Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Имена на карте Тихого океана

«Байкал»

Военный транспорт. Построен в 1848 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки). Водоизмещение 477 т, длина 28,5 м, ширина 7,5 м, осадка 3,8 м. Экипаж 37 человек. Орудий - 6.

21 августа 1848 г. «Байкал» под командованием капитан-лейтенанта Г.И.Невельского вышел из Кронштадта в Петропавловский порт, куда прибыл 12 мая 1849 г. Доставив в кратчайший срок по тому времени груз по назначению, Невельской приступил к реализации давно вынашиваемого им плана – разрешить проблему островного или полуостровного положения Сахалина (последняя версия исходила от Ж.Ф.Лаперуза, У.Р.Броутона и примкнувшего к ним И.Ф.Крузенштерна) и доступности устья Амура для морских судов. Его проект нашел одобрение со стороны генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича и генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева.

Сдав груз, 2 июня Невельской вышел на «Байкале» из Авачинской губы к восточному берегу Сахалина. Исследования начали с того места, где по предположению Крузенштерна мог быть один из рукавов устья Амура. Однако там и дальше вдоль берега тянулись песчаные косы, которые образовывали лагуны, заливы и озера. Обогнув мысы Елизаветы и Марии, транспорт, придерживаясь берега, направился на юг. Пока лейтенант А.К.Гревенс с вельбота обследовал северную часть западного берега Сахалина, подпоручик КФШ Л.А.Попов описал залив Обман. Продвигаясь на юго-запад, корабль дошел до мыса Головачева. Здесь путь преградила отходящая от берега отмель. Невельской принял решение перейти к материку (Сахалинский залив).

Дальнейшие исследования Амурского лимана велись на гребных судах. Три дня старший офицер судна лейтенант П.В.Казакевич и мичман А.Ф.Гейсмар обследовали побережье Сахалина. Затем в течение недели опись продолжил мичман Э.В.Гроте. В это же время Казакевич на шлюпке-четверке приступил к рекогносцировке побережья материка от мыса Меншикова до устья Амура и вверх по реке до гиляцкого селения Чныррах. В итоге было установлено, что глубины в реке позволяют морским судам заходить в Амур.

Теперь предстояло решить другую важную задачу – определить положение Сахалина относительно материка. Оставив на «Байкале» Казакевича, Невельской с четырьмя офицерами и 14 нижними чинами вышел на вельботах в плавание на юг. По Амуру поднялись до мыса Куегда (место нынешнего Николаевска). Геннадий Иванович пришел к выводу, что это место наиболее подходит для защиты входа в Амур со стороны моря. Описав берега реки и выявив в первом приближении фарватеры, вышли в лиман у мыса Пронге. Отсюда прошли на юг вдоль западного берега лимана и через Южный пролив, где на картах значилась осыхающая отмель, соединяющая Сахалин с материком, вышли в северную часть Татарского пролива на большие глубины до широты 51 гр. 40 мин. сев. Это оказалось южнее пределов исследований Лаперуза (широта 51 гр. 51 мин. ) и Броутона (широта 52 гр. 00 мин.). Развернувшись на обратный курс, прошли вдоль западного берега Сахалина к мысу Погиби. Определив ширину (4 мили) и глубину (5 саженей) Южного пролива (с 1909 г. - пролив Невельского) Невельской пришел к выводу, что Сахалин отделен от материка проливом, глубины которого позволяют заходить в Амурский лиман и, соответственно, в устье Амура и далее в Охотское море со стороны Татарского пролива. Продвигаясь на север, обследовали западное побережье Сахалина.

За 33 дня моряки на гребных судах первыми из европейцев обследовали 70-мильный Амурский лиман и устье Амура.

Подняв гребные суда на борт, приступили к изучению западного берега Охотского моря. К северо-западу от Амурского лимана обнаружили залив, отделенный от моря несколькими песчаными косами. Одна из проток оказалась доступной для захода судов, которые могли бы укрываться здесь от ветров и волнения моря. По мнению Невельского на косе, отходящей от материка, можно было бы основать базу, откуда открывался кратчайший путь для исследований никому не принадлежавших к тому времени низовьев Амура. Эту акваторию Невельской назвал заливом Счастья. Описав заливы Академия, Николая, Ульбанский, великого князя Константина, острова Рейнеке и Меншикова, судно пришло в Аянский порт. Сдав «Байкал», капитан 2 ранга Невельской выехал для доклада результатов исследований в Петербург.

25 июля 1850 г. капитан 1 ранга Невельской, вернувшийся через Сибирь на Дальний Восток, и прапорщик КФШ Д.И.Орлов, высадившись с «Байкала», заложили на берегу залива Счастья первое русское поселение в непосредственной близости от низовьев Амура – зимовье Петровское. Так было положено начало пятилетней эпопеи блестящей научно-государственной деятельности Амурской экспедиции под руководством Невельского (с 1854 г. – контр-адмирал) с 1851 г. по 1855 г. С участием нижних чинов «Байкала» 1 (по другим данным – 6-го) августа 1850 г. Невельской основал на мысе Куегда Николаевский пост.

Осенью 1853 г. Амурская экспедиция приступила к реализации мер, направленных на закрепление опорными постами побережья Татарского пролива и Сахалина. 4 августа в бухте великого князя Константина (Постовая) в Гавани Императора Николая 1-го (залив Советская Гавань) с транспорта «Байкал» был развернут Константиновский пост во главе с унтер-офицером Д.Хорошевым. На следующий день в заливе Де-Кастри (Чихачева) развернули Александровский пост под начальством мичмана Г.Д.Разградского. 17 августа прапорщик Орлов, высадившись с «Байкала» на перешеек Поясок западного берега Сахалина, развернул Ильинский пост. Таким образом, «Байкал» является пионером утверждения российской государственности на юге Дальнего Востока России. «Байкал» стал первым парусным судном, прошедшим в июле 1854 г. по всему Амурскому лиману от Южного (Невельского) пролива до залива Счастья.

В ходе Крымской войны 1853 – 1856 гг., когда на Тихом океане крейсировали две английские и одна французская эскадры, «Байкал» в апреле – мае 1855 г. принял участие в эвакуации Петропавловского гарнизона в залив Де-Кастри и на Николаевский рейд.

В конце 1858 г. с «Байкала» был развернут пост в заливе Ольги под командованием лейтенанта Н.К.Дерпера.

На протяжении 10 лет транспорт занимался перевозкой грузов и команд Морского и Военного ведомств на вновь осваиваемом Россией побережье нижнего Приамурья и Южно-Уссурийского края.

Но недолог срок службы судна. В октябре 1860 г. транспорт «по ветхости был признан негодным для плавания и переоборудован под плавучий склад».

Последующие 10 лет «Байкал» простоял у нынешнего 37-го причала бухты Золотой Рог. 30 марта 1871 г. начавшаяся в бухте подвижка льда пробила оба борта судна и оно село кормой на грунт. Для того, чтобы очистить бухту от затонувшего судна, портовые власти решили его взорвать. Со дна были подняты остатки киля и форштевня; их передали впоследствии в музей Общества изучения Амурского края. Такова славная 23-летняя история «Байкала».

Имя «Байкала» в 1849 г. Невельской увековечил в названии залива на северо-западном побережье Сахалина (в 1846 – 1849 гг. – залив Обман). 26 октября 1891 г. во Владивостоке состоялось торжественное открытие памятника Невельскому. На четырех гранях базовой части памятника устроены ниши арочного очертания, обрамленные бронзой. В северной нише, обращенной к улице Светланской, укреплена бронзовая плита, на которой под барельефом кормовой части транспорта «Байкал» сделана надпись, перечисляющая фамилии участников исследований Амурского лимана в 1849 г. С 1965 г. по 1994 г. в составе Тихоокеанского флота состояло океанографическое исследовательское судно «Байкал».

А.И.Груздев

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom