Освоение и боевое использование навигационных комплексов на подводных лодках Северного Флота в губах Оленья и Сайда
К.Я.БОГОМАЗОВ, Ю.Г.ХЛЫПАЛО
В статье рассматриваются этапы развития навигационных комплексов(НК) для подводных лодок, их освоение и боевое использование штурманским составом. Не все штурмана-подводники, успешно освоившие НК и внесшие заметный вклад в деле укрепления обороны России, названы в статье. Авторы написали о наиболее значимых событиях и тех подводниках, контакты с которыми прямо или косвенно поддерживались и ныне поддерживаются.
В конце 1950-х г.г. на отдельных подводных лодках СФ стали устанавливать навигационные комплексы (НК). Произошли новые качественные изменения в развитии навигационного вооружения. Этому развитию способствовали две основные причины. Во-первых – появление нового вида оружия на подводных лодках – баллистических ракет, которые требовали повышение точности определения места и направления плоскости истинного меридиана. Во-вторых – появление атомных подводных лодок, способных длительное время находиться в подводном и в подледном положении с целью выполнения задач боевой службы по защите государственных интересов России в мало изученном Арктическом бассейне. Успешность выполнения задач подводными лодками зависела от точности выработки навигационных параметров. На первых серийных подводных лодках с баллистическими ракетами, а также с крылатыми ракетами, входившими в состав объединения подводных лодок в губах Сайда и Оленья, устанавливались навигационные комплексы (НК) «Плутон» и «Сила-Н». Они положили начало НК первого поколения. В состав НК входили два апериодических гирокомпаса системы «Маяк», гироазимутгоризонт, относительный лаг, автопрокладчик, астронавигационная система (АНС) «Лира». Штурманам было над чем работать: многое было неизведанное, в том числе астронавигационная система, радиосекстан, гировертикаль, гироазимутгоризонт, который должен хранить направление плоскости истинного меридиана, но в меру своего несовершенства выработанные им навигационные параметры не в полной мере отвечали требованиям на использование оружия.
С помощью НК штурман решал задачу счисления на морской карте при плавании до 80 градусов широты, а также определение места, трансляции потребителям навигационных параметров в аналоговом виде (курс, скорость, географические координаты). НК не в полной мере обеспечивал заданные точности по определению места и поправки системы курсоуказания, а отсутствие абсолютного лага ставило в затруднительное положение командира и штурмана перед стартом ракеты. Однако исключительная работоспособность и изощренность командиров БЧ-1 и флагманских штурманов соединений подводных лодок во главе с флагманским штурманом объединения М.П.Лузиным позволили в целом успешно выполнять ракетные стрельбы ракетой «Р-13» с дальностью стрельбы около 660 км. Штурмана подводных лодок с баллистическими ракетами самозабвенно осваивали НК «Плутон». Практическое освоение и боевое использование на первом этапе проходило в условиях технического несовершенства приборов и систем НК и психологического влияния старого мышления на личный состав, так как одним штурманам приходилось познавать технику заново, другим – переучиваться, третьим – отвыкать от привычного.
Не все было продумано судостроителями и институтами по размещению НК на подводной лодке, были даже технические ляпсусы. Так в 1962г. на подводной лодке (командир БЧ-1 К.Я.Богомазов) обнаружено, что приборы, вырабатывающие вертикаль места, расположены (закреплены) на цистерне пресной воды, которая деформируется в зависимости от подаваемого давления воздуха среднего давления (ВСД). Обычно по общекорабельной трансляции из центрального поста перед приемом пищи звучат слова: «Команде руки мыть!». Матрос трюмный нагружает ВСД цистерну пресной воды, которая деформируется, а, следовательно, изменяются отсчеты углов крена и дифферента корабля. По случаю этого «открытия» прибыли от 9 НИИ начальник отдела капитан 1 ранга (впоследствии начальник НИИ, контр-адмирал) А.В.Федотов и военпред из Северодвинска капитан 3 ранга (впоследствии капитан 1 ранга) В.М.Петров. После соответствующих проверочных действий был составлен акт, выводы которого были реализованы только в НК второго поколения: судостроители стали устанавливать приборы и системы НК на единую плиту (шифр «Т-54» и «Свод»).
Первые два года эксплуатации НК «Плутон» на подводных лодках штурманский состав не имел понятия о так называемом «Контрольном листе» по проверке НК. В конце 1962г. появилась «Временная методика …», разработанная в ГС СФ капитаном 2 ранга А.М.Цукерманом. Надо отдать должное Анатолию Михайловичу: за свою службу в ГС СФ он сделал много полезного для штурманов и штурманского обеспечения ракетных стрельб (РС). Он обладал хорошими педагогическими качествами и инженерными способностями.
Среди всех систем НК «Плутон» особое место в плане технического обслуживания занимала АНС «Лира». При определении места с помощью АНС требовались определенные условия движения подводной лодки, в частности качка корабля не должна была превышать заданных по техническим условиям пределов и должна бать видимость светил. Вспоминается, как на одном из совещаний в пос. Ягельный командующий Северным флотом адмирал А.Т.Чабаненко доброжелательно обратился к командирам кораблей, чтобы они вместе со штурманами освоили АНС и грамотно ее использовали.
С декабря 1962г. по май 1963г. проводились 6-ти месячные транспортные испытания ракетного комплекса «Д-2» и НК «Плутон» (командир - Б.А.Караваев, штурман - К.Я.Богомазов). Они выполнили наказ командующего флотом. В дальнем походе (в Арктическом бассейне, штормовой Северной Атлантике и экваториальных широтах) проводились общекорабельные учения по выполнению условной ракетной стрельбы с фактическими определениями места и поправками сисмы курсоуказания только по небесным светилам с использованием АНС послестартовой оценкой штурманского обеспечения. Ежедневно, когда позволяли погодные условия, определялось место корабля с помощью АНС и примерно в это же время измерялись высоты светил (Солнце или звезды) астрономическим расчетом для оценки точности АНС. В походе выполнены исследования по точности выработки навигационных параметров и даны рекомендации по использованию НК. Штурман получил высокую оценку в Бюллетени Боевой подготовки №23-1964г. от Главного штурмана ВМФ контр-адмирала А.Н.Мотрохова, а в 1968г в «Сборнике статей №2» (Приложение к «Морскому сборнику») опубликована статья «Пути повышения точности определения места с помощью АНС «Лира» (автор К.Я.Богомазов)[1].
Во второй половине 60-х годов в губу Сайда прибыли атомные ракетные подводные лодки проекта 658, на которых в состав НК входил радиосекстан «Самум», с помощью которого появилась возможность определять место и поправку системы курсоуказания днем в плохую видимость. Штурманский состав подводных лодок (Беликов, В.А.Далидович, Г.М.Кореньков, Куликов, А.И.Палитаев, Н.И.Чуркин, В.А.Шабанов, В.Л.Сергеев ) успешно выполнял сложные плавания на первых атомоходах, осваивал новую технику, заложил фундамент для будущих поколений штурманов на подводных лодках проекта 658.
В конце 60-х годов в Северодвинске началось перевооружение пл пл проекта 629 и проекта 658 под ракетный комплекс «Д-4» и НК «Сигма». В НК «Сигма» (также первого поколения) впервые был реализован способ штурманского обеспечения плавания подводных лодок в высоких широтах, в приполюсных районах, в Арктическом бассейне с использованием квазигеографической системы координат. В испытаниях и освоении НК «Сигма», выработки новых предложениий по совершенствованию его использования на подводных лодках приняли активное участие моряки штурманских боевых частей во главе с флагманскими штурманами соединений (К.Я Богомазов., А.И Брагин., В.В.Владимиров, А.А Волин, Ю.И.Жеглов, А.И.Палитаев, С.А.Смирнов, Ю.А.Стецун ) под руководством флагманского штурмана 12 эскадры М.П.Лузина. Большую помощь в освоении НК «Сигма» оказала кафедра ТСК ВВМУ им.Фрунзе (Е.П.Глебов, А.В.Лаврентьев, Е.Н.Иванов и др.), на которой были открыты курсы по изучению НК «Сигма». Эти курсы оказали большую помощь флагманским штурманам соединений подводных лодок в специальной подготовке штурманов и штурманских электриков. «На курсах с 1966 по 1983г. прошли подготовку по НК «Сигма», а затем и «Тобол» более 600 командиров, старших помощников, штурманов и штурманских электриков.» [2]
НК НК «Плутон» и «Сигма» позволили с большим напряжением умственных и физических затрат успешно решать задачи навигационного обеспечения плавания и использования оружия. Основные их недостатки заключались в зависимости точности выработки навигационных параметров от маневрирования корабля, что требовало следовать постоянным курсом, скоростью и глубиной погружения, а также несовершенная и ненадежная работа гирокомпасов и гироазимутов (особенно в высоких широтах). В штурманской рубке производилось большое количество изнурительных ручных операций и расчетов при обработке навигационной информации . В 1970 г. в «Морском сборнике»-«Сборник статей» была опубликована статья «Пути повышения готовности НК «Сигма» (авторы К.Я.Богомазов и Усков И.Ф.)[3]. В статье предложены варианты маневрирования подводной лодки в районах ожидания и огневых позиций, прежде чем лечь на «Боевой курс» корабль маневрирует на «Курсе выработки навигационных параметров» (КВНП).
Под руководством М.П.Лузина в штурманской службе 12-й эскадры были заложены основы лучших традиций безопасности плавания, навигационного обеспечения использования ракетного оружия, глубокого знания штурманами навигационных комплексов. Он имел высокий уровень профессиональных знаний и в сочетании с высокой требовательностью к штурманам подводных лодок и флагманским штурманам соединений штурманская служба 12 эскадры имела высокий авторитет на Северном флоте. По инициативе М.П.Лузина, поддержанной руководителями флота, в Гаджиево предприятиями промышленности были созданы группа технического обслуживания (ГТО) и группа технического надзора (ГТН) за своими навигационными комплексами. Первым руководителем ГТН от ЦНИИ «Электроприбор» был С.С.Чернухин, который успешно работал более 20 лет по обслуживанию навигационных комплексов на подводных лодках в Гаджиево. От ЦНИИ «Дельфин» руководителем ГТО и ГТН был А.А.Волин, который в недалёком прошлом был флагманским штурманом соединения подводных лодок в Гаджиево. Правильность и дальновидность решения такого вопроса была подтверждена практикой.
К основным успехам штурманской службы 12 эскадры того периода нужно отнести отсутствие срыва сроков выхода ракетных подводных лодок на боевую службу и неудовлетворительных практических ракетных и торпедных стрельб по вине личного состава БЧ-1. Эти успехи были достигнуты благодаря настойчивой работе флагманских штурманов соединений, фамилии которых указаны выше, а также флагманских штурманов бригад подводных лодок Н.И.Корнеева, А.И.Любичева, А.Н.Яковлева и помощника флагманского штурмана объединения Я.М.Лисичкина.
Успешному решению задач способствовало: создание учебных штурманских кабинетов с действующими навигационными комплексами, приёмоиндикаторами радионавигационных систем всех типов, отдельными штурманскими приборами, тренажёром АНС; создание корректорской морских карт и пособий; оборудование теодолитного поста над штабом эскадры для определения постоянных поправок системы курсоуказания; создание ремонтной группы на плавмастерской ПМ-30; и c пользование переносного приёмоиндикатора радионавигационной системы для контроля места стреляющей подводной лодки; подробные разборы результатов ракетных стрельб, походов на боевые службы, учений; обмен опытом на сборах флагманских штурманов эскадры, Северного флота и ВМФ, а также взаимодействие с флагманскими специалистами ракетного оружия.
Большой вклад в навигационное обеспечение учебно-боевой деятельности подводных лодок 12 эскадры с навигационными комплексами первого поколения внесли командиры штурманских боевых частей: А.С.Агеев, С.М.Будников, И.Ф.Величко, В.Верещагин, В.А.Власов, Ю.Д.Воронин, О.К.Герасимов, В.Н.Горохов, В.А.Далидович, Ю.В.Докукин, Ю.И.Жеглов, В.В.Закржевский, В.Захаров, Н.Г.Иванов, Казанцев, Д.Д.Кашуба, Костин, М.В.Кузнецов, В.П.Кулибаба, Куликов, В.Н.Кустарев, Е.Н.Лапшин, Я.М.Лисичкин, В.С.Макода, Н.В.Марков, Л.А.Митрофанов, И.Н.Москвичев, Л.А.Мусоян, С.А.Огнев, А.В.Ольховиков, Б.И.Подорожный, А.П.Прокофьев, Р.Сей, В.Т.Селин, Р.Н.Старкин, А.Н.Солощев, М.И.Терёхин, Ю.Г.Хлыпало, Н.И.Чуркин, В.А.Шабанов, А.В.Шмарковский, В.Шустров, и др.
В августе 1968 года капитан 1 ранга М.П.Лузин в качестве флагманского штурмана отряда из двух подводных лодок – «К-55» и «К-42» обеспечивал их переход подо льдами Арктики с Северного флота на Камчатку. Он вырастил целую плеяду прекрасных штурманов и командиров. Под его руководством и при непосредственном участии осваивались новые корабли и навигационные комплексы, совершались дальние походы в различные районы Мирового океана.
30 августа 1971г. подводная лодка «К-411» проекта 667А с НК «Сигма» достигла Северного полюса (старший на борту командующий объединением контр-адмирал Г.Л.Неволин и с ним помощник флагманского штурмана объединения Я.Лисичкин, командир – С.Соболевский, штурман – Ю.Сыздыков, командир ЭНГ –Н.Чураков).
Для устранения ряда существенных недостатков НК первого поколения требовалась разработка более совершенных технических средств навигации. Появление в начале 70-х годов баллистических ракет большей дальности стрельбы предъявило еще более высокие требования к точности выработки навигационных параметров. В ЦНИИ «Дельфин» (Москва) и «Электроприбор» (Ленинград) были разработаны и приняты на вооружение НК второго поколения. Основу НК второго поколения составили инерциальные навигационные системы (ИНС). В состав НК были введены цифровые вычислительные машины и осуществлена комплексная обработка выходной информации практически всех систем за исключением радионавигационных приемоиндикаторов. Первый НК второго поколения «Тобол», разработан в ЦНИИ «Дельфин». Существенный вклад в создание, испытания, освоение НК «Тобол» внес капитан 1 ранга А.П.Бурсевич, который в то время (1969-1972) в должности заместителя начальника управления НИГШИ ВМФ занимался вышеуказанными вопросами и практически внедрял правила эксплуатации НК.
Первая пл, на которой был установлен НК «Тобол», была «К-245» проекта 667АУ. 29 апреля 1972г. «К-245» выполнила первую в ВМФ ракетную стрельбу с выработкой навигационных данных инерциальным НК «Тобол» (командир –А.С.Афанасьев, штурман –О.Просандеев, командир ЭНГ – О.Лазарев, инженер ЭНГ – С.Корчагин, старший на борту контр-адмирал Л.А.Матушкин, а также флагманские штурмана флота и флотилии А.Яковлев и В.Владимиров). В качестве стажера-курсанта 5 курса участвовал С.Алексеев и руководитель практики курсантов профессор А.В.Лаврентьев. С 7 по 30 июня эта же «К-245» совершила поход на экватор для испытаний НК «Тобол» (старший на борту – В.Кузнецов, с ним флагманский штурман Северного флота А.Яковлев). Испытания НК «Тобол» завершились походом на Северный полюс с 10 по 29 октября 1972г. (старший на борту – контр-адмирал В.Н.Чернавин, с ним флагманские штурмана флота и флотилии А.Яковлев и В.Владимиров). По результатам походов на экватор и на Северный полюс был принят на вооружение НК «Тобол», принято считать, что с этого и «…начался период инерциальной навигации на Северном флоте»[4].
В губы Сайда и Оленья с 1972г стали прибывать ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПК СН) с НК «Тобол». С 1973г. резко возросла интенсивность боевой службы ракетных подводных лодок в Атлантическом океане (по сравнению с предыдущими годами почти в два раза) [2]. В апреле-июне 1973г РПК СН проекта 667А «К-444» (командир –Р.А.Анохин, штурман Г.И.Григорьев, командир ЭНГ – Л.А.Нахатович) выполнил длительный боевой поход, в котором штурмана проделали большую работу по детальному освоению НК. В это время флагманским штурманом объединения был капитан 1 ранга В.В.Владимиров, флагманскими штурманами соединений - капитаны 2 ранга А.И.Брагин, В.С.Макода, А.И.Палитаев, С.А.Смирнов, Ю.Г.Хлыпало , которые проводили большую работу на соединениях по практическому освоению навигационных комплексов штурманским составом и командирами подводных лодок. Их хорошими учениками были: C .Алексеев, А.Агеев, А.Берзин, М.Голубев, Г.Григорьев, В.Давыдов, С.Дорошенко, И.Заградка, А.Зверев, В.К.Иванов, Н.В.Иванов, Д.Ильин, А.Карклин, С.Корчагин, О.Лазарев, Е.Лапшин, В.Луконин, Н.Малов, В.Маципура, Н.Морозов, Л.Мусоян, Л.Нахатович, С.Некрасов, В.Попов, О.Просандеев, Б.Радосавлевич, Г.Солоницын, А.Солощев, Ю.Сыздыков, В.Хмыров, В.Цеханский, Н.Чураков и др.
Под руководством В.В.Владимирова штурманская служба 3-й флотилии заняла ведущее место на СФ. Владимир Владимирович осуществлял личный контроль за подготовкой штурманских боевых частей к дальним океанским походам, межфлотским переходам, к каждой ракетной стрельбе. Он систематически выходил в море на подводных лодках флотилии, в том числе в особо значимые походы:
с Северного на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка;
поход на Северный полюс РПК СН «К-245»;
первый поход на Северный полюс атомного ледокола «Арктика». Это было время бурного строительства РПК СН проекта 667 всех его модификаций с новейшими навигационными комплексами, и Владимир Владимирович внес огромный вклад в их освоение. Разработанные им рекомендации по использованию навигационных комплексов для выработки навигационных данных для стрельбы баллистическими ракетами на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения вошли составной частью в руководящие документы ВМФ. В должности флагманского штурмана 3-й флотилии В.В.Владимиров проходил службу восемь лет. Под его руководством и при непосредственном участии осваивались новые корабли и навигационные комплексы, совершались дальние походы в различные районы Мирового океана. Его именем названа гора в Северном Ледовитом океане.
Большой вклад в освоение НК НК первого и второго поколений внесли начальник штаба объединения пл пл капитан 1 ранга (впоследствии вице-адмирал) Г.Л.Неволин , флагманские штурмана Северного флота капитаны 1 ранга (впоследствии контр-адмиралы) Д.Э.Эрдман и А.Н.Яковлев. Георгий Лукич лично отслеживал занятия по специальности в учебном центре, знал уровень подготовки штурманов, особенно флагманских. Дмитрий Эрнестович был «старшим штурманом в первом походе апл «К-3» («Ленинский комсомол») к Северному полюсу в 1962 г., а в 1966 г. – флагманским штурманом первого похода группы апл с СФ на ТОФ Атлантическим и Тихим океанами через пролив Дрейка.» [4]. Он был одним из соавторов директивы командующего Северным флотом от 1966г., в которой были приказания на повышение уровня специальной подготовки штурманов в соединениях подводных лодок с баллистическими ракетами и повышены нормативы к точности навигационных параметров стреляющей пл., а также даны некоторые привилегии штурманам. А.Н.Яковлев «в качестве председателя штурманской секции Государственной комиссии по приемке апл первого и второго поколений участвовал в походах на экватор и на Северный полюс» [4].
В середине 70-х гг. в губе Оленья было сформировано новое соединение ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Первым командиром соединения был контр-адмирал А.И.Павлов. Первым флагманским штурманом – капитан 2 ранга В.С.Макода. На первых четырех РПК СН был установлен НК семейства «Тобол» с и индексом Б3. Примерно через год соединение стало пополняться новыми РПК СН проекта 667БДР, на которых был ракетный комплекс Д-9Р с навигационным комплексом «Тобол-М2».
С 21 января по 9 апреля 1979г. осуществлен трансокеанский переход с Северного на Тихоокеанский флот по маршруту Атлантический океан-пролив Дрейка-Тихий океан РПК СН «К-455» (командир – И.Толстолыткин, командир БЧ-1 - А.Буряк, второй штурман – В.Дианов) и РПК СН «К-490» (командир –В.Кузнецов, командир БЧ-1 – Б.Азюменко, от 9 НИИ – М.Кузнецов). Руководитель перехода контр-адмирал А.Павлов, начальник походного штаба - флагманский штурман – А.И.Палитаев. Штурманские боевые части подводных лодок надежно обеспечили навигационную безопасность плавания. В проливе Дрейка лидирование подводных лодок осуществлял ОИС «Байкал» (командир – Г.Бочинский, старший на борту – П.Климов), на котором находился второй экипаж «К-455» (командир – И.Чефонов, штурман – Н.Леденев).
С началом 1980-х годов подводные крейсера из губы Оленья стали нести боевую службу подо льдами Арктики (командир соединения контр-адмирал Ю.А.Федоров). Штурманский состав соединения во главе с капитаном 3 ранга В.К.Ивановым и его помощником капитан-лейтенантом С.П.Алексеевым успешно осваивали приборы и системы НК НК на новейших кораблях, обеспечивали их боевую и повседневную деятельность (В.М.Анфимов, В.К.Богомазов, В.Ворушилин, Б.П.Дебелый, В.Г.Дзюба, В.Л.Ефременков Ю.С.Кудин, А.А.Курдин, В.А.Курилкин, С.В.Лазарев, В.М.Лебедев, Н.И.Леденев, Н.Мастяев, Ю. А. Овечкин, А.Г.Захаров, Н.В.Иванов, С.А.Кайгородов, А.А.Кайдалов, И.В.Капустин, , А.П.Петров, С.А.Пивоваров В.К.Позняк., Е.Л.Пургин, В.Н.Ручкин, С.В.Симоненко, С.В.Скалов, Г.А.Солоницын, А.Сугаков, А.Сытько, А.А.Харин, А.В.Цыбульский, Е.А.Шамин, А.В.Шеметов, Л.С.Шульдешов, В.В.Щерба и др.).
Штурманскую службу объединения с октября 1977г возглавлял капитан 1 ранга А.И.Палитаев. Под его умелым руководством подводные лодки готовились к ракетным стрельбам и дальним, в том числе межфлотским походам. А.И.Палитаев участвовал в трансокеанском переходе двух подводных лодок проекта 667БДР «К-490» и «К-455» с Северного флота на Тихоокеанский по маршруту Кольский залив – Атлантический океан – пролив Дрейка – Тихий океан – Камчатка в должности начальника походного штаба – флагманского штурмана, участвовал в подледном переходе РПК СН «К-506» с Северного на Тихоокеанский флот, обратно совершил трансарктический переход с Камчатки на СФ на апл проекта 671 РТМ.
В октябре-декабре 1982г. на РПК СН проекта 667БДР выполнен уникальный дальний поход по периметру Северного Ледовитого океана. Поход проходил в сложных ледовых условиях в период полярной ночи. Его целью было определение ракетной готовности в различных районах Арктики, (командир капитан 1 ранга А.А.Берзин, командир БЧ-1 капитан-лейтенант В.А.Курилкин, командир ЭНГ старший лейтенант А.А.Виноградов, инженер ЭНГ старший лейтенант И.В.Капустин) для чего велась непрерывная ледовая разведка и при каждой возможности осуществлялась попытка всплытия в основном с проламыванием льда. За время похода удалось всплыть в надводное положение 17 раз, что говорит о большом приобретенном опыте и отработанности экипажа. Проводились исследования физико-географических условий районов плавания, исследовались приемы и новые возможности использования технических средств корабля, в том числе навигационного комплекса «Тобол-М2» в различных режимах, разрабатывались и опробывались новые тактические приемы. Выявлена невозможность приема сигналов по КНС в районе между Северным полюсом и магнитным полюсом Земли, а также большие сложности определения места в северной части Гренландского моря из-за сильной непредсказуемой подвижки льда.
С марта 1983г. штурманскую службу объединения возглавил капитан 1 ранга С.А.Смирнов. Сергей Александрович спокойно и уверенно обучал командный и штурманский состав подводных лодок, которые ныне занимают высокие должности: А.В.Шеметов – Главный штурман ВМФ РФ, И.В.Зикий – Главный штурман Северного флота и др. В Гремихе под его руководством выросли замечательные флагманские специалисты Д.Б.Штефанов, В.А. Кондратьев, В.Легостаев, Н.Н.Есаков и др. классные штурмана. В объединении он в лучшую сторону выделял штурманскую службу соединения в губе Оленья во главе с капитаном 2 ранга С.П.Алексеевым.
В августе 1983 года РПК СН «К-92» проекта 667 БД участвовала в опытовом учении в Арктическом бассейне в составе тактической группы с апл проекта 671 РТМ. Они прибыли в назначенный район, где взрывом 4-х торпед «К-92» взорвала лед, всплыла в проделанной взрывом полынье и провела успешно пуск 2-х ракет по БП «Кура». Старший на борту – контр-адмирал Г.Г. Лойкканен , командир – капитан 1 ранга В.В.Патрушев, флагманский штурман – капитан 2 ранга М.М.Голубев, штурман - капитан-лейтенант Г.А.Солоницын, командир ЭНГ - лейтенант А.И.Лебедев. Командир награжден орденом «Боевого Красного Знамени», штурман - медалью «За боевые заслуги». В походе были проведены исследования и сделаны выводы о возможных способах определения дрейфа льда с использованием НК «Тобол» и средств ледовой разведки, что играет решающую роль для принятия решения для всплытия ПЛ в небольших полыньях и разводьях.
В октябре – ноябре 1983 г. РПК СН «К-487» с первым экипажем К-496 (командир капитан 1 ранга П.С.Омельченко, штурман капитан-лейтенант Б.П.Дебелый, командир ЭНГ А.В. Цыбульский, нженер ЭНГ Е.Л.Пургин выполнил задачи боевой службы в районе Северного полюса. Одновременно специалисты ЦНИИ «Дельфин» Ю.Г.Шабров и ГНИНГИ Ю.Г.Хлыпало совместно с моряками штурманской боевой части проводили исследования работы НК «Тобол-М2» в высоких широтах, результатами которых явились доработки программного обеспечения ИНС. Последующие походы подтвердили правильность доработки НК.
В августе 1985г. РПК СН проекта 667БДР «К-129» (старший на борту – вице-адмирал Ю.Н.Патрушев, командир – В.А.Соловьев, флагманский штурман – С.А.Смирнов, от 9 НИИ – Ю.Г.Хлыпало и Киричек) впервые в ВМФ из приполюсного района Арктики произвел РС двумя ракетами из надводного положения в полынье размером 4х13 каб. Личный состав БЧ-1 проявил высокие профессиональные качества.
В период с 14 сентября по 6 октября 1986г РПК СН «К-496» проекта 667БДР c о вторым экипажем выполнил учебно-боевой поход к Северному полюсу с целью испытаний комплекса ракетного оружия Д-9РКУ совместно с навигационным комплексом «Тобол-М2», которые были доработаны для выполнения ракетных стрельб в более высоких широтах. Старший на борту - контр-адмирал В.П.Агафонов, командир - А.Савельев, командир БЧ-1 – С.Пивоваров, командир ЭНГ –А.Бондарь, инженер ЭНГ –В.Самородов, помощник флагманского штурмана соединения - В.Богомазов, от ГНИНГИ - Ю.Г.Хлыпало. С 18 сентября по 30 сентября корабль осуществлял сложное подледное плавание. Личный состав БЧ-1 проявил хорошие профессиональные качества, а НК «Тобол-М2» - высокую надежность и эффективность, что обеспечило заданную точность плавания. Работу штурманов в этом походе можно назвать классическим примером грамотного использования систем НК со средствами коррекции. Место корабля и поправки системы курсоуказания определялись различными способами с помощью: радиоастронавигационной системы (РАНС «Снегирь») и по Солнцу, и по Луне, и по навигационным спутникам в географической и квазигеографической системах координат, в том числе и по СНП-1. Все обсервации - надежные. Выполнен безукоризненно грамотный анализ точности кораблевождения. Две ракетные стрельбы в приполюсном районе были успешные. За 23 суток пройдено более 3,5 тыс. миль. При этом: в подводном положении около 500 часов - 3475.7 мили, из них подо льдом за 263 часа 43 минуты –около 2-х тысяч миль. Авторы настоящей статьи предлагают анализ похода использовать в командирской учебе со штурманами и в учебном процессе с курсантами ВМУЗ.
В августе 1990г. РПК СН «К-424» проекта 667БДР (командир- В.В.Поникаровский, штурман – В.В.Щерба, командир ЭНГ – И.Г.Иванов, инженер ЭНГ – А.Круглов) выполнил поход в приполюсный район Арктики с целью изучения геофизических полей.
В процессе эксплуатации навигационный комплекс второго поколения «Тобол» около 15 лет разрабатывался и дорабатывался в Москве в ЦНИИ «Дельфин» в различных модификациях. Он постепенно совершенствовался по структуре, повышалась точность выработки навигационных параметров, показал высокую техническую надежность и эффективность. Особенно последняя модификация «Тобол-М2». Однако дальнейшее развитие комплексов ракетного оружия и тактики использования ракетных подводных крейсеров стратегического назначения потребовало повышение точности выработки навигационных данных для стрельбы и времени их хранения. Устанавливалась практически непрерывная готовность к ракетной стрельбе. Кроме обычных навигационных данных требовалось выдавать динамические и геодезические параметры (уклонение отвесной линии, динамические ускорения и ускорения силы тяжести). Значительно усложнялись связи НК с ракетным комплексом. Эти требования послужили причиной создания нового НК. В ЦНИИ «Дельфин» и «Электроприбор» с конца 70-х гг. начались работы над НК третьего поколения, которые были созданы практически одновременно в ЦНИИ «Электроприбор» (главный конструктор В.Г.Пешехонов) – НК «Симфония» и в ЦНИИ «Дельфин» (главный конструктор О.В.Кищенков) – НК «Шлюз».
Большой вклад в освоение НК первого, второго и третьего поколений внес контр-адмирал В.С.Макода. Он после окончания училища (1967) проходил службу на ПЛ, на которых были «Плутон» и «Сигма», выполнил несколько дальних походов на боевую службу. В должности флагманского штурмана соединения в губе Оленья и после окончания ВМА - в Гремихе, успешно осваивал инерциальные НК второго поколения, а также учил штурманов, командиров кораблей и соединений. В (1981-1983) он был председателем штурманской секции в составе Правительственной комиссии по приемке головного корабля проекта 941. Внес большой вклад в дело освоения штурманским составом флота методов решения навигационных задач кораблевождения и выработки навигационных данных для применения оружия с использованием новых НК.
В испытаниях и освоении НК «Симфония» принимали участие А.П.Бурсевич, В.А.Ворошилов, Б.Е.Дегтярев, А.Н.Евдокимов, С.В.Козлов, К.Н.Лебедев, О.Медведев, Ю.В.Румянцев, К.А.Степанов, В.А.Титлянов.
В декабре 1984г. подписан приемный акт на головном РПК СН проекта 667 «К-51» (командир - капитан 1 ранга Г.И.Русаков, штурман – капитан-лейтенант А.В.Шеметов), председатель комиссии штурманской секции по Государственным испытаниям и приемке на вооружение нового НК третьего поколения «Шлюз» - С.П.Алексеев. На «К-51» начались испытательные походы в высокие широты. Два похода в 1985 году: первый в Арктику до широты 87 градусов, в походе впервые была проведена проверка выработки навигационных данных во всех режимах работы навигационного комплекса (старший на борту - контр-адмирал В.Агафонов, командир - Г.И.Русаков, штурман -капитан-лейтенант А.В.Шеметов, флагманский штурман соединения - капитан 2 ранга С.П.Алексеев), второй - для выполнения глубоководного погружения в Норвежском море (старший на борту капитан 1 ранга А.А.Берзин. командир - Г.И.Русаков, штурман - капитан-лейтенант А.В.Шеметов, флагманский штурман соединения - капитан 2 ранга С.П.Алексеев). В 1986г. – поход к Северному полюсу с выполнением ракетной стрельбы в приполюсном районе. В 1987г. поход к Северному полюсу (старший на борту капитан 1 ранга А.А.Берзин, командир - капитан1 ранга А.Сугаков, флагманский штурман - капитан 2 ранга С.П.Алексеев, командир БЧ-1 -капитан 3 ранга М.Л.Богданович). В походах НК «Шлюз» показал заданные точности в соответствии с ТТЗ.
С 1987г. флагманским штурманом объединения был капитан 1 ранга С.П.Алексеев. «В 1988 и 1990 он был старшим штурманом трансарктических переходов РПК СН с СФ на ТОФ. Сергей Петрович участник 9 дальних походов, из которых пять проходили подо льдами Арктики. ) В н.в. начальник ГНИНГИ, д.т.н. (1999), профессор (1999), заслуженный военный специалист РФ (1998).» [4].
В состав объединения подводных лодок в губе Сайда в конце 80-х гг. вошли многоцелевые атомные подводные лодки (командир соединения - капитан 1 ранга В.М.Монастыршин), флагманский штурман – В.С.Цеханский. Штурманское вооружении на первых кораблях – навигационный комплекс «Сигма». Значимых результатов в освоении навигационных комплексов добились лучшие штурмана соединения В.Тихонов и В.Петрович, которые впоследствии стали флагманскими штурманами соединения. В середине 90-х гг. соединение пополнилось новейшими подводными лодками проекта 971
С 1991г. флагманским штурманом объединения был капитан 1 ранга А.В.Шеметов. «Участник нескольких боевых служб, испытаний новейшего навигационного комплекса на головном РПК СН проекта 667БДРМ [4] Александр Викторович, пройдя все ступеньки штурманских должностей на Северном флоте, с 2006г . - Главный штурман ВМФ.
8 августа 1991г. на РПК СН «К-407» (командир – С.Егоров, штурман – А.Иванников, флагманский штурман - В.Богомазов) выполнен уникальный научно-технический эксперимент - ракетная стрельба полным боекомплектом, это означает залп шестнадцатью баллистическими ракетами Р-29 РМ. Для Военно-Морского Флота и Военно-Промышленного Комплекса эта операция имела исключительно важное судьбоносное значение: решался вопрос о сокращении стратегических наступательных вооружений - какие именно средства из ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) сокращать и в каком количестве. Многие из Генштаба однозначно предлагали сокращать ракетные подводные крейсера стратегического назначения. В Главном штабе ВМФ было предложено провести ракетную стрельбу полным боекомплектом, что было поддержано судостроителями и ракетостроителями. Большую работу по подготовке корабля проводили офицеры штаба соединения флагманский штурман Владимир Богомазов, флагманский ракетчик Сергей Иваненко, заместитель командира дивизии по ЭМЧ Александр Добротин. Н а борту подводной лодки вместе с экипажем находились члены государственной комиссии контр-адмирал Л.Сальников, командир соединения В.Макеев, генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» С.Н.Ковалев, заместитель генерального конструктора ГРЦ имени В.П.Макеева В.Величко, флагманский штурман соединения В.Богомазов, флагманский РО С.Иваненко. 6 августа в 21 час 9 минут с глубины метров вышла на заданную траекторию первая ракета Р-29РМ, затем вторая, третья .... шестнадцатая. Подводная лодка «К-407» доказала всему миру, что она является грозной силой, она подтвердила мощь стратегических подводных лодок России. Уникальная ракетная стрельба фактически продемонстрировала возможности Морских Стратегических Ядерных Сил России. Успешное выполнение сложной боевой задачи возможно было осуществить только при высокой профессиональной подготовке моряков-подводников.
В декабре 1993г. в губе Сайда проведены сборы штурманов под руководством А.В.Шеметова и В.К.Богомазова. Подведены итоги освоения НК третьего поколения. «Высокий уровень специальной подготовки показали штурмана подводных лодок М.Л.Богданович, А.С.Борцов, И.В.Капустин, Ю.А.Глухов, В.Б.Греков, С.В.Лютов, А.А.Иванников, В.А.Протасов, В.Н.Коробейников» [2].
В дальнейшем успешно освоили НК «Шлюз» А.В.Боцман, В.В.Бусырев, А.В.Вахитов, С.Л.Гаркуша, А.В.Гузенко, А.А.Ковальков, Ю.Ю.Козин, А.В.Козлянников, С.А.Кондратьев, А.Б.Красилич, С.Н.Красильников, Р.А.Крючков, С.В.Кузнецов, С.В.Лазарев, Ю.В.Медведев, И.Н.Мокрицкий, В.М.Орлов, В.Н.Плетнев, Е.Л.Пургин, В.В.Пурденко, С.М.Савельев, И.В.Савин, С.А.Сергеев, М.Ю.Смирнов, К.С.Сперанский, А.В.Тремба, С.А.Фатеев, А.В.Харламов, А.В.Цыбульский, О.В.Черников, А.И.Чудаков, Н.В.Шаповалов, В.А.Юнин, С.Н.Щербаков, С.Н.Яременко и др.
В июле-августе 1994г. состоялся групповой поход подводных лодок к Северному полюсу, посвященный 300-летию российского флота. В походе участвовали «К-18» проекта 667БДРМ (старший на борту, он же командир похода – контр-адмирал А.А.Берзин, командир – Ю.И.Юрченко, флагманский штурман – В.К.Богомазов, командир БЧ-1 – В.Н.Коробейников, командир ЭНГ- О.Л.Башлык, и нженер ЭНГ –А.Нахатович) и «Б-414» проекта 671РТМ (старший на борту – вице-адмирал А.И.Шевченко, флагманский штурман –А.Г.Захаров, командир – С.В. Кузьмин ( в настоящее время начальник управления боевой подготовки ВМФ). Обе подводные лодки всплыли на полюсе с интервалом в три дня и водрузили Государственный и Андреевский флаги. В походе личный состав штурманских боевых частей показал высокий профессиональный уровень подготовки по специальности, а навигационные комплексы « Шлюз » и «Медведица» - высокую надежность. 4 января 1995г. указом Президента РФ за мужество и героизм, проявленные при походе к Северному полюсу на подводных лодках «К-18» и «Б-414» А.А.Берзину, С.В.Кузьмину, Ю.И.Юрченко присвоено звание Героя России, офицеры-штурмана В.К.Богомазов, А.Г.Захаров и В.Н.Корбейников награждены орденом «За личное мужество» и медалью «За отвагу» - О.Л.Башлык.
C декабря 1995г. по март 1996г. подводная лодка 971 проекта успешно выполнила боевую службу в составе первой в ВМФ авианосной многоцелевой группы (АМГ) в Средиземном море под флагом адмирала И.В.Касатонова (командир – капитан 1 ранга С.В.Справцев, штурман – капитан-лейтенант А.Н.Мазин, флагманский штурман соединения– капитан 2 ранга И.В.Зикий (ныне главный штурман Северного флота).
В 1995г. в должность флагманского штурмана объединения вступил капитан 1 ранга В.К.Богомазов. кавалер трех орденов - «За службу Родине в ВС СССР» III степени, Мужества и «За военные заслуги» - капитан 1 ранга В.К.Богомазов прошел путь от инженера ЭНГ до флагманского штурмана объединения РПК СН в губе Сайда. Участник более 10-ти походов на боевую службу подо льдами Арктики, в том числе два похода к Северному полюсу. «Именно ему было оказано доверие возглавить штурманскую службу самого мощного объединения РПК СН нашей страны в сложное для России время. Он - из плеяды лучших представителей той знаменитой школы штурманов, которая была заложена в Гаджиево ветеранами подводной службы. Очень ценил хороших специалистов. Работа же спустя рукава вызывала у него отвращение. Капитан 1 ранга В. К. Богомазов физически не переваривал тунеядцев, не любил и очковтирателей. Лично всегда работал на пределе сил и возможностей, будь то проверка подводного ракетоносца на готовность к боевой службе, выполнение обязанностей оперативного дежурного по флотилии или подготовка торпедолова к проверке ИБМ. Того же требовал и от подчиненных. По-штурмански был аккуратен с бумагами. Четко и слаженно работал с представителями военной промышленности. В трудной ситуации не боялся брать ответственность на себя.» (НШ СФ вице-адмирал С.В.Симоненко) Именем В.К.Богомазова назван знак в бухте Ягельная губ ы Сайда.
С конца 1998г. штурманскую службу в губе Сайда возглавил капитан 1 ранга И.И.Иванов (ныне заместитель Главного штурмана ВМФ). Игорь Игоревич в прошлом штурман на РПКСН проекта 667А с НК «Сигма», затем в должности флагманского штурмана соединения и объединения в губе Сайда отвечал за подготовку штурманских кадров объединения в вопросах специальной подготовки по НК НК «Тобол-М2», «Симфония-У» и «Шлюз».
Помощником флагманского штурмана объединения в 1998-2001гг. был капитан 3 ранга С.Б.Курсин (ныне капитан 1 ранга, заместитель начальника ГНИНГИ). Сергей Борисович в течение 9 лет проходил службу на РПК СН в губе Сайда, выполнил несколько боевых служб в штурманских должностях в очень непростых условиях для флота России. После окончания ВМА им.Кузнецова (2003г.) его назначили флагманским штурманом соединения, а затем объединения подводных лодок в Западной Лице. Он участвовал в проведении приемосдаточных испытаний НК на тяжелом атомном подводном крейсере «ТК-208» «Дмитрий Донской». В 2005г. был назначен председателем Государственной комиссии по проведению испытаний НК «Симфония-3» на этом корабле. Под его руководством личный состав штурманской боевой части освоил новый НК «Симфония-3», обеспечил своевременность выхода ТАПКР при выполнении «бросковых» испытаний изделия «Булава» (2003-2004гг.) и летно-конструкторских испытаний (2005г.) из надводного и подводного положений и выработку навигационных данных стрельбы.
В настоящее время штурманскую службу в губе Сайда возглавляет капитан 1 ранга А.С.Борцов. Александр Сергеевич еще в 1995г. на конкурсе по штурманской подготовке Северного флота был объявлен победителем в группе подводников. Он в полной мере отвечает примерному « УРАВНЕНИЮ ШТУРМАНА», содержание которого описано в журнале «Записки по Гидрографии» №242-1997г. В левой части уравнения: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в кубе плюс ЗНАНИЯ в квадрате плюс НАХОДЧИВОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ и САМОКОНТРОЛЬ, а в правой части: ТОЧНОСТЬ и БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАВАНИЯ плюс ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ КОРАБЛЯ» [5].
В освоении НК штурманским составом пл значимую роль внесли сотрудники ГУНиО и ГНИНГИ МО РФ (А.В.Дешин, В.Г.Дзюба, С.Ю.Дорошенко, Г.И.Емельянцев, М.В.Кузнецов, О.Медведев, В.А.Монтелли, И.Н.Москвичев, Ю.Н.Пленицын, Б.И.Подорожный, М.Синицын, А.П.Сухарев, И.И.Тузов, В.Н.Фрадкин, А.А.Харин, Ю.Г.Хлыпало и др.), Учебные Центры ВМФ (А.С.Агеев, И.Ф.Величко, А.Н.Ерин, В.И.Смыков, Г.Н.Студенецкий, К.Е.Степанов и др.), кафедра ТСК ВВМУ им.Фрунзе (Е.П.Глебов, А.В.Лаврентьев, В.А.Пышкин и др.).
Успешному решению задач по освоению НК в интересах безопасности плавания, выработки навигационных данных по эффективному применению оружия корабля на Северном флоте способствовало развитое у штурманов РПК СН высокое чувство ответственности за порученное дело, был заведен порядок:
-проводить еженедельные тренировки расчетов на АНС, на РС, на РАНС;
-проводить ежемесячные тренировки расчетов АНС без ЦВК:
-флагманский штурман соединения обязан ежемесячно проводить учение со снятием норматива с астронавигационных расчетов;
-ежеквартально проводить с руководителями занятий показательные занятия;
-тщательно анализировать каждый дальний поход;
-добиться, чтобы астрономический способ определения места в дальнем походе считался основным (все остальные способы – резервные, в том числе по КНС);
-контролировать учет хода сдачи зачетов на допуск к самостоятельному управлению выпускниками ВМУЗ .
Выводы:
1.Практическое освоение первых НК проведено непосредственно на подводных лодках.
2.Лучшими формами изучения и освоения НК были кратковременные курсы обучения на предприятиях промышленности (ЦНИИ «Дельфин»), при ВВМУ им.Фрунзе, в учебном центре ВМФ и непосредственно на кораблях под руководством флагманских штурманов соединений и объединений с привлечением специалистов ГТО и ГТН.
3.На всех этапах создания новых НК от проектирования до завершения испытаний напряженно работали на подводных лодках, обслуживая НК в дальних походах и в повседневной деятельности, личный состав штурманских боевых частей. Их замечания и предложения способствовали совершенствованию и развитию НК.
Источники информации:
1. «Морской сборник» (Сборник статей №2), 1968
2. История штурманской службы Северного флота. Североморск. 2001.128с
3. «Морской сборник» (Сборник статей №2), 1970
4. История штурманской службы Флота России. М.2003. 600с
5. Записки по Гидрографии, №242, 1997