Инновационные системы обучения
Обучение морских офицеров и кадетов на борту корабля – не совсем новая идея для морской индустрии, но наша инновация заключается в том, что мы создали учебно-материальную техническую базу с тренажерами для обучения студентов на настоящем судне, плавающем в море. Итак, компания Intership Navigation, принадлежащая немецкой корпорации Hartmann Group, пустилась в рискованное плавание.
Опытная и тщательно подготовленная команда – основной компонент успешного управления судоходной компании. Однако процесс вербовки профессионалов стал особенно сложен за последние несколько лет.
После того как были, с переменным успехом, испробованы разные методы исправления создавшегося дефицита кадров, базирующаяся на Кипре Intership Navigation обратилась к особенно инновационному решению: созданию учебно-материальной технической базы с тренажерами для обучения непосредственно на борту судна.
Корпорация Hartmann Group гордится своими многолетними традициями обучения моряков. Компания основала первое морское училище в Маниле в 1994 г. В компании верят, что перенос обучения с берега на судно – всего лишь следующий логический шаг в достижении более высокого уровня обучения.
Подготовка моряков на тренажерах на борту судна, которая применяется в компании с использованием различных модулей, помогает студентам не только научиться вести судно, на котором они находятся, но и обучиться вести любое другое судно, состоящее на службе в Hartmann Group.
Руководитель обучения, господин Рене Джики, отмечает, что основная цель проекта – тщательно обучить курсантов и дать им практический опыт, необходимый для безопасной работы на судне любого типа по окончании этого курса.
«Для нас в Hartmann Group обучение студентов – исключительно важный проект, потому что мы хотим быть уверенными в том, что в будущем у нас будет достаточное количество обученных моряков, – говорит он. – Мы живем морем и именно здесь долгие годы наблюдаем за рынком морских перевозок. И теперь мы можем понять, что для нас лучше не просто безопасно плавать в спокойной воде, но и остаться на плаву тогда, когда рынки лихорадит».
Hartmann Group уже 17 лет обучает кадетов. Компания гордится успехами этой программы, которую оканчивают порядка 120 человек в год.
До сих пор обучение велось в течение четырех месяцев в учебном центре на берегу и только потом моряков отпускали в плавание на их первом судне. Впоследствии они неоднократно, опять же на берегу, проходили переподготовку, а вместе с ней росли в рангах.
«Мы считаем, что хорошо обученные и грамотные офицеры – наш главный актив, – говорит г-н Джики. – Мы вкладываем не просто в обучение, мы инвестируем в будущее компании. Обучение на тренажерах в море – логическое продолжение наших обучающих программ на берегу».
Когда г-на Джики спросили, что стало причиной, по которой компания прекратила обучение кадетов на берегу в традиционных центрах, – ответ пришел мгновенно: «Все очень просто: они не плавают».
Внедрение нового плана подготовки
Hartmann Group решила внедрить эту новую учебную схему, разработанную несколькими департаментами компании Intership Navigation – Информационная безопасность, Обучение, Крюинг и Технический департамент – и поддержанную компанией Raytec Marine, сделав ее частью более крупного проекта по созданию двух крупнотоннажных судов, которые были построены по заказу ISN.
Китайской судовой верфи было заказано построить дополнительную палубу для организации учебного класса с материально-технической базой, включающей в себя тренажеры, оборудование настоящего судна, экраны и станции, а также дополнительные жилые помещения на 10-12 человек.
Опираясь на свой положительный опыт работы на тренажерах компании «Транзас» в учебном центре в Маниле, ISN решила использовать те же тренажеры и оборудование для настоящего мостика для обучения на судне. Тем не менее, сама установка оборудования была достаточно сложной, и с момента создания концепции до получения реальных чертежей прошло несколько месяцев.
«Концепция очень проста, но ее проектирование и внедрение были сложными, – говорит Ангелос Деметру, директор департамента информационных технологий, Intership Navigation. – У нас оставались чертежи тренажеров из учебного центра в Маниле, но пришлось встроить в них настоящее судовое оборудование, а также предусмотреть установку на судах дополнительного навигационного оборудования в виде радара, передатчиков автоматической идентификационной системы (АИС) и приемоиндикаторов спутниковой радионавигационной системы (GPS)».
Для того чтобы система была как можно более гибкой, было решено, что тренажер мостика, установленный на дополнительной палубе, будет служить двум целям. В режиме обучения он должен был обслуживать различные традиционные учебные модули, зато в текущем масштабе времени его задачи были совершенно другими.
В реальном режиме, вместо того чтобы показывать запрограммированные типовые модули, мониторы отображают фактическую ситуацию, данные по которой могут быть получены либо с основного мостика судна, либо напрямую через тренажеры благодаря их собственным сенсорам или техническому обеспечению, в точности воспроизводящему основное.
Легкое касание выключателя и мониторы убираются в стояночное положение и обнажают окна, через которые можно наблюдать за настоящим мостиком.
Тренажеры оборудования ходового мостика, включая радары, АИС, GPS, измеритель скорости, эхолот и гирокомпас, обрабатывают данные и создают обучающую последовательность, основываясь на реальных условиях на судне.
Именно этот реальный режим выводит обучение на новый уровень, создавая настоящую реальность при обучении мореплавателей. В то время как студенты на берегу раньше могли изучать только запрограммированные ситуации, кадеты, проходящие обучение на судах, имеют возможность учиться на более гибких примерах реальных условий, но по-прежнему на безопасных тренажерах.
Таким образом, они приобретают навыки ведения судна в естественных условиях, что позволяет получить максимальный практический опыт до того, как они фактически возьмут настоящее судно под свое управление.
Развертывание технических средств и установка программного обеспечения
Кроме установки сложной тренажерной техники, переход на новый план подготовки предполагал внедрение нового программного обеспечения, а также установку и объединение различных сетей.
В двух словах, это обозначало создание уникальной системы тренажеров, специально созданной для работы в море.
Когда Hartmann Group разрабатывала свой учебный центр в Маниле в 1994 г., она выбрала тренажеры компании «Транзас». Учитывая положительный опыт работы на этих тренажерах в течение следующих лет, компания вновь решила обратиться в «Транзас» и при разработке нового проекта.
«Тренажеры компании «Транзас», которые использовались в нашем учебном центре, доказали свою надежность и многогранность благодаря своей функции воспроизведения нескольких типов судов, – рассказывает г-н Деметру. – Поэтому мы решили продолжить в этом направлении, учитывая уже существующее сотрудничество с компанией «Транзас», те знания, которые мы наработали за многие годы, и уже подтвержденную эффективность тренажеров».
Тренажер мостика, идентичный тому, который использовался в береговом учебном центре, был установлен на одно судно, в то время как на другом разместили тренажеры моторного отсека, генератора, гребной и электротехнической установок, системы вспомогательных средств, гидравлики, пневматики и радиоаппаратуры (с установками, управляемыми партнером «Транзаса» – компанией Raytec Marine).
В дополнение к этому настоящее оборудование, необходимое для обеспечения комплексного обучения, запланированного компанией, было также установлено и подсоединено к тренажеру мостика. Эти вспомогательные программные средства от Raytheon Anschuetz – компании, которая была главным поставщиком оборудования для мостика на протяжении нескольких лет, включали в себя дисплей для управления корабля, тренажер навигационного оборудования, САРП и ГМССБ.
Поддержка со стороны VSAT
Когда новый учебный план подготовки был почти готов, в компании ISN решили, что необходимо найти новое решение по обеспечению спутниковой связью с целью улучшения передачи данных между учебными кораблями и берегом.
Несмотря на то что безопасное и финансово разумное подключение к Интернету, обеспечивающее постоянную связь, не являлось существенным требованием непосредственно для обучения кадетов на борту судна, было решено, что оно является необходимой поддержкой процесса обучения.
Наличие интернета давало возможность кадетам использовать интранет-сайт компании, обучающие онлайн-программы и связываться со своими наставниками в береговом учебном центре. Кроме того, в компании надеялись, что постоянный доступ к корпоративным сайтам мог ускорить процесс обучения, содействовать идентификации кадетов как части компании Intership Navigation.
Надежное подключение к Интернету было необходимо, чтобы передавать данные с тренажеров и результаты обучения в береговой учебный центр, а также обеспечивать поддержку команде и наставникам и удаленно отслеживать работу оборудования.
«Как бы мы ни пытались упростить жизнь на корабле и обеспечить наличие полной поддержки на месте, и даже несмотря на то что у нас на судне есть администратор с обширными знаниями в сфере информационных технологий, иногда случаются ситуации, которые должны улаживаться из главного офиса, учитывая, что на начальном этапе отладки системы могут возникать проблемы», – отмечает г-н Деметру.
«Мы хотели иметь возможность отслеживать работу серверов, сервисов, загрузку, которые не создали нам почти никаких проблем – не считая пары раз в первые два-три месяца с момента установки, нам больше не приходилось удаленно обращаться к компьютерам или серверам».
Когда компания начала изучать, какие мощности им могут потребоваться для реализации запланированной деятельности, стало понятно, что системы связи, установленные на судах Hartmann Group, не подходят ни с точки зрения затрат, ни для зоны покрытия.
Было решено, что оптимальным решением может стать круглосуточный Интернет с абонентской платой. Из-за структуры ценообразования был исключен C-band VSAT, а вместо этого компания решила внедрить решение Ku-band VSAT и использовать широкополосную сеть FleetBroadband в качестве запасного варианта.
Г-н Деметру вспоминает, что это было сложным решением: «На тот момент мы уже знали, какие маршруты были намечены для наших судов, поэтому мы понимали, что они часто будут находиться на границе покрытия зоны спутником, не считая того, что предполагалось плавание в районах от юга Африки до юга Америки, которые на 80-90 % находятся вне зоны».
Тем не менее, мы решили установить именно эту систему, потому что из-за природы жизни на судне команда может проводить дни, недели, даже месяцы в море практически без возможности купить GSM или Интернет с берега. Таким образом, VSAT мог бы служить воротами в Интернет и воротами в мир и семьи моряков».
В компании рассматривали разных поставщиков спутниковой связи, и в результате выбрали компанию MTN.
«Причина, по которой мы сделали этот выбор, состоит в том, что данная компания обеспечивает хорошее покрытие на некоторых сложных участках. Кроме того, у них отсутствует наценка на услуги в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Австралии. Они предоставляют более крупные антенны, благодаря которым можно получить хороший сигнал от спутника даже на краю зоны покрытия, – объясняет г-н Деметру. – Еще одно преимущество компании MTN состояло в том, что она разрешает увеличенную пакетную передачу почти на 100 % больше от зафиксированной нормы в договоре. Прозрачная политика использования и разумные ограничения, в отличие от слишком расплывчатых формулировок, которые мы получили от других поставщиков, были очень убедительными».
Управление сложной установкой оборудования
Как только был решен вопрос с Интернетом, ISN стала подбирать программное обеспечение, которое должно было предоставлять управление трафиком, безопасность сети, кэширование, а также управление переключением с VSAT на FBB.
В результате была выбрана компания Dualog, многолетний партнер Intership Navigation, чье решение также включало в себя предоставление мощностей для электронной почты.
ISN решила разделить все коммуникационные процессы на корабле на три независимые сети: сеть для судна, сеть для обучения и сеть для команды.
«Нами двигало желание обеспечить безопасность и стабильность работы компьютеров и серверов судна, а также желание разделить их и работать с ними индивидуально, – объясняет г-н Деметру. – Это позволило нам сохранить очень простую конфигурацию, вместо сложных систем, таких как VLAN, подсети и другие схемы разделения, которые было бы сложно восстановить в случае выхода из строя оборудования или программного обеспечения. И, наконец, стоимость этого решения была минимальной, что выражалось в покупке лишь пары сетевых коммуникаторов и пары сетевых карт».
Еще одним стимулом для разделения сетей стал тот факт, что компания не отслеживает работу сети команды, которая рассматривается как небезопасная и поэтому работает автономно.
«Никто не может передвигаться из сети в сеть, потому что физически между ними не существует никаких связей», – говорит г-н Деметру.
Для разделения сетей существуют разные сетевые коммуникаторы. Только система Dualog подключена ко всем трем сетям для того, чтобы контролировать доступ в Интернет и работу почтовых систем.
Сервер системы Dualog – единственный, к которому подключены все три сети, и он контролирует весь Интернет-трафик. Более того, каналы VSAT и FBB также замыкаются на сервере Dualog для обеспечения полного контроля трафика и безопасности.
Программное обеспечение The DuaCore Pro, предоставленное компанией Dualog, также предлагает решение для контроля трафика и позволяет отслеживать весь трафик, проходящий по трем независимым сетям, а также управлять контентом, разрешенным для VSAT и FBB.
«DuaCore Pro блокирует неразрешенный контент до того, как он достигает центра связи со спутником, что помогает экономить на стоимости трафика, – рассказывает г-н Деметру. – Программа Web4Sea работает со всеми сайтами, проходящими через Dualog Proxy. Она проверяет их на соответствие списку разрешенных сайтов, типу контента, доступу пользователя, ставит трафик в очередь и оптимизирует пакеты».
Dualog Proxy чистит, проверяет, сжимает и доставляет вебсайт, затем кэширует для того, чтобы его могли загрузить другие пользователи, таким образом, переданная информация используется максимально эффективно.
Автоматическое восстановление системы также управляется этой программой, чтобы обеспечить максимально эффективное использование схемы. Система переключается на запасную систему FBB только в случае недостаточного покрытия спутником или когда VSAT недоступен по иной причине.
Более того, данное программное обеспечение разрешает разные настройки для VSAT и FBB. Для VSAT можно загружать стандартный контент, в то время как для FBB доступность сведена до минимума.
По соединению VSAT можно получать обновленные карты, электронную почту, удаленный доступ, DNS, заходить на обучающие и корпоративные вебсайты, пользоваться системами мгновенной передачи сообщений, а также загружать обычный контент для развлечения команды. Блокируются только мультфильмы, потоковое видео, флеш-анимация и другие объемные пакеты.
В случае отсутствия связи со спутником и перехода на широкополосной Интернет разрешается загружать только электронную почту и обновление карт. Любой другой контент, включая DNS, загружаться не будет.
Тем не менее, в компании решили продолжать обучение на тренажерах даже в то время, когда постоянный Интернет отсутствует. Все тесты, результаты работы на тренажерах и другая информация будет сохраняться офлайн, а при появлении связи через VSAT передаваться на берег наставникам в учебном центре для оценки.
Преимущества обучения в море Hartmann Group изначально возлагала большие надежды на проект обучения кадетов в море, и после его успешного внедрения решение компании однозначно.
«Все наши ожидания оправдались полностью, – говорит г-н Джики. – Сейчас мы готовим рядовой состав для их первого задания в качестве младших офицеров и инженеров. Наши студенты впервые ступают на борт учебного судна будучи рядовыми, а покидают его грамотными и уверенными в своих знаниях младшими офицерами, с нетерпением ожидающими возможности начать самостоятельное плавание в новой профессии!»
Несмотря на то что этот проект неизбежно повлек значительные вложения в материально-техническое и программное обеспечение, особенно по сравнению с традиционным обучением на берегу, они не стали проблемой для компании.
Г-н Деметру отмечает, что Группу не беспокоит финансовая составляющая проекта, потому что компания полностью сосредоточена на целях, которые стоят перед ней, и именно это является частью ее философии обучения.
«Обучение всегда затратно, на берегу или в море, – говорит он. – Мы занимаемся и тем и другим, поэтому не проводим никакой сравнительный анализ! Цель поставлена: ноль несчастных случаев, ноль внештатных ситуаций, ноль задержек и максимальная эффективность!»
Новый план подготовки кадетов, поддержанный внедрением VSAT, а также установкой новейшего оборудования и программного обеспечения, положительно сказался на моральном духе команды. Моряки могут обмениваться мгновенными сообщениями, проверять свою электронную почту, получать свежую информацию о происходящих в мире событиях, поддерживать связь со своими семьями как по почте, так и по телефону.
«В течение первых нескольких дней настроение команды, как и загруженность линий, были максимальными. Все были рады, что подтверждается объемом гигабайтов», – говорит г-н Деметру.
Г-н Джики добавляет: «Наша компания уделяет огромное внимание благополучию команды и постоянству ее состава. Счастливый и довольный моряк будет хорошо делать свою работу. Верность обучению и верность сотрудникам всегда окупалась и будет окупаться в будущем, независимо от того, находитесь ли вы в списке самых успешных компаний или нет».
Обучение в эру VSAT
Хотя проект по обучению на тренажерах в море был внедрен совсем недавно, Hartmann Group уже изучает новые способы улучшения своего плана подготовки.
Среди новых идей, которые компания собирается рассмотреть в будущем, – оперативное осуществление контроля над судном. Это может стать частью другого пилотного проекта для судов, которые уже оборудованы тренажерами.
В дальнейшем Hartmann Group хочет расширить программу дистанционного обучения и добавить в нее новые элементы, которые позволят повысить образовательный уровень команды.
«Дистанционное обучение – это, безусловно, часть нашей философии, которая состоит в том, чтобы давать команде возможность учиться независимо от их физического местоположения для того, чтобы они развивались постоянно. Именно на эту цель мы работаем, предлагая дистанционное обучение и на суше, и на море», – заявляет Деметру.
У компании есть и далеко идущие планы по использованию связи VSAT, и она уже экспериментирует с различными методами по оптимизации скорости соединения. Еще раз повторимся, обучение и благополучие команды – основная движущая сила этого процесса.
«Мы уже предоставляем нашей команде бесплатный доступ к Интернету и электронной почте (причем, даже когда нет связи по VSAT) и рассматриваем вопрос о расширении покрытия VSAT на все суда нашего флота, – заявляет г-н Деметру. – Мы всегда рады предложить нашей команде новые решения, которые улучшат их жизнь на борту, даже если в те нелегкие времена, которые мы сейчас переживаем, это сделать сложнее».
Распространится ли идея плавающего учебного класса, покажет будущее. Но уже ясно, что компания Hartmann Group взяла замечательный старт, внедрив свои инновационные методы в процесс обучения на борту.
Digital Ship
Перевела Виктория Плеханова
Статья опубликована в журнале Navigation & Communication Magazine №5-2011.
http://ncmagazine.ru/index.php?page=trenazhery-v-more