Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

ЗАМОРСКИЙ ПОХОД.

Часть вторая - ПИРАТСКАЯ.

Ночью 31 января 2009 года в последний день января большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» вошел в Аденский залив. Зимняя погода в Аравийском море по-летнему радовала, дул слабый западный ветер, море было почти штилевое, а температура воздуха и воды на рассвете была одинаковой – плюс 25 0 . Вблизи Адена нас ждала встреча с тихоокеанскими кораблями: буксир-спасатель «Фотий Крылов» стоял на якоре за границей территориального моря, танкеры «Печенга» и «Борис Бутома» завершали пополнение запасов воды и продовольствия в йеменской столице и направлялись в точку рандеву. Тихоокеанский бпк «Адмирал Виноградов», успешно завершив проводку очередного каравана судов, тоже лег на курс встречи.

Аравийское море. Аденский залив.

Подойдя к месту якорной стоянки «Адмирал Левченко» встал на якорь вблизи «Фотия Крылова» в ожидании прибытия в точку рандеву остальных кораблей. На бпк «Адмирал Левченко» к утренним полетам подготовили вертолет, командующий ТОФ не дожидаясь подхода бпк «Адмирал Виноградов», находившегося в пятидесяти милях к востоку, с группой офицеров перелетел на него. После двухмесячного похода на борту «Виноградова» состоялась долгожданная встреча с моряками – тихоокеанцами. Заслушав командира ОБК ТОФ капитана 1 ранга Виктора Соколова, побеседовав с командиром капитаном 1 ранга Петром Подкопайло, офицерами и экипажем, осмотрев корабль, вице-адмирал Константин Сиденко остался доволен своими подчиненными – боевой дух на бпк «Адмирал Виноградов» был высоким, задачи решали с хорошим качеством, техника была исправной, содержание корабля нареканий не вызывало. Встреча прибавила уверенности, что и предстоящие задачи будут решены успешно.

Проводка судов через пиратоопасный район – это одна из задач Военно-морского флота России в Индийском океане, которая успешно решалась с конца 2008 года. Для проводки судов в Аденском заливе использовался международный коридор безопасности, проходящий вблизи территориального моря республики Йемен. Участившиеся нападения пиратов на суда вблизи Йеменских территориальных вод, в том числе и в этом транспортном коридоре, требовали разработки действенных мер по обеспечению безопасности судоходства. Одной из таких мер стало разработка международным сообществом и введение с 1 февраля нового транспортного коридора морских транспортных операций ( UKMTO TC ), сразу же получившего у российских судоводителей наименование «зелёная линия» или «зелёный коридор». Новый коридор судоходства был смещен в центральную часть Аденского залива и удален от йеменских тервод. В коридоре морской безопасности в Аденском заливе устанавливалась полоса двухстороннего транзитного движения судов от точки «А» (альфа) в восточном направлении курсом 72 0 до точки «В» (браво) в западном - курсом 252 0 . Военные корабли многонациональных сил (в основном ОГ ЕЭС и 151 ОГ) обеспечивают охрану судов только в транзитном коридоре безопасности движения судов. Для использования «зелёного коридора» разработан график движения судов в зависимости от скорости их движения. Суда с одинаковой скоростью движения сводятся в группы: десяти-, двенадцати-, четырнадцати-, шестнадцати- и восемнадцати- узловой скоростью. Для каждой группы предусмотрено своё время начала движения из конечных точек «альфа» и «браво». Так, на восток движение судов начинается от точки «А» - в 15.00 (10 узл), 21.00 (12 узл), 01.00 (14 узл), 05.30 (16 узл) и 07.00 (18 узл), а на запад от точки «В» - в 01.00 (10 узл), 05.30 (12 узл), 08.30 (14 узл), 11.00 (16 узл) и 13.00 (18 узл). Время, конечно же, всемирное координированное или по-другому – гринвичское. Непрерывного сопровождения гражданских судов по «зелёной линии» военными кораблями не производится, линия разбита на несколько участков – на этих участках патрулируют военные корабли, обеспечивая охрану следующих судов от пиратских нападений. Время начала движения подобрано с таким расчетом, чтобы наиболее опасные участки суда проходили в светлое время суток и при непосредственном сопровождении военных кораблей. Движение судов по расписанию в «зеленом коридоре» получило название «аденский экспресс» (другое почти однотипное название «индийский экспресс»).

Российские корабли, как впрочем и корабли других стран, например ВМС Китая и Индии, при проводке кораблей используют другую тактику. На конечных участках международного коридора безопасности движения судов формируются караваны для проводки судов, на суда высаживаются вооруженные группы сопровождения и под охраной военного корабля конвой движется через весь Аденский залив. Скорость движения конвоя определяется по скорости судна, имеющего наименьшие скоростные возможности. Конечно, с экономической точки зрения такой способ проводки судов более затратный, но при нем гарантированно обеспечивается безопасность проводки судов через пиратоопасной район. За все время конвойной службы российских военных кораблей в Аденском заливе не захвачено ни одного судна, взятого ими под свою охрану – а это уже показатель эффективности действий ВМФ России.

Ввод нового транзитного коридора в Аденском заливе потребовал и срочной штурманской работы – необходимо было изменить маршрут проводки судов российскими военными кораблями. Прежний маршрут пересекался с введенным международным транзитным коридором под небольшим углом и получалось, что часть маршрута проходила по встречной полосе движения. Вариантов было два: первый – проложить свой маршрут в стороне от международной «зелёной линии» (дабы не создавать затруднений движению в международном коридоре) или второй – использовать международный транзитный коридор для проводки судов в конвоях. Первый вариант был хорош всем: движению никто мешать не будет, интенсивность судоходство по нему будет минимальной, только суда проводимого конвоя. У второго варианта таких преимуществ не было, это морская дорога с интенсивным встречно-попутным движением, но на ней можно использовать возможности международных коалиционных сил, а самое главное – оказывать помощь другим судам, оказавшимся без охраны и подвергающимся нападению морских пиратов. Командующий флотом утвердил второй вариант и международные точки транзитного коридора «альфа» и «браво» стали по-русски называться «аз» и «буки».

Отряд кораблей ВМФ, возглавляемый бпк «Адмирал Левченко», первым из российских кораблей пошел по новому коридору безопасности от точки «Аз» на восток. Путь российских кораблей лежал к «обжитому» району якорной стоянки у острова Сокотра, где планировалось организовать встречу всех наших кораблей и судов, находившихся в Индийском океане, провести пополнение запасов и небольшой ППО и ППР материальной части. С выходом в Аденский залив с «Левченко» было организовано взаимодействие с иностранными военными кораблями, решающими задачи по обеспечению безопасности плавания судов в пиратоопасных районах. Для координации совместных действий по противодействию морскому пиратству, обмена опытом решения задач первая встреча была спланирована уже на следующие сутки. Бпк «Адмирал Левченко» лёг на курс встречи с флагманским кораблем ОГ ЕЭС – греческим фрегатом «Псара».

Встреча с фрегатом ВМС Греции «Псара ». Международные морские силы в борьбе с пиратством.

При выборе места первой встречи с греческим фрегатом «Псара» и командованием оперативной группой Европейского экономического сообщества , находящемся на нём, выбрали точку «13 – 50» - точку с удобными координатами на пересечении целочисленных меридиана и параллели. Время встречи было выбрано также удобным – 08.00. «Удобные координаты» и «удобное время» чуть было не запутали моряков: ночью североморец «Адмирал Левченко» вёл тихоокеанцев «Бориса Бутому» и «Печенгу» немного большим назначенного хода, в результате в точку встречу пришли на полтора часа раньше и дабы не маневрировать прямыми и обратными галсами, точку встречи для нашего отряда пришлось немного увеличить (до окружности … 10 миль !). С временем тоже вышла нестыковочка: договаривались с греками штабные офицеры, свято верившие в то, что судовое время на всех кораблях в море одинаковое. Вообщем-то, так и должно быть, часы на корабле обычно идут по поясному времени, перевод стрелок производится при смене часовых поясов. На «Левченко» при выборе судового времени «удобным» было назначено московское время, отличающееся от поясного времени на один час. Удобное для управления и взаимодействия с вышестоящим командованием московское время отличалось от греческого на один час, но этого не заметили договаривающиеся стороны. К месту встречи корабли гордо шли каждый в своём измерении: российский бэпэка гордо шёл по-московскому времени, а фрегат не менее гордо шёл по-греческому времени. Несмотря на координатно-временные недоразумения встреча кораблей состоялась в нужном месте в назначенное время. Штурманско-командирский запас по времени прибытия компенсировал часовую разницу во времени. Да и греки тоже подошли в точку рандеву заблаговременно… В суточный план корабля на следующий день было включено занятие по организации службы времени на корабле, а день сегодняшний был посвящён двум значимым событиям – встрече с коллегами по борьбе с пиратами и дню рождения Командующего Тихоокеанским флотом (забегая вперёд отмечу, что оба мероприятия прошли на высоком уровне).

Встреча российских и греческих моряков (точнее моряков евросоюза) проходила одновременно на бпк «Адмирал Левченко» и фрегате «Псара». Для этого произвели обмен группами офицеров. На «Левченко» прибыли трое греков – пилот, доктор и старший оперативный офицер. После знакомства с кораблём и проведения небольших протокольных мероприятий, состоялся обмен опытом решения задач по борьбе с пиратством в Аденском заливе. На кораблях прошли взаимные консультации по тактике решения задач обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе и совместных действиях по борьбе с морским пиратством. Оперативный офицер штаба ОГ ЕС капитан 2 ранга Ставритис Георгиос со знанием дела рассказал об особенностях использования международного коридора безопасности в Аденском заливе.

Кроме строго регламентированного по времени судов из точек «Альфа» и «Браво», как и следовало ожидать, были и другие особенности. Так, часть судов, имеющих большие скорости движения, предпочитают следовать самостоятельно, надеясь, что скоростные качества обеспечат им безопасность от нападения пиратов. Встречаются «суда – крэзи», которые следуют вне коридора безопасности, на связь с военными кораблями не выходят, свой АИС выключают. К таким судам отношение как к судам вне закона – проблема безопасности этих судом их собственное дело, но они относятся к судам повышенного внимания как потенциально опасные объекты нападения пиратов. Одновременно, помощи таким судам при нападении морских пиратов, скорее всего, военными кораблями оказываться не будет.

Для военных кораблей Евросоюза актуальной является проблема недостатка информации о движении судов как у побережья Йемена, так и у побережья Сомали. Поэтому вся деятельность иностранных военных кораблей по обеспечению охраны судов сконцентрирована в коридоре морской безопасности. На вопрос, а будете ли оказывать помощь в отражении пиратских атак судам, находящимся в стороне от коридора безопасности, в территориальных водах Сомали или вблизи от них, греческий коллега весьма уверенно сказал, что это маловероятно. Оказание военной помощи возможно только при нападении на суда, находящиеся в «зелёном коридоре» или вблизи от него. За пиратами, как правило, они не гоняются. Если судно захвачено пиратами, то военный корабль каких-либо силовых действий и попыток вооруженного освобождения захваченного судна предпринимать не будет. Руководство ОГ ЕЭС и командиры кораблей опасаются, что их неосторожные действия могут быть оценены пиратами неправильно и вызовут их агрессивную реакцию по отношению к заложникам, что может привести к непредвиденным жертвам. Максимум, на что могут надеяться капитан и экипаж захваченного пиратами судна, это сопровождение военным кораблём к месту пиратской якорной стоянки и наблюдение за ними.

В ходе встречи греческие офицеры высоко оценили действия российского Военно-морского флота в борьбе с пиратами. По всему было видно, что решительные действия российских кораблей при охране судов, активные противопиратские действия и стремление помочь любому судну, нуждающемуся в защите, импонирует братьям славянам. Тактика конвойной службы российских кораблей им тоже нравится, они признают, что сегодня это самый эффективный способ защиты судов от пиратов. В тоже время, несмотря на эффективность, конвоирование является одним из самых дорогостоящих способов обеспечения безопасности судоходства. Поэтому объединенные многонациональные силы стремятся найти компромиссные варианты, одним из которых стало введение международного морского коридора безопасности и расписание движения в нём судов. В ходе короткой встречи согласовали вопросы взаимодействия, обмена информацией о движении судов в Аденском заливе, оповещения об угрозах пиратской деятельности. В вопросе обмена информацией не удалось решить проблему оперативного обмена информацией о морской и судоходной обстановке. К обоюдному сожалению, технических возможностей обмена такой информацией между нашими кораблями и оперативными (походными) штабами пока нет, в реальном масштабе времени передавать и принимать такую информацию российские корабли не могут. Греческие офицеры оставили хорошее впечатление прежде всего как моряки – компетентность, обширный морской кругозор, желание качественно решить поставленные задачи по борьбе с пиратами у них были ярко выраженными. Нормой у них было и свободное общение на английском языке, более того, двое из трех греков сносно говорили … по-русски. Завершив встречу, корабли легли на свои курсы: фрегат «Псара» на свой участок «зелёной линии», а бпк «Адмирал Левченко» - к Сокотре.

СОКОТРА И «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»

3 февраля, пройдя ночью вблизи темного силуэта Африканского рога с его восточным выступом мысом Гвардафуй и оставив слева острова с почти русским названием Эль-Ихван (в переводе – братья) пришли на рейд острова Сокотра, встав на якорь за 12-мильной границей к югу от острова. С рассветом сквозь дымку стал просматриваться силуэт острова. Захотелось рассмотреть на Сокотре то, о чем захватывающе пишут туристические справочники, но даже в бинокль не удалось разглядеть удивительный сокотровкий растительный и животный мир с редчайшими реликтовыми видами «ботанического рая» - драконовым деревом, босвеллией и каммифорой, гигантским алоэ и огуречным деревом, адениумом и дирахмой сокотранской. Также не удалось увидеть на «Галапагосах Индийского океана» (так нередко называют Сокотру) редчайших птиц: сокотранских скворца, нектарницу, воробья и златокрылого дубоноса. Жители острова сокотрийцы или сокотранцы, говорящие на собственном языке и считающиеся одним из самых древних народов региона, тоже не просматривались. В тоже время порадовали моряки – североморцы. С юго – востока, выйдя несколько дней назад из индийского порта Мармагао, к Сокотре подходил крейсер «Пётр Великий». Крейсер в одиночном плавании успешно решил поставленные задачи в Атлантическом океане, обогнул мыс Доброй Надежды, зайдя с визитом в Кейптаун, перешел к западному побережью Индии и, проведя совместные военно-морские учения с ВМС Индии, шел навстречу прибывшим к месту временного морского базирования российских кораблей. Ожидая его, еще до подхода на визуальную видимость, «Левченко» пытался вызвать крейсер на радиосвязь. В эфире уже были слышны переговоры «Петра Великого», но установить связь на русском языке не получалось. «Пётр Великий, Пётр Великий, я – Левченко! На связь. Прием» … «Пётр Великий, Пётр Великий, я – Левченко! На связь. Прием» … Но крейсер по-русски упорно молчал, в тоже время четко прослушивались английские переговоры флагмана Северного флота. На бпк «Адмирал Левченко» проявили смекалку и вызвали «Петра Великого» на … английском языке: «Рашен шип Пётр Великий! Рашен шип Пётр Великий! Я рашен шип Адмирал Левченко! … Овер» - и почти сразу же на русско-английском с рязанским акцентом желанный ответ: «Левченко, Левченко, я рашен шип Пётр Великий! На связи, прием…». Пройдя через три океана, где русская речь в эфире почти не встречается и где российским морякам явно не хватало родного языка, корабли России учились понимать друг друга по-русски заново. Впрочем, много времени это не потребовалось. С подходом на рейд крейсера «Пётр Великий», а через несколько дней тихоокеанских бпк «Адмирал Виноградов» и буксира – спасателя «Фотий Крылов» у острова Сокотра собралась солидная русская эскадра, которую сокотранцы давно не видели. Отряд боевых кораблей ВМФ свою боевую деятельность начал с пополнения запасов и проведения ППО и ППР материальной части. Бпк «Адмирал Левченко» подошел к борту танкера «Борис Бутома», начал прием топлива и воды. На танкере работали энергично, предстояло ещё выдать запасы на крейсер «Пётр Великий». В связи с возросшей группировкой сил и увеличением интенсивности переходов в Аравийском море и Аденском заливе походным штабом оперативно решили вопрос цивилизованного судоходства. Кроме международного морского коридора безопасности движения судов в Аденском заливе других рекомендованных путей и признанных дорог в этой части этого океана не было. Для удобства управления кораблями с учетом географических особенностей, международно-правового режима плавания, а также специфики решения поставленных задач «нарезали дороги» - рекомендованные пути движения для кораблей и судов. В районе Сокотры и вдоль побережья Йемена, Омана и у африканского берега определили возможные районы якорной стоянки, выбрали в них удобные точки постановки на якорь для всех судов, в том числе и для иностранных военных кораблей, взаимодействие с которыми было спланировано в ближайшее время. А взаимодействие было организовано не только с ОГ ЕЭС, но также с кораблями ВМС Индии и ВМС Китая. Отряды китайских и индийских кораблей, используя российскую тактику проводки судов, водили караваны судов через Аденский залив. Для обмена опытом решения задач борьбы с морским пиратством, отработки совместных действий Индия и Китай выразили готовность к конструктивной совместной деятельности. На следующий день состоялось первое знакомство с командованием, походным штабом Северного флота и экипажем тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Крейсер уже более четырех месяцев находился в походе, успешно решал задачи в Северном Ледовитом, Атлантическом и Индийском океанах, посетил с визитами порты Триполи (Ливия), Акзас-Карагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуэра (Венисуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия). С ВМС Венисуэлы, ЮАР и Индии были проведены совместные военно-морские учения. Впечатляли отдельные цифры и результаты: при противолодочных действиях обследовано более 2,5 тысяч кв.миль, визуально и с помощью радиотехнических средств обнаружено около 13 тысяч судов. В тоже время было обидно за родину Россию – под российским флагом за весь поход было встречено только 32(?!) судна. Еще встретилось несколько десятков судов с российскими экипажами, но под флагами других, порой совсем не морских, государств. При входе в Индийский океан «Пётр Великий» сразу же включился в в решения задачи борьбы с морским пиратством, на переходе к острову Сокотра им были досмотрены несколько подозрительных судов. А пиратская деятельность в этот период была на высоком уровне. Среди последних сводок о деятельности пиратов у побережья Сомали были и хорошие новости. Турецкое судно « FOCUS PRODIGI » было освобождено из пиратского плена за выкуп в 3,2 млн.долларов. А ночью бпк «Адмирал Виноградов», находившийся в восточной части зелёной линии вновь предотвроатил очередной захват судна пиратами. Индийский танкер «Джакилла» сообщил в эфир о преследовании его быстроходными катерами и угрозе нападения. «Виноградов» принял сигнал, оценил обстановку и дал команду танкеру – увеличить ход и занять место в караване, а сам приготовился к решительным действиям. Переговоры индийского танкера и российского бэпэка не остались незамеченными пиратами - они отошли, обошлось без применения оружия. Днём стало известно об освобождении украинского судна «Фаина», в составе которого находилось несколько российских граждан. За выкуп более 3-х млн.долларов судно освобождено, пополнило запасы продовольствия и топлива от американского фрегата «Рузвельт» и под его охраной следует в порт Момбаса (Кения). Вечерний доклад походного штаба на бпк «Адмирал Левченко» был последним, утром предстояло перебазироваться на крейсер «Пётр Великий». Необычного ничего не было, за исключением тараканьего любопытства. Во время доклада морской обстановки на карту … выполз таракан, огляделся по сторонам, пошевелил усищами и степенно-уверенно побежал к центру карты, где находились на якоре корабли нашего отряда. Забежав в район якорной стоянки, таракан остановился в центре свободной точки якорной стоянки №30, между «Петром Великим» и «Левченко», и замер. Как будто встал на якорь в назначенной точке, паразит, причем сделал это весьма точно. Первым среагировал на таракана флагштурман, в его руке был штурманский измеритель и он нацелился острой иглой в тараканье тело. В точности штурманского укола можно было не сомневаться, но его опередил флагсвязист, схвативший офицерскую линейку и попытавшийся ею прихлопнуть незваного гостя. Три быстрых удара линейкой по таракану, к всеобщему удивлению, таракану вреда не принесли. Как известно каждому морскому офицеру в офицерской линейке посредине имеется отверстие диаметром 25 мм – вот этим диаметром флагсвязист и бил таракана. Уклонившись от следующего удара диаметром линейки, таракан лёг на курс к африканскому побережью и дал полный ход. Направление движения, цвет корпуса и внешность, а также отсутствие каких-либо опознавательных знаков выдавали тараканью принадлежность к незаконным, возможно пиратским, группировкам. Преследование продолжалось до боковой рамки карты, перескочив которую, таракан ловко юркнул в щель между переборкой и автопрокладчиком. Вечерний доклад вскоре завершился, а утром походный штаб перебазировался на крейсер «Пётр Великий».

На крейсере «Пётр Великий»

С прибытием на «Пётр Великий» в течении нескольких часов была завершена окончательная подготовка к действию отряда российских кораблей в пиратоопасных районах. Ночью большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» и крейсер «Пётр Великий» покинули рейд острова Сокотра и вышли в морской район, в котором отмечалась активизации пиратской деятельности. Когда все предварительные расчеты и навигационная прокладка выполнены и проверены, корабли легли на назначенные курсы, по своей неизменной привычке с большим интересом я наблюдал за работой ГКП, вахтенных офицеров и штурманов. Особый профессиональный интерес был, конечно же, к флагманскому кораблю Северного флота. Обстановка на ГКП при плаванию в ночных условиях была спокойно уверенная. Организация ходовой вахты чёткая, каждый на своём месте. В темноте ходового мостика из-за его довольно больших размеров голосов почти не слышно, только доклады и команды вахтенного офицера по корабельной трансляции. Обстановка чем-то напоминала лучшие иностранные военные корабли, на которых в море я выходил не единожды, когда нет повышенной напряженности и слышны только чёткие командные слова, не сдобренные военно-морским лексиконом. Неужели и в нашем военно-морском флоте есть корабли, которые могут плыть без народного ухабисто-морского лексикона? Наблюдая за работой вахтенных офицера и штурмана, в свете штурманского фонаря сделал несколько пометов в своей ЗКШ:

•  Вахтенный офицер приучен в темноте не пользоваться светильником или фонарем, чтобы не слепило глаза и не мешало наблюдению за надводной обстановкой. Записи в журнале делает при тусклом свете экрана … своего мобильного телефона (?!). За смекалку – отлично, хотя лучше принять на вооружение специальные фонари с холодными синими или красными светофильтрами. Да и у штурмана над навигационной картой желательно фонарь модернизировать – поставить регулятор интенсивности освещения.

•  У вахтенных штурманов хорошо отработаны доклады по обстановке, движению крейсера назначенным маршрутом, поворотах на новый курс. Служба времени на высоте – проверка часов по корабле проводится точно в предписанные правилами штурманской службы часы, кратные четырём, секунда в секунду. Навигационный журнал радует полнотой записей.

Действия ходовой вахты были отработанными и это придавало уверенности в точности решения поставленной задачи. Штурман крейсера капитан 3 ранга Владимир Косолапов отличался крейсерской сдержанностью и штурманской основательностью. Улыбчив. Просматривается хороший офицерский и штурманский стержень. К штурманскому делу относится творчески, стремится не ограничиваться навигационным минимумом решения навигационных задач кораблевождения. Штурманские секретики и штурманские хитрости применяет на практике. Так, решение астрономических задач практикует не только и не столько с помощью старого доброго секстана СНО-Т, но и с использование астронавигационной системы «Салют». При этом для определение места зачастую используются ставшие «штурманской редкостью» комбинации высотных и азимутальных линий положения, а также способы определения места штурманов – подводников, применяющих дополнительно в качестве линии положения инерциальную широту. Штурманские разнообразности в мореходной астрономии были на крейсере достоянием не только штурманов, но и командного звена. В навигационном журнале способ определения места «ВЛП + фи ИНС» был в практике командира крейсера и командования соединения. Оказались у штурмана и свои подходы к использованию современной спутниковой навигационной аппаратуры, возможности НАП «Бриз» использует максимально. Штурманским ноу-хау является использование «Бриза» для контроля циркуляции крейсера при повороте на новый курс. Как на всём крейсере, так и в штурманском хозяйстве отмечался хороший флотский порядок. Содержание боевых постов, жилых и служебных помещений, морских средств навигации нареканий не вызывало, внешний вид моряков в штурманской боевой части крейсера радовал опрятностью и подтянутостью. С крейсерским штурманом Владимиром Косолаповым быстро было установлено взаимопонимание и общение на одном «штурманском языке». Ночное маневрирование в западной части назначенного района к встрече с пиратами не привело. Более того, район был пуст не только от пиратов, но и от других судов. Отсутствие судов показывало, что в море что-то не так, вероятно это связано с опасностью пиратской деятельности. В это время бпк «Адмирал Виноградов» встретился и организовал взаимодействие с индийским фрегатом «Табар» по совместной проводке каравана судов через Аденский залив. Сформировав караван, скоординировав действия по обеспечению безопасности проводимых судов, «Адмирал Виноградов» повел суда на запад. На первом этапе проводки российский бэпэка руководил совместными действиями по обеспечению безопасности перехода, на втором этапе руководство планировалось передать индийскому фрегату. Во время проводки российские и индийские моряки отработали основные элементы совместных действий: организацию наблюдения и связи, обмена информацией о морской обстановке, совместной охране и обороне, действиям при нападении пиратских судов на суда проводимого каравана, высадку групп специального назначения и досмотр подозрительных судов. В караване суда были под либерийскими флагами, часть членов экипажей – граждане России. Российский флаг на мачтах судов, плавающих в здешних водах, довольно большая редкость, хотя по-русски можно переговорить с многими проходящими судами. Проводка каравана до Баб-Эль-Мандебского пролива прошла без эксцессов. Но буквально на следующие сутки в районе действия бпк «Адмирал Виноградов» был получен сигнал помощи от судна «Лайн Принцесс», к судну на большой скорости приближались две быстроходные лодки. С «Виноградова» был поднят вертолет для осмотра района, сразу же была установлена связь находившимся неподалёку крейсером ВМС США «Вела Галф». Американцы тоже подняли вертолёт и вместе с русскими летчиками оперативно осмотрели район, вблизи «Лайн Принцесс» были обнаружены рыбацкие лодки под египетским флагом, осмотрены с воздуха, признаков принадлежности к пиратам не отмечено. Готовность российских моряков к незамедлительным действиям не осталась незамеченной американскими коллегами, командир американского крейсера «Вела Галф» поблагодарил командира российского бпк «Адмирал Виноградов» и пригласил на ланч в точке «Альфа». На крейсере «Пётр Великий» поисковые действия тоже дали результат, впереди в дистанции около 80 кабельтовых обнаружено небольшое судно, на АИС не идентифицируется, к такому судну внимание должно быть повышено. Крейсер увеличил ход, лёг на курс сближения, к взлёту готовится вертолет. Сблизились, осмотрели – рыбак, ещё несколько судов небольших в южной части района тоже без признаков пиратской принадлежности. Несколько суток поиска в районе показали, что здесь чужие не ходят. Транзитные суда по всей видимости избегают этих мест, местные рыбаки занимаются ловом рыбы ближе к берегу. Легли на обратный курс мористее для обследования восточной части района. Как гребёнкой «чешем» морскую гладь.

Тропическое море и южное солнце были настроены к штурманам по-доброму. Штурманы крейсера «Пётр Великий» отвечали им взаимностью. По каждому восходу и закату выверялись показания курса, определялась его поправка, появление звёзд в вечерние сумерки и их уход в утренние, отмечались работой астрономического расчёта и местом по звёздам в навигационном журнале. Штурманята хорошо «набили руку» в измерениях высот светил и решении астрономических задач, по «трём альфа» Скорпиона, Лиры и Центавра задача решалась за 10 минут, при этом невязка не больше полутора миль. Решались штурманские задачки хорошо, но настораживал современный подход к вычислениям. Отступая от классической схемы решения задачи, штурмана за исходные счислимые координаты брали координаты с приемоиндикатороа «Бриз». «Бриз» - это высокоточная спутниковая навигационная аппаратура для определения места по спутниковым навигационным системам ГЛАНАСС и НАВСТАР, для судоводителей в силу простоты и удобства он стал «счислителем координат». При этом многие тонкости и особенности использования современной аппаратуры не учитываются. Вот и на «Петре Великом» не учитывали погрешности, возникающие от того, какая система координат используется в аппаратуре «Бриз» и на штурманской карте. А вахтенные офицеры, как и на большинстве кораблей флота, бездумно переписывали показания с «Бриза» в вахтенный журнал, свято веря, что таким способом они определяют место и контролируют работу штурмана. Требования главного штурмана ВМФ о «подкреплении каждого определения места, полученного с помощью НАП «Бриз», местом, полученным с помощью другого, пусть даже менее точного способа или средства» пришлось внедрять и в крейсерско-штурманском сознании. Отдавая должное порядочности и исполнительности офицеров крейсера, много времени это не заняло. Завершив поисковые действия в районе, корабли «Пётр Великий» и «Адмирал Левченко» вернулись на рейд острова Сокотра и встали на якорь. Якорь «Петра Великого» был отдан ровно в полночь – в 00 час. 00 мин. новых суток, в этом был свой крейсерский шик.

Захват пиратов

Стоянка на якоре оказалась непродолжительной, немного больше суток. Вначале на буксире – спасателе «Фотий Крылов», а затем на крейсере «Петр Великий» приняли сигнал от сухогруза « OCEAN DIAMAND » о нападении на него пиратов, просят помощи. Судно следовало из Саудовской Аравии в Мозамбик на удалении около 600 миль от африканского берега безопасным, как считали, от пиратов маршрутом. Судно преследовали две быстроходные лодки. Догнав « OCEAN DIAMAND », пираты попытались остановить судно, для чего обстреляли надстройку и произвели несколько выстрелов из гранатомета по носовой части корпуса. Капитан увеличил ход до полного и запросил о помощи в эфире. Преследователи пытались высадиться на судно, используя штурмовые лестницы, но высота борта и скорость судна оказалась слишком большими, высадиться не удалось. Преследование не прекращалось. 10 минут после получения сигнала хватило на то, чтобы крейсер снялся с якоря и дал ход, легли на курс сближения с судном, преследуемом пиратами. Через 20 минут с крейсера взлетел вертолет, вскоре с него поступил доклад: «Обнаружил судно, на верхней палубе люди в комбинезонах. На мостике белый человек в белой фуражке, показывает, что все хорошо. Вооруженных людей не судне не видно, на палубе машут руками, приветствуют вертолет». Осмотрев судно и обследовав район нападения пиратов, вертолет вернулся на крейсер – пиратских лодок не обнаружено. С крейсера установили устойчивую связь с капитаном судна « OCEAN DIAMAND », уточнили подробности пиратского нападения. Капитану предложили лечь на обратный курс для встречи с «Петром Великим». На обратный курс лечь капитан категорически отказался, опасаясь идти через место, где был атакован пиратами, назначили ему точку рандеву восточнее пиратоопасного района. Идти до места встречи предстояло чуть меньше двух часов. После короткой пересменки на поиск пиратских лодок вылетел второй вертолет, район поиска расширили с учетом вероятного направления отхода пиратов от места нападения. К поиску готовы подключиться вертолеты с бпк «Адмирал Левченко», который находится на рейде у Сокотры. Искать маломерные суда в океане, что иголки в стогу сена. Но, как известно, при желании можно найти не только иголку в сене, но и чёрную кошку в тёмной комнате … Вечерело. Подошли к судну « OCEAN DIAMAND », высадили на него досмотровую группу. Вскоре стали известны подробности нападения на судно. Пираты действовали нагло, на большой скорости две лодки подошли с кормы и взяли судно в клещи. Всеми доступными средствами они пытались остановить судно – требованием по УКВ-связи, автоматными очередями по надстройке и верхней палубе, стрельбой из гранатомета по судну. Экипаж показал следы от пуль, осколки гранат и разбитые иллюминаторы. Пираты пытались подняться на борт, используя складные металлические лестницы (длина до 12- 16 метров ), но решительность капитана и экипажа не позволили им подняться. А переданный вовремя сигнал тревоги и оказавшиеся рядом военные корабли заставили пиратов отказаться от повторных атак. Досмотр судна завершился уже в сумерках, группа возвратилась на крейсер, а судно « OCEAN DIAMAND » дало ход и взяло на курс на юго-восток. «Пётр Великий» тоже дал ход, заняв позицию по правому борту от « OCEAN DIAMAND », он до рассвета сопровождал судно до выхода его из пиратоопасного района. Ночью вертолеты на поиск не вылетали, летные экипажи готовились к утренним полетом. С восходом солнца «Пётр Великий» и « OCEAN DIAMAND » попрощались, крейсер повернул на обратный курс. Возвращаться на рейд Сокотры решили пройдя через район боевых действий пиратов во время нападения на « OCEAN DIAMAND ». Не прошло и часа, как крейсер впереди по курсу обнаружил судно средних размеров, на вызов по радиосвязи судно не отвечало, от крейсера пыталось уклониться, увеличив ход. Не давая судну уйти, с крейсера открыли предупредительный пулемётный огонь. Две выпущенные очереди легли впереди по курсу судна, судно застопорило ход, легло в дрейф. Через несколько минут крейсер тоже лег в дрейф на расстоянии 3-4 каб. от судна, спустили «БЛ» (быстроходную лодку) с досмотровой группой. Под прицелом «Петра Великого»группа высадилась на судно и произвела досмотр – иранское судно, признаков пиратства не выявлено. Рыбаки вышли «для лова большой рыбы», но пока ничего не поймали, рефрижераторные камеры пустые. Не отвечали по радиосвязи и убегали от нас «потому, что испугались большого военного корабля», такой корабль видели впервые. О нападении на судно « OCEAN DIAMAND » ничего не слышали, других лодок и судов не встречали. После досмотра судно отпустили, крейсер продолжил движение. Вскоре были обнаружены еще несколько рыболовецких судов, досмотр не производили, ограничиваясь детальным опросом по радио. Случайно или нет, но на мачтах всех встреченных судов были иранские флаги. Поиск морских пиратов был возобновлен и вертолетами, вначале с бпк «Адмирал Левченко», а затем продолжен вертолетом с крейсера «Пётр Великий». «Ка-27» противолодочного корабля обнаружил две рыболовные шхуны и небольшой сухогруз, при осмотре с воздуха признаков пиратской деятельности не замечено. Крейсерский вертолет подполковника Андреева через 50 минут после взлёта доложил об обнаружении трех скоростных лодок, в лодках замечены большие лестницы. Лодки уходят от вертолета курсом на юго-запад, в воду сбрасывают какие-то предметы. Началось преследование, по всем признакам лодки пиратские. Крейсер увеличил ход и лёг на курс сближения с ними, расчетное время сближения 38 минут. Для пиратов вертолёт, по-видимому, был неожиданностью и к встрече с ним они готовы не были. После непродолжительного «вертолетного прессинга» лодки были остановлены. Появление на горизонте, а затем подход к задержанным лодкам крейсера стало для пиратов еще одним сюрпризом. Их воинственный дух и агрессивность куда-то пропали, своим видом «грозные пираты» были похожи на «бедных африканских рыбаков». С крейсера спустили лодку с группой задержания, подойдя к пиратам, наши бойцы высадились на пиратские суда. Через некоторое время задержанные лодки подвели под борт крейсера, по штормтрапу пираты начали подниматься на палубу. Погоня закончилась, на «Петре Великом» приняли задержанных подозреваемых в пиратской деятельности и начали досмотр лодок. Кроме 8-ми метровых лестниц, «кошек» для подъёма на борт атакуемого судна вскоре был обнаружен полный комплект пиратских принадлежностей: автоматы АКМ китайского производства, магазины с патронами, гранатомёт с запасными выстрелами, а также деньги в полиэтиленовых упаковках (брикеты с внушительными суммами) и пакеты с наркотическими веществами. Сомнений в том, что «мирные рыбаки» ведут совсем немирный промысел не было.

Как штурману, мне было интересно узнать о навигационных возможностях пиратского флота, ведь ходил этот флот на удалении более 600 миль от берега, где, как известно, нет навигационных ориентиров. Навигация хоть и была упрощена до предела, но отвечала всем современным требованиям по точности плавания. Отсутствие навигационного комплекса, компаса, лага, навигационных карт, прокладочного инструмента, карандаша и резинки компенсировалось обыкновенным портативным GPS -навигатором и телефоном космической связи. Как выяснилось, использовался пиратский навигатор в режиме плавания по маршрутным точкам (как у туриста в лесу) или выхода в назначенную точку. Судя по успехам в перехвате пиратами судов на значительном удалении от берега, выйти в район встречи с объектом своей атаки для них проблем не было. Не было у них и проблем с возвращением в свою базу, хотя здесь в Индийском океане это большой сложности не представляет – утром поворачивай своё судно в сторону от солнца и иди на запад, за день солнце пройдет над тобой и опустится впереди твоего курса. К вечеру солнце будет прямо перед тобой – иди в том же направлении и непременно рано или поздно упрёшься в африканский берег. Ну а на берегу всегда можно спросить у местных жителей, куда же плыть дальше? … Опыт пиратской навигации показывает, что современные портативные приёмники спутниковых навигационных систем («джи-пи-эски») обеспечивают высокую точность плавания, позволяют в любое время знать своё место, направление, расстояние и время движения в выбранную точку. Использование телефонов космической связи позволяет оперативно передавать информацию о своём местонахождении и получать информацию о местоположении судов в море – океане. Ночью, подняв на борт пиратов и их плавсредства, крейсер «Пётр Великий» продолжил путь на рейд к острову Сокотра. Крейсерская жизнь вновь вошла в свой обычный ритм. Пиратов разместили на юте под бдительной охраной морской пехоты. За время перехода удалось узнать некоторые «пиратские тайны», но почувствовав, что их жизни нет угрозы, пираты были равнодушны и почти безразличны ко всему. Закончив следственные действия, долгое время не получалось решить возникшую проблему с задержанными пиратами – куда их девать? Международных норм и механизма привлечения к ответственности за пиратские действия, к сожалению, не было, требовал решения вопрос передачи пиратов государственным властям какого-либо государства, расположенного у побережья Аравийского моря. Быстро решить проблему не получалось, а так как наступила пятница (к тому же 13-е число), поэтому вместе с пиратами встали на якорь (отдали правый якорь, под килем 25 метров , на клюзе 100 метров , грунт – ил, коралл). На якоре стояли недолго, получили команду оружие и вещдоки пиратской деятельности конфисковать, а самих пиратов отпустить в открытом море, точнее океане. Выбрали якорь, легли на зюйд и два часа полного хода. В лучах заката спустили пиратскую лодчонку, в неё загрузили пиратов, оставив им необходимый запас пищи и топлива. Считая задачу выполненной, легли на обратный курс к месту якорной стоянки. Солнце и выпущенные на волю пираты скрылись в наступающих сумерках. Штурмана поупражнялись в определении поправки курса и определении места по звёздам, которые подмигивали им почти по-пиратски. Но занять место на рейде не получилось, через полтора часа новая вводная – пиратов найти, поймать и вновь взять на борт. Флотское правило «не торопись выполнить приказание … ибо его отменят» сработало безукоризненно. Крейсер совершил коордонат и в темноте тропической ночи приступил к поиску пиратской лодки. Найти в темноте малоразмерную цель с низкой радиолокационной отражаемостью – это скажу вам задачка! Учитывая, что за прошедшее с момента нежного расставания с пиратами прошло достаточно много времени, местонахождения пиратского судна увеличилось на карте с точки до солидного круга. К чести радиометристов крейсера, пиратскую лодку нашли быстро, обнаружив ее на расстоянии более 60-ти кабельтовых. Возвращения и повторного захвата русскими моряками пираты не ожидали, можно только догадываться о чём они думали, когда громадина крейсера подошла вплотную к их судну. Попыток сопротивления или невыполнения требований военных моряков с их стороны не было. В свете прожекторов по отработанной схеме поштучно всех подняли на крейсер, подняли на борт и пиратскую лодку. Ровно в полночь с пятницы на субботу встали на якорь в своей, теперь уже «пиратской точке».

Завершение заморского похода

Выходные в море – это понятие весьма условное. Беззаботной стоянки не получилось. Для кораблей Северного флота начинался путь домой маршрутом через Аденский залив, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море в Атлантический океан, а далее морской дорогой на север. Большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» снялся с якоря первым и самостоятельно пошёл к Африканскому рогу. Крейсер «Пётр Великий» остался на рейде с тихоокеанскими судами танкером «Печенга» и буксиром «Фотий Крылов», требовалось решить проблему пиратов - передать их в руки властей, с собой везти такой «живой груз» не только накладно, но еще и проблемно. В затягивающейся проблеме с пиратами просматривался вариант многоступенчатой передачи, вначале на один из кораблей тихоокеанского отряда кораблей, остающихся в Аденском заливе для конвойной службы, а затем властям одного из государств, цивилизованно решающих пиратские вопросы. Вскоре от командования такие указания и поступили – пиратов передать на тихоокеанский бпк «Адмирал Виноградов», который завершая проводку очередного каравана судов, подходил к точке «буки». Попрощавшись с танкером «Печенга» и буксиром «Фотий Крылов», крейсер «Пётр Великий» полным ходом пошёл в точку рандеву с бпк «Адмирал Виноградов». От бпк «Адмирал Левченко», ушедшего на 12 часов раньше, поступил доклад об обнаружении вблизи мыса Гвардафуй (восточной оконечности Африканского рога) небольшого судна, при досмотре обнаружено оружие, несколько автоматов АКМ. У капитана и находившихся на судне моряков документы были в порядке, наличие оружия хоть и незаконного, объясняли необходимостью защиты от вооруженных морских пиратов. Судно было отпущено, оружие изъято и выброшено за борт. «Адмирал Левченко» внес свой достойный вклад в противодействие пиратам в Индийском океане. С бпк «Адмирал Виноградов» встретились немного севернее «русских островов» Эль-Ихван (братья Ивановы или два брата, так почему-то хотелось их называть, может быть потому, что впереди была дорога домой). Расставание с «десятью негритятами» трогательным не назовёшь, быстро и по-деловому «пиратский груз» по накладной передали тихоокеанцам. На «Виноградове» приём пиратам был оказан со всем гостеприимством – всех помыли под душем, переодели в чистое флотское бельё, накормили и разместили в специально подготовленном помещении. Во флотском рабочем платье и буквой «Ф» на погончиках, в которые одели «гостей», они стали похожи на наших матросов, только отличались более крепким загаром. Миссия крейсера «Пётр Великий» на этом была завершена, курс корабля лежал к Баб-Эль-Мандебскому проливу. На следующий день встретились со своим старым знакомым греческим фрегатом «Псара», только в этот раз на борт крейсера вертолётом перелетел командующий оперативным соединением ЕЭС. Командующий ОБК ВМФ вице-адмирал Константин Сиденко и командующий ОС ЕЭС коммадор Папаионис обменялись опытом решения задач по борьбе с пиратами в Индийском океане. Европейское морское командование высоко оценило действия российского Военно-морского флота по обеспечению безопасности плавания в Аденском заливе и борьбе с пиратами. Вечером навстречу крейсеру прошёл караван судов в сопровождении китайского эсминца «Ухань». В караване под охраной эсминца шло 14 (!) судов. Такие большие караваны в здешних водах редкость. Уверенность китайских моряков и их готовность к решительным действиям импонировали. На подходе к Баб-Эль-Мандебскому проливу успешно разрешились пиратские проблемы, бпк «Адмирал Виноградов» получил указания по передаче своих пиратов йеменским властям в районе Адена. Крейсер «Пётр Великий», догнав бпк «Адмирал Левченко», встал к нему в кильватер. С восходом Солнца северные корабли вошли в Красное море.

Красное море

В Баб-Эль-Мандебском проливе штурман работал отлично, с шиком выполняя свои штурманские обязанности. Красивая навигационная прокладка, четкие и своевременные доклады, точные повороты – штурман явно получал удовольствие от своей работы. Невязки обсерваций были минимальны, значит внешние факторы, действующие на крейсер, учитываются в полной мере. Хотя в проходе Лард-Стрейт, которым шел крейсер, следовало ожидать неожиданностей. Здесь встречались два моря – Красное и Аравийское, каждое со своим норовом и характером. Навигационных сложностей у крейсера в Баб-Эль-Мандебском проливе не возникло, Красное море встретило русских моряков штилевой погодой, высокой температурой воды и воздуха, утром над морем висела дымка, ограничивающая видимость. Для идущего впереди большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко» дорога в Красном море была знакомо и он резво бежал впереди крейсера. Крейсер готовился к плаванию Суэцким заливом и Суэцким каналом. Габариты крейсера и его осадка требовали высочайшей организации работы корабельного расчета ГКП-БИП-штурман и слаженности действий экипажа при плавании в стесненных условиях, на малых глубинах при подходе к каналу и прохода Суэцким каналом. Мелочей, как известно, в морском и штурманском деле нет. И об этом напомнило событие, о котором оповестили корабль с центрального командного пункта Военно-морского флота. 5 февраля крейсер ВМС США «Порт-Роял» сел на рифы в районе Гавайских островов. Посадка на мель произошла в сумерках после захода солнца при благоприятных метеоусловиях. Крейсер подошел к входу в бухту Перл-Харбор и застопорил ход. Командира крейсера на ходовом мостике не было, он находился на правом шкафуте, где провожал офицеров штаба флота. Старший помощник командира и вахтенный офицер от управления кораблем устранились, считая, что крейсер находится в дрейфе без хода. Радиометристы БИП навигационную обстановку не контролировали, штурман место крейсера отслеживал «на глазок» без определения места, навигационная прокладка не велась. Сигнальщики крейсера, подчиненные штурману, об огнях ограждения навигационной опасности по левому борту не доложили. При движении по инерции крейсер сел на риф и окружающую его песчаную банку. Авария произошла во время отлива в малую воду, крейсер потерял около 4-х метров осадки. В результате пробоины в отсеке подкильной гидроакустической станции была нарушена герметичность корпуса в носовой оконечности. Второе дно выдержало удар и не допустило затопления носовых отсеков. Никто из членов экипажа корабля при аварии не пострадал. Операция по снятию крейсера с мели продлилась трое суток, с его борта выгрузили 700 тонн топлива, пресной воды, масел и балласта, якорь с якорь-цепью. Предпринятые меры позволили существенно облегчить корабль, который выходил в море без боезапаса для ходовых испытаний после четырехмесячного текущего ремонта и докования. После снятия с мели крейсер был отбуксирован в Перл-Харбор, при осмотре подводной части корпуса корабля водолазами выявлены повреждения обтекателя подкильной ГАС, разрушение излучателя и обрывы кабельных трасс ГАС прогибы донной части корпуса крейсера от форштевня до миделя, повреждения активного успокоителя качки, разрушение излучателей эхолота и гидроакустического лага, повреждения гребных винтов с изгибом лопастей. Навигационная авария крейсера «Порт-Роял» еще раз показала, что на флоте нет места безответственности и беспечности при плавании не только в сложных условиях, но и в самой простой обстановке. Корабли «Пётр Великий» и «Адмирал Левченко», набрав опережение графика движения, вечером подошли к Суэцкому заливу. Навигационная обстановка достаточно сложная. Прошли проливом Губаль, оставив слева остров Шакер, маяк на южной оконечности острова приятно мигает двойными проблесками. На экране РЛС отчетливо появился южный берег Синайского полуострова. Бпк «Адмирал Левченко», как верный дозорный, идет в 40 кабельтовых впереди, связался с СУДС Суэцкого залива, сообщил о себе и принял информацию о судоходной обстановке. У крейсера что-то не заладилось со связью, долго не могли вызвать СУДС, впередиидущий бпк помог, доложил за товарища. Проходим нефтяные промыслы с арабскими названиями Хилаль, Али, Кейсум, Ист-Зейт, Ашрафи …, которые перемешиваются русскими названиями навигационных опасностей: скала Шаг, банка Азов (интересно, откуда они здесь?) … Острова в Суэцком заливе тоже имеют восточные имена – Чим-Эль-Кимак, Губаль-Сагира, Тавила, но тихоокеанцам хочется уже своих названий – дальневосточных… Ближе к полночи слева на траверзе разошлись с группой судов, идущих двадцати узловой скоростью, на экране радар отбилась еще цепочка целей, идущих за этими судами. По всей видимости, караван судов, прошедший Суэцкий канал, достиг юга Суэцкого залива. Для судов, использующих установленную систему разделения движения судов, сложностей возникать, вроде бы, не должно, как по дороге – едь по своей полосе. Только разметку морских дорог видят не все мореплаватели. Ночью встретили армаду рыболовных судов, они «способом «гребенка» чесали дорогу» и затрудняли маневрирование кораблей в системе разделения движения судов. Для безопасного расхождения пришлось выйти «на правую бровку» своей полосы движения. Через некоторое время появился подарок с кормы, между крейсером «Пётр Великий» и бпк «Адмирал Левченко» втиснулся сухогруз, пытаясь обогнать наши корабли. Напряженность судоходства несколько спала к утру.

Имея опережение в несколько часов, подошли к рубежу выхода на связь с Центром управления движением судов порта Суэц, связались с порт-контролем, запросили место стоянки в районе ожидания « V » - «виктор». Мы планировали конец дня и первую половину ночи спокойно отстояться на якоре, провести окончательную подготовку к плаванию в Суэцком канале, да и место в числе первых судов каравана тоже. Но командирский запас в этот раз сыграл для русских моряков злую шутку. Вначале СУДС порта Суэц завернул назад бпк «Адмирал Левченко», назначив ему контрольное время подхода к приемному бую на 03.30, т.е. почти через 14 часов. Не улыбнулась удача и крейсеру «Пётр Великий», места якорной стоянки он тоже не получил. Для российских кораблей определили рубеж, севернее которого не подниматься – параллель 29 градусов 40 минут северной широты.

«Суэцкий стадион» и Суэцкий канал.

Навигационная ситуация сложилась крайне неблагоприятная. Имея резерв времени и заранее подходя к границе порта Суэц российские корабли хотели в числе первых зарегистрироваться для прохода Суэцкого канала и спокойно ожидать время формирования каравана и начала его движения. Но, несмотря на участие в урегулировании этого вопроса высокопоставленных лиц, в частности военного атташе Египта, проблему заблаговременной постановки на якорь в районе ожидания у порта Суэц решить не удалось. Для военных кораблей действовал запрет на стоянку на якоре в территориальном море Египта. Запрет появился около года назад, когда американский военный корабль, стоявший на якоре, обстрелял рыбацкую лодку и погибли египетские граждане. Выход из ситуации, несмотря на ее сложность, был найден довольно быстро. Штурманами в системе разделения движения судов была рассчитана «беговая дорожка» для маневрирования прямыми и обратными галсами с соблюдением правила №10 МПСС-72. Движение в своей полосе движения курсами 156 и 336 градусов, прохождение полного круга занимает около двух часов. Как бег по спортивной дорожке на стадионе – поэтому вскоре моряки дали своё название нашему маневрированию – «Суэцкий стадион». Сложности правильного движения по стадиону возникали при поворотах на обратный курс, когда приходилось пересекать две полосы движения судов, ведь о существовании «суэцкого стадиона» встречные и идущие попутно суда ничего не знали. На втором круге ритм движения бэпэка и крейсера наладился, страсти о неприветливости египтян улеглись. Круги по «стадиону» наматываем спокойно и уверенно. В 02.00, как это и предусмотрено правилами плавания в Суэцком канале, вышли на связь с порт-контролем, связь хрипло-ужасная. Хрипели в адрес АСК (администрации Суэцкого канала) довольно долго, пока не услышали в эфире русскую речь без радиопомех: «Пётр Великий», вам в 04.30 быть у приёмного буя номер 2». Поблагодарив русскоязычного товарища за помощь, продолжили хрипеть с порт-контролем, пока не дохрипелись и поняли друг друга. Слушая переговоры других судов с АСК, обратил внимание, что многие суда приветствуют порт-контроль словами «Салам Алейкум» и дальше передают информацию о себе. Может быть, обратись и мы к египетскому ЦУДС этими нехитрыми словами, не пришлось бы российским военным кораблям выбирать себе стадион и нарезать круги… Подходили к приемному бую ночью, на входе в Суэцкую бухту насчитали 51 судно, может их еще больше, но это уже за экраном РЛС. Еще около десятка судов тянется за нами. Внимательно следим за переговорами судов с АСК, переговоры ведутся на английском языке. На крейсере переводить на русский язык то, что говорят не принято, комдив, командир и многие офицеры говорят и понимают по-английски. Штурман тоже относится к понимающим, но не говорящим. В 05.45 бпк «Адмирал Левченко» принял лоцмана и пошел в Суэцкую бухту. На крейсер лоцман поднялся десятью минутами позднее. Уточнили наш маневр, первым идет бпк, вторым – «Пётр Великий», за нами остальной караван, ход 6 узлов. Через полчаса, пройдя первую пару буёв, вошли в канал Ньюпорт Рок. Лоцман рекомендации дает довольно приблизительные, чтобы нос корабля был направлен посредине прохода, подворачивает по 10 градусов. Командир ведёт крейсер сам, лоцману сообщает о назначенном курсе, тот, соглашаясь, кивает головой. Похоже, что командир и лоцман поменялись местами. Со стороны штурманов к лоцману тоже какое-то безразличие, он им не интересен. Штурман работает внимательно, быстро и точно, как обычно при плавании в узкости, рекомендации по маневрированию своевременны, командиром принимаются сразу. В 06.20 вошли в канал Истерн-Чаннел, скорость 8 узлов, бпк «Адмирал Левченко впереди на дистанции 15 кабельтовых. Еще через полчаса прошли траверз буёв 162 км, к правому борту подошел лоцманский катер. На траверзе порта Суэц сменили лоцманов, приняли канальных электриков. Пересменка лоцманов заняла всего пару минут, обмена информацией между лоцманами не было, всего несколько фраз между собой. Над Суэцем рассвет, скоро появится египетское солнце. Новый лоцман морщится от громкой корабельной трансляции и от штурманских докладов командиру. Он сносно понимает и говорит по-русски, учился в Советском Союзе, служил на ракетных катерах советской постройки в ВМС Египта. Рекомендации по курсу лоцман дает по-русски: «Курс тридцать один … тридцать пять …». Справа на траверзе Порт-Тауфик, в канал втянулись с рассветом. В 08.30 вошли в Малое Горькое озеро, первая часть Суэцкого канала пройдена. Далее идем каналом Эль-Кабрит. Караван судов, ведомый бпк «Адмирал Левченко», небольшой, состоит из 15 судов, но визуально наблюдается только впередиидущий бэпэка и просматриваются два судна за крейсером. Рукавом Ист-Бранч вошли в Большое Горькое озеро. У входа в канал Деверстар к правой бровке канала приткнулось носом к берегу судно с обгоревшей надстройкой, в бинокль читается название « SHUINGAL ». Лоцман без особых эмоций рассказал, что 25 дней назад на судне был пожар, экипаж с пожаром не справился, потерявшее управление судно убрали с судоходной части. Пожар потушили, но вот уже почти месяц не знают, что с судном делать. Большое Горькое озеро прошли транзитом, для каравана, следующего с юга есть преимущество, идём не останавливаясь. Слева на западном берегу осталась по корме башня Джебель-Марьям. Подошли к городу Исмаилия, сменили лоцманов. С лоцманом на борт «Петра Великого» пытались сесть два египетских офицера для «обеспечения безопасности корабля», командир решительно отказал. Полностью его поддерживаю, предварительной договоренности с властями на это не было, а свою безопасность крейсер способен обеспечить самостоятельно. К слову, требования к безопасности проводки судов Суэцким каналом за месяц, прошедший с прохода бпк «Адмирал Левченко», значительно изменились. Египетские власти организовали сквозное сопровождение караванов судов на всем пути следования автопатрулем. По берегу параллельно идущему каравану едет грузовик с солдатами, на машине станковый пулемёт, за ним еще легковой автомобиль, число вооруженных солдат на постах вдоль канала увеличено, они стоят через каждые 200 метров по обе стороны канала. Новый лоцман, в отличии от прежних, нагловат. В течении каких-то пяти минут у командира возникла по отношению к нему «лёгкая неприязнь», но кофе, сигареты и даже стул лоцману дали. Это оказался первый сидячий лоцман, обычно исполнение лоцманских обязанностей происходило стоя на ногах. В 13.35 вошли в восточный рукав канала Эль-Баллах. В западном рукаве канала, пропуская нас, стоят по ватерлинию в песке контейнеровозы, они веревками привязаны к берегу. Песчано-морское зрелище впечатляет. Лоцману принесли чай с бутербродами, бутерброды – с колбасой. Колбаса на бутербродах отменная, с крупными бело-жирными прожилками сала, однозначно – свиная. Лоцман – мусульманин чай взял, а тарелку со свиными бутербродами раздраженно отодвинул в сторону. Командир, «проявляя заботу и внимательность», вежливо пододвигает бутерброды к лоцману – пожалуйста, угощайтесь … Лоцману не нравится, на колбасу с салом косится, но не убирает, терпит. Лоцманское недовольство явно ощущается и в его рекомендациях, команды на руль дает практически непрерывно: один градус вправо – руль прямо – один градус влево … Дергание по градусу вправо – влево – это уже лоцманская вредность. Прошли 45-й километр, справа на Синайском полуострове Эль-Кантара – мемориал подбитым танкам. 16.00 Подходим к Порт-Саиду, вышли на финиш Суэцкого канала. Лоцман готовится сойти, засобирался, дает рекомендации выходить из Суэцкого канала восточным контейнерным каналом. У командира и штурмана это вызывает недоумение, поворот в контейнерный канал для крейсера сложен, в узком канале повернуть практически невозможно. Кроме того, по правилам плавания Суэцким каналом следует выходить средним каналом. Запросили у бпк «Адмирал Левченко» - как им рекомендовал идти лоцман ? Ответ с «Левченко» - средним каналом, в контейнерный проход не входить … Командир крейсера «с большой любовью посмотрел на своего лоцмана …», тот был невозмутим. В это время к борту крейсера подошли лоцманские катера за фонарщиками и лоцманом, прощание было весьма холодным. Лоцман добавил командиру в кровь адреналина, а фонарщик в яркий египетский день нужен был как телеге пятое колесо …

Портовый лоцман Порт-Саида на корабли не прибыл, порт-контроль дал разрешение следовать самостоятельно. Увеличили ход до 14 узлов и пошли в кильватер бпк «Адмирал Левченко». В 16.50 вышли из Суэцкого канала в Средиземное море. Впервые тяжёлый атомный ракетный крейсер Военно-морского флота России прошел Суэцким каналом, навигационная безопасность плавания в стеснённых условиях плавания была обеспечена безукоризненно-точной работой корабельного расчёта ГКП-БИП-штурман, слаженной работой экипажа. Искренне и с большим удовольствием поздравил командира крейсера «Пётр Великий» капитана 2 ранга Феликса Менькова и штурмана капитана 3 ранга Владимира Косолапова с успешным решением сложной навигационной задачи. С таким командиром и штурманом я готов идти в любой самый сложный морской поход. Выйдя за пределы территориального моря Египта, на кораблях «Пётр Великий» и «Адмирал Левченко» провели торжественную церемонию памяти морякам русского крейсера «Пересвет», погибшего в этих водах 22 декабря 1916 г . при переходе из Владивостока в Кронштадт. «Пересвет» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой «У-73» недалеко от Порт-Саида. Погибли 102 и были ранены 142 члена экипажа из 815. Крейсер возвращался на родину. Перед началом русско-японской войны эскадренный броненосец «Пересвет» перешел на Дальний Восток и вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры с базированием в Порт-Артуре. Принимал участие в русско-японской войне. В составе порт-артурской эскадры под командованием капитана 1 ранга Бойсмана участвовал в боях 27 января, 10 июня и 27 июля 1904 года, действовал в Желтом море, участвовал в прорыве кораблей во Владивосток. В последнем бою 27 июля 1904г. во время сражения с японской эскадрой в Желтом море броненосец получил множественные повреждения, в том числе пробоины в районе ватерлинии. С боевыми повреждениями экипаж справился и «Пересвет», не потеряв место в строю, сохранял боевую линию. После гибели командующего эскадрой вице-адмирала Витгефта на эскадренном броненосце «Цесаревич» эбр «Пересвет» под флагом контр-адмирала Ухтомского должен был вступить в управление эскадрой. Однако, из-за сбитых вражескими снарядами стеньг, на броненосце не смогли поднять флажные сигналы, привязанные к поручням мостика сигналы с кораблей эскадры не заметили. Потеряв управление, русские корабли уклонились от дальнейшего боя и вернулись в Порт-Артур. В ходе боя на броненосце погибло 107 членов экипажа (1 офицер, 106 нижних чинов). После боя и неудавшегося прорыва во Владивосток эскадры, вернувшись в Порт-Артур, броненосец «Пересвет» принял участие в его обороне. При осаде в результате попадания в него 56 крупнокалиберных японских снарядов 24 ноября1904 г. затонул на внутреннем рейде Порт-Артура. Поднят японцами в мае1905 г., прошел ремонт на японских судоверфи и в 1908 году вошел в состав японского императорского флота под именем «Сагами». В составе японского флота находился 8 лет. Участвовал в морских походах. В марте 1916 г . «Пересвет» выкуплен Россией у Японии, кораблю возвращено прежнее название, и произведен перевод его в класс крейсеров. С крейсера «Пётр Великий» опустили на воду венок, на русских кораблях приспустили Андреевские флаги и почтили память погибших моряков. Через час после церемонии в последних лучах заходящего солнца офицеры штаба ТОФ вертолётом перелетели на бпк «Адмирал Левченко». Пути северных кораблей разошлись – крейсер повернул на запад к Гибралтарскому проливу, а бпк «Адмирал Левченко» взял курс на порт Тартус. Ночной переход скоростью 19 узлов был коротким, в полдень 23 февраля бэпэка отшвартовался в сирийском порту. Небольшой двухсуточный отдых в Сирии, длительный полет по маршруту Дамаск – Москва –Владивосток и … заморский поход офицеров Тихоокеанского флота завершился.

Штурманский итог похода:

•  за 31 сутки 16 часов на кораблях Северного флота пройдено 5 998,8 миль;

•  за 28 часов 45 минут в полёте на самолётах военной и гражданской авиации покрыто расстояние 17 782 километра.

Многие события заморского похода не удалось поместить на страницах журнала, пусть простят меня те офицеры и моряки – североморцы, о ком я не смог рассказать в своих записках. Не понаслышке знаю, что североморцы настоящие моряки, для которых не решаемых задач, им по плечу любые моря и океаны, корабли Северного флота – одни из лучших в Военно-морском флоте. Каждого из вас с большим удовольствием встречу на Тихоокеанском флоте. Я верю, что морские дороги приведут корабли Северного флота и на наш Тихоокеанский флот. Я сознательно почти ничего не писал о своих товарищах, офицерах походного штаба Тихоокеанского флота. Надеюсь, что и на это найдется время. В записной книжке штурмана и в памяти остались еще множество впечатлений, но это … уже совсем другая история.

  Сажаев М.И.

Средиземное и Красное море, 2009г.

часть 1

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom