«Африка»
Пароход «Saratoga» (в последующем «Африка») приобретен за 335 тыс. долларов. Спущен на воду в мае 1877 г. на верфи компании «Джон Роч энд сан» в Честере на реке Делавэр, работал также на линии Нью-Йорк - Гавана. Отличался роскошной отделкой и считался очень хорошим грузопассажирским пароходом. Корпус прочной постройки, отличные мореходные качества. Приведен в Филадельфию и переоборудован, как и все остальные, на верфи Крампа. Длина - 284 фута, ширина -38, среднее углубление - 17, водоизмещение - 2900 т. Мощность машины компаунд номинальная - 290, индикаторная - 1500 л.с., четыре паровых котла. На испытаниях в начале декабря 1878 г. показал наибольшую скорость хода под парами - 13 узлов. Полный запас угля - около 100 т, трехмачтовый клиперский рангоут. Первый командир - капитан-лейтенант Е.И. Алексеев.
Проект парохода «Saratoga» имел существенный недостаток для военного предназначения: крышки цилиндров машины возвышались на 0,91 м над верхней палубой. Для их защиты возвели толстый бруствер в виде комингса машинного светового люка. Как и на предыдущих кораблях, некоторые поперечные переборки передвинули и добавили новые, переделали грузовые люки и угольные ямы, оборудовали погреба боезапаса, крюйт- и брод-камеры, трюм для приема водяного балласта. Для установки грот-мачты дымовую трубу сдвинули в нос. Все переделки обошлись в 325 тыс. долларов, и в целом на «Африку» пришлось потратить 1384810 рублей.
29 декабря 1878 г. корабль вышел в Европу и по пути выдержал в океане сильный ураган, во время которого показал прекрасные мореходные качества. Летом 1879 г. он прибыл в Кронштадт, где была установлена артиллерия: пять 152-мм, четыре 107-мм пушки, четыре 25,4-мм картечницы Пальмкранца, впереди заднего мостика поставили два минных аппарата. С 1 февраля 1892 г. - крейсер 2 ранга. Зимой 1891-1892 гг. установили новые котлы. В марте 1906 г. «Африку» перечислили в учебное судно. «Африка» с октября 1918 г. находилась на долговременном хранении, в сентябре 1920 г. ее передали Всевобучу, но в декабре возвратили в Морские силы Балтийского моря, где использовали как транспорт, посыльное судно и плавучий артиллерийский склад. В конце сентября 1923 г. продали Германии на металлолом.
История службы
- Май 1877 г. - Спущен на воду как грузопассажирский пароход под названием «Саратога» ( Saratoga ). Работал на линии Нью-Йорк - Гавана.
- Май 1878 г. - Приобретен русским правительством за 335 тысяч долларов.
- Переоборудован на верфи Крампа.
- 29 декабря 1878 г. - Вышел в Европу.
- Лето 1879 г. - Прибыл в Кронштадт для установки артиллерии.
- 1 февраля 1892 г. Крейсер 2-го ранга.
- Зима 1891-1892 г. Капитальный ремонт с установкой новых котлов.
- 1898 г. - А.С. Попов впервые практически применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером «Африка» и транспортным судном «Европа».
- Март 1906 г. - Учебное судно.
- Октябрь 1918 г. - Сдан в порт на долговременное хранение.
- Сентябрь 1920 г. - Передан Всеобучу
- Декабрь 1920 г. - Зачислен в Морские силы Балтийского моря, где использовался в качестве транспорта, посыльного судна и плавучего артиллерийского склада.
- Сентябрь 1923 г. - Продан в Германию на металлолом
Командиры крейсера
- 1878-1883 гг. - Капитан-лейтенант Алексеев Евгений Иванович
- 26.11.1883 - 22.10.1885 гг. - Капитан-лейтенант (с 26.02.1885 капитан 2-го ранга) Дубасов Фёдор Васильевич
- 1898 -1900 гг. - Капитан 2-го ранга Дабич Николай Дмитриевич
Известные люди, служившие на крейсере
- Абаза Алексей Михайлович
- Бострем Иван Фёдорович
- Покровский Андрей Георгиевич
- Руднев Всеволод Фёдорович
- Смирнов Владимир Васильевич
- Ферзен Василий Николаевич
- Чагин Иван Иванович
Африка - мыс на Камчатском полуострове на Камчатке. На мысе Африка имеется маяк, метеостанция и небольшое поселение в котором живёт около 10 человек. Камчатский мыс был впервые исследован и описан в 1882 году офицерами русского крейсера «Африка», которые дали ему имя.