Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

История штурманской службы

 

НАЧАЛЬНИКИ КАФЕДРЫ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ

Капитан 2 ранга Швейцаров - Швейцаренко Алексей Иванович – первый начальник цикла кораблевождения 3-го ВМУ. Назначен на должность приказом НК РК ВМФ №02954 от 31 октября 1939 года. Возглавлял цикл кораблевождения, который организационно включал в себя три кафедры: навигации, мореходной астрономии, метеорологии и океанографии. В эти первые, самые трудные, годы становления проявил недюженные способности и высокую работоспособность по основанию помещений цикла и созданию лабораторий. Именно в этот период были оборудованы: классы метеорологии и океанографии, навигационной прокладки, электронавигационных приборов, мореходной астрономии. Параллельно шло переоборудование кораблей переданных с флота в учебный дивизион. Это были МЗ "Аргунь", ГС "Партизан", а позднее ЭМ "Сталин" и "Красный вымпел", на которых ускоренно проводились работы по оформлению штурманских классов, координация которых была возложена на начальника цикла кораблевождения. Одновременно проводились плановые учебные занятия. Не хватало преподавательского состава. Первое время, вместо необходимых 15 преподавателей, на цикле было, вместе с начальником, 3 преподавателя. В то время капитан 3 ранга Швейцаров - Швейцаренко А. И. проявил недюженные организаторские способности для привлечения в качестве приватных преподавателей офицеров флота, а также преподавателей метеорологии и океанографии из Дальневосточного института. Сам лично читал лекции по дисциплинам "Навигация и лоция", "Мореходная астрономия", "Ограждение морей".

Началась война. В октябре 1941 года изучение дисциплин (в том числе навигации, мореходной астрономии, метеорологии и океанографии) по учебному плану было прекращено и училище приступило к занятиям по программе военно-сухопутной подготовки Начальник цикла организовал преподавательский состав и быстрое самопереучивание и соответствующую подготовку курсантов. В конце 1941 года училище перешло к плановым занятиям по программам военного времени. Вплоть до октября 1943 года, оставаясь в должности начальника кафедры навигации капитан 2 ранга Швейцаров – Швейцаренко А. И. проявил недюженную работоспособность по обобщению опыта кораблевождения при ведении боевых действий флотами и внедрению этого опыта в учебный процесс.

С 1944 по 1950 год кафедру навигации возглавлял опытный педагог и воспитатель капитан 1 ранга Якунников С. А., который продолжил славные традиции заложенные его предшественником. Именно ему пришлось оборудовать штурманские классы на учебном корабле "Тобол" и организовывать штурманские походы в 1946 году в порты Порт-Артур, Дайрен, Отомари, Гензан, Сейсин, Расин, а в 1947 году – в Токио. Под его руководством была проделана огромная работа по обобщению опыта деятельности штурманов по обеспечению плавания и применению оружия в период Великой Отечественной войны. Этот опыт он обобщил в своей диссертации, которую успешно защитил.

Свои дела он передал участнику Великой Отечественной войны инженер - капитану Шпицберг И. П., который возглавлял кафедру до 1956 года. В годы войны капитан 1 ранга Шпицберг И. П. служил вначале в Гидрографической службе Северного флота, а затем Тихоокеанского. После окончания войны поступил в Военно-морскую академию, после окончания которой и прибыл на кафедру. В 1951 году в училище произошли коренные преобразования в системе бучения курсантов. Были созданы факультеты, на которых стали готовить не "вахтенных начальников", а специалистов по профилям – штурманов, артиллеристов, специалистов минно-торпедного вооружения. Требовалась коренная переработка учебных планов и программ, добавлялись новые дисциплины, увеличивалось количество часов на изучение предметов – это при том, что ни в одном училище не было опыта обучения курсантов как специалистов, все приходилось делать методом проб и ошибок, переделывать и перекраивать в ходе учебного процесса – работа поистине титаническая. Несмотря на колоссальные трудности, инженер-капитан 1 ранга Шпицберг И. П. написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию, которую начал писать будучи слушателем академии. В 1956 году он уволился по возрасту в запас и уехал жить в г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В последующие годы кафедру возглавляли: с 1956 по 1959 год капитан 1 ранга Стефанов Ю.А., который прибыл по окончании ВМА и в 1959 году уволился в запас, а затем капитан 1 ранга Николаев А. В. с 1960 по 1961 годы. Николаев А. В., до прихода на кафедру, в течение пяти лет был флагманским штурманом надводных кораблей на Камчатке, которые в этот период активно занимались боевой подготовкой с учетом опыта войны, производили боевое траление на подходах к Авачинской губе.

В 1961 году кафедру возглавил капитан 1 ранга Жущиховский С. Д. – выпускник ТОВВМУ 1945 года. К этому времени Сергей Дмитриевич прошел, практически, все штурманские должности от командира БЧ-1 фрегата до помощника флагманского штурмана Тихоокеанского флота, окончил ВСОЛК и ВМА им. А. Н. Крылова. Имея богатейший опыт службы в штурманских должностях, он энергично взялся за новое для него дело – подготовку будущих штурманов и командиров флота.

В трудное время принял капитан 1 ранга Жущиховский кафедру. Это был пик волюнтаризма тогдашнего руководителя Советского Союза Хрущева Н. С. – сокращения вооруженных сил на 1 млн. 200 тыс. человек, когда резались боевые корабли, разбирались на металлолом крейсера, заложенные на стапелях, увольнялись опытные кадры. На первом этапе основные усилия прилагались им на то, чтобы сохранить костяк профессорско-преподавательского состава, что в основном удалось сделать. После 1964 года нужно было восстанавливать утраченное – лаборатории, грамотных педагогов. Несмотря на эти трудности, начальник кафедры написал диссертацию, которую успешно защитил и стал кандидатом военно-морских наук.

В 1968 году эстафету по руководству кафедрой принял капитан 1 ранга Ребенок С.П. – участник Великой Отечественной войны, которую он закончил сержантом, в 1945 году поступил, а в 1949 году окончил ТОВВМУ им. С. О. Макарова, до 1953 года плавал командиром БЧ-1 последовательно на тральщике, эсминце, крейсере. С 1954 года стал преподавателем кафедры мореходной астрономии, а после объединения кафедр – кафедры кораблевождения. Время его руководства кафедрой совпало с большой кораблестроительной программой тогдашнего СССР. Необходимо было вносить коррективы в учебные программы с учетом строящегося океанского флота. На кафедру стали приходить преподавателями офицеры с новых кораблей, с первых атомных подводных лодок, которых нужно было также учить для их новой деятельности – деятельности педагога. Всем этим занимался начальник кафедры.

 

С учетом требования времени, была выбрана тема диссертации – по использованию астронавигационных систем подводных лодок и успешно защищена. Под его руководством ряд преподавателей, таких как капитан 1 ранга Ахмыловский И. Е., капитан 1 ранга Рубинштейн Д. Н., капитан 1 ранга Болгурцев В. Н., капитан 1 ранга Неживой В. Н., капитан 1 ранга Иванов Б. П. и другие защитили диссертации, получили ученые звания – доцент.

 

 

В 1981 году кафедру возглавил капитан 1 ранга Карасев В. В. – выпускник ТОВВМУ им. С. О. Макарова 1963 года. В течении пяти лет под его руководством осуществлялась подготовка штурманов для современного ракетно-ядерного флота. В 1986 году его сменил капитан 1 ранга Бухалин Г. Е. Оба офицера из числа штурманов первых атомных подводных лодок. Хорошо зарекомендовав себя на флоте, были направлены командованием для учебы в адъюнктуру, после окончания которой защитили кандидатские диссертации и были направлены преподавателями в военно-морские училища.

 

На преподавательской деятельности дошли до начальника кафедры. Кафедра кораблевождения последовательно возглавляемая ими выпускала высоко образованных офицеров для ВМФ СССР.

 

С 1990 по 2006 год кафедру кораблевождения возглавил капитан 1 ранга Гилев Ю. С. – выпускник ТОВВМУ им. С. О. Макарова 1971 года. Вся его служба, до прихода на кафедру, прошла на подводных лодках Тихоокеанского флота под руководством Главных штурманов флота - капитана 1 ранга Михайлова Л. И. и контр-адмирала Владимирова В. В.

Пройдя все ступени штурманской службы, от командира ЭНГ подводной лодки до флагманского штурмана эскадры подводных лодок, он приобрел большой опыт морских плаваний. Неоднократно участвовал в автономных плаваниях. Возглавив кафедру, все силы и опыт отдает делу обучения курсантов, систематически выходит с ними в море. В условиях развала Вооруженных Сил и ВМФ в том числе, в условиях кризиса военно-морского образования прилагает все усилия на сохранение профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт плавания, на сохранение в учебных планах дисциплин, позволяющих готовить курсантов, как будущих военных штурманов, на сохранение имеемой учебно-лабораторной базы. На кафедре трудится 50 % кандидатов наук, доцентов, вкладывающих свой неоценимый опыт и знания в обучение курсантов трех факультетов.

В 2006 году кафедру кораблевождения возглавил капитан 1 ранга Инешин Александр Дмитриевич. Выпускник ТОВВМУ 1985 года, проходил службу на ракетных подводных крейсерах в штурманских должностях ИЭНГ, КЭНГ, командир БЧ-1. Через несколько лет стал помощником, а затем старшим помощником командира ПЛ. С этой должности пришел в ТОВВМУ адьюнктом на кафедру тактики ВМФ, защитил кандидатскую диссертацию, был преподавателем. В 2005 году стал заместителем начальника кафедры, а через год начальником кафедры кораблевождения.

 

 


О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom