поста, были плоскими. Внутреннее расположение подводной лодки XV серии было очень компактным и отличалось продуманностью, как в части технологии постройки, так и в части удобства эксплуатации. Водоизмещение подводной лодки XV серии составило 280 тонн, При этом внутри корпуса было размещено четыре торпедных аппарата, две линии вала с двумя дизелями и гребными электродвигателями. За счет этого удалось удвоить ударный потенциал подводной лодки, повысить ее живучесть. Одновременно увеличилась дальность плавания экономическим ходом более чем на 1000 миль. Был сделан существенный шаг в преодолении недостатков, свойственных малым подводным лодкам предшествующих проектов.

Все судовые устройства и системы были сконструированы заново и полностью отражали опыт проектирования, строительства и эксплуатации построенных подводных лодок типа «Щ», «Л» и «С». Устройства вместе с механизмами размещались на подводной лодке очень компактно. Удачное решение этой задачи было обеспечено высоким уровнем натурного макетирования. Новые дизели марки 11Д, использованные на подводной лодке XV серии, являлись усовершенствованной модификацией дизеля марки 38КВ. На новых дизелях было шесть цилиндров вместо восьми, мощность их была меньше – всего 600 л.с. Однако суммарная мощность двух дизелей в полтора раза превышала мощность дизеля, установленного на подводной лодке XII серии, что обеспечивало увеличение скорости надводного хода на 1.1 узла. Аккумуляторная батарея МС состояла из двух групп по 60 элементов в каждой, расположенных во втором и четвертых отсеках. Новые электродвигатели типа ПГ-17 мощностью 218 л.с. были разработаны заводом «Электросила». Подводные лодки XV серии имели серийные компрессоры типа «1К» производительностью 6 л/мин при давлении 225 кг/см.кв. и трюмные помпы ТП-18 завода «Борец», применявшиеся на подводных лодках других серий. Запас воздуха высокого давления был увеличен до 2.15 м.куб.

До начала Великой Отечественной войны было заложено 15 подводных лодок XV серии в Ленинграде (7 шт.) и на заводе «Красное Сормово» (8 шт.). Четыре подводные лодки были сданы флоту во время войны (первая ПЛ сдана 20 марта 1943 года, четвертая – 28 октября 1944 года). После войны построили еще 53 подводные лодки XV серии. Три лодки были перезаложены в 1942 году, но построить их во время войны так и не удалось. Две первых лодки вступили в строй только в 1947-1948 годах. Тогда же в Ленинграде достроили остальные лодки предвоенной постройки (из заложенных на заводе «Красное Сормово» восьми подводных лодок четыре лодки в начале войны были переданы заводу №402, после войны завод №402 одну их них достроил и сдал ВМФ, а две лодки передал для достройки заводу №196, четвертая лодка не достраивалась, ее корпус был использован заводом №402 в качестве нефтехранилища).

Во время войны в ЦКБ-18 был разработан проект технологии секционно-блочной постройки подводных лодок XV серии, и по этому проекту предполагалось в дальнейшем развернуть массовое строительство подводных лодок XV серии. Сразу после окончания войны решили продолжить строительство подводных лодок XV серии по новой технологии на заводе «Красное Сормово», который по уровню технологии машиностроения считался к тому времени наиболее передовым заводом в судостроительной промышленности, так как во время войны на заводе «Красное Сормово» было организовано массовое производство танков Т-34 и на заводе сохранились квалифицированные кадры и высококачественное оборудование.

Осенью 1945 года большая группа конструкторов ЦКБ-18 была командирована на завод «Красное Сормово» для переработки рабочих чертежей подводных лодок XV серии применительно к технологии поточно-секционного метода постройки. Однако в дальнейшем постановлением Правительства от 15 мая 1947 года строительство подводных лодок XV серии на заводе «Красное Сормово» было прекращено и передано на завод №196 вместе с имевшимся заделом по лодкам и технологической оснасткой. Завод №196 осуществил у себя реконструкцию цехов применительно к новой технологии и в период с 1947-1953 годов построил еще 43 подводные лодки XV серии. Строительство подводных лодок закончилось лишь в 1953 году. В 1951 году по инициативе ЦКБ-18 разрабатывался проект модернизации подводных лодок XV серии (проект 96М), имевший целью при сохранении основных размерений улучшить тактико-технические элементы подводной лодки. Однако этот проект в серию не пошел.

Тактико-технические данные
подводных лодок тип «М» XV серии

Водоизмещение надводное - 280 т.
Подводное - 351 т.
Скорость в надводном положении - 15,6 узлов
В подводном положении - 7.9 узла
Дальность плавания в надводном положении - 4500 миль
В подводном положении - 85 миль
Размерения - 49.5 х 4.4 х 2.8 метров
Вооружение
Пушка 45 мм 1 шт.
Пулемет 7.62 мм 2 шт.
533 мм НТА - 4 шт.
Автономность - 15 суток
Экипаж - 28 человек
Глубина погружения - 60 метров

 Выпускники Севастопольского ВВМИУ до сих пор горды тем, что проходили обучение борьбе за живучесть на боевых и героических подводных лодках Щ-207 и М-113, которые после Великой Отечественной войны находились на службе в училище и на них происходила закалка будущих офицеров-подводников. Может быть, благодаря этим лодкам и старшему поколению, служившему на них, мы гордимся тем, что служили в Подводных Силах Военно-Морского флота, и не «посвящали» жизнь службе, и готовы были отдать ее за Родину в случае возникновения необходимости. И ее отдали 50 выпускников Севастопольского ВВМИУ, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В настоящее время смотритель музея СВВМИУ В.И. Боднарчук, Президент Морского Собрания г. Севастополя В.В. Стефановский, совместно с Советом Севастопольского Комитета выпускников СВВМИУ О.Р. Гридневым, В.Н. Бойко, А.Н. Золотаревым, А.В. Кашицыным (все выпускники Севастопольского ВВМИУ) работают над созданием Памятника погибшим подводникам-севастопольцам в мирное время. К 60-летию образования училища, которое мы будем отмечать 15 декабря 2011 года, Cевастопольский Комитет Выпускников СВВМИУ совместно с Союзом выпускников СВВМИУ г.Санкт-Петербурга планируют установить на территории СВВМИУ Памятник (Памятный знак) выпускникам СВВМИУ, погибшим при исполнении служебных обязанностей.

 

Ссылка: http://www.simvolika.org/mars_076.htm

 

Возврат на персональную страничку Владимира Бойко

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom