Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Библиотека штурмана

М. В. Ломоносов. Труды по географии.

О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном

Приуготовляясь к сему важному предприятию, должно рассуждать четыре главные вещи особливо:

1) суда,

2) людей,

3) запас,

4) инструменты.

В судах требуется, чтобы они были невелики, легки, крепки, поворотливы, притом не совсем новы, для тогочтобы оных в ходу удобность и свойства несколько искус­ством издведаны были, что в одно лето освидетельствовано быть может; и для того можно к сему выбрать и купить из готовых купецких и промышленных судов у Архангельского порта. Такие суда кажутся потому быть довольны, что артиллерийский снаряд в сем предприятии не нужен, кроме сигнальных небольших пушек.

Главных судов число больше трех не нужно: одно больше двух прочих для главной команды, да два легче и меньше для рассылки с главного пути в стороны для наблюдения земель, льдов и других обстоятельств. Суда обшить должно досками против льдов, как обороняются в Индии от червей.

Кроме ботов и шлюпок, на каждом судне должно быть по два или по три торосовых карбасков, какие на Белом море при ловле тюленей промышленники употребляют и на них далече от берегов по льду и по воде ходят, затем что для легкости волочить их весьма удобно. Для запасу и для укромности можно заготовленные к тому доски положить в интрюме и в случае нужды, ежели другие потеряются, новые вскоре сшить и употреблять способно будет.

Правление сего мореплавания поручить офицеру от флота искусному, бывалому, особливо в Северном море, у которого есть осторожная смелость и благородное честолюбие. Ему подчинить по пропорции всей команды офицеров и унтер-офицеров, а особливо штурманов, также и гардемаринов, из которых было бы на всяком судне по два или по три человека, знающих брать астрономические наблюдения для длины и ширины, в чем их свидетельствовать в Морском кадетском корпусе и в Академии Наук.

Сверх надлежащего числа матрозов и солдат, взять на каждое судно около десяти человек лучших торосовщиков из города Архангельского, с Мезени и из других мест поморских, которые для ловли тюленей на торос ходят, употребляя помянутые торосовые карбаски или лодки по воде греблею, а по льду тягою, а особливо которые бывали в зимовьях и в заносах и привыкли терпеть стужу и нужду. Притом и таких иметь, которые мастера ходить на лыжах, бывали на Новой Земле и лавливали зимою белых медведей. Наконец, взять два или три человека знающих языки тех народов, которые живут по восточно-северным берегам сибирским, а особливо умеющих язык чукотский. Присем всем усмотреть сколько можно, чтобы выбирать людей, которые вы мало причины имели назад оглядываться и попечение иметь об оставшихся домашних. Хотя всего путешествия успехов ожидать должно от людей бывалых, знающих мореплавание, мужественных, терпеливых и в своем предприятии непоколебимых, однако и бессловесные животные в том помочь дать могут, что примерами доказать можно. Между прочими следующий при­мечания достоин. Некто морской разбойник, родом норве-жанин, именем Флокко, желая сыскать Исландию, пустился от Аркадских островов в море. При отъезде взял три воро­на, и когда он в знатном расстоянии отшел от берегу, то пустил одного на волю, который тотчас полетел к Аркад­ским островам обратно и тем показал, что они еще от оных не так далече, как казалось. Продолжив несколько времени свое плавание пустил на волю другого, который, полетав кругом немало времени, к судну возвратился, затем что кроме оного не нашел к успокоению места; по нескольком времени выпуском третьего ворона был счастливее, затем что он увидел Исландию, полетел прямо к оной и дал повод себе последовать и открыть землю, для которой Флокко в море пустился. По сему примеру не почитаю излишним делом, чтобы взять на всякое главное судно по нескольку птиц хищных, которые к плаванию на воде неспособны, а к подобному опыту служить могут и близость льдов показывать.Что до запасу надлежит, о том пространно не представляю, затем что морские люди довольно ведают, что им на такой путь надобно; три только вещи упоминаю:

1) чтобы иметь с собою сети, уды, ярусы, рогатины для ловления рыб и зверей, которые сами в пищу, а жир в нужном случае место свеч и дров служить могут;

2) чтобы запастись противоцинготными лекарствами: сосновою водкою, сосновыми шишками, шагрою, морошкою и прочими сверх того из аптеки;

3) чтобы запасу было по малой мере на три года и чем больше, тем лучше.

Инструменты требуются:

1. для наблюдений астрономических, к познанию долготы и широты служащих,

2. Для исследования долготы и широты в море без помощи астрономических наблюдений,

3. для других действ в плавании по неизвестным морям нужных.

Для определения долготы и широты на море в ясную и в мрачную погоду показаны способы в изданном мною Рассуждении о точнейшем пути на море; однако еще лучше имею, после того изобретенные, особливо для северного мореплавания, которые могу объявить, когда оное действительно предприять за благо рассуждено будет.

Для показания времени всего способнее и вернее иметь на каждом судне по нескольку часов карманных с секундами, чрез довольное время в исправности испытанных, которые содержать должно в равном градусе теплоты, сколько можно; удобнее всех место им в интрюме, о середине корабля, где от морской воды градус теплоты постояннее и движение корабля всех меньше. Для удобного содержания и вынимания к наблюдениям должно сделать особливый, пристойный к тому ящик.

Для общего показания пути должно дать на каждое судно по карте, вновь сочиненной по самым лучшим известиям, которая должна иметь в центре полюс.

Вода морская тем солонее, чем далее от берегов, чем ближе, тем свежее, а особливо где втекают в море немалые реки. Для исследования разной солоности воды морской надлежит иметь ареометр, каковые употребляются при солеварнях для проб рассольных.

Плавающим по Ледовитому морю приключается, что за­пирают их окружившие льды: как сперва малая льдина ход затворит и пока оную отводить стараются, между тем другие больше и больше поспевают и выход совсем пресекают. Для скорейшего и сильнейшего разбивания льда, уповаю я, что весьма служить будет порох таким образом, как рассекаются в рудокопных ямах каменные горы. Того ради должно на всяком судне иметь буравы, подобные горным, чем бы лед просверливать. Сия работа весьма бу­дет происходить скоро, ежели буравы употребятся к тому горячие или и раскаленные (для всегдашней готовности должны они всегда лежать на очаге острыми концами к огню), а в проверченные на льду диры всунуты будут готовые к тому патроны с фитилями, охраненные от мокроты смолою.

Выше сего первый возможный ход представлен около Северо-восточного мысу Новыя Земли; для того должно употребить следующую предосторожность ради безопасности и прибежища северных мореплавателей. Около оного мысу, близ восточного повороту, в удобной пристани, где пресною водою нескудно, построить должно зимовье из несколько изб с надлежащими хлебными печами, окончинами и ставнями, с сеньми и с двором и оные обшить досками; при том амбар для содержания провианта и других потребностей, также и баню, коя для наших людей весьма здорова, которое отвезти туда сзаранья на передовых судах. Также удовольствовать всяким провиантом на два года, кроме того, который пошлется на судах в предприемлемую дорогу. Таковое предуготовление несравненно лучше будет, нежели бедное зимованье голландцев... И как они могли вытерпеть всякие неудобности и недостатки, то наши северные люди в лучших несравненно обстоятельствах легко зимовать могут.

Иеромонахом и был назначен настоятелем Успенского монастыря на Камчатке. Однако в Москве вспомнили дело об участии Козыревского в убийстве камчатских приказчиков в 1711 г. Дело Козыревского было передано по инстанциям, его лишили сана, заключили в тюрьму. По настоянию Козыревского запросили подлинные материалы о нем из Нижне-Камчатска, Якутска и Тобольска. Через три года материалы подтвердили показания Козыревского о его косвенном участии в деле, но его уже не было в живых. Так, в 1734 г. в царской тюрьме умер выдающийся русский мореход, географ-исследователь Иван (Игнатий) Петрович Козыревский.

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom