Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

СПРАВОЧНАЯ КНИЖКА ШТУРМАНА

Навигация и лоция

2.2 Дрейф и течения

2.2.1. Учет дрейфа и течения

Угол дрейфа (а) при смещении линии пути вправо (ветер направлен в левый борт) имеет знак “плюс”, при смещении влево (ветер направлен в правый борт) - знак “минус”.

Путевой угол ПУдр (путь судна при дрейфе)

ПУдр =ИК ± а.

Путевая скорость судна при дрейфе для судов водоизмещением от 5 до 25 тыс. т при скорости, определяемой по частоте вращения винта, от 9 до 20 уз и высоте волны h 3%-ной обеспеченности до 6 м приближенно определяется по эмпирической формуле

Vhq =Voб - (0,745 h - 0,259 gh ) (1,0-1,35 • 10 -11 Dв Vob ),

где Vob - скорость судна, определяемая по частоте вращения винта, уз;
h - высота волны, м;
q - курсовой угол волнения, рад;
Dв - фактическое водоизмещение судна, т.

Угол сноса судна b имеет знак “плюс” при сносе судна вправо, “минус” - при сносе влево.

ПУт (ПУb ) =ИК ± b .

Суммарный снос судна определяется по формуле

С = a + b = ПУ - ИК.

При действии постоянных ветра и течения, имея серию точных обсерваций на прямом участке пути, проводят их графическое осреднение. Полученная прямая является линией пути ПУ. Путевая скорость определяется по кратчайшему расстоянию между начальной и конечной обсервациями и временем между ними. Зная путевую скорость и линию пути, а также ИК и скорость Vo6, можно определить вектор суммарного сноса.

Прокладка с учетом суммарного сноса. Соединяя точку, в которую должно выйти судно, с начальной точкой (место судна) получаем линию пути. Из начальной точки откладываем вектор суммарного сноса в выбранном масштабе, из конца вектора суммарного сноса раствором циркуля, равным Vов в том же масштабе, делаем засечку на линии пути. Соединяя конец вектора суммарного сноса в начальную точку.

При изменении ветра, течения, курса или скорости судна вектор суммарного сноса нужно определять заново.

2.2.2. Ветровые (дрейфовые) течения

При длительном воздействии ветра на поверхности моря возникают поверхностные течения.
Направление дрейфового течения в среднем отклоняется от направления вызвавшего его ветра до 45° вправо в северном полушарии и влево — в южном.
Скорость установившегося дрейфового течения составляет примерно 2% скорости вызвавшего его ветра в широтах между 30 и 60°.

Таблица 2.1. Соотношение силы ветра и скорости вызванного им

Сила ветра,
баллы

Скорость течения,
уз

Сила ветра,
баллы

Скорость течения,
уз

5

0,25—0,30

9

0,6—0,8

6

0,30—0,40

10

0,7—0,9

7

0,40—0,55

11

0,8—1,0

8

0,50—0,65

12

1,0-1,5

Проявление действия дрейфовых течений зависит от силы ветра, глубины и расстояния до берега.

Содержание

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom