Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички: Владимир Бойко

Подводная лодка Щ-216

Подводная лодка Х-бис серии (единственная на ЧФ этой серии) заложена под стапельным номером 1085 на заводе №-200 в Николаеве 23 июля 1939 года. 30 мая 1940 года подводная лодка спущена на воду.

Начало Великой Отечественной войны Щ-216 встретила в составе отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ, находясь на ходовых испытаниях в Николаеве. 3 июля 1941 года подводная лодка прибыла в Севастополь, и 17 августа 1941 года вступила в строй. Щ-216 являлась единственной подводной лодкой X-бис серии на Черном море.

С 24 августа по 13 сентября подводная лодка находилась на дозорной позиции у мыса Сарыч, где встреч с противником не имела. Второе крейсерство подводной лодки проходило у берегов Болгарии. Утром 19 октября Щ-216 прибыла в район у мыса Зейтин-Бурну. Поход оказался безуспешным: вечером 20 октября 1941 года севернее Босфора Щ-216 атаковала буксир, но торпеда прошла мимо, так как выстрел был произведен с опозданием, а 31 октября 1941 года из-за неправильного маневрирования был упущен момент для атаки одиночного судна. При повторном выходе в этот же район, который состоялся в конце ноября – середине декабря встреч с противником не было. 16 декабря 1941 года Щ-216 прибыла в Туапсе для проведения навигационного ремонта. 20 декабря 1941 года подводная лодка официально вошла в состав Черноморского флота.

Вновь вступив в строй 15 февраля 1942 года, Щ-216 была направлена к болгарскому побережью. В ночь на 18 февраля 1942 года подводная лодка прибыла в назначенный район к мысу Куру-Бурну. На протяжении всего крейсерства Щ-216 имела многочисленные контакты со шхунами, но, считая их турецкими, не атаковала. Атака единственного обнаруженного одиночного транспорта, шедшего в южном направлении, сорвалась из-за тумана и заклинивания горизонтальных рулей. Вернувшись в Туапсе, подводная лодка получила задание доставить в Севастополь документы штаба Черноморского флота. Утром 10 марта 1942 года в подходной точке фарватера №-3 она передала пакет на борт БТЩ-413, после чего благополучно вернулась обратно. 23, 24 и 25 марта 1942 года Туапсе подвергся ожесточенным налетам германской авиации. Во время одного из налетов 23 марта 1942 года в плавбазу «Нева», где жили командиры подводных лодок, попала авиационная бомба. Два командира погибли. 28 марта 1942 года действуя на коммуникации Босфор – Бургас подводная лодка ничего кроме десятка шхун не обнаружила. Прибыв в базу, Щ-216 встала на гарантийный ремонт, который продлился до середины августа. Вступив в строй, подводная лодка снова была направлена к Куру-Бурну, но, как и в предыдущие патрулирования, в этом районе цели для нее так и не появились.

Днем 7 октября 1942 года атака не удалась. Щ-216 выпустила две торпеды по конвою, выходящему из Сулины. Через две минуты на подводной лодке зафиксировали два взрыва, а при осмотре горизонта командир наблюдал клубы черного дыма. По данным противника торпеды прошли под целью и взорвались при ударе о мол. Вечером 10 октября 1942 года атаке Щ-216 подвергся конвой в составе румынского транспорта «Karpati» с грузом немецкого военного имущества под охраной двух немецких катерных тральщиков R165 и R166. Подводная лодка проводила атаку из надводного положения, поэтому присутствующие на мостике могли наблюдать попадание торпеды и гибель судна. Сопровождающие транспорт корабли контратаковали, сбросив на безопасном удалении от погрузившейся субмарины 6 глубинных бомб. Вечером 21 ноября 1942 года Щ-216 была обнаружена и атакована вражеским сторожевым катером. Шесть сброшенных им глубинных бомб легли достаточно точно: на подводной лодке вышла из строя гидроакустическая станция, лаг, эхолот, ряд измерительных приборов и некоторые механизмы, в легком корпусе образовались вмятины, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду. Несмотря на повреждения, подводная лодка продолжила патрулирование, лишь 29 ноября 1942 года ей было приказано отойти в район Траханкут – Евпатория в связи с тем, что в районе первоначального действия Щ-216 планировалась набеговая операция советских кораблей.

Следующие три боевых похода к Тарханкуту в феврале, марте-апреле и мае-июне 1943 года прошли безрезультатно. Встреч с противником не было. Лишь в ходе последнего патрулирования подводная лодка 12 июня 1943 года обнаружила вражеский конвой, состоящий из барж, но не смогла провести атаку из-за большого курсового угла. С середины июля 1943 года Щ-216 патрулировала в районе Босфора. Три раза подводная лодка не смогла выйти в атаку из-за действий кораблей эскорта конвоев. Днем 6 августа 1943 года Щ-216 выпустила три торпеды по наливному судну под охраной румынских эсминцев и нескольких сторожевых катеров. Одна из торпед попала в носовую часть германского танкера «Firuz» с грузом газойля. Транспорт удалось спасти (в дальнейшем он переименован в «Frederiks» и тяжело поврежден подводной лодкой Л-4 11 мая 1944 года, захвачен советскими войсками в Констанце и названый «Волганефть» ходил под советским флагом), подводная лодка подверглась контратаке эсминца, который сбросил в месте предполагаемого нахождения подводной лодки тридцать семь глубинных бомб. На Щ-216 получили повреждения ряд электроизмерительных приборов, арматура воздухопровода воздуха высокого давления, заклинена захлопка глушителя дизеля. Утром 10 августа 1943 года Щ-216 прибыв в Батуми, на следующий день встала на текущий ремонт. Декабрьское патрулирование у мыса Тарханкут не принесло удачи.

В свой последний поход с задачей патрулирования района северо-западнее мыса Тарханкут Щ-216 вышла вечером 6 февраля 1944 года. Известно, что утром 10 февраля 1944 года в точке Щ-216 атаковала транспорт под охраной группы противолодочных кораблей. Согласно докладу командира подводной лодки подводники наблюдали два взрыва и гибель судна. Больше на связь Щ-216 не выходила и в базу не вернулась. По поводу гибели подводной лодки существуют различные версии. Подводная лодка могла подорваться на мине заграждения S77, выставленного в 4,5 – 5,5 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По другим данным Щ-216 16 февраля 1944 года стала жертвой глубинных бомб охотников Uj103 и Uj104 в 18 милях юго-западнее мыса Тарханкут. По наиболее вероятной версии Щ-216 стала жертвой глубинных бомб германских охотников UJ103 и Uj106 утром 17 февраля 1944 года в 70 милях юго-западнее мыса Тарханкут. Проводившие поиск отставшей от конвоя баржи корабли заметили торпедный след, и, проведя маневр уклонения, по данным гидроакустики сбросили в месте предполагаемого нахождения подводной лодки несколько десятков глубинных бомб. На поверхности воды появилось маслянистое пятно, всплыли лакированные деревянные обломки, папиросные пачки, обрывки одежды, книги. По непроверенным данным, в сентябре 1980 года корпус подводной лодки был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о ее водолазном исследовании нет. На подводной лодке Щ-216 погибло 47 подводников.

Подводная лодка Щ-216 совершила 15 боевых походов: 24.08.1941 – 13.09.1941, 16.10.1941 – 04.10.1941, 27.11.1941 – 16.12.1941, 15.02.1942 – 06.03.1942, 08.03.1942 – 11.03.1942, 28.03.1942 – 16.04.1942, 17.08.1942 – 05.09.1942, 27.09.1942 – 21.10.1942, 18.11.1942 – 07.12.1942, 01.02.1943 – 21.02.1943, 24.03.1943 – 13.04.1943, 27.05.1943 – 16.06.1943, 16.07.1943 – 10.08.1943, 07.11.1943 – 27.12.1943, 06.02.1944.

ТТД подводной лодки Щ-216

Водоизмещение: надводное/подводное - 586/708 тонн. Основные размерения: 58,8 х 6,2 х 4,0 метров. Скорость хода: надводная/подводная - 14,1/8,5 узлов. Дальность плавания: над водой 4500 миль при 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах. Силовая установка: два дизеля по 800 л.с., два электромотора по 400 л.с. Вооружение: четыре носовых и два кормовых 533 мм торпедных аппарата (10 торпед), два 45-мм орудия 21-К. Глубина погружения: 90 метров. Экипаж: 40 человек.

P.S. В конце июня - начале июля 2013 года подводную лодку Щ-216 обнаружили водолазы Центра черноморских подводных исследований в районе каменной гряды в районе мыса Тарханкут на глубине 52 метра (информация появилась в СМИ 6 июля с.г.). По предварительным данным водолазов, подводная лодка затонула с небольшими повреждениями и в ее отсеках сохранились не только личные вещи экипажа, но и останки погибших подводников.

Командир подводной лодки "Щ-216"

Карбовский Григорий Евстафьевич

Краснофлотец Лесников Пётр Иосифович.
   

Погибли на подводной лодке Щ-216

  1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир подводной лодки.
  2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.
  3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.
  4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.
  5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.
  6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ «Нева».
  7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.
  8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ «Щ-207».
  9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.
  10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.
  11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.
  12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.
  13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.
  14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.
  15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.
  16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.
  17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
  18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.
  19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.
  20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.
  21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.
  22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.
  23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
  24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.
  25. Ткаченко Иван Фёдорович, 1920 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения СКС.
  26. Свистун Фёдор Петрович, 1910 г.р., главный старшина, старшина группы мотористов.
  27. Баранов Иван Фёдорович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
  28. Саунин Сергей Михайлович, 1920 г.р., старший краснофлотец, старший моторист.
  29. Сигаев Анисим Филиппович, 1915 г.р., краснофлотец, моторист.
  30. Фомин Виктор Васильевич, 1921 г.р., краснофлотец, моторист.
  31. Максименко Алексей Илларионович, 1924 г.р., краснофлотец, моторист.
  32. Байков Михаил Иванович, 1912 г.р., главный старшина, старшина группы электриков.
  33. Черняев Иван Никитович, 1915 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения электриков.
  34. Гуренко Илья Григорьевич, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший электрик.
  35. Дроздов Фёдор Алексеевич, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
  36. Гулидов Иван Осипович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
  37. Перегородов Владимир Лукьянович, 1921 г.р., краснофлотец, электрик.
  38. Паншин Евгений Васильевич, 1912 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы трюмных.
  39. Грузан Степан Тихонович, 1916 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
  40. Рапотин Иван Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, трюмный.
  41. Бурчак Иван Дмитриевич, 1919 г.р., краснофлотец, трюмный.
  42. Растилов Григорий Александрович. 1924 г.р., краснофлотец, трюмный.
  43. Черне Григорий Моисеевич, 1919 г.р., краснофлотец, строевой.
  44. Иванов Иван Петрович, 1921 г.р., старшина 2 статьи, кок ПБ «Нева».
  45. Астанин Юрий Андреевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
  46. Жуков Пётр Петрович, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.
  47. Комаров Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., мичман-курсант, курсант 5-го курса ВВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный в качестве стажера.

 

Ссылка: http://www.simvolika.org/mars_140.htm

 

Возврат на персональную страничку Владимира Бойко

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom