Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

ТАЛЛИНСКИЙ ПРОРЫВ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Автор Андрей ГАРАВСКИЙ,

«Красная звезда», 03 мая 2012 г.

 

Вышел в свет военно-исторический труд Радия Анатольевича Зубкова «Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота». Автор – контр-адмирал в отставке, участник Великой Отечественной войны. В 1944 году тринадцатилетним юнгой - рулевым служил на сторожевском корабле «Ураган» Северного флота. Последние должности в Вооружённых Силах СССР – главный штурман ВМФ СССР (1974–1986 гг.) и старший преподаватель кафедры «Оперативное искусство ВМФ» Военной академии Генерального штаба (1986–1991 гг.) Кандидат военных наук, доцент. Работу над книгой Радий Анатольевич начал ещё в 1998 году.
Таллинский прорыв – это эвакуация из Таллина в августе – сентябре 1941 года на кораблях и судах Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) и государственных морских пароходств Балтийского бассейна войск, оборонявших город, части его гражданского населения, а также вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт корабельного боевого ядра флота.
В ходе прорыва КБФ пришлось преодолеть ожесточённое противодействие врага. Но флот, хотя и понёс при этом большие потери в людях, кораблях и судах, сумел доставить в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 64 процента людей и 72 процента кораблей и судов, вышедших из Таллина.
Форсирование в ходе прорыва Юминдской минно-артиллерийской позиции 225 кораблями и судами – событие, не имеющее аналогов во всемирной военно-морской истории. Спасение 16 тысяч человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тысяч спасённых – бессмертный подвиг моряков-балтийцев.
Созданный Р.А. Зубковым военно-исторический труд – это глубокое, выполненное на высоком научном уровне исследование, позволившее, как представляется, наиболее близко к реальности раскрыть ход подготовки и выполнения Таллинского прорыва и очень доказательно оценить его итоги.
Труд состоит из двух частей. Первая часть – описательно-аналитическая в виде 592 – страничной книги. Вторая часть – электронное приложение на CD к этой книге объёмом в 1.249 страниц формата А4, являющееся сборником документов и материалов, послуживших основой для написания первой части труда.
Описательно-аналитическую часть своей книги автор начал с подробного описания в первых двух главах хода боевых действий в Прибалтике и в Балтийском море с первого дня Великой Отечественной войны. Показано, как складывалась здесь оперативно-стратегическая обстановка, потребовавшая, в частности, проведения Таллинской оборонительной операции, насколько случайной оказалась возможность непродолжительной обороны (отражения штурма) самого Таллина и насколько медленно приходило к командованию Северо-Западного направления СЗН и Верховному Главнокомандованию осознание невозможности длительного удержания столицы Эстонской ССР без принятия предложений командования КБФ об усилении оборонявшей город группировки войск. А таблицы, характеризующие деятельность по вывозу из Таллина до начала общей эвакуации людей (19 тысяч) и выводу сил (59 кораблей и 47 судов), доказывают неправоту тех, кто упрекал командование КБФ в непринятии мер по разгрузке главной базы от всего, что не было нужным для её обороны.
В третьей главе подробно показаны действия всех руководящих органов и должностных лиц – от Государственного Комитета Обороны (ГКО: Сталин, Молотов) до командиров катеров – по подготовке к прорыву в Кронштадт. Приведена директива военного совета СЗН, которая требовала для эвакуации войск организовать крупные конвои (КОН), охраняемые только тральщиками и сторожевыми катерами, но она не содержала задач для основных сил КБФ (лёгкий крейсер, лидеры, эсминцы, сторожевые корабли, канонерские лодки, подводные лодки, торпедные катера), находившихся в Таллине и составлявших 40 процентов кораблей КБФ этих подклассов. Дан анализ этой директивы. Приведены таблицы, объясняющие чрезвычайно нервозную обстановку в Таллине из-за того, что половина спланированных для охранения конвоев тральщиков и треть сторожевых катеров смогли прибыть в главную базу только накануне или в день начала движения в Кронштадт.
Детально описан приём войск на транспортные средства в каждом пункте погрузки и дана таблица числа людей, принятых на каждый транспорт (ТР), вспомогательное судно (ВСУ), корабль (всего на 65 единиц) со ссылками на подтверждающие эти цифры документы и материалы, а также неудавшийся манёвр тремя ТР между пунктами погрузки.
Произведён расчёт общего числа людей, принятых для эвакуации на суда и корабли (всего 32.640 военнослужащих и гражданских лиц), и расчёт численности экипажей последних (9.352 человека), а также вероятного числа военнослужащих, не сумевших во время прибыть на посадку и по этой причине оставленных в Таллине (1.350 человек).
Четвёртая глава посвящена выполнению прорыва от момента начала движения конвоя № 1 из Таллинского залива в Кронштадт до момента прибытия гидрографического судна «Гидрограф» от
о. Гогланд в Кронштадт с последними 150 спасёнными защитниками Таллина. Но начинается она с рассмотрения вопросов принятия решения на прорыв в Кронштадт (фактически принималось решение на переход, превратившийся в ходе его выполнения в прорыв). Показано, какими сведениями о противнике располагало командование КБФ, почему был избран для прорыва центральный, а не южный или несуществующий «северный» фарватер, показаны состав и походные порядки КОН и отрядов боевых кораблей (ОБК), а также проанализирован состав сил их охранения. Таблица расчёта движения конвоев и отрядов боевых кораблей в соответствии с первоначальным и вынужденно изменённым планами позволяет ясно видеть суть решения командующего КБФ на действия основных сил флота. Подробно рассмотрены вопросы противоминной обороны: выполнен расчёт требовавшегося количества тральщиков, показана невозможность обозначения кромки протраленной полосы тральными вехами. Вопросы противовоздушной обороны прорыва представлены общим планами действий ВВС КБФ, плановой таблицей истребительного прикрытия, плановой таблицей вылетов на противолодочное охранение конвоев, а также анализом этих планов.
Описание прорыва блокадного барьера, созданного противником для недопущения ухода наших войск и кораблей из Таллина в Кронштадт, спасательных действий в ходе прорыва поражает своей детальностью и полнотой.
Ценной находкой автора оказалось использование в этой главе многочисленных таблиц, характеризующих состав и действия прорывавшихся сил КБФ и противодействующих прорыву сил противника. О части из них сказано выше. Отметим ещё некоторые.
Например, атаки немецкой авиации сведены в две таблицы, в каждой из которых имеются по три колонки – по числу ОБК и КОН. В каждую колонку помещены в хронологическом порядке сведения об атаках самолётов, выбранные из журналов боевых действий кораблей и рейсовых донесений капитанов ТР из соответствующих ОБК и КОН. Такой же прием применён в отношении показа действий ВВС КБФ и зенитных огневых средств (ЗОС) кораблей и судов. Получилось полно и компактно.
Уникальными являются таблицы, демонстрирующие спасательные действия кораблей и судов в ходе прорыва. К ним, в частности, относится «Ведомость спасательных действий …», в которой по каждому из 127 участвовавших в спасении людей кораблей и судов указано, с какого корабля или судна сколько людей ими спасены, куда доставлены эти люди и какими документами или материалами это подтверждается.
В пятой главе «Итоги и оценки Таллинского прорыва…» автором уточнён масштаб операции. Документально показано и доказано, что прорыв осуществлён не 28–29.08.1941 г., а 28.08–7.09.1941 г., т.е. он завершился, когда в Кронштадт с о. Гогланд доставили последних эвакуировавшихся из Таллина людей, т. е. когда была выполнена оперативная задача прорыва. Установлено, что в Таллинском прорыве с учётом его временного размаха приняли участие 305 кораблей и судов. Авиационное обеспечение прорыва осуществляли 66 самолётов ВВС флота. В общей сложности в операции приняли участие около 40.000 военнослужащих.
На основе документов подсчитано:
из 305 кораблей и судов, участвовавших в прорыве, погибли 60, ещё два судна были захвачены противником (20,3 процента);
из Таллина на кораблях и судах вышли 42 тыс., а прибыли в Кронштадт 26,9 тыс. человек (в т.ч. 11.329 или 55 процентов, вышедших из Таллина военнослужащих из состава оборонявших его войск). Погибли в ходе прорыва 15,1 тыс. человек.
Автору удалось не только разделить в общих цифрах военнослужащих и гражданских лиц, но и показать, что исследователи Таллинского прорыва допускали ошибку, не учитывая в своих расчётах численность экипажей кораблей и судов. Так, например, из 18.233 военнослужащих, доставленных в Кронштадт, 6.904 были членами экипажей боевых кораблей и ВСУ, управлений корабельных соединений и комендантских команд ВСУ и ТР.
Балтийскими истребителями был сбит один самолёт, а огнём корабельной зенитной артиллерии два самолёта были сбиты и три повреждены.
В этой же главе осуществлён критический разбор посвящённых Таллинскому прорыву оценок, ошибок и заблуждений, а иногда мифов и легенд, вышедших из-под пера участников прорыва Ю. Пантелеева, А. Лебедева, М. Самохина, И. Святова, С. Солоухина, советских историков Г. Аммона,
В. Ачкасова, С. Бережного, И. Киреева, А. Манкевича, А. Мушникова, Н. Павленко, российских – В. Доценко и А. Платонова, украинского – С. Богатырёва. А также писателей И. Бунича (Россия) и М. Ыуна (Эстония). Критике подвергнуты главным образом необъективные оценки, характеристики флотских руководителей, боевых действий КБФ в целом, бездоказательные завышения численности людей, принятых на корабли в Таллине и погибших в ходе прорыва, а также путаница с количеством и наименованиями участвовавших в прорыве и погибших в ходе него кораблей и судов. Показана безосновательность попыток сравнения или противопоставления (причём всегда в невыгодном для КБФ свете) результатов Таллинского прорыва с результатами перехода конвоя PQ-17 (1942), Дюнкеркской эвакуации (1940), Цусимского (1905) и 2-го Роченсальмского (1790) сражений.
Здесь же автор указал на ряд событий, которые ему не удалось раскрыть с помощью архивных документов. Он назвал их тайнами и загадками Таллинского прорыва
В главе шестой «Заключение…» сделаны основные выводы из опыта Таллинского прорыва:
1. Краснознамённый Балтийский флот, осуществив прорыв из осаждённой в глубоком тылу противника Главной базы Таллина в тыловую базу Кронштадт через созданную противником юминдско-гогландскую минно-артиллерийско-авиационную блокадную позицию, несмотря на понесённые при этом большие потери в людях и кораблях, выполнил задачу по эвакуации оборонявших Таллин войск и сохранил корабельное боевое ядро флота, сорвав планы врага по их уничтожению.
2. Таллинский прорыв КБФ – одна из крупнейших морских операций советского ВМФ, проведённых в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Она была осуществлена в наиболее трудный начальный период войны, в условиях стратегического наступление немецких вооружённых сил и отхода советских войск в глубину страны, к стенам наших главных городов – Москвы и Ленинграда.
3. В ходе оборонительных боёв в Эстонии и во время обороны Таллина, при подготовке и проведении Таллинского прорыва проявились существенные недостатки в деятельности командования СЗН по боевому управлению подчинённым ему КБФ, по организации взаимодействия между КБФ и Северным (Ленинградским) фронтом. Ряд ошибок был допущен Верховным Главнокомандованием, командованием ВМФ, КБФ и его соединений.
Исходя из этих общих выводов, автором сделаны и некоторые частные выводы из событий Таллинского прорыва, которые, несомненно, заинтересуют читателей.
Эта глава заканчивается изложением уроков Таллинского прорыва, спроецированных на нынешние мероприятия по приданию Вооружённым Силам России нового облика.
В послесловии рассказывается об истории попыток увековечения памяти героев и жертв Таллинского прорыва и ставится вопрос о необходимости создания с этой целью памятника (памятного знака) и установки его в Санкт-Петербурге.
Труд иллюстрирован тремя картами (в электронном виде), наглядно представляющими картину прорыва, а также фотографиями людей, кораблей и судов (советских и противника), посвящённых ей памятных знаков и сооружений.
В 12 приложениях приведены систематизированные справочные данные, позволяющие более глубоко разобраться в содержании Таллинского прорыва.
Но главное богатство труда Р.А. Зубкова – документальная база, на основе которой он написал: 1.326 архивных документов, поместив 191 фотографию, три карты, 318 литературных источников, в том числе 28 на иностранных языках, 281 комментарий.
Интересная находка автора – размещение всего собранного им документального архива на CD в качестве электронного приложения к описательно-аналитической части книги.

 

 


О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom