Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

СПРАВОЧНАЯ КНИЖКА ШТУРМАНА

Навигация и лоция

2.4. ПЛАВАНИЕ НА МЕЛКОВОДЬЕ И В ПРИБРЕЖНЫХ ЗОНАХ

2.4.1. Навигационный запас глубины

Чтобы обеспечить безопасное плавание судна на мелководье, навигационный запас глубины под килем судна должен быть не менее 0,3 м при слабых и 0,4 м при плотных грунтах дна.
При этом необходимо учитывать, что осадка судна может увеличиваться (см. табл.2.2 и 2.3) под влиянием ветрового волнения, а также в зависимости от скорости судна (“проседание”) и при крене. Кроме того, осадка судна изменяется при изменении плотности воды.
В районах со стесненными условиями плавания скорость судна должна быть ограничена, иначе может образоваться “спутная волна”, влияющая на управляемость судна и его осадку.
Увеличение осадки судна кормой на ходу при глубине Н < 1,4 Т можно вычислить более точно по эмпирической формуле

Т к =kV 2 .

Таблица 2.2. Запас глубины на ветровое волнение, м

Длина судна, м

 

 

Высота ветровой волны, м

1

2

3

4

75

0,2

0,7

1,2

2,0

100

0,2

0,6

1,1

1,7

150

0,1

0,4

0,8

1,3

200

0,1

0,3

0,7

1,1

250

0,3

0,6

1,0

300

0,2

0,5

0,8

Таблица 2.3. Увеличение осадки судна (при L/B~6) в зависимости от скорости, м

Глубина

Скорость судна, уз

 

4

6

8

10

12

14

2 Т

0,1

0,2

0,4

0,7

1,1

1,6

 

1,25 Т

0,2

0,3

0,6

0,9

1,3

-

 

где Tk - увеличение осадки судна кормой, см;
k - коэффициент, зависящий от отношения L /B;
V - скорость судна, уз.

При L/B - 6; 7; 8; 9 значение k соответственно - 0,8; 0,62; 0,55; 0,48.
Допустимая в узкости скорость судна, при которой не образуется “спутная” волна (при Н/Т < 1,4; 6 < L/B < 9), зависит от глубины участка, например:

Глубина, м

3

5

7

8

10

2

16

20

30

Скорость судна, уз .

4,3

5,6

6,6

7,0

7,8

8,6

9,8

11,0

14,0

Увеличение осадки судна DT (в м) при крене можно также вычислить по приближенной формуле

D T = 0,008B Q ;

где В - ширина судна, м;
Q - крен судна, град.

Таблица 2.4. Увеличение осадки судна при крене, м

Крен. Град.

 

 

Ширина судна, м

 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1

0,09

0,10

0,11

0,11

0,12

0,13

0,14

0,15

0,16

0,16

0,17

0,18

0,19

0,20

0,21

2

0,17

0,19

0,21

0,22

0,24

0,26

0,28

0,29

0,31

0,33

0,35

0,36

0,36

0,40

0,41

3

0,26

0,28

0,31

0,33

0,36

0,39

0,41

0,44

0,47

0,49

0,51

0,54

0,56

0,59

0,62

4

0,33

0,37

0,41

0,44

0,48

0.51

0,54

0,59

0,61

0.64

0,68

0,72

0,75

0,78

0,82

5

0,39

0,43

0,51

0,55

0,59

0,64

0,67

0,71

0.76

0,80

0,85

0,89

0,93

0,97

1,02

6

0,50

0,55

0,61

0,65

0.70

0,76

0,80

0,86

0,91

0,95

1,01

1,06

1,10

1,16

1,21

7

0,58

0,64

0,70

0,75

0,82

0,88

0.93

0,99

1,05

1,11

1,17

1,22

1,28

1,34

1,40

8

0,66

0,73

0,80

0,86

0,92

1,00

1,06

1,12

1,19

1,25

1,32

1,39

1,45

1,52

1,59

9

0,73

0,81

0,89

0,96

1,03

1,11

1,18

1,26

1,33

1,40

1,48

1,59

1,62

1,70

1,78

10

0,81

0,89

0,98

1,06

1,15

1,23

1,30

1,38

1,48

1,55

1,64

1,72

1,79

1,87

1,96

При расчете таблицы были приняты следующие средние значения осадки и ширины судна: Т - 4; 5; 6; 7; 8 м , В - соответственно принималась 10-12; 13-15; 16-19; 20-21 и 22-24 м.

2.4.2. Плавание в прибрежной зоне

Плавание в прибрежной зоне сопряжено с опасностью аварии судов. Объясняется это следующим:

1) обычные методы промера (эхолот, лот) с между-галсовыми расстояниями в десятки и сотни метров в зависимости от масштаба карты не обеспечивают обнаружения точечных (небольших размеров) опасностей на дне (отдельные камни, части затонувших судов, массивы, якоря, сваи). Подавляющая же часть промера прибрежной зоны морей СССР и всех других государств мира выполнена эхолотами и лотами;
2) осадка современных крупнотоннажных судов и кораблей значительно (на метры) увеличивается в зависимости от крена (статического и динамического) и скорости (“проседание” корпуса, особенно при малом запасе глубины под килем).

Кроме того, под воздействием местных условий (сгонные явления, сейши и т. п.) действительные уровни моря могут оказаться значительно ниже предвычисленных (на десятки сантиметров, а в исключительных случаях и на метры).

Принимая во внимание сказанное выше, при выборе путей следования судов в прибрежных и мелководных зонах мореплаватели должны:
- учитывать возможное увеличение осадки судна;
- пользоваться картами самого крупного масштаба, откорректированными по последним извещениям мореплавателям;
- регулярно осуществлять и строго контролировать прием и использование срочной навигационной информации, не пренебрегая возможностью получения информации от мореплавателей, морских и портовых организаций следовать только по рекомендованным путям или по наиболее глубоководным частям проходов;
- выходить на большие глубины по возможности кратчайшим путем с целью обеспечить запас под килем 6—10 м;
- обязательно пользоваться эхолотом;
- при выборе пути, отличающегося от рекомендованного лоцией, проявлять осторожность и здравый смысл;
- определять место судна с необходимой для условий плавания частотой и наиболее точным способом.

Содержание

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom