Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички: Павел БОРОДУЛЬКИН

ОХ УЖ ЭТА ТЕХНИКА. А МОЖЕТ МЫ?

Я очень люблю смотреть фильмы о мореплавате­лях и просто о моряках. И если обывателя больше ин­тересует любовная интрижка главного героя или ре­зультат дуэли какого-нибудь пирата с благородным доном, то меня всегда привлекала техническая сторона вопроса. Как наши предки не боялись выходить в от­крытый океан, как находили путь к одиноко располо­женному острову? Как и на основании чего составля­лись первые навигационные карты? Как выглядели первые навигационные приборы? Иногда такая воз­можность появлялась, и тогда для меня фильм был интересен, несмотря на посредственную игру актёров. Если этого не было, то горечь сожаления долго не по­кидала меня. Ведь представьте себе, как мог Христо­фор Колумб несколько раз пересечь Атлантический океан туда и обратно, не имея почти никакого навига­ционного обеспечения? А кругосветное плавание Фер­нандо Магеллана? Вернулись не все, но ведь верну­лись! Представьте себя на их месте. Какими знаниями надо было обладать, чтобы днём по Солнцу определять долготу места, а ночью по Полярной звезде - широту. Всё это наносить на карту, которая была составлена не­понятно кем, по описаниям якобы очевидцев, и про­должать плавание в никуда.
В те времена технический прогресс сильно зависел от мореплавания. Золото, картофель, пряности, чай, а затем кофе – вот далеко неполный перечень товаров, с которыми  Европа познакомилась благодаря морским мечтателям и авантюристам. Прогресс влиял и на оснащение кораблей. Появились магнитные компасы, лаги, секстаны, вполне приличные навигационные карты. Появилась наука первые военно-морские учебные заведения. Сейчас уже мало кто знает, но первым светским учебным заведением в России была Навигацкая школа, где готовили морских специалистов.
Прогресс в морском деле влиял и на другие отрасли знаний. Требовалось знать и прогнозировать погоду изучать богатства океана, строить порты, обживать побережье. Словом, на смену землепроходцам - одиночкам шли «заряженные» на работу люди. Они с собой свои правила жизни, иногда воевали с соседя­ми, отстаивали своё право на жизнь на освоенных тер­риториях.
Я горжусь тем, что на каком-то этапе мне довелось поучаствовать в этом процессе. Хотя все территория на момент моего первого выхода в море уже были поделены между разными государствами, но технический прогресс не останавливался ни на минуту изобретали и создавали новую технику. На это работали целые научно-производственные объединения. И ничего, что наша техника была готова работать на предстоящую войну. Свою страну и свой народ тоже надо защищать. А завтра на основе военных разрабо­ток можно создать и что-нибудь общедоступное.
Сейчас магазины завалены спутниковыми приемоиндикаторами, металлоискателями. Портативными рациями, эхолотами для моторных лодок. Можно приобрести и портативную радиолокационную станцию. Были бы деньги. А когда-то эти товары были достоянием только Министерства обороны.
Любая техника любит хороший уход и т. ошибок в её эксплуатации. Наш лодочный комплекс состоял из отдельных приборов, связанных функционально, и значительно облегчал работу штурмана. Комплект можно было использовать даже в высоких широтах, где компасы «разбегаются и показывают погоду», ведь везде юг. Было одно «но». Комплекс требовал внимательности при его эксплуатации. К чему может привести банальная ошибка - один выключенный тумблер - и посвящено дальнейшее повествование.
Северный флот, 1977 год. В масштабе флота планируется провести противолодочное учение разно родных сил «Щука-77». Через все районы, где поиск осуществляют подводные лодки, надводные корабли, а также авиация флота, задумано провести ракетную АПЛ, изображающую противника. Мы, получив зада­ние, вышли в море и направились в свой район. Для занятия района нам следовало от острова Кильдин и идти курсом 0, то есть строго на север, и иметь гене­ральную скорость 12 узлов. Понимая, что в районе по­иска мне поспать не удастся, после покладки на курс 0 я прилёг на койку, благо что на нашем проекте она находится в штурманской рубке, и благополучно уснул. На вахту заступил молодой лейтенант. Карта № 12 000 масштабом 1: 200 000 заканчивалась, и моло­дой лейтенант перешёл на другую карту № И 114 с масштабом 1 : 500 000. Он всё сделал правильно, только не контролировал счисление координат по при­бору 6 (он стоял рядом с прокладчиком, и для этого нужно было только повернуть голову). А тумблер приращения ?j на «масштабнике», это прибор 5, был вы­ключен. Кто его выключил, мы так и не выяснили. Но факт остаётся фактом: всё, что лейтенант выставил - не сработало. На автопрокладчике уже стояла другая карта, другого масштаба, а светящийся «зайчик» автопрокладчика, показывающий на карте место подвод­ной лодки, летел по карте масштаба 1 : 500 000 со ско­ростью масштаба 1: 200 000. Ошибка в месте накапли­валась со «страшной» быстротой. Лейтенант бодро доложил в центральный пост о том, что до указанного нам района остаётся совсем немного, и предложил
уменьшить ход. Разобраться спросонья в сложившейся ситуации было делом нескольких минут. Теперь надо докладывать командиру и принимать меры. Дело усугублялось тем, что недавно у нас в экипаже произошла        смена командования, и это был первый выход командира с новым для него экипажем.
Честно говоря, я никогда не боялся ответственно­сти в таких ситуациях, считая, что горькая правда луч­ше всякого вранья. Тем более, у меня к тому времени уже была репутация грамотного штурмана. Новый командир, капитан 2 ранга Никитин В. В., на удивле­ние воспринял случившееся спокойно. Потом, в при­ватной беседе, он сказал, что мой поступок вызвал у него чувство уважения и уверенности во мне, как «человеке команды». Наверное, это надо учесть всем тем, кто собирается заниматься обманом и подлогом, при этом стараясь сохранять лицо. Практика жизни показала, что от ошибок не застрахован никто, но во­время признать свои ошибки, когда их можно испра­вить, дано не каждому. Но в условиях подводной лодки, когда жизнь всех зависит от действий одного, сокрытие правды чревато большой бедой.
Казалось, всё уже позади, ошибка обнаружена, меры принимаются, но здесь прозвучал доклад акустика: - Шум по пеленгу... вариации шумов отсутствуют..., предполагаю — подводная лодка.
Оказывается, вслед за нами развёртывались другие подводные лодки, и одна из них заняла район, в кото­ром мы задержались, сбросив ход.
Представьте ситуацию, в которой мы были бы обнаружены. Доклад командира этой лодки звучал бы так: «Широта... долгота... обнаружена иностранная подводная лодка». Я не знаю, как бы реагировало командование КСФ на такой доклад во время проведения противолодочного учения разнородных сил, но вполне вероятно, что часть сил, а может быть и все силы, задействованные в учении, были бы брошены на «работу» с этой, т. е. нашей лодкой. От такой перспективы у меня похолодело внутри, и я представил, как на ковре у командующего Первой флотилии (дальше меня в силу моей малой значимости не пустил бы) я даю объяснения по поводу срыва учений Север­ного флота и выключенного тумблера приращения широты ?j. Помните, в фильме «На войне, как на вой­не», командир полка запрашивает по связи:
- Малежкин, вы почему на связь не выходили?
- Товарищ полковник, я рычажок забыл нажать!
Ну а прозвище мне коллеги придумали бы достой­ное. К счастью, всё закончилось хорошо. Подводная лодка была на перископной глубине, и командир пы­тался доложить о занятии района. Нас они не слыша­ли. Свой район мы заняли вовремя, по крайней мере по документам. В назначенном нам районе мы обнару­жили кого следует, передали контакт группе эсминцев и вообще стали героями дня. Так иногда бывает. А с техникой надо обращаться аккуратно, и не только с навигационным комплексом.

 

Возврат на персональную страничку Павла Бородулькина

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom