Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

М. В. Ломоносов. Труды по географии.

Краткое описание Михаилом Ломоносовым разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию.

Михаил Васильевич Ломоносов (8.11.1711г. - 4.04.1765г.) - замечательный русский ученый, поэт и просвети­тель оказал большое влияние на развитие русской географической науки. С 1757г. он возглавлял Географический департамент Академии наук, который играл в те годы руководящую роль в картографическом изучении России.

М. В. Ломоносов считал, что решающим фактором подъема российской, и особенно сибирской, экономики является установление прочных экономических связей между Россией и Сибирью, а через нее с Китаем, другими восточными странами и Америкой. По мысли Ломоносова эта задача могла быть решена освоением Северного морского пути от европейских берегов до Тихого океана, от Архангельска до Камчатки. Восточный край, обретенный «неутомимыми трудами нашего народа», должен влить новые силы в страну и «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

В числе замечательных сочинений М. В. Ломоносова - «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию».

В первой главе этого обстоятельного сочинения дан обзор экспедиций, предпринятых, главным образом, англичанами для открытия северо-западного прохода вдоль северных берегов Америки (Дэвис, Гудзон, Баффин и др.). Делается вывод о том, что северо-западный проход «хотя и есть, да тесен, труден, бесполезен и весьма опасен», что впоследствии подтвердилось. Во второй главе рассказывается «о поисках морского проходу... в северо-восточной стороне Сибирским океаном». Ломоносов говорит о голландских экспедициях XVI в., о путешествиях русских людей в VII—XVIII вв. (Дежнев, Лаптев, Челюскин), об экспедиции Беринга. Вывод состоит в том, что проход Сибирским океаном возможен и Америка должна находиться недалеко от Чукотского мыса к востоку от Камчатки и что во всех этих местах есть «жители». В третьей главе говорится «о возможности мореплавания Сибирским океаном», доказывается «натуральными обстоятельствами». Вывод Ломоносова был тот, что в летние месяцы Сибирский океан в 500—700 верстах от берега должен быть свободен от таких льдов, которые бы «препятствовали корабельному ходу», и что самый лучший проход «упователен мимо восточно-северного конца Новой Земли к Чукотскому носу», по дуге большого земного круга. Но возможен проход и между Гренландией и Шпицбергеном, где должно быть меньше льдов, чем около сибирского берега. Четвертая глава дает обстоятельную инструкцию о снаряжении судна, подборе людей, запасов и инструментов. Пятая - посвящена самому предприятию северного мореплавания.

«Краткое описание» было составлено Ломоносовым в сентябре 1763 г., а в марте 1764 г., получив дополнительные сведения от шпицбергенских и новоземельских промышленников, он составил прибавление, рекомендуя начать поиск северо-восточного пути не с Новой Земли, а с западного берега Шпицбергена, обратно же удобнее плыть мимо Новой Земли.

Грандиозные планы великого помора не осуществились. Посланная уже после смерти Ломоносова экспедиция для прохода Северным океаном на Камчатку под командованием В. Я. Чичагова в навигацию 1765/66 г. не смогла преодолеть встретившиеся льды и была вынуждена возвратиться в Архангельск. М. В. Ломоносов был велик во всех проявлениях своей творческой мысли. Значителен его вклад и в дело русской географической науки. Однако уровень развития тогдашней науки и техники не мог дать другого результата.

Последующий 100-летний период «затишья» не прошел бесследно в области накопления и развития географических представлений о Севере. Опыт предыдущих мореплавателей с успехом использовали такие русские исследователи арктических морей, как А. П. Лазарев (1819 г.), Ф. П. Литке (1820 - 1824 гг.) и многие другие. В 1878 - 1879 гг. Норденшельд доказал возможность плавания северными берегами Сибири из Европы в Тихий океан. А правильная навигация по этому пути была осуществлена после знаменитого плавания «Сибирякова» в 1932 г. Необходимость такого пути предвидел М. В. Ломоносов.

О самом предприятии северного мореплавания и о утверждении и умножении российского могущества на востоке.

Важного сего мореплавания предприятие учинено быть может двояким образом: для изыскания всего пути вдруг или по частям в разные походы. Первое славнее, второе безопаснее, однако и в первом может вдруг споспешество­вать счастие и во втором для разных обстоятельств разделенного времени подвергнуть противностям. Итак, уповаю, что лучше в первый поход простираться в пути к концу по самой возможности, со всею осторожностию.

Для сего дать главному командиру обстоятельную инструкцию, которая чтобы была сочинена основательно, надлежит для того прежде учредить комиссию из членов, знающих мореплавание по теории и практике, а особливо из них, которые в описании северных берегов сами употреблены были.

В оной инструкции, по моему мнению, предписать должно:

1) способы к открытию пути,

2) предосторожности,

3) посторонние пользы,

4) ободрение и содержание людей в повиновении.

Способы, в искании полезные, нахожу следующие:

1) приливы и отливы или течение моря показывают в тех румбах ход, по которым оно движется;

2) когда воды, то есть приливы и отливы течение вод переменят, показывают в той стороне берег, от которой отвращаются;

3) чем воды несходнее с течением луны, тем земля и островы ближе; напротив того, чем больше с нею сходствуют, тем больше пространство моря показывается;

4) разная соленость воды показывает прибавляясь отдаление от берегов и льдов, убывая - к ним приближение; внезапно чувствительная воды пресность значит в близости великой реки устья;

5) приращение стужи - близкие льды, приращение теплоты - близкие береги, постоянная вода пространство моря покажет. Но все сие должно рассуждать осторожно по ветру, с которой стороны веет; на восточный и западный в сем случае больше положиться можно. Откуду валы идут велики и пологи, там великое и глубокое и от льдов чистое море; здесь должно рассудить и о старых великих валах, кои новым противным или поперечным долго не уступают. Когда ж с которой стороны сильный ветр сутки тянет, а не подымет большого валу, в той должно быть близкому берегу или льду стоячему;

6) чем море глубже, тем берег далее, выключая банки и корги песчаные;

7) разные животные и птицы могут служить вестниками или в пути показательми; например, когда покажется рыба или птица, при камчатских берегах или около Чукотского носу обыкновенная, а в Северном океане редкая или и неизвестная, знаком служить будет близости к Чукотскому носу; для сего полезно будет профессора Крашенникова Описание Камчатки.

Для союзного вышепомянутых судов собрания должно назначить места, к чему служить может:

1) западный мыс Новыя Земли, где на карте показан Черный остров;

2) восточный конец Новыя Земли, названный мыс Надежды, на котором в пристойном месте завести магазин со всякими припасами, с которыми за вышеписанными судами отправить одно или два судна ластовых.

В продолжение плавания вдаль главному судну итти середнею дорогою по предписанные румбам или как натура и обстоятельства покажут; прочие два судна должны ходить по сторонам для осмотру льдов и берегов, только ж больше четырех миль от него не отлучаться. ...Когда прямо перед собою или в сторонах льды или землю усмотрят, то, учинив совет, ходить подле оных, разделясь на уреченное время, для усмотрения проходу, причем на льды высылать торосовщиков в мелких судах для осмотрения ширины льдов и не приткнулись ли они где к берегу.

Когда найдется остров, матерая земля или хотя стоячий лед, то, вышед с астрономическими инструментами, чинить на твердом месте астрономические наблюдения для изыскания точной широты и долготы места, дабы поправить весь путь своего бывшего плавания.

Предосторожности следующие за нужные почитаю:

1) когда легкие суда на обеих сторонах ходячий лед приметят, то небезопасно будет, чтобы оные не сошлись вместе и всех судов в себе не заключали; для того должно уступить назад или по крайней мере на время остаться главному судну; прочие легкие могут осмотреть их концы, одно задние, а другое передние, которые ежели недалеко простерлись или отстоят один от другого тем далее, чем восточнее, то в плавании простираться далее и тем смелее, когда с одной стороны земля близко, а особливо середи лета. На берегах и на стоячих льдах ставить маяки с подписью времени, долготы и широты и куда от них кто пошел и которым румбом. На местах, где море неглубоко, в нужных случаях ставить на якорях буи с вехами и с такими ж надписьми, написанными смолою или на доске вырезанными.

На неизвестные береги, на которых жителей чаять можно, выходить немалолюдно, всем вооруженным, с крайнею осторожностию, ибо весьма жалостные примеры не токмо в чужих путешествиях в незнаемые земли, но и в собственных имеем.

Ежели которому судну приключится крайнее несчастие от штурма или от другой какой причины (от чего, боже сохрани), тогда, видя неизбежную погибель, бросать в море журналы, закупорив в бочках, дабы хотя, может быть, некогда по случаю оные сыскать кому приключилось. Бочки на то иметь готовые с железными обручами, законопаченные и засмоленные.

Посторонние пользы суть следующие:

1) ежели бог велит благополучно пройти нос Чукотский и войти в Камчат­ское море, тогда отпускать в левую руку на восток до 100 и 200 верст легкие суда для осмотру берегов или островов северо-западной Америки;

2) везде примечать разных промыслов рыбных и звериных и мест, где б ставить можно магазины и зимовья для пользы будущего мореплавания;

3) чинить физические опыты, мною впредь показаны быть имеющие, которые не токмо для истолковация натуры ученому свету надобны и нам чрез искание их славны будут, но и в самом сем мореплавании служить впредь могут. Плиний пишет: Бесчисленное множество по всем открытым морям и к страннолюбивым берегам плавает, но токмо для прибытков, не ради науки, и мысль ослепленная и только лакомству внимающая не рассуждает, что само мореплавание чрез оную безопаснее быть может.

Для ободрения и содержания людей в повиновении следующее в инструкции изобразить за нужное признаваю:

1) главному командиру дать над подчиненными, а особливо над нижними чинами власть живота и смерти по Морскому уставу, без всякого изъятия и умедления, учиня кригсрехт, и во всем наблюдать Морской устав точно;

2) в опасные места посылать преступников, которые заслужили наказание, вместо смерти;

3) напротив того, когда сие путешествие благополучно и по желанию окончится, обещать всем обер- и унтер-офицерам произвождение через два ранга, главному командиру флагманство и, по рассмотрению его ревности, кавалерию или деревни;

4) матрозам и другим всем нижним чинам тройное жалованье как в сем пути, так и по желаемом совершении оного, до смерти;

5) кто покажет чрезвычайную услугу, того наградить сверх того особливо;

6) кто в сем путешествии от тяжких трудов, от несчастия или от болезни, в морском пути бывающей, умрет, того жене и детям давать умершего прежнее рядовое жалованье, ей до замужья или до смерти, а им до возраста;

7) понеже в таковых предприятиях берет и счастие свою долю, того ради и для оного что-нибудь определить должно, и хотя оно не всем случиться может, однако все его чаят. Итак, по примеру искателей Америки обещать тому особливое награждение, или какие другие доходы, кто первый увидит Чукотский нос или берег близ проходу в Камчатское море.

Когда по щедрому божескому промыслу и по счастию всемилостивейшия самодержицы нашея желаемый путь по Северному океану на восток откроется, тогда свободно будет укрепить и распространить российское могущество на востоке, совокупляя с морским ходом сухой путь по Сибире на берега Тихого океана.

Кроме Камчатки, по восточному берегу Охотского залива можно будет изыскать удобные места к заведению нового поселения, где, кроме многих небольших рек, может способствовать река Уда, которая, будучи не меньше реки Рейна (как то по карте явствует) и имея устья около 58 градуса ширины, удовольствует переведенцев хлебом, скотом и рыбою, корабельным строением, лесом, пенькою и смолою и, чаятельно, железом, ибо оного руд редкие места не имеют.

Для населения тамошних мест (которые по обстоятельствам кажутся быть плодоносны и здоровы) и для строения города на устьях реки Уды бессомненно пойдут многие охотники, ежели им обещаны будут отменные привилегии и вольности, а особливо в купечестве между собою и с соседними народами. Кроме сих, по примеру Франции, ежегодно отправлять туда людей обоего пола, которые здесь в России напрасно шатаются или за преступления сосланы быть должны. Новое место и новые обстоятельства обычай их переменят, и нужда хлеба искать научит беспорочными трудами. Пример тому - большая часть сибирских жителей.

Но о всем сем добрые успехи предложенного предприятия пространнее рассуждать и пристойным образом располагать научат. Ныне краткое мое и по возможности сил сочиненное мнение и больше усердием к отечеству, нежели знанием наполненное, ожидает снисходительного принятия.

При сем еще присовокупить должно, что когда поход рассуждено будет предприять рано в вешних месяцах, то должно оным судам зимовать в Килдине или в Катерингаване, затем что там выход много ранее свободен бывает, нежели от города Архангельского, и путь ближе и прямее, который должно держать к востоку.

На льды высылать торосовщиков в мелких судах с малыми компасами искать полых мест, где пройти можно туман пускать ракеты со шлагами и с черным дымом как для отпущенных торосовщиков, так и для легких отдаленных судов. Выход на берег оказывать зажжением огня. Примеченные земли описывать сколько возможно в краткое время, а особливо срисовывать их проспекты издали, а где случиться быть близко, примечать удобных мест для постройки зимовий, подобных как на Новой Земле. Прежде отъезду в предприятий путь при новоземельском зимовье, на высоком месте поставить каменный маяк и в нем на долгом шесте или маштовом дереве поставить вели­кий флаг темного цвету, чтобы далече, смотря в подзорную трубку, усмотреть можно было.

Для ободрения и утешения северных мореплавателей можно по крайней вероятности объявить, что ежели дойдут до северных американских берегов, против Лены и Ковымы за океаном лежащих, к Чукотскому носу склоняющихся, то найдут там довольно жителей. Пример сему обитаемые места под теми же повышениями полюса: в Сибире самоядцы, чукчи, юкагары; в Америке гренландцы, баффинцы и народы, живущие против Чукотского носу.

Заключение

Еще остается мне отвратить мнения, противные сему славному и полезному предприятию:

  • нерадостные примеры неудачных прежде бывших походов,
  • великие убытки,
  • трата людям,
  • тщетная работа, коею впредь могут больше пользоваться другие народы, хотя бы и удача вос­последовала.

На первое ответствую, что неудачные предприятия произошли:

1) от неясного понятия предприемлемого дела, что не имели не токмо наши, но и англичане и голландцы довольного знания натуры, ниже ясного воображения предлежащей дороги;

2) что приуготовления были беспорядочны, следовательно, и сами предприятия неудачны и бедственны;

3) особливо же представим о наших прежних предприятиях, что промышленники ходили порознь, одинакие, не думали про многолюдные компании, без которых всякие предприятия слабы. Суда употреблялись шитые ремними, снасти ременные, парусы кожаные. Каковы сии орудия против мокроты и стужи? Сверх сего был ли кто хотя человек грамотный, не токмо знающий мореплавание?

Отправленные потом флота офицеры тем, во-первых, совершенного не принесли удовольствия, что Чукотского носу не достигли; да и статься тому трудно, что не тою отправлены были дорогою... Сверх же того, повидимому, не все как надлежит усердствовали, затем что жен своих в столь трудный поход брали. Между тем принесли много пользы, изведав и описав почти все берега сибирские, чего бы нам без их походов знать было невозможно, и сверх того подали пример, что впред с лучшим основанием и распорядком может воспоследовать желаемого исполнение.

Но положим, что того никогда не учинится, однако несомненно найдутся чрез то места, к разным рыбным и звериным промыслам удобные, каковы найдены западными мореплавательми в Гудсонском и Дависовом заливе. Скажет кто, что ход для промыслов далек будет, - ответствую примером агличан, что их рыбные и звериные промыслы в Гудсонском заливе не ближе от Лондона, как Чукотский нос от Архангельского города, и путь их лежит ледистыми и опасными морями.

Что ж надлежит до убытков, то они не токмо казне, но и купцам достаточным сносны будут, особливо когда соединятся компанией к сему прибыточному поиску. По моему мнению, за двадцать тысяч рублев можно отправить достаточный поход на первый случай.

Жаление о людях много чувствительнее, нежели о иждивении, однако поставим в сравнение пользу и славу отечества. Для приобретения малого лоскута земли или для одного только честолюбия посылают на смерть многие тысячи народа, целые армеи, то здесь ли должно жалеть около ста человек, где приобрести можно целые земли в других частях света для расширения мореплавания, купечества, могущества, для государственной и государской славы, для показания морских российских героев всему свету и для большего просвещения всего человеческого роду. Если же толикая слава сердец наших не движет, то подвигнуть должно нарекание от всей Европы, что, имея Сибирского океана оба концы и целый берег в своей власти, не боясь никакого препятствия в поисках от неприятеля и положив на то уже знатные иждивения с добрыми успехами, остав­ляем все втуне, не пользуемся божеским благословением, которое лежит в глазах и в руках наших тщетно; и содержа флоты на великом иждивении, всему государству чувствительном, не употребляем в пользу, ниже во время мира оставляем корабли и снаряд в жертву тлению и людей, к трудам определенных, предаем унынию, ослаблению и забвению их искусства и должности.

Последнее из противных мнений, чтобы сие открытие не досталось в чужие руки, обращается в ничто следующими:

1) помянутое мореплавание к нам ближе, нежели к прочим европейским державам,

2) россиянам тамошний климат сноснее,

3) что на нужных и тесных местах по­строятся зимовья с предосторожностьми для наших людей, коими чужестранные пользоваться не могут,

4) на Камчатке, или около устьев реки Уды, или на островах Курильских, где климат как во Франции, можно завесть поселения, хороший флот с немалым количеством военных людей, россиян и сибирских подданных языческих народов, против коей силы не могут прочие европейские державы поставить войска ни севером, ни югом, но хотя б и учинили, однако придут утомленные на крепких, с привозными гнилыми припасами на снабденных жителей свежими домашними, безнадежные ближнего от своих споможения на места, где вспоможение нам неистощимо. Таким образом, путь и надежда чужим пресечется, российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom