Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

  Вскоре после того, как советский народ в десятый раз отметил День Победы, мы встретились во Владивостоке. Был сделан первый решительный шаг по пути служения флоту. Романтика, судьба, долг, в редких случаях – прагматизм, а иногда и случай привели нас на берега Тихого океана.

Выбор был сделан. И в большинстве случаев глубоко осознанный. Не только потому, что нам надо было определяться в жизни. Каждый из нас, придя на флот собственным путем, уже знал, что эта служба не только трудна, но и престижна в сознании народа, более того, пользуется у него уважением. Большинство из нас твердо понимали, что наша служба необходима, мы осознавали ее общественную значимость. И каждый знал точно, что это начало большого пути. Это нашло полное подтверждение в ответах.

45 с лишним лет спустя морская романтика по-прежнему является определяющим фактором среди тех, что привели нас в ТОВВМУ. Вот как выглядят результаты ответов на один из вопросов анкеты о побудительных мотивах этого шага: 25% опрошенных и сейчас главной причиной назвали влияние на выбор непростого жизненного пути примера и советов родных, близких и знакомых людей. Это: отцы, старшие братья, знакомые – бывшие офицеры ВМФ, участники войны, выпускники и курсанты нашего училища, друзья. Морская романтика позвала на флот 18,05% ответивших ветеранов, когда им было 17 лет. Очевидно, достаточно сильно было это романтическое влечение, что и сейчас они именно ему отдают предпочтение. Свидетельством того, что не все однозначно определяли свои жизненные перспективы в то время, является то, что 11,11% будущих курсантов сделали свой выбор под впечатлением от встреч с представителями ТОВВМУ, специально выезжавшими для набора молодежи в училище. Или они блестяще решили свою задачу, или наши сомнения были не столь уж велики. Истина, наверно, где-то посредине.

Роль литературы, кино, средств массовой информации в профессиональной ориентации будущих моряков-офицеров была заметной – 8,33%. Другие причины имели такой же показатель – 8,33%. В их числе были названы: беседы в военкоматах, отсутствие разнарядки для обучения в авиационные училища. Примечательно, что неординарность личности адмирала Кузнецова Н.Г. позволила сделать решающий выбор одному из наших товарищей. А вот семейные обстоятельства и условия жизни в некоторых случаях способствовали принятию ответственного решения только в 4,17% случаев. Более подробно содержание ответов представлено в таблице 1 Приложении 2.

А что же было в основе нашего решения связать свою судьбу с морем, Военно-морским флотом, Вооруженными силами? Без опасения ошибиться, можно сказать, что идея ратного служения Отчизне имеет глубокие корни в нашем детстве.

Вспоминает и осмысливает это В.Г.Устинов.

Воскресное утро. Планы и ожидания предстоящего выходного дня: культурные походы, семейные торжества, встречи и свидания… Ничто не предвещало резкого поворота в судьбе каждого из нас, наших родных и близких.

И вдруг среди праздной, гуляющей толпы пронзительный женский крик: «Война!..»

Жизнь круто повернула в иное, тревожное русло. Потянулись подводы, редкие машины, эшелоны, эшелоны, эшелоны… И рядом с ними плачущие матери, жены, сестры и мы, мальчишки, воспринимающие это как некое панорамное действо, интересное по своей информативности и насыщенности всякого рода событиями.

Массовый и непрерывный поток уходящих на фронт слился с не менее мощным, идущим в обратном направлении. Эвакуированные женщины, старики, дети с рассказами о бомбежках, неразберихе и панике. Побывавший в плену, расстрелянный, засыпанный землей и чудом выживший абсолютно седой молодой старший лейтенант из райвоенкомата. Интернациональная смесь среди эвакуированных: поляки, чехи, политэмигранты из австрийских немцев. Трудовая армия и сосланные поволжские немцы. Хлебные карточки и похоронки, похоронки… Истошный плач матери по погибшему отцу.

Проводы старших братьев и сестер, уходящих на фронт целыми классами в полном составе. Летние лагеря для старшеклассников, проходящих военную подготовку. И этот непрерывный конвейер, поставлявший в пекло войны, перемалывавший целые поколения, без остановки, не прерываясь ни на один день, работал все четыре года.

Жизнь в далеком тылу на фоне безжалостных событий на фронте и оккупированных территориях текла своим чередом. Детский сад с географической и национальной смесью. Занятия в школе. За неимением тетрадей – разлинованные газеты и старые книги. А по вечерам в редких домах, где старенький черный рупор репродуктора торжественным и величавым голосом Левитана доносил тревожные вести с фронта, целыми семьями собирались ближайшие соседи. Информационные сообщения сменялись передачами, по своему эмоциональному воздействию не уступающими предыдущим. Вот одна из них под названием «Огонь по врагу!» доносит голосом слепого певца песню:

Играй, мой баян,

И скажи всем врагам,

Что жарко им будет в бою.

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою.

Война идет к концу, с фронта приходят все более обнадеживающие вести. Вот уже первый класс школы. И новости, новости: наши войска в Польше, Венгрии, Румынии и, наконец, в Германии!..

Радость, восторг, гордость за свою страну. Кадры кинохроники: «Взятие Будапешта», «Бои у озера Балатон», «Взятие Вены». Поток посылок из Германии: жалкие обноски, фуфайки сменяются на нечто ранее невиданное, поражающее своим качеством. Молодые женщины и девушки, гуляющие в неведомых им прозрачных ночных рубашках, принятых ими за вечерние платья.

События развиваются стремительно: до Берлина 100, 50, 40,.. 15 км, Берлин взят!!!

И наступает долгожданный день. И снова женский крик, но радостный: «ПОБЕДА!» Все бросают работу, выбегают на улицу. У райвоенкомата салют из всех видов оружия: треск автоматных очередей, пистолетные выстрелы… Люди плачут, смеются, обнимаются.

Но эта радость, как бы она ни была велика, - ничто по сравнению с захлестнувшим страну половодьем демобилизованных солдат. Этой бури эмоций никогда не забыть!

Снова эшелоны, эшелоны, машины и уже реже подводы, набитые сильными, уверенными в себе мужчинами, преисполненными чувством выполненного долга, ожиданием встречи с близкими и полноты предстоящей мирной жизни. Море цветов, слезы радости и неизбывная горечь по утрате близких.

И на этом фоне взрослеют, мужают и формируют свое мировоззрение мальчишки, родившиеся в предвоенные годы. Все их детство заполнили война и события, связанные с нею. У большинства из них война отняла отцов, некоторые потеряли братьев и сестер. И наравне с матерями они берут на свои неокрепшие плечи заботу о содержании семьи.

Упорный труд становится неотъемлемой частью их напряженной и, вместе с тем, интересной жизни. Вопрос доступности образования для них не стоит, библиотеки перед ними открыты. Труд и учеба идут рядом. Они ходят в кино, на школьные вечера, влюбляются. И все чаще задумываются о выборе своего жизненного пути. Они все находятся в равном положении и имеют практически равные возможности.

Все дороги открыты перед ними. Встает вопрос: «Куда пойти учиться?». И, как правило, ответ всегда однозначный – в военное училище. После страшной войны, в которой решалась судьба всего народа, защита Родины была актуальной для каждого гражданина нашей страны. И в то время каждый, кто, в силу каких-либо даже не зависящих от него обстоятельств, не мог этого сделать, считался ущербным не только в глазах окружающих, но и был уязвлен собственным самолюбием.

Литература, кино, рассказы очевидцев, уроки донашивающих военную форму учителей, возвратившиеся с фронта родственники, соседи – все было пронизано военной тематикой. И хотя каждый делал свой выбор, определял свой путь и судьбу, многие из нас устремились к морю, на флот.

Среди поступивших в ТОВВМУ в 1954 году были и те, кто вырос у моря, постоянно общался с военными моряками, любовался их красивой формой, наблюдал за кораблями и, естественно, проникался пониманием особенностей флотской службы. У них с самого раннего детства формировалось особое, флотское мироощущение.

Но преобладающее большинство приехавших поступать в училище было ранее рассеяно на огромном пространстве от Уральских гор до берегов Тихого океана. Причем многие из них родились и выросли в далеких деревнях и рабочих поселках, где море представлялось чем-то могучим, необозримым и фантастическим. Пытливый с детства ум жадно впитывал информацию из прочитанных книг К.Станюковича, Л.Соболева, просмотренных кинофильмов о героической обороне Севастополя, Одессы, о ратном пути прославленных российских адмиралов. Из рассказов фронтовиков они узнавали о морской пехоте, наводившей ужас на фашистов, о несгибаемой морской душе.

Вот в далекую, глухую деревушку на побывку приехал матрос. А как на него заглядываются знакомые девушки! Молодая кровь бурлит, и та, в которую он влюблен, не сводит с него восхищенных глаз. И тебе вдруг захотелось быть на его месте, быть таким же неотразимым и желанным в ее глазах и сердце. Набитый до отказа деревенский клуб, за стенами которого непролазная грязь и глухая тайга. Перед тобой на экране блестящий морской офицер, талантливо сыгранный М.Кузнецовым. Он стоит на мостике прекрасного и могучего военного корабля. И так мастерски он командует, и все беспрекословно действуют по его командам, и все у него так ладно получается… А ты в своем юношеском воображении уже видишь себя точно таким же. Остается только собрать вещички и ехать во Владивосток – там твое славное будущее!

Вот старший брат, призванный на флот в 1944 г., присылает из Владивостока посылку, где лежит тельняшка, синяя матросская роба. Ты ее одеваешь, идешь к своим сверстникам. Сколько зависти и восхищения в их глазах! Что там модная одежда и украшения?! Вот тот же старший брат, отслужив семь лет на флоте, приезжает домой. И ты примеряешь его суконку, брюки клеш. Да и полинялый гюйс тебе к лицу. А его рассказы о Владивостоке, кораблях, море, легендарном адмирале Н.Г.Кузнецове… Но он вовсе не советует тебе быть морским офицером: не так уж сладка его доля. А за красивым внешним антуражем скрывается труд, нелегкий, полный невзгод, опасностей и серых повседневных будней, так несвойственных картине, нарисованной твоим юношеским воображением и морской романтикой. Но трудности есть везде и здесь - вдали от моря, серые будни и здесь сопровождают тебя, твою семью, родственников, соседей и знакомых, они свойственны любой профессии.

Поэтому твое решение о выборе нелегкой профессии морского офицера крепнет изо дня в день. Более того, оно принимает конкретную направленность в выборе училища. Итак, Владивосток далекий, и в то же время близкий, по меркам нашей страны, город на берегу Тихого океана.

Подобные решения зрели не только в далеких от основных транспортных артерий страны деревнях, поселках и маленьких городках. Транссибирская магистраль с непрерывным движением поездлов поставляла огромный информационный материал о море, морской профессии, непосредственно о ТОВВМУ. Тем более, что преподаватели этого училища ежегодно разъезжали по областным и краевым городам, расположенным на огромных пространствах Дальнего Востока, Сибири и Урала. За Уралом перед молодежью выступали эмиссары основных европейских училищ. Так постепенно вызревал и формировался контингент сначала абитуриентов, а затем и курсантов ТОВВМУ, будущих офицеров флота.

Следует добавить, что это В.Устинов написал в мае-июне 2003 г., а ответы на анкету присылались в основном в 1999-2001 гг. Можно смело предположить, что если не каждый, то большинство из нас все это пережили. Конечно, если бы можно было получить такие воспоминания от каждого, то богатства событий и необычности ситуаций было бы гораздо больше. Но работать пришлось только с тем материалом, который был представлен в ответах.

Здесь самое время признать одну из ошибок, совершенных при разработке анкеты. Анкетой выяснялся вопрос о месте рождения наших однокашников. А как показала работа с материалами опроса, надо было выяснить место проживания до поступления в училище. Дело в том, что 23,33% ответивших на этот вопрос, родились в европейской части СССР. Но училище комплектовалось практически полностью из регионов от Урала до Дальнего Востока. Так это было и с нами. Только один В.А.Амирян приехал из-за пределов этих регионов – из Ташкента. В целом же, учитывая, что миграционные процессы во времена нашего детства и юношества были не столь значительными, как в более поздние времена, можно допустить, что место рождения чаще всего совпадало и с местом жительства перед поступлением в училище. Хотя однозначно можно считать, что такое допущение нельзя отнести к тем, кто вырос в семьях военнослужащих. География мест рождения наших сослуживцев по училищу охватывает следующие регионы и населенные пункты в них: 76,67% курсантов ТОВВМУ им. С.О.Макарова набора 1954 г. родились именно в тех регионах, которые были базовыми для комплектования училища. А вот что касается места рождения, то только треть из них родились в рабочих поселках, селах и деревнях. Хотя можно предполагать, что среди поступавших в училище в 1954 г. этот показатель был выше. Из столицы союзной республики оказался один курсант 1 курса, а вот из городов – областных и краевых центров, городов областного (краевого) подчинения – 66,67%. Следует обратить внимание, что здесь речь идет о поступивших в училище. Поэтому процент представителей городской молодежи в них выше по объективным причинам: как и сейчас, уровень общеобразовательной подготовки выпускников городских школ заметно выше, чем сельских. К сожалению, это беда не только выпускников этих школ, но и проблема всей страны, в целом это проблема глобального характера.

Можно смело утверждать, что в июне-июле 1954 г. во Владивосток съехались не менее полутора тысяч (до 8 человек на место, как утверждают обладающие надежной памятью участники тех событий). И путь их был неблизкий, а перспективы, хотя и заманчивы, но туманны, как в переносном, так и в прямом смысле.

Определяющее влияние на выбор детьми своего жизненного пути оказывает семья, родные и близкие люди. Это в полной мере подтверждено данными таблицы 1. Анализ полученных ответов показывает, что наши родители серьезно не препятствовали нашему выбору, более того, они поддержали такой выбор или с уважением отнеслись к нему. В анкете не было вопроса о военной судьбе отцов, кто из них не вернулся с фронта. Это было и так очевидно: эта печальная судьба миновала не многих. Но наши родители могли гордиться нашим выбором, как и мы, в свою очередь, гордились их трудовыми и боевыми делами. На вопрос «Кто были твои родители по профессии (роду деятельности)?» были получены такие ответы:

Таблица 3

Профессия родителей

Отец

Мать

Офицер

31,15%

 

Рабочие

31,15%

19,67%

Служащие

14,75%

16,39%

Инженер

8,19%

1,64%

Колхозники

6,56%

9,84%

Учителя

4,92%

9,84%

Домохозяйка

 

40,98%

Не знаю

1,64%

 

Родителей не указали

1,64%

1,64%

 

Роль отца в выборе профессии сыновьями часто бывает определяющей, но мать может воспротивиться, помешать или отговорить сына: ведь выбирал он военную судьбу в то время, когда еще не утихла боль утрат Великой Отечественной войны, а родители твердо знали, что сыновья идут не только для участия в парадах, а учиться воевать. И матери наши подтвердили правоту слов адмирала С.О.Макарова, сказанных им еще в последней четверти Х1Х века: «…Русская женщина дает в ряды армии и флота материал, вполне пригодный для войны; люди эти привычны к труду, выносливости и послушанию…» Не к войне, а к жизни они нас готовили, но наш выбор приняли достойно. Более подробно результаты ответов представлены в приложении 2 (таблица 2).

содержание

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom