![]() |
Преподаватели и ветераны кафедры кораблевождения 1993 г. Слева направо: первый ряд – В.М. Анфимов, Б.А. Кулешов, Г.П. Попеко, В.А. Рябоконь, А.П. Ковалев, Г.Г. Фадеев, Т.И. Карагодин, В.П. Илларионов второй ряд – А.В. Галичский, В.И. Чернов, В.Г. Жаворонок, В.И. Бегун, Л.Е. Краснов, Ю.М. Гребнев, С.Ю. Зиновьев, В.И. Каргин третий ряд – А.В. Ванин, А.А. Щетинин, С.Ф. Черный, Н.С. Жданов, В.А. Максаков |
ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС ВМФ РОССИИ
ГЛАВА 5. ШТУРМАНСКИЙ ОФИЦЕРСКИЙ КЛАСС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВМФ РОССИИ (1991 – 2004 гг.)
![]() |
«Флагманский штурман соединения обязан… твердо знать и уверенно и уверенно применять при плавании и ведении боевых действий все методы решения навигационных задач с использованием технических средств навигации и радиотехнического вооружения, которыми оборудованы корабли соединения» Правила организации штурманской службы |
Непрерывное развитие средств и способов вооруженной борьбы на море, принятие на вооружение новых средств автоматизации решения задач кораблевождения, значительное изменение условий боевой подготовки ВМФ в 90-е годы, быстрое сокращение его состава привели к необходимости уточнения целей, задач и содержания процесса обучения слушателей Штурманского офицерского класса.
В 1991 и 1995 гг. в учебные дисциплины вводятся разделы, связанные с организацией работы командира корабля и флагманского штурмана по управлению деятельностью штурманской службы в боевых и повседневных условиях, боевым применением ЭВМ в кораблевождении, все более широкое применение находят вопросы тренажерной подготовки и практической направленности обучения.
С 1995 по 2002 г. в учебные программы были включены вопросы использования ЭКНИС «Сегмент-И», «Маркер», тактико-специальных тренажеров «Нэви Мастер», «Гвоздика», новых способов проведения испытаний относительных лагов (А.В.Ванин); применения персональных ЭВМ и программного обеспечения решения задач маневрирования и выполнения навигационно-тактических расчетов (А.В. Галичский); использования перспективных способов определения места с помощью лазеров космического базирования (В.И. Каргин); применения средств астронавигации в экстремальных условиях (С.Ю. Зиновьев); перспективных морских средств навигации (В.Г. Жаворонок); поступающих на вооружение приемоиндикаторов спутниковых и радионавигационных систем (Ю.М. Гребнев), а также материалы из разрабатываемых документов ПШП-ПЛ, РОШС, ПШП-НК, КПНК, КППЛ, наставлений, инструкций и руководств по НГО, ГМО и деятельности штурманской службы (В.А. Рябоконь).
В это время продолжается обновление лабораторной базы кафедры: устанавливаются навигационный комплекс «Симфония», новый тренажер по ведению навигационной прокладки МШТ-86, последние модификации приемоиндикаторов космических и радионавигационных систем типа АДК-4, Шкипер, Бриз, КПИ-7ф, КПИ-8ф, РС-1, АРП-85. На вооружение кабинета электронавигационных приборов поступают гироазимутгоризонткомпас «Пастильщик» и автопрокладчик АПЦ-6 «Топаз». Оснащается различными средствами автоматизации гидрометеорологических наблюдений кабинет ГМО.
Активное участие в работе по их монтажу принимают начальник лаборатории В.Н. Спецов (1987-1995), техники и инструкторы кафедры А. Щетинин, В. Поздеев, Н. Остапчук, В. Королев, Д. Федулов, инженеры кафедры В. Золотарев, Г. Фадеев, Н. Точилкина, лаборанты Л. Филиппова, В. Петрова, Л. Гурская, М. Войтецкая.
В 1991 г. Главнокомандующий ВМФ утвердил создание класса офицеров-гидрометеорологов. Для их обучения были введены две преподавательские должности при кафедре кораблевождения, на которые назначены ведущие специалисты Гидрометеорологической службы Северного флота В.А. Максаков и Н.С. Жданов.
После окончания целевой адъюнктуры при ВМорА и успешной защиты кандидатских диссертаций в 1992 г. преподавателями кафедры кораблевождения становятся А.В. Ванин и В.Г. Жаворонок.
В соответствии с Положением о ВСОК, введенным приказом Главнокомандующего ВМФ в 1990 г., штатный состав учебных групп Штурманского офицерского класса должен был составлять: в группе штурманов-надводников - 15 офицеров ВМФ и 5-7 офицеров погранвойск, в группе штурманов-подводников – 10 офицеров.
В 1991 г. начинается изучение и использование слушателями персональных ЭВМ типа ДВК-2, а с 1995 г. - ПЭВМ типа IBM PC 486-586 и Пентиум. Преподавателями кафедры В.И. Бегуном, В.А. Максаковым, А.В. Галичским и А.В. Ваниным разрабатывается специальный курс по изучению и освоению возможностей ПЭВМ в целях автоматизации решения задач кораблевождения, НГО и ГМО. Начинается изучение языков программирования.
![]() |
Руководители учебной практики, 1993 г., ук «Хасан» Слева-направо: А.Г. Кушнарев, Ю.М. Гребнев, В.А. Рябоконь, С.Ю. Зиновьев |
Учебная практика слушателей Штурманского офицерского класса в первой половине 90-х годов проводилась на учебных кораблях ВМФ в дальних штурманских походах, как правило, по маршруту Кронштадт – Севастополь и Кронштадт – Новороссийск. К сожалению, с 1998 г., в связи с тяжелым положением на флоте, это становится невозможным. Учебная практика переносится в части и научно-исследовательские организации Ленинградской военно-морской базы. Для этого организуются посещения с ознакомительными целями Центрального научно-исследовательского институт морского флота, НПО "Электроприбор", Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, Центра дальней радионавигации, Центрального картографического производства, завода штурманских приборов, учебных центров ВМФ (Сосновый Бор, Кронштадт).
С середины 90-х годов начинается сокращение педагогического состава кафедры кораблевождения. Вместо двух военных должностей вводятся гражданские – доцента кафедры и начальника кабинета. В 1995 г. класс офицеров-гидрометеорологов был закрыт. Приказом министра обороны России в 1998 г. штатный состав Штурманского офицерского класса был существенно уменьшен: группа штурманов-надводников до 10 офицеров ВМФ и 5 офицеров погранвойск, группа штурманов-подводников – до 5 офицеров.
Подготовка и повышение квалификации педагогов кафедры проводились в 90-е годы путем участия в научно-исследовательских работах, сборах, конференциях, в системе командирской подготовки, при разработке диссертационных работ. На занятия по командирской подготовке выносились наиболее актуальные вопросы изучения новых средств и методов кораблевождения, использования ПЭВМ, совершенствования навигационно-тактических расчетов. В целевую адъюнктуру при ВМорА были направлены преподаватели кафедры А.Г. Кушнарев и В.В. Матвеев. Соискателями при кафедре становятся С.Ю. Зиновьев и В.И. Каргин.
Огромную пользу приносит участие преподавателей в работе постоянно действующих семинаров по военной навигации в Военно-Морском институте (ВВМУПП им. Ленинского комсомола), по военной навигации, гидрографии и гидрометеорологии - в Научно-исследовательском навигационно-гидрографическом институте, по военной гидрографии и гидрометеорологии - в Военно-Морской академии им. Н.Г.Кузнецова, в работе секции «Морская навигация, гидрография, геофизика и гидрометеорология» научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова.
В 1998 г. начальником кафедры кораблевождения назначается старший преподаватель кафедры С.Ю. Зиновьев (в 1986 - 1989 гг. - флагманский штурман 4-ой дивизии учебных кораблей).
В 1998 и 1999 гг. профессорско-преподавательским составом кафедры были подготовлены и проведены две научно-практические конференции по проблемам совершенствования средств и методов кораблевождения и подготовки офицеров-штурманов на современном этапе развития ВМФ.
В эти годы преподаватели кафедры принимали активное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, направленных на совершенствование современных средств и способов вооруженной борьбы на море, автоматизацию процессов выработки предложений по управлению силами корабельных соединений, их оружием и радиоэлектронными средствами, автоматизацию решения задач кораблевождения в условиях современного высоко динамичного морского боя.
С.Ю. Зиновьевым были внесены значительные изменения в программу подготовки слушателей по вопросам морской астронавигации. Введена новая глава «Астронавигация в особых условиях», раскрывающая способы навигации при плавании с поврежденными МСН и на спасательных средствах, в учебный процесс внедрены обучающе-контролирующие программы, автоматизированы вопросы визуализации результатов измерения астронавигационных параметров и определения места; контроль качества обучении стал выполняться не только по показателям точности и времени решения, но и по эффективности принятого решения в ходе деловой игры с использованием различных тренажеров и персональных ЭВМ
![]() |
Ветераны, служащие и преподаватели кафедры кораблевождения, 22 декабря 1998 г. Слева-направо: первый ряд – С. Зиновьев, Т. Подворная, А. Ковалев, Э. Бородин, Н. Точилкина, М. Войтецкая, В. Петрова; второй ряд – А. Кушнарев, В. Поздеев, В. Михальский, Г. Фадеев, Б. Яцук, Ю. Гребнев, Г. Чернухо, А.Ванин, Г. Валюнин, В. Королев, М. Лузин, Л. Краснов, В. Каргин, Б. Филиппов, Н. Груздев, В. Жаворонок, В. Рябоконь, В. Максаков, С. Черный, А. Галичский, Б. Кулешов, Н. Жданов, В. Терентьев |
![]() |
Конференция по проблемам совершенствования средств и методов кораблевождения
Начальник ВСОК ВМФ вице-адмирал Ю.Н. Сысуев вручает похвальные грамоты ветеранам кафедры Г.П. Попеко, Б.И. Яцуку, А.П. Ковалеву, Н.М. Груздеву, Г.Г. Фадееву и Б.А. Кулешову
(25 декабря 1999 г.)
|
![]() |
Исследования, выполненные В.И. Каргиным, позволили обосновать методологию и способы скрытного определения места подводной лодкой по гидроакустическому полю, создаваемому лазером с искусственного спутника Земли. Им были обоснованы способы маневрирования подводных лодок при ведении разведывательных действий, поиске и слежении, формировании групп, завес и группировок, решении боевых задач в составе групп и группировок. |
![]() |
В.Г. Жаворонок разработал математическую модель погрешностей двухгироскопного компаса с непосредственным управлением и универсальную программу для ее моделирования; предложил и обосновал новые способы повышения точности курсоуказания двухгироскопных маятниковых компасов, выработал практические рекомендации по эксплуатации в высоких широтах разрабатываемого гирокомпаса "Курс-12". Большое значение имела его работа по обобщению опыта эксплуатации современных морских средств навигации и внесение в учебную программу таких важных вопросов, как: использование гравиметрического комплекса "Перемолот" и навигационного комплекса "Шлюз-М". |
![]() |
А.В. Ванин выполнил обоснование и разработку способов повышения эффективности действий ударных сил ВМФ в бою с надводными кораблями противника, учета влияния характера их маневрирования, погрешностей навигационных данных стрельбы и гидрометеорологических факторов на вероятность обнаружения целей системами самонаведения крылатых ракет. Им внесены существенные изменения в методологию преподавания таких важных разделов, как эксплуатация в боевых условиях современных измерителей скорости, систем счисления пути, радио оптических систем измерения высот светил и направлений на них. Отработаны способы сокращенного проведения испытаний и юстировок относительных лагов, программное обеспечение решения этих задач. Важную роль в освоении и принятии на вооружение кораблей ВМФ электронно-картографических систем сыграла возглавляемая им работа по их опытовой эксплуатации и совершенствованию программного обеспечения. |
А.В. Галичским были разработаны: методика, алгоритм и математическая модель выбора оптимального способа маневрирования корабля для занятия выгодной позиции применения оружия; универсальный способ учета циркуляции корабля при выполнении маневра. Обоснованы современное понятие боевой прокладки, концепция ее взаимосвязи с ведением обстановки; методология и способы обеспечения безопасности охраняемых кораблей при проводке за тралами ближнего противоминного охранения. Разработано программное обеспечение решения задач тактического и боевого маневрирования и навигационно-тактических задач, способов комплексного решения задачи выработки навигационных и топографических данных для обеспечения стрельбы артиллерийским и неуправляемым ракетным оружием по береговым целям. Им были существенно расширены вопросы практической подготовки слушателей на навигационно-тактических тренажерах, внесены вопросы обоснования требований к точности выработки навигационных данных в морском бою, подготовки и создания картографических материалов.
![]() |
Значительную работу по развитию методологии использования радионавигационных средств определения места, освоению и внедрению современных приемоиндикаторов РНС и СНС, исследованию их помехоустойчивости, рационального построения структурных и аппаратно- программных средств тренажеров и тренажерных комплексов выполнил Ю.М. Гребнев. |
![]() |
В.В. Матвеев разработал метод разновременных относительных измерений навигационных параметров СНС ГЛОНАСС, позволяющий с высокой точностью определять расстояние между двумя точками на поверхности Земли. На его основе им был обоснован способ определения пройденного судном расстояния. Кроме этого им были предложены псевдоцентрализованный метод дифференциальных навигационных определений, позволяющий расширить рабочую зону использования дифференциальных поправок СНС, и метод построения модели поправок в специальном математическом обеспечении корабельных приемоиндикаторов. |
А.Г. Кушнарев обосновал методологию протяженной коррекции навигационных комплексов подводных лодок, построенных на базе инерциальных навигационных систем, разработал методику измерения навигационных параметров РНС «Марс-75» в подводном положении, позволяющую получать обсервации с необходимой точностью.
В конце 90-х годов преподавателями кафедры под руководством В.Г. Жаворонка и А.В. Ванина проводились научно-методические исследования по уточнению целей и задач специальной и штурманской подготовки; корректуре названия, содержания и методики их отработки, обобщению и выработке нормативных показателей. На основе выполненных исследований были разработаны и подготовлены к изданию новые Правила штурманской подготовки подводных лодок и надводных кораблей.
Важным звеном в работе кафедры кораблевождения по повышению эффективности и качества подготовки слушателей всегда являлось совершенствование методики преподавания учебных дисциплин. В 90-е годы основным содержанием этой работы было творческое внедрение комплексного и системного подхода к использованию различных форм и методов обучения, применение возможностей современной вычислительной техники, комплексных навигационно-тактических тренажеров, повышение уровня компетентности и профессионализма преподавательского состава. С учетом этого к 1995 г. преподавателями кафедры были творчески переработаны методики преподавания основных учебных дисциплин.
Основными задачами и функциями этих методик были:
- выработка единства взглядов педагогов кафедры на содержание, формы, методы и средства обучения слушателей;
- определение научно-познавательного и воспитательного значения данной дисциплины, ее места в системе подготовки флагманского штурмана и взаимосвязи с другими учебными дисциплинами;
- определение порядка и средств достижения целей обучения, теоретической и практической подготовки слушателей;
- изучение, обобщение и выдача рекомендаций по внедрению в практику обучения передового опыта;
- совершенствование дидактического материала, способов применения ТСО, использования тренажеров и электронно-вычислительной техники;
- отбор, систематизация и переработка накопленного научного материала, учет опыта боевой подготовки и решения свойственных задач офицерами-штурманами на флоте.
Активное участие в научно-исследовательской и методической работе позволило педагогам кафедры значительно повысить свой научный и педагогический потенциал. Успешно защитили кандидатские диссертации соискатели и целевые адъюнкты кафедры А.В. Ванин (1993), В.Г. Жаворонок (1993), А.В. Галичский (1994), А.Г. Кушнарев (1995), В.И. Каргин (1998), С.Ю. Зиновьев (1998) и В.В. Матвеев (2001). В 1996 г. доктором военных наук стал В.И. Бегун. К 2001 г. из семи преподавателей-штурманов шестеро имели ученую степень кандидата наук.
Огромную помощь в выполнении научных исследований и подготовке к защите диссертационных работ оказывал педагогам кафедры и командованию Классов заведующий кабинетом боевой прокладки В.В. Терентьев. Владимир Васильевич – опытный штурман-подводник, стоял у истоков создания первой отечественной спутниковой РНС. Разработал способы решения задачи использования ИСЗ для измерения и передачи эфемеридной информации навигационных космических аппаратов. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата физико-математических наук, а в 2003 г. – докторскую диссертацию. Им были обоснованы принципы координатно-временного обеспечения подводных объектов с помощью лазеров сине-зеленого и инфракрасного излучения, расположенных на борту космических аппаратов, и метод скрытного определения места по искусственным небесным телам. Внедрение результатов его работы позволило разработать основные направления и программу развития средств военной навигации на 2005 – 2015 гг., а также проект роведения натурного морского эксперимента с использованием прототипа лазерной навигационно-связной системы.
В 1991 – 2003 гг. преподавателями кафедры было подготовлено значительное число учебников и учебных пособий: «Микрокалькулятор в кораблевождении» (Н.М. Груздев, В.П. Илларионов, Р.А. Скубко - 1993); «Кораблевождение при ведении боевых действий надводными кораблями» (для слушателей командного факультета - А.В. Галичский - 1996); «Пособие по решению и составлению ситуационных задач морской астронавигации», «Методика подготовки астрономического расчета корабля в береговых условиях» (С.Ю. Зиновьев – 1999); «Методика ведения и обработки графиков выходных навигационных параметров на навигационных комплексах» (В.Г. Жаворонок – 1999); «Кораблевождение, НГО и ГМО при ведении боевых действий надводными кораблями» (для слушателей-штурманов и офицеров-штурманов ВМФ – А.В. Галичский – 2000); «Кораблевождение, НГО и ГМО при ведении боевых действий подводными лодками» (В.И. Каргин – 2000); «Гироскопические системы курсоуказания» (В.Г. Жаворонок – 2000), «Задачник по кораблевождению» (под ред. В.А. Рябоконя – 2000).
![]() |
Выпуск Штурманского офицерского класса 2001 г. Слева направо: первый ряд – преподаватели кафедры кораблевождения – Ю.М. Гребнев, В.А. Рябоконь, А.В. Ванин, А.В. Галичский, начальник кафедры С.Ю. Зиновьев, В.И. Каргин, В.И. Чернов, В.Г. Жаворонок; второй ряд – С.Ф. Черный, слушатели – Д. Качевский, И. Бурханов, Г. Кушнир, В. Степанов, преподаватель В.А. Максаков, Н. Корф, О. Гунин, И. Юдин, А. Татаренко, А. Карпов; третий ряд – А. Герасимов, К. Егоров, А. Семенов, А. Иванов, В. Кудинов, М. Шолохов, Т. Постоян, Д. Куликов, техники В. Королев, Д. Федулов |
В 1999 г. под руководством А.В. Галичского и А.Г. Кушнарева преподавателями кафедры кораблевождения и кафедры управления кораблем был разработан и издан тематический научный сборник «Проблемы совершенствования кораблевождения на современном этапе развития ВМФ». В нем были рассмотрены новые способы определения навигационных данных и навигационно-гидрографического обеспечения боевых действий, решения задач маневрирования и выработки предложений по боевому управлению кораблем и тактической группой кораблей в современном морском бою, выполнен анализ путей совершенствования подготовки офицеров по боевому использованию морских средств навигации и предупреждению навигационной аварийности. Кроме этого в сборник были включены наиболее актуальные статьи профессорско-преподавательского состава Штурманского офицерского класса – Н.Н. Матусевича, Н.А. Сакеллари, Б.И. Кудревича, П.П. Глазкова, изданные в 20 - 40 годах.
![]() |
В 1996 г. начальником факультета вооружения назначается опытный командир-подводник контр-адмирал С.Н. Козинцев. В этот достаточно сложный период развития страны и ее вооруженных сил Станислав Николаевич приложил огромные усилия для подержания учебного процесса на высоком научном и методическом уровне, оказывал деятельную поддержку преподавателям в их нелегком и самоотверженном труде. |
В 2002 г. его сменяет капитан 1 ранга А.Н. Богданов, длительное время работавший заместителем начальника и хорошо зарекомендовавший себя своей последовательной и настойчивой работой по организации и совершенствованию учебного процесса и воспитанию слушателей.
Кроме обучения штурманов, кафедрой осуществляется подготовка будущих командиров надводных кораблей и подводных лодок по всем дисциплинам военного кораблевождения. Именно на ВСОК ВМФ они получают наиболее полные и систематизированные знания, необходимые для управления кораблем (тактической группой кораблей) и его штурманской службой. Особое внимание при этом обращается на отработку их навыков по обеспечению навигационной безопасности плавания, руководству штурманской службой корабля в современном морском бою, по боевому использованию технических средств навигации и навигационных комплексов, а также по решению задач боевого и тактического маневрирования.
![]() |
С 2000 г. на Классах, и в том числе, на кафедре кораблевождения возобновилась подготовка специалистов для иностранных флотов (Индии, Греции, Вьетнама, КНР, Алжира), а с 2003 г. начинается подготовка штурманов по профилю командир штурманской боевой части с 3-х месячным сроком обучения. В 2003 г. Штурманский офицерский класс окончили два офицера ВМФ Алжира.
В 2000 г. на ВСОК ВМФ формируется Диссертационный Совет, а в 2001 г. – открывается адъюнктура. В 2003 г. адъюнктами при кафедре кораблевождения становятся выпускники Штурманского офицерского класса В.В. Заслонкин и М.В. Тюлькин. |
Начальником кафедры кораблевождения в 2002г. назначается главный штурман Черноморского флота С.И. Гарматенко.
В 2002 – 2003 гг. большая часть опытных педагогов кафедры принимает решение об увольнении в запас по оргштатным мероприятиям. Им на смену приходят В.В. Матвеев (после окончания целевой адъюнктуры при ВМорА), О.Д. Катаев, Ю.П. Самотесов и В.Э. Новиков (после окончания ВМорА).
С 1918 по 2004 г. в штурманском офицерском классе прошли обучение и стали высококвалифицированными штурманами 2965 офицеров.
![]() |
Выпуск Штурманского офицерского класса 2002 г. |
Преподаватели-ученые Штурманского офицерского класса и кафедры кораблевождения
Дальние походы слушателей Штурманского офицерского класса в период учебной практики
Литература