Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

Штурманское дело

Дозволено цензурой 11 января 1864 г

Март 1863 г. "Из истории нашего флота"

И.Петров

(Ежедневное прибавление к "Русскому инвалиду" № 16, 1864г.)

По поводу существования штурманов, как особых специалистов так называемые флотские офицеры делаются, с первых годов своей службы, равнодушными или даже совершенно чуждыми штурманских занятий, составляющих важнейшую часть мореплавания, а поэтому, достигнув командирского звания, не могут быть вполне моряками и распорядителями своих судов.

... капитаны и лейтенанты наших судов были неспособны к редактированию штурманских трудов, хотя по закону и оставались главными ответчиками за неисправность кораблевождения. Единственное влияние флотских офицеров могло заключаться в том, что они имели силою страха вынуждать штурманов к кажущейся внимательности и бдительности относительно кораблевождения, отстранить же ошибки штурмана редко кто был в состоянии. Ошибался штурман, и судно гибло.

Кропотливо деятельные и необыкновенно заботливые в плавании, штурмана выносили терпеливо насмешки и оскорбления, щедро рассыпаемые на них, впрочем, до первой непогоды или критической минуты, когда обхождение с ними флотских офицеров тотчас же изменилось, но только на время казуса. Сознавая важность своего дела в системе корабельного труда, они не могли не чувствовать неправды флотской иерархии, хотя это чувство умели тщательно хранить и сосредоточивать внутри себя. Зато, при первом шаге на берег, спешили как бы вознаградить себя за все труды, заботы и тяжелое положение на судне, вознаграждение это обыкновенно находили в пьянстве и всякого рода дебоширствах, которые сделались как бы неизбежною принадлежностью штурманов того времени, резко выделявшего их из общего характера нашего флота, хотя и тот известен был по тем же недугам.

Несмотря, однако, на нравственные недостатки штурманской массы, штурмана XVIII века, кроме трудов кораблевождения, успели оставить по себе след полезной деятельности в истории гидрографии и картографии России.

Имевшие случай познакомиться с этими работами, обыкновенно удивляются той точности, с которой они произведены, несмотря на начальные средства, бывшие в руках производителей, точность эта могла произойти только от добросовестности, и добросовестности не официальной, а искренней, потому что работы эти, по местным и другим условиям, находились по преимуществу вне возможности для всякого контроля, и это обстоятельство не могло быть неизвестно трудящимися. За лишения, заботы и потерю здоровья, столь обычные при подобных занятиях, штурмана довольствовались десятками рублей, в то время, как по поводу этих же штурманских трудов, нередко пользовались действительными монаршими щедротами только те лица, которые, по милости административного порядка, безмятежно расписывались на планах, совершенно для них чуждых.

10 февраля 1804 г товарищ министра морских сил П.В.Чичагов доложил государю: "штурманское звание, сколь невеликой по существу своему есть важности, поелику без сих людей, флот плаваний своих с желаемою безопасностью совершить не может, доведено однако до такого упадка, что добрые путеисчеслители на флоте совсем поч­ти перевелись, потому что содержание чинов положено крайне скудное; отчего происходит то, что из вышедших по службе в офицерские чины всяк почти, кто только чувствует себя хоть несколько успевшим в науках, виды, что в других состояниях люди с меньшими знаниями получают большее жалование и другие выгоды, убегают предназначенной им должности и устремляются к другим местам. Многие из таковых за великое себе почитали счастие выходить в фортмейстеры и другие вовсе несвойственные им места".

Некоторые капитаны отзывались, "что штурманам, пожалуй, можно дать хорошие денежные вознаграждения, но за то нужно дать и капитанам право сечь их линьками". Они желали отнятием гражданского права от штурманов, прикрыть свою зависимость от них в деле мореплавания.

В морском отношении, штурмана стали себя считать не менее флотских офицеров способными к командованию судами и ежели последние сказывались большими мастерами рейдовых покус-фокусов, в которых многие изощряли все свои способности, то штурманские офицеры, по своему ремеслу чуждые рейдового фиглярства, ясно сознавали, что для действительного морского похода их сведения поположительнее,

Один из господ, находя повод мудрствовать о том, что нельзя же во всех служебных отраслях вознаграждать одинаково, приводил, между прочим, следующие фразы: нельзя же отбросить сословные привилегии, которые на самом деле существуют до сих пор везде. Ученые степени, конечно, для всех, но не наукою приобретаются те высокие чувства долга, которыми, по истине, могут гордиться ваши моряки, а единством благородного происхождения".

 

"Штурмана русского военного флота"

("Морской сборник" № 2 и 3, 1886 г)

До 1748 года штурмана не имели определенного мундира, а носили обыкновенное платье "разных цветов и манером не равное, а некоторые и весьма непристойно и приличности никакой не имели. В 1796 г установлена была новая форма одежды.

Для штурманов:

темнозеленый кафтан с такою же подкладкою; воротник зеленый, обшлага темнозеленые, камзолы и штаны белые; шпага золоченая, темляк серебряный; шляпа с золотым галуном, бантом и пуговицею.

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom