Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы флота России

Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

К середине ХIХ в. в связи с переходом от парусного к паровому флоту, усложнением технических средств навигации, которыми оснащались корабли, углублялась специализация в различных видах деятельности на флоте. Это нашло отражение в Морском Уставе издания 1853 г., который состоял из 518 статей (из них 240 было взято из Устава Петра I 1720 г.). Этот Устав переиздавался 6 раз и просуществовал до 1917 г. С вводом его в действие произошли значительные изменения в организации штурманской службы. В нем было определено, что при главнокомандующем должен находиться штаб, возглавляемый начальником штаба флота, постоянно, а не только на период компании при выходе флота в море, как было раньше. Но штабы к младшим флагманам, по-прежнему, назначались только в особых случаях. В этот период флот делился на три дивизии, а каждая дивизия - на три бригады, имевшие по три корабля каждая. В дивизиях и бригадах впервые предусматривалась должность старшего штурманского офицера, а в штабе при главнокомандующем появилась должность начальника штурманов. Таким образом, в нашем понимании, на флоте, на его объединениях и соединениях были впервые введены должности флагманских штурманов на постоянной основе, а не временные (только на выход в море), как было предусмотрено Уставом Военного флота 1797 г. (профессор астрономии и навигации), и не береговые, как в Уставе Петра Великого 1720 г. (капитан над штурманами).

В 1861 г. по проекту высококлассного штурмана И.П. Белавенца был введен в эксплуатацию девиационный полигон в Кронштадте. Впервые в России вводятся периодические представления результатов гидрографических исследований, изданных книг и карт руководству Морского ведомства и государю. Впервые Мастерская мореходных инструментов представила свои приборы на выставку мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге: осветительный прибор для главных компасов, шлюпочный компас с жидкостью, морской барометр.

В 1864 г. была учреждена организованная И.П. Белавенцем первая в России и вторая в мире после Англии компасная обсерватория в Кронштадте для изучения влияния судового магнетизма на компасы броненосных кораблей, а также для проверок и обследования астрономических, физических, мореходных инструментов, определения девиации, установки и проверки компасов на судах. С образованием обсерватории и началом деятельности в ней двух выдающихся ученых И.П. Белавенца и И.П. Колонга научные исследования и практические работы по магнитным компасам в России значительно продвинулись вперед и вышли на мировой уровень.

В 60-х годах штурманы кораблей осваивают и отрабатывают плавание в Финских шхерах по створам с основной целью - осуществить возможность плавания военных кораблей в шхерах без лоцманов и при отсутствии навигационного ограждения. Издаются "Руководство для плавания по Финскому заливу" и "Руководство для плавания в Моонзунде и Рижском заливе" - автор генерал-майор КФШ А.И. Борисов.

Свое современное название должность начальника штурманов – флагманский штурман – получила в 1869 г. в последующей редакции Морского устава. В этом документе обязанности флагманского штурмана были изложены в главе 4 отдела 4. Они являлись логическим развитием обязанностей профессора астрономии и навигации, не изменялись до 1917 г. и практически полностью вошли в современные обязанности флагманского штурмана, изложенные в Правилах организации штурманской службы кораблей ВМФ России.

Флагманский штурман (по Морскому Уставу редакции 1869 г.) назначался из чинов Корпуса флотских штурманов или флотских офицеров (с 1885 г.). Он заведовал штурманской частью на кораблях соединения и должен был наблюдать, чтобы все корабли были снабжены в полном количестве проверенными инструментами "для путесчисления", а также навигационными таблицами, собранием карт и планов, лоциями тех морей, где флоту надлежит плавать. При отправлении кораблей соединения в заграничное плавание он был обязан собирать все возможные сведения о гидрографии тех мест, где они должны будут находиться.

Во время компании флагманский штурман должен был находиться на флагманском корабле и постоянно наблюдать за правильностью "путесчисления", а также астрономических и других наблюдений, выполняемых на кораблях штурманскими чинами. При любой возможности, когда это было необходимо, он был обязан лично определять место корабля и поправку компаса. Когда корабли были на ходу, то флагманский штурман должен был постоянно заботиться о безопасности кораблей от посадки на мель. Если он полагал, что курс флота, или его отдельных кораблей, ведет к опасности или может быть с выгодой изменен, то был обязан немедленно доложить об этом флагману (главнокомандующему) и начальнику его штаба.

С разрешения вышестоящего командования он должен был осматривать корабли соединения для "удостоверения в исправности предметов по штурманской части". Заметив какую-либо неисправность в этом отношении, он был обязан уведомить о том командира корабля и немедленно доложить своему начальнику штаба.

По окончании компании флагманский штурман получал от штурманский офицеров соединения собранные ими сведения о тех местах, где они находились, и представлял их со своими замечаниями начальнику штаба.

В главе 7 Морского Устава (1869 г.) изложены обязанности чинов Корпуса флотских штурманов (в дальнейших редакциях Устава, начиная с 1885 г. – обязанности штурманских офицеров). Старший штурман был непосредственным помощником командира корабля по кораблевождению - "путесчислению" корабля. Он отвечал за верность всех данных по этим вопросам представляемых командиру. Он был обязан предупреждать командира о любой опасности, находящейся на пути корабля и вблизи него. Штурмана были обязаны следить за техническими средствами, проверять лаглини и лотлини, при всяком удобном случае определять состояние и ход хронометров, а также проверять исправность всех инструментов, определять девиацию главного компаса при выходе на рейд и сравнивать с ним показания всех имевшихся на корабле компасов. По окончании каждой вахты штурмана, сделав счисление, прокладывали место корабля на карте. При плавании корабля вблизи берега или в узкости его место должно было определяться как можно чаще по пеленгам и углам на береговые ориентиры. Штурмана были обязаны использовать каждый удобный случай для определения места корабля и поправки компаса посредством астрономических наблюдений. Во всех случаях, требующих немедленных действий для избежания опасности, находящейся на пути корабля или вблизи его, старший и вахтенный штурманы обязаны были предупредить об этом вахтенного начальника (вахтенного офицера).

В Уставе были определены обязанности штурманов по обучению личного состава, т.е. появилась специальная подготовка в штурманских частях кораблей. Они должны были заботиться о том, чтобы рулевые твердо знали компас, достигали совершенства в бросании лота.

Организация несения вахты штурманскими офицерами во многом напоминала современную. Командир корабля расписывал время несения вахты каждым штурманом в зависимости от их числа, за исключением старшего штурмана, если на корабле находилось кроме него не менее 2-х штурманов. При выходе на рейд штурманские офицеры начинали нести вахтенную службу и ведение вахтенного журнала, т.е. нести специальную вахту. Вахтенные штурманы были обязаны сохранять предписанный курс, не имели права без приказания вахтенного начальника его изменять. Они должны были наблюдать за деятельностью рулевых. Штурманы определяли 1 раз в час (в последующих редакциях Устава, 1 раз в полчаса и чаще) скорость корабля по лагу, докладывая ее значение каждый раз вахтенному начальнику (вахтенному офицеру).

Штурманские кондукторы (ранее именовались подштурманами или штурманскими помощниками) находились в подчинении старшего из штурманов, и, смотря по числу последних, чередовались с ними при несении специальной вахты, исполняя все предписания штурманов.

Организация Корпуса флотских штурманов привела к тому, что флотские офицеры все меньше стали заниматься штурманским делом, ухудшилась штурманская подготовка командного состава кораблей. Поэтому руководство флота, начиная с 1863 г., планировало назначать флотских офицеров на должности чинов Корпуса флотских штурманов и начало проводить подготовку к этому и, прежде всего в учебных заведениях флота. Попытка слить "линейную" и "специальную" службы встречала трудности из-за не готовности флотских офицеров возглавить штурманские части кораблей, поэтому реформа откладывалась. В Морском кадетском корпусе (со 2 июня 1867 г. он был переименован в Морское училище) было усилено преподавание астрономии, навигации и лоции. Младших флотских офицеров стали назначать на суда младшими штурманами.

12 июля 1885 г. были утверждены "Правила об упразднении корпусов флотских штурманов…". В них было определено, что на всех 210 штурманских должностях, имевшихся в составе морского ведомства (в походных штабах и на судах), офицеры Корпуса флотских штурманов по мере возможности будут замещаться флотскими офицерами. Для того чтобы этот процесс проходил быстрей, предусматривалось: понижение предельного возраста службы обер-офицерами, сокращение срока выслуги полного оклада пенсии до 30 лет для более раннего выхода на пенсию офицеров Корпуса флотских штурманов. Был упрощен механизм перехода молодых офицеров из Корпуса флотских штурманов во флотские офицеры. С упразднением Корпуса флотских штурманов штурманская служба флота окончательно вышла из подчинения Гидрографического департамента (Главного гидрографического управления).

Однако, нельзя не отметить, что с 1885 г. после реорганизации наши коллеги гидрографы продолжают развиваться, решая общую со штурманами задачу. На Главное гидрографическое управление возлагалось в качестве основной задачи обеспечение безопасности плавания кораблей и судов. И очень важно, что при обсуждении вопросов подготовки офицеров часто встречалась фраза: "Главное, что ценится в морском офицере - это знание штурманского дела и гидрографии".

В остальном организационно-кадровые мероприятия не повлияли на существовавшую тогда организацию штурманской службы. Должности флагманских и корабельных штурманов постепенно занимали подготовленные флотские офицеры. Этот процесс затянулся на длительный срок и только в 1912 г. оставшиеся офицеры Корпуса флотских штурманов были включены во вновь сформированный Корпус гидрографов.

С 1896 г. Главное гидрографическое управление, внимательно отслеживая развитие событий на Дальнем Востоке, запросило Главный морской штаб о количестве карт, которые могли потребоваться в случае войны. Благодаря своевременно начатой работе гидрографы и штурманы подготовили к переходу на Восток почти все корабли Балтийского флота. Примечательно, что корабли эскадр были обеспечены магнитными компасами, секстанами и морскими часами отечественного производства, а хронометры и оптические приборы приобретены за рубежом. Предпоходовой подготовкой штурманов и их работой в походе руководили флагманские штурманы В.И. Филипповский и А.И. Осипов . Под их руководством штурманы обеспечили безаварийный переход кораблей вокруг Африки, а также через Средиземное море и Суэцкий канал на Дальний Восток. К сожалению, эта их заслуга осталась в тени, а в историю они вошли как осужденные за сдачу в плен японцам в Цусимском бою.

В редакции Морского Устава 1899 г. впервые предусматривалась постоянная должность Командующего флотом, а не на период компании, как было раньше.

Говоря о деятельности штурманов в период русско-японской и первой мировой войн, капитан 1 ранга П.П. Глазков на страницах "Записок по гидрографии" справедливо отмечает: "До сих пор нет никаких даже самых поверхностных исследований в этой области ... Авторы всех без исключения работ по боевой деятельности на морях упоминают о штурманской части кораблей только тогда, когда неудовлетворительная работа штурманов или средств штурманского вооружения были причинами неудачного выполнения боевых заданий или применения огневых средств кораблей. Хорошая работа штурманских частей кораблей почти никогда не освещается". Все более усложняющаяся работа штурмана в самой разнообразной морской обстановке в тот период еще не являлась предметом анализа и исследований.

В 1908 г. Н.О. Эссен становится во главе Морских сил Балтийского моря. Впервые учреждена должность флагманского штурмана Морских сил Балтийского моря. Флагманским штурманом он назначает своего единомышленника В.С. Вечеслова.

В 1911 г. с введением должности Командующего морскими силами была, наконец, ликвидирована подчиненность флота берегу. С этого момента Командующий морскими силами управлял не только соединениями кораблей, но и всеми командирами портов на данном театре.

Организация соединений флота к 1911 г. представляла собой следующие формы (на примере самого большого и мощного Балтийского флота): линейные корабли объединялись в бригады 4-х корабельного состава, крейсера сводились также в бригады 4-х корабельного состава, эскадренные миноносцы и миноносцы – в дивизию, имевшей в своем составе 4-5 дивизионов по 8-9 кораблей в каждом, подводные лодки были объединены в бригаду, а в ней 2 дивизиона по 5-6 подводных лодок каждый, канонерские лодки – в отряд, тральщики и минные заградители образовали партию траления и отряд заграждения, учебные корабли составляли отряд. В штабах бригад линкоров, минной дивизии, отряда заграждения и бригады подводных лодок имелись должности флагманских штурманов этих соединений, которые подчинялись своим начальникам штабов, а в специальном отношении флагманскому штурману флота. Их обязанности, как уже указывалось, практически не изменились от изложенных в Морском Уставе 1853 г. и его редакции 1869 г.

Необходимо только отметить, что в связи с появлением оперативных органов на флоте, флагманские штурманы помимо руководства штурманскими службами своих соединений и объединений (флота) занимались организацией связи, ведением разведки и оперативными вопросами. Так, в соответствии с "Положением о штабах частей флота" 1912 г. в штабах соединений линейных кораблей, крейсеров, легких крейсеров и минных судов флагманские штурманы руководили оперативной частью своих соединений, отвечали за устройство связи между судами и сигналопроизводство, участвовали в составлении учебного и мобилизационного планов соединения, в работе комиссии по капитальному ремонту судов, отвечали за сбор и обработку статистических сведений.

Флагманский штурман эскадры (корабельного соединения на выходе в море) входил в оперативную часть штаба, где возглавлял разведывательное бюро, а флагманский штурман флота в штабе командующего флотом или Морских сил являлся помощником начальника оперативного отдела (Флаг-капитана).

 

История Штурманской службы флота России, М., БРЭ, 2003

- Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

- Мореходные инструменты, морские карты и пособия, способы кораблевождения, применявшиеся в первой половине ХVIII века

- Порядок прохождения службы штурманскими чинами в период с 1725 по 1797 гг.

- Деятельность штурманов - участников Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 гг.

- Освоение Тихого океана русскими мореплавателями в ХVII - ХIX  вв.

- Изучение Севера и поиск "северо-восточного прохода" во второй половине ХVIII века

- Организация и структура штурманской службы на флоте в период правления императора Павла I

- Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

- Участие русских штурманов в описи морей Северного Ледовитого океана в ХI X в. Карты и руководства для кораблевождения.

- Развитие штурманской службы во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

В начало раздела "История Штурманской службы"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom