Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

РАЗВИТИЕ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века

И. 3. ЛЕВИН
ЛЕНИНГРАД 1979

ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Создание национальных кадров для флота
§ 2. Подготовка штурманов
§ 4. Основные мореходные инструменты
§ 5. Карты и другие пособия, обе6спечивающие кораблевождение
§ 6. Методы кораблевождения штурманов русского флота первой половины XVIII века

 

В кратком тексте лекций рассмотрено развитие кораблевождения в России, в период создания русского регулярного военно-морского флота. В работе дано краткое описание основ организации штурманской службы, навигационных приборов и методов кораблевождения, которыми пользовались штурманы первой половины XVIII века.

Материал предназначен для углубления знаний курсантов по истории кораблевождения, а также может быть полезен преподавателям и штурманам.

Общее редактирование очерка выполнено кандидатом военно-морских наук капитаном 1 ранга В. С. Тарелкиным.

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое и политическое развитие России в конце XVII и начале XVIII вв. характеризуется дальнейшим ростом товарного производства, укреплением власти господствующего помещичьего класса, образованием абсолютистской монархии. Продолжала со­храняться экономическая отсталость феодальной России от пере­довых стран Западной Европы, вступивших на капиталистический путь развития.

Одним из условий дальнейшего оживления экономической жизни страны и ликвидации отсталости являлась необходимость развития хозяйственных и культурных связей с западными государствами. Этому прежде всего мешала оторванность России от берегов Балтийского и Черного морей, ибо свободное для плавания в течение четырех-пяти месяцев в году Белое море не позволяло решить задачу регулярных экономических связей со странами Западной Европы. «Ни одна великая нация не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого... Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции», — писал К. Маркс.

Заслугой Петра I является то, что он понял задачи и пути дальнейшего исторического развития страны, практически не останавливаясь ни перед какими трудностями начал борьбу за преобразование экономически отсталой России в централизованное государство, могущее решить экономические задачи внутри страны и добиться внешнеполитических успехов.

В конце XVII в. Россия возобновила войну с Турцией за выход к Черному морю. В 1695 г. Петр I организует поход на Азов, однако вследствие отсутствия военно-морского флота и единого командования, недостатка опытных в осадных работах инженеровпоход оказался неудачным.

Главные усилия при подготовке нового похода были направлены на создание флота. Работы велись энергично, за зиму 1695— 1696 гг. были построены 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера, несколько десятков стругов (казацких лодок). Весной 1696 г. этот флот с армией начал спускаться вниз по Дону. 19 июля 1696 г. после 35-дневной осады Азов сдался. Для продолжения борьбы за берега Черного моря нужен был более сильный флот.

Осенью 1696 г. на реках Воронеж и Дон в 1300 километрах от берегов моря развертывается невиданное раньше строительство огромного морского флота.

Весной 1699 г. на Азовском море уже крейсирует русская эскадра из 10 кораблей, имеющих от 22 до 62 пушек. В августе 1700 г. с Турцией был заключен мир.

Сразу после заключения мира Петр I начал войну против Швеции с целью возвращения принадлежащих ранее России берегов Балтийского моря.

Одним из важнейших мероприятий Петра I, направленных на обеспечение победы в Северной войне со Швецией, было создание военно-морского флота на Балтийском море. Свое отношение к флоту Петр I наиболее ярко выразил в указе по случаю издания Морского устава 13 января 1720 г., где он пишет: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет».

В 1702 г. была основана верфь на реке Сясь, в 1703 г. создана Олонецкая верфь на реке Свирь. В 1704 г. в Петербурге основано Адмиралтейство.

Вновь созданный Балтийский флот в этот период уже состоял из 10 фрегатов, имевшихся на вооружении от 22 до 43 пушек, и 19 других военных судов.

Параллельно со строительством флота в России в 1711 г. в Англию, Голландию и Францию были посланы специальные агенты для покупки кораблей. Первым из этих кораблей был фрегат «Самсон», прибывший на Котлин летом 1711 г. В апреле 1712 г. в Ревель пришел купленный в Голландии фрегат «Св. Яков». В 1713 г. Балтийский флот пополнился шестью 50-пушечными кораблями и двумя фрегатами.

Усиление флота позволило в 1713 г. осуществить финский десантный поход армии, в результате которого были заняты Гельсингфорс, Або и другие города побережья.

В июле 1714 г. русский флот одержал блестящую победу над шведской эскадрой у мыса Гангут.

С 1718 г. флот, состоящий к этому времени из 32 линейных кораблей и фрегатов, полностью господствует на Балтийском море. В 1718 г. у о. Эзель русские корабли одержали крупную морскую победу над шведами. Были захвачены линейные корабли, фрегат и бригантина. В этом же году на побережье Швеции был высажен десант в 26000 человек. Уничтожено много железных и медных заводов, потоплено 27 шведских судов, захвачены большие трофеи.

Успешным был также десант на шведский берег в 1720 г. В июле этого же года у о. Гренгам была одержана еще одна крупная победа над шведским флотом, при этом было захвачено 4 фрегата. Победы флота окончательно вынудили Швецию к подписанию в 1721 г. мирного договора, по которому к России отходили Лифляндня, Эстляндия, Ингрия, часть Карелии и часть Финляндии с г. Вы борг. Россия получила выход к Балтийскому морю.

Огромная роль флота в Северной войне была правильно понята Петром I. На выпущенной в честь окончания войны мешали были выгравированы слова: «Конец сей войны таким миром получен ни чем иным, токмо флотом...».

В течение первой четверти XVIII в. в России для Балтийского флота было построено свыше 600 военных судов, в том числе 40 линейных кораблей и 38 фрегатов. Английский посол в Петербурге в 1719 г. писал: «... корабли строятся здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе... Его флот и флот Англии — это два лучших флота в мире...».

Активная деятельность русского военно-морского флота в первой четверти XVIII в. сопровождалась интенсивным плаванием кораблей вначале в пределах Финского залива и Балтийского моря. В дальнейшем район плавания русских кораблей постепенно распространялся на Белое, Баренцево, Норвежское, Северное, Азовское и Каспийское моря и северную часть Атлантического океана.

Во второй четверти XVIII в. интенсивность плавания кораблей резко уменьшилась, но район плавания продолжал расширяться. Корабли уже плавали в Охотском море и северной части Тихого океана и по всем морям Северного Ледовитого океана.

Столь обширный район плавания, простиравшийся от Арктики до субтропиков и от Атлантического океана до Тихого, имел такой широкий диапазон навигационных и гидрометеорологических особенностей, что безаварийное плавание кораблей могли обеспечить только моряки, обладавшие высокой штурманской подготовкой, на что обращалось пристальное внимание командования флота.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom