КОВАЛЕВ Андрей Петрович
Капитан 1 ранга, кандидат военно-морских наук (1958), доцент (1966). С 1961 по 1974 г. – старший преподаватель кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ.
Родился 1 сентября 1918 г. в крестьянской семье в деревне Стряна Ельнинского уезда Смоленской губернии. После окончания в 1937 г. с серебряным аттестатом Ельнинской средней школы поступил в Московский энергетический институт. В июле 1939 г. по комсомольскому набору поступил в ВВМКУ им. М.В.Фрунзе. В 1939-1940 гг. – курсант ВВМКУ им. М.В.Фрунзе. После окончания 2 курса в сентябре 1940 г. переведен в Каспийское ВВМУ. После досрочного выпуска в октябре 1941 г. назначен командиром пулеметной роты 75 отдельной морской стрелковой бригады, формировавшейся в г. Казалинск. В январе-феврале 1942 г. принимал участие в боевых действиях в составе бригады на Западном (Волоколамское направление) и Северо-западном фронтах. После ранения эвакуирован в Ярославский госпиталь. По выздоровлению в конце июля 1942 г. был направлен в Астрахань на учебу в штурманский офицерский класс ВСК ВМФ. В связи с быстрым приближением фронта к Волге по распоряжению заместителя наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова Курсы были вынуждены приступить во второй половине августа к эвакуации в Самарканд.
По воспоминаниям А.П. Ковалева «перебазирование осуществлялось двумя эшелонами: одним – по морю до Красноводска и далее по железной дороге до Самарканда, вторым – по железной дороге окружным путем через Оренбург – Ташкент. Переезд продолжался более месяца. Эшелон подолгу стоял среди бескрайних казахских степей, среди огромных плантаций дынь и арбузов. В сильную жару они были основным средством утоления жажды.
В Самарканде Курсы вместе с Военно-Морской академией были размещены в здании университета. На 2–3 этажах располагались учебные помещения ВМА, на четвертом этаже – ВСК. Столовая и общежитие ВСК находились на большом расстоянии от учебного корпуса. Общежитие представляло сбой казарму с двухъярусными койками. Первый месяц переходы между ними производились только строем. В октябре слушателям был разрешен свободный выход в город. Этим мы сразу воспользовались для походов на по-восточному богатый фруктами и овощами базар.
Основное место в учебном процессе занимали практические занятия, нацеленные на отработку навыков по исполнению своих обязанностей при ведении боевых действий кораблями, подводными лодками и соединениями кораблей. Продолжительность классных занятий составляла 8 академических часов. Самостоятельная работа слушателей планировалась расписанием и была обязательной. На самостоятельные занятия по распорядку дня ежедневно, кроме субботы, отводилось время с 19.10 до 23.15. Слушателям предоставлялась возможность заниматься в любом учебном кабинете или лаборатории и получать консультации у дежурного преподавателя».
После выпускных экзаменов в марте 1943 г. слушатели штурманского отдела были направлены на учебную практику в Баку. Здесь в течение месяца состоялись несколько учебных походов по Каспийскому морю, сначала на канонерских лодках, а затем на гидрографическом судне. Основное внимание в период практики было уделено отработке навыков слушателей по использованию астрономических способов определения места, использованию радиопеленгаторов, выполнению девиационных работ и плаванию по счислению. По всем этим вопросам в период практики каждый слушатель сдавал зачеты. Руководил учебной практикой Н.Н. Сясин. По окончании плавания он поздравил слушателей штурманского класса с успешным завершением учебы, вручил свидетельства об окончании ВСК и предписания о направлении на флоты».
С апреля 1943 по сентябрь 1944 г. – дивизионный штурман 5-го дивизиона катерных тральщиков, с сентября 1944 по март 1945 г. 7-го дивизиона морских тральщиков БФ. Участвовал в тралении ФВК от Ленинграда до островов Лавенсаари, Сескара и Гогланда при обеспечении выхода подводных лодок БФ в Балтийское море. Затем в тралении Выборгского залива и подходов к Таллинну и Рижскому заливу. В летние месяцы противоминные действия продолжались практически без перерыва на заходы в базу. Прошел по «огненным фарватерам» более 9500 миль.
В 1945 –1946 гг. – оператор Клайпедской бригады кораблей ОВР. С 1946 по 1947 г. – старший офицер по тралению штаба 4-го ВМФ.
С 1947 по 1952 г. – слушатель штурманского факультета ВМАКВ им. А.Н. Крылова. В 1952 г. – старший научный сотрудник 9 НИИ. С декабря 1952 по май 1953 г. – старший научный сотрудник Научного управления Министерства ВМФ. С 1953 по 1961 гг. – преподаватель и старший преподаватель кафедры навигации ВВМУПП. Ежегодно руководил учебной практикой курсантов в дальних штурманских походах на учебном корабле «Комсомолец», крейсерах «Керчь», «Чапаев», «Фрунзе», а в июне-июле 1956 г. – на учебном парусном судне «Товарищ».
В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оценка и повышение эффективности способов счисления места подводной лодки при плавании в открытом море».
С 1961 по 1974 г. – старший преподаватель кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ. В 1966 г. – присвоено ученое звание доцент.
В 50–70 годы выполнил исследования и анализ факторов, влияющих на точность счисления подводных лодок. Разработал методологические основы расчета коэффициента точности счисления и средней квадратической погрешности счисления. Обосновал принципы выработки навигационных параметров с требуемой для применения ракетного и торпедного оружия точностью. Предложил новые способы маневрирования подводных лодок на огневых позициях.
Им было проанализировано влияние различных видов течения, ветрового дрейфа и волнения на точность выработки путевого угла, скорости и пройденного расстояния. Предложены формульные зависимости оценки этого влияния, определены пределы изменения коэффициента точности счисления, доказана возможность его расчета по невязкам. Выработаны рекомендации по выбору оптимальных направлений и режимов движения подводных лодок на огневых позициях в зависимости от характера влияния гидрометеорологических и гидрологических условий района плавания, а также использования применявшихся в 50–60 годы средств выработки курса и скорости.
Проведенный анализ точностных характеристик определения поправок лага на мерной линии позволил оценить их зависимость от чувствительности секущих створов и длины пробега и вывести формулы для оценки средней квадратической погрешности их определения.
Предложенные А.П. Ковалевым графические способы определения места по пеленгам на береговые ориентиры, находящиеся за рамкой корты, номограмма по определению угла ветрового дрейфа нашли широкое применение при решении задач кораблевождения и используются до настоящего времени.
В 1969–1973 гг. при кафедре кораблевождения несколько раз организовывалась 2-3-х месячная подготовка офицеров-штурманов для назначения на должности преподавателей ВМУЗ, учебных центров и военных кафедр гражданских ВУЗов. Занятия с ними проводили наиболее опытные педагоги кафедры – Г.П. Попеко, Е.П. Соломатин, А.П. Ковалев, Б.И. Яцук, А.Р. Фогельгезанг и Т.И. Карагодин. Их талант и увлеченность своей работой позволили решить эту важную для флота задачу с очень высоким качеством. Будущие преподаватели получили, по их отзывам, хорошую теоретическую, практическую и методическую основу для своей последующей работы.
Андрей Петрович писал: «Мне повезло – меня учили мастера обучения: в школе – Афанасий Семенович Новиков – математик, в училище и на ВСК – Константин Сергеевич Ухов – мореходной астрономии и навигации, в Каспийском училище – Борис Павлович Новицкий – навигации и тактическому маневрированию. На кафедре кораблевождения ВСОК ВМФ рядом со мной были мастера преподавания капитаны 1 ранга Георгий Платонович Попеко, Борис Иванович Яцук и Лев Павлович Новоселов. Их умение учить для меня было образцом для подражания, что позволило мне научиться учить».
На классах А.П. Ковалев вел дисциплину кораблевождение в группах командного факультета. Его яркие и насыщенные лекции и практические занятия надолго запоминались всем его слушателям. В штурманских группах вел курс гидрометеорологического обеспечения боевых действий и занятия по техническим средствам кораблевождения.
Соавтор известных учебников и учебные пособий: «Кораблевождение» (1968 г.), «Навигационное обеспечение действий корабля» (1964 и 1970 г.), «Кораблевождение ч.1 и ч.2» (1975 г.). Автор более 60 научных работ.
Награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды и 22 медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».
После увольнения в запас работал в 1975–1987 гг. в Навигационной группе Гидрографического предприятия. Здесь он участвовал в разработке рекомендаций по обеспечению безопасности плавания судов в осенне-зимний период и в штормовых условиях, наставлений по организации штурманской службы на судах ММФ СССР, рекомендаций по обеспечению безопасности плавания судов на подводных крыльях, наставлений по штурманской службе, рекомендаций для плавания судов в различных районах Мирового океана.
О разносторонности интересов Андрея Петровича свидетельствует и его давняя увлеченность «чудесами и тайнами в мире чисел». Его перу принадлежат вышедшие в свет книги, посвященные числам.
Основной предмет изучения в них — число. Операции над числом и вытекающие из них замечательные закономерности в строении результата, в характере его изменения при изменении самого числа. Рассматриваются чудесные свойства чисел, их взаимодействия, математические неожиданности. Широта охвата поставленных Андреем Петровичем вопросов заставляет читателя задуматься над возникающими в этой связи закономерностями и любопытными эффектами, не известными даже профессионалу-математику. Именно поэтому польза от вдумчивого чтения этой книги очень большая. Многие из решенных в книге задач кажутся совсем простыми, но это вовсе не означает, что их решение известно. Вопросы, затронутые в книге, относятся именно к тем проблемам, которые курс средней школы тщательно обходит.
Как образно отмечал Андрей Петрович: «Математика — наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Математику можно сравнить с метагалактикой, объединяющей галактики и созвездия: здесь и арифметика (начало начал), алгебра, геометрия (планиметрия), стереометрия, аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве, дифференциальная геометрия плоских и пространственных кривых и поверхностей; прямолинейная (гониометрия), сферическая и гиперболическая тригонометрия; дифференциальное, интегральное, тензорное и векторное исчисления; ряды, комплексные числа; теория вероятности и ошибок; эмпирические формулы — приближенные изображения функциональных зависимостей, заданных таблицей или графиком; теория множеств и статистика. Вот то, примерно, что принято называть математикой.
В приведенном перечне нет еще одной составляющей — «мира чисел», без которого математика мертва. В любых математических преобразованиях обязательно участвуют числа».
Вторым увлечением, захватившим Андрея Петровича с детских лет, являлась живопись. Даже в годы войны он выкраивал минуты для зарисовок. Сейчас его квартира представляет художественную выставку, где можно обнаружить как знакомые уголки нашего города и Ленинградской области, так и его малой родины.
Умер Андрей Петрович Ковалев 22 апреля 2013 года на 85 году жизни. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
Светлая память о моряке, штурмане, ученом и замечательном человеке Ковалеве Андрее Петровиче останется в сердцах и памяти его родных и близких, друзей и сослуживцев, моряков и штурманов флота.
Коллектив кафедры штурманской службы Военно-Морского Флота
Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова
С коллективом кафедры Кораблевождения ВСОК ВМФ |
|
Ковалев Андрей Петрович - странички памяти:
Беседа на классах накануне Дня Победы (собеседник Гарматенко Сергей Иванович, начальник кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ) - посмотреть и прочесть можно здесь |
|
"ЧУДЕСА И ТАЙНЫ В МИРЕ ЧИСЕЛ". Автор Ковалев Андрей Петрович. |
|