Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички: Владимир Бойко

Подводная лодка АГ-21

Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада). 19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России. В 1917 году в разобранном виде доставлена морским путем во Владивосток, а оттуда по железной дороге на отделение Балтийского завода в Николаеве (завод «Наваль») для достройки. 28 февраля 1917 года перезаложена. 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. Осенью 1917 года спущена на воду. В 1918 году вступила в строй, вошла в состав морских сил Юга России Добровольческой армии. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

В 1926 году во время тренировочных спусков курсанты Водолазной школы обнаружили подводную лодку. Она лежала на грунте на глубине 50 метров с креном около 40 градусов на правый борт и дифферентом 8 градусов на корму. Носовая часть до торпедопогрузочного люка возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем подводной лодки было решено производить ступенчатым способом с использованием четырехсот и стотонных понтонов. В кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть туннель. Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 года. Первая попытка, предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на поверхность с дифферентом 35 градусов. Нос подводной лодки подвсплыл на 15 метров, а корма едва касалась грунта. В таком положении подводную лодку вместе с понтоном отбуксировали до глубины 35 метров. Попытка произвести дальнейший подъем подводной лодки окончилась неудачей. Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год. Весной 1928 года работы были продолжены и 19-21 мая 1928 года подводная лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту. Корпус подводной лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными подводными лодками, остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении подводной лодки.

30 декабря 1930 года после восстановительного ремонта в Севастополе вновь введена в строй и включена в состав Морских Сил Черного Моря (МСЧМ). Вошла в состав отдельного дивизиона подводных лодок. 3 февраля 1931 года переименована в «Металлист», присвоен бортовой номер 16. В марте 1931 года подводная лодка перечислена в состав 1-го ДПЛ БПЛ МСЧМ.

8 июня 1931 года во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира подводной лодки, она была протаранена эсминцем «Фрунзе». Подводная лодка затонула в районе Севастополя. При аварии погибло 24 подводника. Девятерым удалось спастись (шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих извлекли из кормового отсека уже после подъема подводной лодки). 10 июня 1931 года поднята на поверхность и отбуксирована в Севастополь. 1 января 1932 года после аварийного ремонта вновь введена в строй. 15 сентября 1934 года переименована в «А-5». 11 января 1935 года вошла в состав Черноморского флота. В 1936 - 1938 годах находилась в капитальном ремонте.

22 июня 1941 года находилась в текущем ремонте в Севастополе, входила в состав 6-го ДПЛ 2-й БПЛ ЧФ. 27 июля 1941 года ступила в строй. 31 июля - 2 августа 1941 года перешла в Поти. 25 августа - 1 сентября 1941 года вышла в дозор в район юго-западнее Поти, встреч с кораблями противника не имела. 10 августа 1941 года перечислена в состав 3-го ДПЛ БПЛ ЧФ. 14 - 16 сентября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти. 15 сентября во время зарядки аккумуляторной батареи выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу командования начала возвращение в базу. 2 - 8 октября 1941 года вышла в дозор юго-западнее Поти, встреч с кораблями противника не имела. 16 - 23 октября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 5 - 12 ноября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не имела. 20 - 28 ноября 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела. 19 - 23 декабря 1941 года вышла в дозор в район западнее Батуми, встреч с кораблями противника не имела.

16 - 17 февраля 1942 года перешла в Очемчири. 18 февраля 1942 года перешла в Поти. 25 февраля 1942 года вернулась в Очемчири. 25 - 27 февраля 1942 года перешла в Севастополь. 5 - 16 марта 19452 года вышла в район о. Фидониси, встреч с кораблями противника не имела. 12 марта ударами волн в штормовую погоду сломано перо кормовых горизонтальных рулей. 25 - 27 марта 1942 года перешла в Очемчири. 30 марта 1942 года перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт. 1 июня 1942 года перешла в Очемчири. 2 - 4 июня 1942 года перешла в Севастополь. 7 - 21 июня 1942 года вышла в район Одессы. 11 июня произвела торпедную атаку конвоя противника в районе Одесской банки. Получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель румынский транспорт «Ardeal», перевозящий авиационные моторы и другое имущество Люфтваффе. Германские катера FR2, FR4, FR7, FR8, FR10 сбросили на подводную лодку 18 глубинных бомб. На подводной лодке вышел из строя гирокомпас. Была обнаружена и атакована СКА, сбросившим 3 глубинных бомбы - деформирован запор крышки рубочного люка, получили повреждения некоторые электроизмерительные приборы. 21 июня прибыла в Туапсе. 21 - 22 июня 1942 года перешла в Очемчири, где прошла аварийный и навигационный ремонт. 18 июля - 4 августа 1942 года вышла в район Одессы, подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения S33, выставленного румынскими минными заградителями «Дакия» и «Мурджеску». В результате взрыва вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая линия вала, в прочном корпусе V отсека образовались трещины и деформации. 25-29 июля устраняла повреждения находясь на позиции. Вечером 26 июля после всплытия воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П. Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со своим командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть лодки и победил. 29 июля подводная лодка вышла из Одесского залива, 3 августа встречена БТЩ-404 и 4 августа прибыла в Очемчири, где её уже считали погибшей. 18 августа 1942 года перешла в Поти.

В 1942 - 1943 годах прошла аварийный ремонт. 22 ноября 1943 года подводная лодка перечислена в состав 4-го ДПЛ БПЛ Черноморского флота.

26 января 1944 года перешла в Очемчири. 5 - 25 февраля 1944 года вышла к южному побережью Крыма. В ночь на 21 января не смогла атаковать конвой противника из-за шторма и угрозы столкновения. 23 января начала возвращение в базу и 25 января прибыла в Очемчири. 23 марта 1944 года перешла в Поти. 24 марта 1944 года перешла в Очемчири. 11 - 27 апреля 1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес.

В 05.10 14.4 прибыла на позицию, произвела торпедную атаку конвоя противника, через 33 и 39 секунд услышаны взрывы. Была безуспешно атакована германской БДБ F342. Контратакована германским большим охотником, сбросившими на безопасном удалении 30 глубинных бомб. Подвергалась преследованию сторожевых кораблей и самолетов противника, сбросивших 72 глубинных бомбы. 22 апреля перехватила конвой противника по данным, полученным с М-111, но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла. Утром 24 апреля не смогла атаковать два транспорта противника также из-за большого курсового угла. 27 апреля прибыла в Очемчири. 2 - 5 мая 1944 года вышла в район западнее мыса Херсонес. 3 мая следуя на позицию повредила винт о неизвестный плавающий предмет. Одна лопасть винта была сорвана, остальные - погнуты. Начала возвращение в базу и 5 мая прибыла в Очемчири. 8 - 16 мая 1944 года вышла в район юго-западнее мыса Сарыч. 10 мая прибыла на позицию, произвела торпедную атаку одиночной БДБ, через 40-45 секунд услышан взрыв - зарубежных данных нет, возможно, повреждена германская БДБ F568. При попытке всплыть атакована самолетами (возможно ВВС ЧФ), сбросившими 27 бомб - легко повреждены кормовые горизонтальные рули. Наблюдала на месте атаки многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12 мая не смогла атаковать конвой противника из-за ошибки рулевого - горизонтальщика. В 10.47 произвела торпедную атаку конвоя противника, услышано 2 взрыва - безуспешно атакован венгерский транспорт «Касса». Контратакована германскими большими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 24 глубинных бомбы. В ночь на 13 мая не смогла атаковать два конвоя противника из-за невыгодных курсовых углов. 15 мая при возвращении в базу по ошибке атакована самолетом Пе-2, сбросившим 2 бомбы. 16 мая 1944 года прибыла в Очемчири. 20 мая 1944 года перешла в Поти. 25 мая - 10 июня 1944 года прошла доковапие. 9 июня 1944 года перечислена в состав 2-го ДПЛ 1-й БПЛ ЧФ. 1 - 26 июля 1944 года прошла ДОКование. В 1944 году до окончания боевых действий находилась в текущем ремонте.

В марте 1945 года начала капитальный ремонт. 6 марта 1945 года награждена орденом Красного 3намени. 27 августа 1945 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 16 мая 1949 года переименована в «ПЗС-8».

В середине 50-х годов исключена из списков плавсредств ВМФ СССР, в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Тактико-Технические Данные
подводной лодки АГ-21

Водоизмещение (надводное/подводное): 361/440,5 тонн
Размеры: длина - 45,7 метров, ширина - 4,8 метров,
осадка - 2,7 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 12,8/7,5 узлов
Глубина погружения: до 50 метров
Дальность плавания: над водой 2700 миль, под водой 100 миль
Силовая установка: дизелей 2x480 л.с., электромоторов 2x240 л.с.
Вооружение: 1 47-мм и 1 37-мм орудие, 1 7,62-мм пулемет;
с 1916 года: 4 носовых 457-мм торпедных аппарата, 1 47-мм орудие;
с 1938 года - 1 45-мм орудие
Экипаж: 32 человека.

 

Ссылка: http://www.simvolika.org/mars_140.htm

 

Возврат на персональную страничку Владимира Бойко

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom