Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички: Владимир Бойко

Начальники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища

(отрывки из книги «Севастопольский Морской Кадетский Корпус - Севастопольское ВВМИУ»)

 

В августе 1951 года Советское правительство приняло решение о создании еще одного высшего военно-морского инженерного училища в стране.

На основании этого решения 15 декабря 1951 года Военно-морской Министр СССР издал приказ о строительстве и формировании в г. Севастополе в бухте Голландия Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища на базе недостроенного и частично разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания Морского Кадетского Корпуса - Третьего Высшего Военно - Морского Инженерного Училища. Эта дата и считается днем основания Севастопольского ВВМИУ и ежегодно отмечалась как праздник части.

КОРОЛЕВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Первым начальником 3-го Высшего Военно-морского Инженерного Училища в апреле 1952 года был назначен инженер-контр-адмирал М.В. Королев.

Михаил Васильевич Королев родился в 1903 году в селе Важины (Подпорожский район Ленинградской области). Службу на флоте начал в 1923 году минером на минных заградителях «Нарва» и «25 Октября». В 1926 году окончил подготовительные курсы при Военно-Морском Училище им. М.В. Фрунзе и поступил в Военно-Морское Инженерное Училище им. Ф.Э. Дзержинского.

После окончания училища в 1931 году служил младшим механиком на линкоре «Октябрьская революция», а затем командиром машинной группы линкора «Марат». В 1935 году окончил курсы усовершенствования инженер-механиков-электриков и был назначен командиром электромеханической группы, а затем командиром дивизиона движения линкора «Марат».

В 1938 году переведен на Черноморский флот на должность командира БЧ-5 линкора «Парижская Коммуна». В этой должности вступил в Великую Отечественную войну. Участвовал во всех операциях и походах линкора. В 1943 году назначен флагманским инженер-механиком Черноморского флота.

В апреле 1952 года назначается начальником 3-го Высшего Военно-Морского Инженерного Училища.

В марте 1954 года откомандирован в распоряжение Главного Штаба ВМС и назначен военным советником в Польскую Народную Республику.

В августе 1955 года из-за болезни инженер-контр-адмирал М.В. Королев уволен из рядов Военно-Морского Флота.

Михаил Васильевич Королев награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, Красной Звезды, именным оружием, медалями.

НЕСТЕРОВ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ

В марте 1954 года начальником училища был назначен контр-адмирал И.М. Нестеров, опытный моряк и хороший организатор.

Родился Илья Михайлович Нестеров в 1909 году в г. Благовещенске на Амуре. Среднюю школу окончил во Владивостоке в 1926 году и по путевке комсомола поступил в военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, которое окончил с отличием в 1931 году. Имея право выбора флота и класса кораблей, выбрал подводные лодки Черноморского флота.

С января 1931 года – минер подводной лодки №-16 «Металлист» (бывшая АГ-21), затем штурман ПЛ №-12 «Шахтер» (АГ-23), а в июле 1931 года был назначен минером большой ПЛ Д-5 «Спартаковец».

После окончания в 1932 году курсов командиров подводных лодок в Ленинграде, был назначен старшим помощником, а затем командиром подводной лодки Д-6 «Якобинец». За короткое время под руководством И.М. Нестерова ПЛ Д-6 вышла на первое место на флоте по боевой и политической подготовке, по торпедным и артиллерийским стрельбам.

В 1933 году по приказу Командующего флотом Кожанова лодка скрытно высадила на болгарский берег группу болгарских коммунистов, а в 1935 году, совершив 27 погружений, пройдя 1 200 миль, обеспечила исследовательскую работу известного профессора Государственного института Сорокина, проводившего в Черном море гравиметрические наблюдения по заданию правительства.

В 1935 году за успешное выполнение правительственных заданий И.М. Нестеров одним из первых советских подводников был награжден орденом Ленина.

В начале Великой Отечественной войны И.М. Нестеров назначен начальником отделения береговой обороны оперативного одела штаба ЧФ по боевому обеспечению морских коммуникаций Черного и Азовского морей, участвует во многих морских десантных операциях, в том числе Новороссийской, где он был начальником штаба высадки.

За участие в освобождении Новороссийска награжден орденом Боевого Красного Знамени. За руководство морского десанта у станицы Благовещенской награжден орденом Нахимова II-й степени и за успешное проведение морского десанта, будучи начальником штаба высадки в Керченско-Феодосийской операции награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. За освобождение Севастополя и Крыма награжден орденом Отечественной войны I-й степени.

В 1944 году И.М. Нестеров назначен уполномоченным Командующего флотом адмирала Ф.С. Октябрьского по учету трофейных кораблей в Румынии и Болгарии и переводу их в Севастополь. С 1947 года приказом Министра Вооруженных Сил СССР назначается командиром 1-й ордена Ушакова бригады траления Черноморского флота. Присвоено звание контр – адмирал.

В 1951 году закончил Академию Генерального Штаба, награжден вторым орденом Ленина. В этом же году назначен старшим военно-морским советником Главкома Военно-Морских Сил Народно - освободительной армии Китая. За участие в боевых действиях награжден Орденом I–й степени КНР.

В 1954 году контр-адмирал И.М. Нестеров был назначен начальником 3-го Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. За выслугу лет награжден орденом Красной Звезды.

В 1956 году по заключению ЦВВК ВМФ по состоянию здоровья был признан негодным к военной службе и уволен в отставку со снятием с воинского учета, но продолжал служить флоту. Состоял членом Военно-научного общества при Севастопольском Доме офицеров.

Илья Михайлович Нестеров умер 20 августа 1985 года. Похоронен в городе Севастополе.

КРАСТЕЛЕВ МИХАИЛ АНДРОНИКОВИЧ

Крастелев Михаил Андроникович, вице-адмирал, кандидат технических наук, профессор, начальник Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища в 1956–1971 годы, участник боевых действий на Балтике в годы Финской (1939–1840 гг.) и Великой Отечественной войны.

Родился 19 сентября 1911 года в городе Камышин. После окончания школы работал рабочим на Сталинградском тракторном заводе, затем бригадиром электриков.

В 1934 году по комсомольскому призыву поступает в высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. В 1939 году после окончания училища назначен командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) на подводную лодку «М-75».

В 1939–1940 годах участвует во всех боевых походах подводной лодки в войне с Финляндией. В 1940 году назначается командиром БЧ-5 подводной лодки «Л-3» (минный заградитель «Фрунзевец»), которой командовал (1940–1943 гг.) знаменитый подводник Грищенко Петр Леонидович.

Здесь с особой полнотой раскрывается талант инженер-механика М.А. Крастелева. Возглавляя электромеханическую боевую часть подводной лодки, Михаил Андроникович во многом способствовал успешному выполнению поставленных перед личным составом подводной лодки задач по уничтожению кораблей противника, проведению операций на морских коммуникациях Балтики. С первых дней вступления в должность командира электромеханической боевой части взял под контроль монтаж механизмов, производимый заводом «Судомех» и обязал своих специалистов БЧ-5 параллельно с монтажными работами внимательно изучать новую корабельную технику. Ведя контроль исполнения своих приказаний в изучении корабельной техники, систематически проводил занятия с мотористами, электриками, трюмными машинистами, готовил их к действиям в аварийных случаях. В итоге командиру БЧ-5 удалось подготовить перед выходом в море костяк всесторонних умельцев – надежных боевых специалистов–подводников.

С 1941 года по январь 1944 года участвует в пяти (из восьми) боевых походах подводной лодки «Л-3» в войне против Германии. За этот период подводной лодкой потоплено 18 кораблей и судов противника (3 боевых корабля и 15 транспортов) из 29 потопленных в годы войны.

Отличительной особенностью М.А. Крастелева было то, что он в любых аварийных случаях шел впереди, первым шел устранять повреждения. В 1941 году в первом боевом походе совместно с А.Д. Мочалиным и Ю.И. Обрывченко в опаснейших условиях для жизни устранили серьезное повреждение горизонтальных рулей.

Из воспоминаний командира подводной лодки Л-3 П.Д. Грищенко: «…Беда пришла сразу, ошеломляюще. Сперва рулевой Волынкин усомнился, почему подводная лодка движется как по нитке, не меняя глубины погружения, в то время как он перекладывает рули то на погружение, то на всплытие. Невероятный случай – подводная лодка не слушается рулей!… надо было принимать экстренное решение.

Я пригласил к себе в каюту инженер-механика Крастелева, и вместе с ним мы обсудили создавшуюся ситуацию. Ведь в это время года на Балтике почти отсутствует ночь, бывают только сумерки, и то длятся они два-три часа.

- Придется работать в кормовой цистерне. Если появятся катера-охотники и обнаружат нас, не исключена возможность, что подводная лодка уйдет под воду с людьми в цистерне.

- Есть, задание будет выполнено. О нас не беспокойтесь – коротко ответил инженер и ушел готовиться к предстоящим работам.

Надо было заранее сделать болт такой же величины, как лопнувший. Размеры его оказались в одной из записных книжек Михаила Андрониковича. Еще раз подтвердилось, что Крастелев знает подводную лодку буквально до «последнего болта».

В полночь мы всплыли. Через пятнадцать минут старшина мотористов Александр Мочалин и старший матрос трюмный Юрий Обрывченко вместе с Крастелевым были уже в цистерне. Все стояли по боевой тревоге. Обе пушки и пулеметы были приготовлены к немедленному открытию огня.

В три часа Л-3 ушла под воду с исправленными рулями».

За мужество и героизм в период боевых походов Михаил Андроникович награждается орденом Боевого Красного Знамени (1941 год) и орденом Ленина (1942 год). Подводной лодке Л-3 в 1943 году присваивается звание «Гвардейская».

В январе 1944 года М.А. Крастелев назначается командиром БЧ-5 крейсерской подводной лодки К-52 и участвует во всех боевых походах корабля.

За умелое руководство боевой частью, высокое профессиональное мастерство, личное мужество и самоотверженность в боевых походах в 1945 году он награждается вторым орденом Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны. Подводная лодка К-52 стала Краснознаменной, а ее командир И.В. Травкин удостоен звания Героя Советского Союза.

Из воспоминаний командира подводной лодки К-52 И.В. Травкина: «Как-то днем, когда лодка шла на перископной глубине, вахтенный офицер, осматривая поверхность моря, заметил след соляра, тянувшийся за лодкой. Очевидно, из–за сильного сжатия льдами корпус лодки деформировался, и одна из междубортных цистерн, заполненных соляром, дала небольшую течь. Обнаружилось и другое повреждение: через сварные швы топливной цистерны, находящейся внутри прочного корпуса в районе четвертого отсека, соляр начал просачиваться в аккумуляторную яму.

Командир группы движения инженер-старший лейтенант А.В. Сулоев, осмотрев цистерну, сказал мне, что надо срочно возвращаться в Хельсинки.

- А что думает Михаил Андроникович?

М.А. Крастелев, ставший к тому времени инженер-капитаном III ранга, долго ничего не отвечал.

- Может, вы и правы, - задумчиво сказал я. – Нам, действительно следовало бы вернуться в базу. Нас никто за это не осудит. Но проситься второй раз домой без боевого успеха – для меня хуже смерти! Подумайте, посоветуйтесь с людьми.

- Плавать в таком состоянии нельзя! – заговорил наконец Крастелев. – Но все-таки что-нибудь сделаем.

Нашли выход. Из поврежденной междубортной цистерны стали расходовать топливо в первую очередь, чтобы быстрее ее освободить. А швы цистерны четвертого отсека зачеканили. Выручили золотые руки коммунистов старшины мотористов Андреева и старшины электриков Гиренко.

Всего за период Великой Отечественной войны Михаил Андроникович участвовал в потоплении 26 кораблей и судов противника, внеся, тем самым, свой весомый вклад в общее дело Победы над фашисткой Германией.

В послевоенный период М.А. Крастелев занимается педагогической и научной деятельностью, передает свой богатейший опыт по боевому использованию технических средств молодому поколению офицеров-подводников, пройдя путь от преподавателя до начальника кафедры высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э. Дзержинского.

В 1953 году он с успехом защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1956 году присвоено звание доцент.

За большие заслуги перед государством и успешное выполнение поставленных задач М.А. Крастелев награждается: в 1949 году орденом Красной Звезды, в 1957 году орденом Боевого Красного Знамени. Всего за период службы в Вооруженных Силах он удостоен шестнадцати правительственных наград.

В 1956 году М.А. Крастелев в звании капитана I ранга назначается начальником Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища (Подводного Плавания) для его восстановления и реконструкции.

С 1956 по 1971 год возглавляет Севастопольское ВВМИУ, где с наибольшей силой проявился его многогранный талант ученого и педагога, военачальника и организатора. Это был период активного роста профессионального и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.

В 1971 году увольняется в запас по возрасту в звании вице–адмирала, профессора и продолжает научную и педагогическую деятельность в Севастопольском ВВМИУ до 1988 года.

Вице-адмирал М.А. Крастелев – крупный специалист и высококвалифицированный педагог по архитектуре, управлению и живучести подводной лодки. В этой области он имел более 40 научных трудов и изобретений. Им написано более 10 учебников, учебных пособий и курсов лекций по которым проходили подготовку курсанты училища.

С 1975 года под руководством профессора М.А. Крастелева на ряде специальных кафедр Севастопольского ВВМИУ велись экспериментальные исследования по живучести корабля. Результаты этих исследований явились важным условием открытия в училище проблемной научно-исследовательской лаборатории, в работе которой Михаил Андроникович постоянно принимал активное участие, а с апреля 1984 года руководил научно–техническим советом лаборатории.

Будучи профессором кафедры теории, устройства, живучести и управления корабля, принимал активное участие в педагогической деятельности, помогал молодым преподавателям и адъюнктам.

М.А. Крастелев имел несколько изданных сборников музыкальных произведений, которые исполнил на фортепиано в 1971 году во время проводов на пенсию.

Михаил Андроникович был горячим патриотом нашей Родины, и эти чувства он активно передавал молодежи. Являясь ректором университета молодого воина Нахимовского района г. Севастополя, вел большую военно-патриотическую работу.

Умер Михаил Андроникович Крастелев 25 января 1988 года в возрасте 76 лет. Жизненный путь ветерана–подводника Великой Отечественной войны – яркий пример беззаветного служения Родине.

Профессорско-преподавательский состав и выпускники Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища и по сей день бережно хранят память об этом выдающемся человеке и любимом начальнике Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища.

САРКИСОВ АШОТ АРАКЕЛОВИЧ

Саркисов Ашот Аракелович, вице–адмирал, Академик Российской Академии Наук родился 30 января 1924 года в Ташкенте.

В 1931 году поступил и в 1941 году окончил с золотым аттестатом русскую среднюю школу в Ташкенте. В школе особый интерес проявлял к изучению физики и математики, активно участвовал в работе математического кружка при Ташкентском государственном университете. В 1940 году на республиканской математической олимпиаде завоевал первое место.

В 1941 году поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. После прохождения ускоренной двухмесячной общевойсковой подготовки ему присваивается звание старшины I статьи. В ноябре 1941 года из города Правдинска Горьковской области, куда временно было эвакуировано училище, А.А. Саркисов вместе с другими курсантами первого курса был направлен в Приволжский военный округ на формирование 85-й морской стрелковой бригады. В составе этой бригады 1 января 1942 года прибыл на Карельский фронт сначала в должности старшины стрелковой роты, а затем командира взвода автоматчиков. В январе, феврале и марте участвовал в боях на Онежском направлении. В апреле 1942 года назначен на должность офицера связи 1-го отдельного стрелкового батальона 85-й морской стрелковой бригады, а в январе 1943 года – старшиной 202-й отдельной штрафной роты 26-й армии, в составе которой принимал участие в боях на Лоухском направлении.

В мае 1943 года направлен в город Беломорск на фронтовые курсы младших лейтенантов. В декабре 1943 года по окончании учебы назначен командиром взвода минометной роты 83-й Краснознаменной стрелковой дивизии. В мартовских боях 1944 года заменил убитого в бою командира роты и позже был утвержден на этой должности. Участвовал в боях за освобождение Никеля, Петсамо, Киркенеса и других городов Советского Заполярья.

За мужество, проявленное в боях, А.А. Саркисов в 1943 году награждается орденом Красной Звезды, а в 1944 году – орденом Отечественной войны II степени.

В марте 1945 года в звании старшего лейтенанта был отозван с фронта и зачислен слушателем Высшего Военно-Морского Инженерного Училища им. Ф.Э. Дзержинского. В 1950 году в звании капитан-лейтенанта окончил это училище с отличием и занесением на мраморную Доску Почета. Параллельно с учебой в училище в 1951 году экстерном завершил обучение на механико-математическом факультете Ленинградского государственного университета.

В 1949 году был удостоен первой премии на Всесоюзном конкурсе научных работ слушателей высших военных учебных заведений.

С 1950 по 1954 год служил на кораблях Балтийского флота в должности флагманского инженер-механика бригады (дивизии) торпедных катеров. В 1954 году поступает в адъюнктуру Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского и досрочно завершает ее успешной защитой кандидатской диссертации. В звании капитана II ранга назначается преподавателем Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища.

С началом широкого строительства атомных подводных лодок, А.А. Саркисову поручается чтение лекций по курсу «Корабельные ядерные энергетические установки». Для приобретения необходимого практического опыта он неоднократно стажировался на атомных подводных лодках, в учебных центрах, а также принимал участие в государственных и межведомственных комиссиях по приемке атомных подводных лодок и военно-морской технике.

В 1959 году А.А. Саркисов назначается начальником вновь организованной первой в системе военных учебных заведений кафедры ядерных реакторов и парогенераторов подводных лодок в Севастопольском ВВМИУ. Здесь он проработал 12 лет. За годы руководства кафедрой принимал непосредственное участие в подготовке основных курсов по ядерно-энергетической специализации, в создании лабораторной и научно-экспериментальной базы.

В январе 1971 года капитан I ранга А.А. Саркисов назначен заместителем начальника Севастопольского ВВМИУ по учебной и научной работе, а в ноябре 1971 года – начальником СВВМИУ. Во многом, благодаря именно ему, училище в течение короткого периода превратилось в современное высшее учебное заведение, оснащенное самой передовой учебно-материальной базой, самое большое по численности переменного состава, ставшее основной базой подготовки инженеров для атомного подводного флота. Руководством училища был взят курс на опережающее развитие и укрепление научного потенциала. В соответствии с принятой стратегией была создана уникальная научно–экспериментальная база, сформированы дееспособные научные коллективы и развернуты исследования по многим актуальным и перспективным направлениям.

В 1972 году А.А. Саркисову присвоено звание контр–адмирала, а в 1978 году – вице–адмирала. В 1983 году он стал заместителем начальника Военно-морской академии им. А.А. Гречко по научной работе. В 1985 году Ашот Аракелович назначен председателем Научно–технического комитета Военно-Морского Флота. Спустя четыре года А.А. Саркисов уходит в отставку.

В 1968 году А.А. Саркисов защитил докторскую диссертацию. Спустя год ему присваивается ученое звание профессора. В 1981 году Ашот Аракелович избран членом–корреспондентом академии наук СССР по специальности «энергетика (в том числе ядерная энергетика)». В 1994 году он избирается действительным членом Академии наук СССР по специальности «энергетика». Ему принадлежит более 200 научных трудов и 17 изобретений. В числе его научных публикаций – 6 монографий, в том числе первая в мировой научной литературе фундаментальная работа по нестационарным и аварийным режимам работы корабельных ядерных энергетических установок. Под его руководством подготовлено 9 докторов и около 40 кандидатов наук.

С 1985 года по настоящее время он – председатель Экспертного Совета ВАК РФ по проблемам флота и кораблестроению, вносит большой вклад в аттестацию научных и научно–педагогических кадров для ВМФ и судостроительной промышленности. В течение ряда лет являлся заместителем председателя Военно-технического Совета ВМФ, председателем секции №-1 Научного совета ГНТК по проблеме «Изучение океанов и морей и использование их ресурсов».

В настоящее время А.А. Саркисов является членом бюро Отделения физико-технических проблем энергетики РАН, членом Экспертно–консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы РФ, заместителем председателя Научного совета РАН по атомной энергетике, членом многих других советов и редакционных коллегий академических научных журналов. В 1955, 1957 и 2004 годах А.А. Саркисов был организатором и сопредседателем с российской стороны международных научных конференций по проблемам радиационной безопасности, в которых участвовали ученые и специалисты России, США, Франции, Германии, Великобритании.

В 1999 году А.А. Саркисов назначен председателем Экспертного совета Международной научно–технической программы по проблеме обращения с радиоактивными отходами (ATRP). Под руководством А.А. Саркисова в 2004 году по заказу европейского банка реконструкции и развития выполнено масштабное исследование «Разработка стратегического мастер–плана утилизации выведенного из эксплуатации российского атомного флота и реабилитация радиационно-опасных объектов его инфраструктуры на Северо–Западе РФ». Под научной редакцией А.А. Саркисова в Российской академии наук в 1997 году издательством «Наука» была издана книга «Российская наука – Военно-Морскому Флоту».

Вице–адмирал А.А. Саркисов награжден орденами Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в ВС СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак Почета», орденом Почета и многими медалями.

Есть и у Ашота Аракеловича и увлечения: это – теннис, в который он играет со школьных лет, а также изучение истории флота.

Живет и работает в Москве.

КОРОТКОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Начальником Севастопольского ВВМИУ в 1984 году был назначен контр-адмирал-инженер М.В. Коротков. Обстоятельства сложились так, что он стал последним начальником известного всей стране училища.

Михаил Васильевич Коротков родился 6 января 1938 года в г. Чугуев, Харьковской области. После окончания средней школы поступил во 2-е Высшее ВВМИУ в г. Пушкин, Ленинградской области. После его окончания в 1960 году, уже как ВВМИУ им. В.И.Ленина, проходил службу на 3-й флотилии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного Флота в должностях: 1960-1967гг. – командиру группы, командир дивизиона движения; 1967-1972 – командир БЧ-5; 1972-1973 – помощник НЭМС 3-й флотилии по живучести; 1973-1979 – заместитель НЭМС 3-й флотилии по специальным установкам; 1979-1984 – заместитель Командующего 3-й флотилией по ЭМЧ – НЭМС.

В 1984 году М.В. Коротков назначен начальником Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища. В 1989 году защитил ученую степень кандидата военных наук, в 1990 году присвоено ученое звание «доцент». 28 июня 1992 года произвел последний, 39-й выпуск офицеров флота Советского Союза в Севастопольском ВВМИУ.

В 1976 году за освоение новой техники награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени.

В 1993 году контр–адмирал М.В. Коротков уволен в запас. С 1996 года работал в Севастопольском институте ядерной энергии и промышленности.

Михаил Васильевич Коротков умер 20 мая 2006 года. Похоронен на кладбище Северной стороны г. Севастополя.

28 июня 1992 года в Севастопольском ВВМИУ, как всегда, в торжественной, но внутренне напряженной обстановке проходил 39-й выпуск молодых офицеров флота. Этот выпуск оказался последним в славной истории СВВМИУ, готовившего высококвалифицированных специалистов для современного атомного флота страны.

 

Ссылка: http://www.simvolika.org/mars_077.htm

 

Возврат на персональную страничку Владимира Бойко

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom