НАВИГАЦИОННАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
5.1. ВИДЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для оценки гидрометеорологической обстановки и корректуры пути судна используются: информация, принимаемая по радио, результаты судовых наблюдении и измерений гидрометеорологических элементов. Радиостанции гидрометеорологических центров в очередных сообщениях передают:
прогнозы погоды на 12; 24 или 72 ч;
обзоры и прогнозы синоптического положения на сутки;
прогнозы погоды и волнения моря на сутки;
обзоры и прогнозы ледовой обстановки на 24 ч, по отдельным районам на 48 ч, а на район Канады на 5 сут.
Очередные сообщения предваряются словом "МЕТЕО".
Вне очереди передаются предупреждения об ураганах, штормах и особо опасных явлениях погоды. Такие предупреждения следуют после слов "УРАГАН", "ШТОРМ" или "ЛЕД" (на русском или английском языке).
Списки радиостанций, передающих гидрометеорологическую информацию, их режим и время работы приводятся в Расписаниях радиопередач гидрометеорологических сведений и навигационных извещений мореплавателям.
В большинстве случаев информация передается открытым текстом на английском и национальных языках и дублируется международным или отечественным метеорологическим кодом.
Факсимильные карты, передаваемые на суда, содержат:
приземный анализ погоды;
приземный прогноз погоды на период от 12 до 72 ч;
карты ожидаемых положений циклонов, антициклонов и фронтов;
прогноз на 24 и 48 ч и анализ поля волнения;
прогноз температуры воды на срок от 1 до 10 сут;
информацию о поверхностных океанических течениях;
информацию о ледовой обстановке.
Списки радиостанций, время и содержание передач факсимильных карт приводятся в Расписании факсимильных гидрометеорологических радиопередач.
Объем гидрометеорологических наблюдений и порядок их выполнения на судне определяются Наставлением гидрометеорологическим станциям и постам, вып. 9, часть III "Гидрометеорологические наблюдения, производимые штурманским составом на морских судах".
Госкомгидромет через свои прогностические органы для обеспечения перехода океанских судов, а также перегона и буксировок плавсредств и судов с ограниченной мореходностью передает рекомендации о наивыгоднейших и безопасных путях плавания. Передачу таких рекомендаций выполняют:
Гидрометцентр СССР (г. Москва) - по районам Мирового океана при переходах из европейских портов в порты Дальнего Востока;
Бюро погоды Черного и Азовского морей (г. Одесса) - по районам Атлантического и Индийского океанов (до 100° в.д.);
Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (г. Владивосток) - по районам Тихого и Индийского океанов (от 100° в.д.);
Мурманское бюро погоды - по районам Северной и Центральной Атлантики, Баренцева, Норвежского и Гренландского морей;
Ленинградское бюро погоды - по районам Северной и Центральной Атлантики;
Рижское бюро погоды - по северным и центральным районам Атлантики;
Петропавловск-Камчатское бюро погоды - по северной части Тихого океана и Берингову морю.
Капитаны судов направляют запросы на рекомендации соответственно в следующие адреса: Москва 715-море;
Мурманск-погода; Ленинград-погода; Одесса-погода;
Владивосток-погода; Петропавловск-Камчатский-погода;
Рига-погода.
Научно-исследовательские суда погоды дают рекомендации по запросу в адрес НИСП - название судна - капитану.
Сведения о передачах информации судами погоды помещаются в ИМ ГУНиО МО и ИМ ГС КЧФ.
Запросы на рекомендации для обеспечения переходов океанских судов направляются не позднее чем за 24 ч до выхода судна в море или до его подхода к исходной точке маршрута. При этом указываются: название судна и порт приписки; тип судна и скорость его на тихой воде с точностью до 0,1 уз; характер груза; плановое время рейса; название начального пункта или координаты исходной точки маршрута; дата и время выхода из начального пункта или прихода в исходную точку маршрута; название конечного пункта или координаты конечной точки маршрута; ограничения для безопасного плавания данного судна по ветру, высоте и направлению волны и т. д.
Прогностический орган, получив запрос, разрабатывает и передает на судно первую рекомендацию, в которой содержатся: краткий обзор гидрометеорологической обстановки в районе плавания; координаты наивыгоднейшего и безопасного пути на 3-5 сут вперед; прогноз ветра, волнения, видимости, обледенения и ледовой обстановки на первые и вторые сутки. В последующие дни в адрес судна передается прогноз погоды на два дня по маршруту, а за сутки до подхода к последней, ранее рекомендованной точке или немедленно (в случае резкого ухудшения гидрометеообстановки) уточненные координаты дальнейшего пути плавания.
Капитан судна, получив первую рекомендацию, подтверждает ее принятие и в течение перехода сообщает в прогностический орган открытым текстом за сроки 00 и 12 ч гринвичского времени координаты, курс судна в градусах, фактическую скорость судна с точностью 0,1 уз, максимальный крен при качке, ветер (направление в градусах, скорость в м/с); элементы ветровых волн и зыби, видимость, ледовые условия. Если на судне действует гидрометеостанция, то в конце сводок открытым текстом сообщают только курс и скорость судна, максимальный крен при качке.
При отклонении судна от рекомендованного маршрута капитан сообщает в прогностический орган о причине отклонения и о необходимости дальнейшего обслуживания, продолжая давать указанную выше информацию.
По окончании перехода капитан сообщает в прогностический орган дату и время прихода в пункт назначения и дает оценку качества рекомендаций.