Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Имена на карте Тихого океана

«Паллада»

Фрегат. Построен в 1832 г. на Охтинской верфи Санкт-Петербурга. Строитель – полковник Корпуса корабельных инженеров В.Ф.Стоке. Водоизмещение – 2090 т, длина – 52,7 м, ширина – 13,3 м, осадка – 5,5 м (по другим данным 6,6 м), скорость – до 12 узлов, орудий – 52, экипаж во время плавания на Дальний Восток: офицеров – 20, нижних чинов – 453, прикомандированных – 17 человек. Тимберован в Кронштадте в 1846 г.

Первым командиром фрегата стал капитан-лейтенант П.С.Нахимов. Последующие 20 лет «Паллада» входила в различные соединения на Балтике, совершая и дальние плавания.

С 6 января по 9 августа 1853 г. «Паллада» под командованием флигель-адъютанта капитан-лейтенанта И.С.Унковского совместно со шхуной «Восток» под флагом главы дипломатической миссии в Японию вице-адмирала Е.В.Путятина, находившегося временно также в ранге командира эскадры, перешла из Портсмута (Великобритания) на внешний рейд Нагасаки (Япония). На переходе фрегат выдержал сильнейший шторм в Атлантике и тайфун при входе в Тихий океан, что привело к необратимым повреждениям корпуса и рангоута. К тому времени деревянный корабль прослужил уже 20 лет и был достаточно ветхим.

Перед Путятиным стояла чрезвычайно деликатная миссия – установить с Японией дипломатические и торговые отношения и договориться о разграничении территорий, которые на Курильских островах и Сахалине пришли в соприкосновение. Трудность миссии заключалась в том, что по законам 1624 – 1632 гг. в Японии проводилась политика самоизоляции от внешнего мира. Исключение делалось только для китайских и голландских купцов, которым для торговли был отведен небольшой участок в порту Нагасаки.

Как это было принято в те времена, перед такого рода дипломатическими миссиями формировались отряды кораблей с целью оказания давления на принимающую сторону. Миссия Путятина не стала исключением. В начале августа 1853 г. у островов Бонин-Сима был сформирован отряд судов, в который помимо «Паллады» и «Востока» вошли корвет «Оливуца» и транспорт «Князь Меншиков» из Российско-Американской компании.

Переговоры с представителями японского правительства (бакуфу) были сложными и проходили в три раунда: с 9 августа по 11 ноября 1853 г., с 22 декабря 1853 г. по 24 января 1854 г. и с 8 по 14 апреля 1854 г. Они начались в условиях нарастающего политического кризиса между Россией и Турцией.

10 августа отряд кораблей перешел с внешнего рейда к входу в бухту Нагасаки.

13 августа Путятин вручил японским чиновникам письмо министра иностранных дел Нессельроде в адрес губернатора Нагасаки Осава Ситэцу Бунго-но-ками. Губернатор отказался принять письмо и вести какие-либо переговоры с Путятиным до получения на это разрешения бакуфу.

9 сентября состоялся торжественный съезд вице-адмирала Путятина во главе дипломатической миссии, в состав которой, в частности, входили капитан-лейтенант К.Н.Посьет (в качестве переводчика голландского языка, на котором велись переговоры), секретарь адмирала столоначальник Департамента внешней торговли, коллежский асессор, известный писатель И.А.Гончаров, чиновник Азиатского департамента МИД коллежский асессор И.А.Гошкевич и член Пекинской духовной миссии, архимандрит Александро-Невской лавры Аввакум (Д.С.Честной), владевший китайским языком. Путятина на всех протокольных мероприятиях сопровождали командиры судов отряда. Состоялась протокольная встреча с Осавой.

6 октября Путятин получил сообщение Верховного совета от 14 августа, в котором говорилось, что в связи со смертью сёгуна Иэёси (верховного правителя Японии), организацией его похорон и церемониями по назначению его преемника обсуждение вопроса об открытии портов для торговли откладывается.

Между тем, по сведениям, полученным в Шанхае командиром «Князя Меншикова» лейтенантом Ю.Х.Фуругельмом, еще в сентябре начались боевые действия на Дунайском фронте между русскими и турецкими войсками. 8 октября 1853 г. был обнародован манифест императора Николая 1 о войне России с Турцией. В этих условиях Путятин решил не задерживаться в Нагасаки и выйти в Шанхай на ремонт «Паллады» и выяснения обстановки.

6 ноября он направил письмо в Верховный совет, где поставил вопрос о необходимости разграничения владений России и Японии во избежание конфликтов между подданными сопредельных государств. На следующий день, опасаясь перехода отряда судов из Нагасаки в Эдо (Токио), Осава сообщил Путятину о выезде сюда уполномоченных бакуфу Цуцуи Масанори Хидзэн-но-ками, Кавадзи Тосиакира Саэмон-но-дзё, Арао Наримаса Тоса-но-ками и Кога масара Кинъитиро.

11 ноября отряд кораблей вышел из Нагасаки в Шанхай, а возвратился оттуда 22 декабря. Осава известил Путятина о прибытии уполномоченных бакуфу для ведения переговоров. 31 декабря в городском управлении состоялась предварительная встреча сторон.

3 января 1854 г. начались официальные переговоры.

4 января уполномоченные вручили Путятину ответ Верховного совета на письмо Нессельроде. В нем давалось согласие на обсуждение вопроса об установлении границ, но только после изучения вопроса руководством княжества Мацумаэ (остров Хоккайдо) карт и документов по Курильским островам и Сахалину. В отношении становления торговых отношений было заявлено, что желательно это обсудить через три – четыре года.

Переговоры осложнялись внутриполитическими раздорами в Японии, к 1854 г. подорвавшими способность сёгуната осуществлять политику диктата в стране. Согласование вопроса о разграничении продвигалось чрезвычайно медленно.

16 января Путятин передал уполномоченным проект договора и объяснительную записку к нему, подчеркнув, что в данный момент не будет настаивать на разрешении вопроса о торговле, но просит скорее определиться с границами.

23 января состоялась заключительная встреча, на которой уполномоченные передали Путятину письменное подтверждение о торговых льготах при заключении будущего договора.

24 января отряд кораблей покинул Нагасаки и отправился в Манилу с заходом на Ликейские острова (острова Рюкю).

В феврале Россия прервала дипломатические отношения с Англией и Францией. С этого времени главной задачей Путятина стало постоянное перемещение отряда как в полном составе, так и рассредоточенно с целью избежания встреч с кораблями вероятного противника. В Маниле губернатор Филиппин (тогда испанской колонии) предложил Путятину покинуть Манилу в трехдневный срок.

6 апреля «Паллада» и «Оливуца» пришли в гавань Гамильтон (остров Комундо, Корея), где на рейде уже стояла шхуна «Восток». В тот же день из Шанхая пришел «Князь Меншиков».

8 апреля отряд кораблей в третий раз пришел в Нагасаки. Ответа от правительства относительно заключения договора не поступило.

14 апреля Путятин уведомил уполномоченных, что будет ждать японских представителей по разграничению в конце июня в заливе Анива (Сахалин). Между тем стало известно, что 19 марта 1854 г. в Канагаве американский адмирал Перри заключил с Японией договор о мире и дружбе.

28 марта 1854 г. Россия объявила войну Англии и Франции. В связи с изменением обстановки с выходом из Нагасаки 14 апреля отряд рассредоточился: «Князь Меншиков» направился в Императорскую Гавань, «Оливуца» – в состав Амурской экспедиции капитана 1 ранга Г.И.Невельского, «Восток» – на разведку в Шанхай, а «Паллада» – на морскую опись восточного берега Кореи.

С 20 апреля с «Паллады» началась опись восточного побережья Кореи с целью уточнения положения береговой линии, нанесенной на карты эпохи начала ХУ111 в. Погода стояла отличная и фрегат, следуя в 0,5 – 4 милях от берега, произвел опись от бухты Чосань (широта 35 гр. сев.) до залива Посьета включительно (широта 42 гр. 33,5 мин. сев.). Почти месяц старший штурман фрегата капитан КФШ А.А.Халезов с поручиком КФШ Л.Поповым и мичманом А.А.Пещуровым вели опись с корабля и со шлюпок, собирая ценный материал для новых карт и лоции.

«Паллада» стала первым русским кораблем, вошедшим в залив Петра Великого.

В связи с надвигающимися туманами, закончив опись в заливе Посьета, 11 мая фрегат направился в Императорскую Гавань, куда он пришел 22 мая. Здесь узнали о начале войны России с Англией и Францией.

22 июня в Императорскую Гавань прибыл генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев и приказал провести «Палладу» в устье Амура. Прибывший сюда же Г.И.Невельской предупредил, что из-за большой осадки фрегат может не преодолеть лимитирующие глубины на фарватерах Амурского лимана.

Путятин, сняв Константиновский пост, 16 июля на «Палладе» подошел к мысу Лазарева в проливе Невельского. С фрегата сняли пушки, запасные канаты, парусное вооружение, запасы продовольствия и другие тяжести. Разгрузившись, корабль направился на север по Сахалинскому фарватеру; впереди по курсу с гребных судов производили контрольный промер. Эти же вельботы и шлюпки буксировали «Палладу», поскольку из-за окружающих мелей и без парусов она не имела никакого самостоятельного маневра. Уже начинались осенние штормы и нередко днище фрегата било по грунту. Разбив два катера и баркас, приняли решение возвратиться к мысу Лазарева. Осмотр корпуса показал, что фрегат уже непригоден для дальних плаваний. Путятин принял решение поставить «Палладу» на отстой в Императорской Гавани. Команду сняли с корабля и отправили на усиление гарнизона Николаевского поста. Командир «Паллады» Унковский, с ним несколько офицеров и И.А.Гончаров убыли из Аяна через Сибирь в Петербург. На «Палладе» осталась команда из 10 нижних чинов во главе с боцманом Синицыным.

Позже, вспоминая в своем бессмертном труде о плавании, И.А.Гончаров писал: «Странно однако же устроен человек – хочется на берег, а жаль покидать и фрегат! Но если бы вы знали, что это за изящное, за благородное судно, что за люди на нем, то не удивились бы, что я скрепя сердце покидаю «Палладу».

22 сентября «Диана» (командир капитан-лейтенант С.С.Лесовский) отбуксировала остов «Паллады» в Императорскую Гавань и поставила ее в бухте Константиновской (Постовой). Отдав боцману приказание взорвать фрегат в случае появления противника, Путятин на «Диане» убыл в Японию.

26 апреля 1855 г. в Императорскую Гавань зашли корабли и суда Петропавловского порта, следовавшие для укрытия от англо-французской эскадры в устье Амура. Командир Петропавловского порта контр-адмирал В.С.Завойко, исходя из невозможности провести «Палладу» вместе с остальными судами и вероятностью захвата ее в качестве трофея неприятелем, принял решение взорвать фрегат.

В январе 1856 г. в Константиновскую бухту прибыл мичман Г.Д.Разградский и под его руководством 31 января 1856 г. остов фрегата был затоплен на глубине 12 метров. Затопили вовремя, поскольку 19 мая того же года в Императорскую Гавань пришел английский фрегат «Пик», но получить трофей ему не удалось. И хотя Парижский мир был заключен 30 марта 1856 г., известие об этом в Николаевский пост пришло лишь в конце мая.

Русские моряки не забыли «Палладу».

В 1913 г. офицер Петров спустился на дно бухты и достал несколько кусков дерева из корпуса корабля, сделав из них модель пушки, и передал в Центральный военно-морской музей.

В 1914 г. было произведено первое обследование «Паллады», но никаких работ по ее подъему производить не стали.

В 1932 г. начались водолазные работы по обследованию фрегата, чтобы поднять его и поставить как музейную редкость, не понимая того, что без специальной обработки судно в скором времени рассыпалось бы. Но из-за его ветхости от этого плана отказались. В последующие годы шло хищническое растаскивание корпуса по частям на сувениры. Со временем корпус погрузился в ил на 6 метров. В 1956 г. был поднят якорь с «Паллады», доставлен во Владивосток и установлен на острове Русском.

20 октября 1963 г. в бухте Постовой состоялось торжественное открытие памятника фрегату «Паллада». Его воздвигли военные моряки Совгаванского гарнизона по проекту старшины 2-й статьи П.В.Иванова. Памятник получился изящным и выразительным. Устремленная вверх высокая стройная колонна увенчана метровым макетом корабля. У подножья памятника – обломок шпангоута и позеленевшая медная пластина из обшивки фрегата. На постаменте высечены слова: «В знак памяти и глубокого уважения к экипажу фрегата «Паллада».

В 1989 г. на «Палладе» работала экспедиция Приморского краевого клуба подводного поиска памятников истории и археологии «Восток» во главе с его председателем С.А.Бевзом. Удалось поднять ценные детали с фрегата: фрагменты якорь-цепей с клеймом «1852 г.» и другие предметы. Они были переданы в музей им.В.К.Арсеньева (Владивосток) и первоначально заполнили отдельный зал (затем их определили в запасники музея).

Имя фрегата в 1854 году увековечено в названии бухты Рейд Паллада.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom