ОКЕАНСКИЕ МИЛИ 2005 ГОДА
25 января – День штурмана ВМФ
Накануне профессионального праздника, Дня штурмана военно-морского флота, Штурманская служба ТОФ вступила в Новый учебный год. Оглядываясь в ушедший год и оценивая качество решения штурманами стоящих перед ними и флотом задач, приятно отметить, что задачи прошедшего учебного года штурманами решены успешно. Штурманская служба постоянно находилась в авангарде флота и вместе с флотом добивалась успехов.
2005-й год для штурманов уже традиционно, как и для всего флота, был годом океанских плаваний и совместных военно-морских учений. Заметными событиями этого года были морские походы кораблей Тихоокеанского флота:
- морской поход памяти с ветеранами великой отечественной войны, выполненный большим десантным кораблем «БДК-11», по морскому побережью Приморья накануне 60-летия Великой Победы советского народа;
- поход отряда боевых кораблей ТОФ в составе большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников», эскадренного миноносца «Бурный», большого десантного корабля «БДК-11», танкера «Печенга» и буксира-спасателя «СБ-522» в военно-морскую базу Китайской народной республики для участия в крупномасштабных совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия-2005»;
- поход отряда боевых кораблей ТОФ в составе гвардейского крейсера «Варяг», больших противолодочных кораблей «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев», танкера «Печенга» и морского буксира «Калар» в Индийский океан участия в совместных российско-индийских учениях «Индра-2005» и визитах в порты стран Азиатско-тихоокеанского региона.
Поход памяти, состоявшийся в апреле-мае 2005 года, наряду с военно-патриотическими целями, для командиров, штурманов и вахтенных офицеров был еще и по-настоящему штурманским походом. Впервые за последние годы «БДК-11» прошел по пунктам базирования на дальневосточном побережье России, в которых давно не были боевые корабли флота. Примечательно, что в штурманским стал поход и для курсантов 4-го, в этом году выпускного, курса штурманского факультета ТОВМИ им.Макарова. Большинство офицеров и курсанты-штурмана впервые прошли вдоль побережья Приморья и «открыли для себя» заливы Владимира и Ольги, Советская Гавань и Анива, Находка и Славянка. Морской школой кораблевождения стали для них заходы в порты Сахалина и Приморья, плавание проливами Лаперуза и Татарским. Грамотными, заботливыми и требовательными наставниками для штурманов в этом походе были командир соединения десантных кораблей капитан 1-го ранга Олег Журавлев, заместитель главного штурмана флота капитан 1-го ранга Александр Спивак и офицеры-преподаватели штурманских кафедр ТОВМИ им.Макарова капитаны 2 ранга Андрей Быстров и Вадим Коршунов. Опыт, приобретенный офицерами и курсантами в походе, станет для них надежным багажом в дальнейшей службе. Командир капитан 2-го ранга Олег Ковырчев и экипаж большого десантного корабля «БДК-11» в этом походе показали свою зрелость, в очередной раз подтвердили, что задачи плавания в сложных навигационных условиях им по плечу. Наверное, и поэтому тоже, по решению командования флота «БДК-11» участвовал в походе отряда кораблей ТОФ в военно-морскую базу Северного флота Национальной освободительной армии Китая – порт Циндао.
Поход в Китай и участие в совместных военно-морских российско-китайских учениях для штурманов, как и для всех моряков-тихоокеанцев, принимавших в них участие, был своеобразным экзаменом. В этом походе, в отличии от других, наши корабли решали практически все задачи боевого применения своих сил в удаленном от своей базы районе. Комплекс задач, включающих в себя переход из Владивостока в Циндао, подготовку и участие в практических ракетных, артиллерийских, зенитных стрельбах, высадку морского десанта на малоизученный участок побережья, совместное маневрирование на малых дистанциях при больших скоростях, требовал хорошей морской выучки экипажей, высокой точности плавания, штурманского мастерства при значительном напряжении сил. А условия плавания в августовском походе в Желтом море были достаточно сложными. Не считая захода в Циндао и выхода после окончания визита из порта, корабли отряда 6 раз выходили на тренировки и на проведение различных морских эпизодов совместного учения. Практически каждый вход и выход из порта проходил в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. Ограниченная туманом видимость, выход в утренние сумерки, а заход после заката солнца добавляли напряженности при плавании кораблей. Учитывая, что Желтое море отличается активным рыболовством, а на подходах к порту Циндао отмечается интенсивное судоходство, требования к работе корабельных расчетов ГКП-БИП-штурман были крайне жесткими. Несмотря на лоцманское обеспечение входа в порт российских кораблей, от штурманов требовалась повышенная внимательность и особый контроль за безопасностью плавания.
К чести штурманов, к работе в таких сложных условиях они оказались подготовлены достаточно хорошо. Так, при возвращаясь ночью с очередной тренировки по высадке морского десанта, после приема на борт десантного корабля китайского лоцмана, возникла весьма напряженная ситуация. Лоцман, наблюдая впереди огни идущего навстречу крупнотоннажного судна, не оценив положения корабля относительно опасной изобаты, дал рекомендацию командиру принять вправо, что было небезопасно – путь корабля проходил в нескольких кабельтовых от берега в непосредственной близости от опасной изобаты. Внимательная работа на карте штурмана старшего лейтенанта Михаила Касьянова и быстрая оценка каждой лоцманской рекомендации флагманским штурманом бригады капитан-лейтенантом Сергеем Комоловым позволили сразу заметить опасность лоцманской рекомендации. Командиру корабля штурман своевременно порекомендовал безопасный курс, а лоцман, ознакомившись с обстановкой на навигационной карте, хотя и неохотно, но свою ошибку признал.
Во время визита кораблей ТОФ в Циндао российские офицеры-штурмана имели прекрасную возможность познакомиться с работой в море своих коллег – китайских штурманов. При выходе в море на тренировки и на учения на кораблях производился обмен офицерами между китайскими и российскими моряками. В числе российских офицеров на китайских кораблях в море выходили штурмана с кораблей ТОФ, а среди китайских офицеров на российских кораблях были штурмана кораблей СФ НОАК. Штурманам было чему поучиться друг у друга. Организация штурманской службы на российских и китайских кораблях оказалась практически одинаковой, содержание работы штурмана в море в основном не отличалось друг от друга. Может поэтому языковой барьер, существовавший между российскими и китайскими моряками, у штурманов был минимальным. Им для понимания друг друга зачастую не требовалось никаких слов. Приятно было отметить высокую штурманскую культуру китайских штурманов на флагманском корабле СФ НОАК эсминце «Харбин», их четкую работу, пунктуальность и исполнительность во время маневров и эволюций кораблей в море. Для китайских офицеров поучительным было знакомство с работой штурмана эсминца «Бурный» капитан-лейтенанта Андрея Кохана, особенно при выполнении кораблем практических ракетных стрельб, а также при заходе в порт и швартовке.
Наиболее напряженной у моряков, при проведении совместных учений «Мирная миссия-2005», была работа большого десантного корабля «БДК-11». Планом учений предусматривалось совместное маневрирование на больших ходах в сомкнутых строях, когда дистанция между кораблями была 2-3 кабельтова. От экипажа десантного корабля требовалась четкая и слаженная работа, исключительная внимательность, а от командира соединения капитана 1-го ранга Олега Журавлева и командира корабля капитана2-го ранга Олега Ковырчева буквально секунды на принятие решения в нестандартных ситуациях. А такие ситуации были. Во время тренировки, при подходе к месту высадки морской пехоты с техникой наплав, впереди по курсу у бдк оказалась китайская рыболовная джонка. Остановиться десантный корабль уже не мог, так как выход техники с российского и китайских десантных кораблей должен был быть одновременным. Свободы маневра влево и вправо тоже практически не было, слева и справа на расстоянии в два кабельтова от «БДК-11» шли китайские десантные корабли. Китайский офицер-наблюдатель, находившийся на бдк, причину нахождения джонки в месте высадки десанта и каких-либо рекомендаций дать не смог. Командир корабля, зная маневренные элементы своего корабля, оценив ситуацию, изменил свой курс, буквально прижавшись на несколько секунд к соседнему десантному кораблю и прошел в нескольких метрах от рыбацкой джонки. Оставив рыбака по корме, бдк вновь занял свое место в строю и строго в расчетное время занял свою позицию. Действия командира десантного корабля были своевременными и четкими. А на вопрос: «Как бы действовал в этой ситуации командир китайского десантного корабля?», офицер-наблюдатель ответил уклончиво: «Рыбацкая лодка не имела права находиться в этом районе и при столкновении с кораблем вся ответственность лежала бы на рыбаках. Отворачивать в сторону от нее китайский командир был не обязан».
Хорошую морскую выучку при проведении совместных учений «Мирная миссия-2005» показали командиры кораблей капитан 1-го ранга Руслан Чухраев, капитаны 2-го ранга Анатолий Вислов и Олег Ковырчев, капитаны судов Владимир Шиляев и Виктор Гринев. Грамотно и уверенно действовали в море флагманский штурман походного штаба капитан 2-го ранга Дмитрий Сморщек, командиры штурманских боевых частей кораблей капитан 3-го ранга Александр Любимов, капитан-лейтенант Андрей Кохан, судоводители Александр Литвиненко и Денис Хомицкий. Особой ювелирностью отмечалась работа судоводителей танкера «Печенга». Они показывали филигранную точность при подходе к кораблям и их заправке на ходу.
Поход кораблей ТОФ в Индийский океан в прошедшем году был для штурманов океанской школой. Корабли прошли более 12 500 морских миль в водах семи морей Индийского и Тихого океанов. Практически три месяца корабли находились в самостоятельном плавании, вдали от родных баз. Поход был сложен не только своей продолжительностью, климатическими условиями, тропической влажностью и высокими температурами. Поставленные задачи приходилось решать в сложных навигационных условиях плавания. Экипажам кораблей, штурманским боевым частям, корабельным и судовым расчетам ГКП-БИП-штурман пришлось решать ряд сложных задач по обеспечению безопасности плавания в районах, изобилующих навигационными опасностями, в районах интенсивного судоходства и рыболовства. Проход Сингапурского и Малаккского проливов, вход в порты Вишакхапатнам (Индия), Танджунгприок (Индонезия), Сингапур, Саттахип (Королевство Таиланд), Дананг (Вьетнам), маневрирование в ходе совместных учений «Индра-2005» с кораблями ВМС Индии в Бенгальском заливе, во время учений с кораблями ВМС Королевства Таиланда в Сиамском заливе и ВМС Франции в Южно-Китайском море подтвердили высокую выучку экипажей, командиров кораблей и штурманов.
Профессионалами своего дела показали себя в походе: флагманский штурман отряда боевых кораблей – заместитель главного штурмана ТОФ капитан 1-го ранга Александр Спивак, флагманский штурман соединения кораблей капитан 3-го ранга Дмитрий Наумов, командиры штурманских боевых частей гркр «Варяг» гвардии капитан 3-го ранга Алексей Защепин, бпк «Адмирал Трибуц» старший лейтенант Евгений Кисилев, бпк «Адмирал Пантелеев» капитан-лейтенант Алексей Ковалев, судоводители смтн «Печенга» Сергей Литвиненко и мб «Калар» Игорь Венгиренко. За время похода освоили обязанности и сдали зачеты на допуск к исполнению вышестоящей должности офицеры-штурмана гвардии капитан-лейтенант Руслан Минаев, гвардии старший лейтенант Алексей Ульяненко. Они представлены к назначению на новые должности. Особенно порадовали по результатам похода молодые офицеры крейсера «Варяг» – выпускники штурманского факультета ТОВМИ им.Макарова лейтенанты Александр Матвиенко и Евгений Витютнев. Командир ОБК ТОФ вице-адмирал Сергей Авраменко так оценил их подготовку: «Эти офицеры способны самостоятельно вести отряд кораблей в океане!». Такую оценку они получили после того, как командир отряда кораблей, зайдя ночью в штурманскую рубку, увидел на штурманской вахте только лейтенантов. Удивившись, адмирал выслушал уверенный и четкий доклад вахтенного штурмана по навигационной и морской обстановке, задал множество вопросов по специальности и … был вполне удовлетворен несением вахты на флагманском корабле. Хочется сказать, что на гвардейском крейсере «Варяг» сложилась хорошая штурманская школа. «Варяжские» штурманские офицеры уже давно стали кадровым резервом для выдвижения на должности командиров боевых частей и флагманских штурманов. Прекрасно служил в должности флагманского штурмана Приморской флотилии командир штурманской боевой части еще крейсера «Червона Украина» капитан 1-го ранга Сергей Шпирко, теперь он продолжает службу инспектором в управлении безопасности мореплавания. Капитан-лейтенант Андрей Кохан, пройдя на «Варяге» службу младшим штурманом, командиром БЧ-1 эсминца «Бурный» успешно решал задачи обеспечения навигационной безопасности и точности плавания в ходе похода в порт Циндао и совместного российско-китайского учения «Мирная миссия – 2005», сейчас представлен к назначению на должность помощника командира эсминца.
Старший лейтенант Алексей Ульяненко, проявив при выпуске из ТОВМИ им.Макарова исключительное желание и завидную настойчивость служить только на крейсере «Варяг», добился своего трудным путем.
Так как в штурманской боевой части не было вакантной должности, он был назначен заместителем командира боевой части связи по воспитательной работе. В течении года Алексей Ульяненко наряду с исполнением обязанностей по должности воспитателя, осваивал для себя и штурманские премудрости, сдавал зачеты на допуск к несению штурманской вахты. Поэтому, когда в БЧ-1 освободилась вакансия командира группы, то сомнений кого назначать не было. Для командира БЧ-1 крейсера капитана 3-го ранга Алексея Защепина в поход штурманом был последний, еще до похода он был представлен к новому месту службы. Высочайшее чувство ответственности и желание вывести боевую часть в лучшие на флоте были учтены командованием, он в поход пошел штурманом флагманского корабля и прекрасно выполнил задачи в море. Замена Алексею Защепину на крейсере достойная. Капитан-лейтенант Руслан Минаев штурманом другого корабля мог бы стать давно, но для себя он выбор сделал сразу – быть штурманом гвардейского ракетного крейсера «Варяг». В новых штурманских успехах офицеров «Варяга» сомнений нет, удачи им и семь футов под киле!
Серьезной морской школой стал океанский поход и для курсантов ТОВМИ им.Макарова. В походе принимали участие 50 курсантов 4-го курса штурманского факультета. Под руководством опытных преподавателей капитана 1-го ранга Ивана Фокина, капитанов 2-го ранга Игоря Склянчука, Андрея Шмакова и Андрея Быстрова ими получены практические навыки в решении задач кораблевождения при плавании в Индийском и Тихом океанах, изучены характеристики средств навигационного оборудования по маршруту перехода, навигационно-гидрографические условия и особенности плавания в Сингапурском, Зондском и Малаккском проливах, местные правила плавания в портах заходов. Хорошо зарекомендовали себя во время корабельной практики курсанты Александр Безрук, Павел Голка, Алексей Лазун, Сергей Шеин, Дмитрий Горстка, Иван Петухов, Александр Калташев, Михаил Тёточкин, Александр Кузнецов. Думается, что эта школа океанского плавания будет для них полезной и в дальнейшей офицерской службе.
Не столько заметными, но не менее сложными и ответственными, были подготовка и решение задач боевой службы и боевого дежурства штурманскими боевыми частями подводных лодок, кораблей и судов флота. Высокую оценку получили за решение задач боевой службы штурманские боевые части атомных подводных лодок «Святой Георгий Победоносец», «Самара», «Томск», возглавляемые штурманами капитаном 3 ранга Анатолием Кулагиным, капитан-лейтенантами Александром Толстых, Алексеем Бердниковым. Тщательная базовая подготовка, исключительно качественная техническая подготовка морских средств навигации на подводных лодках позволили достичь хороших результатов в море.
Неимоверно трудно в условиях сегодняшнего дня поддерживать техническую готовность кораблей и морских средств навигации. Преодолев технические трудности, с высоким качеством был проведен ремонт навигационного комплекса на ракетном подводном крейсере «Подольск» и он перешел к постоянному месту базирования на Камчатку. Специалистами групп технического обслуживания, гидрографической и штурманской служб обеспечивается высокая техническая готовность морских средств навигации и средств навигационного оборудования, в кратчайший срок устраняются неисправности. О качестве работы «штурманских технарей» убедительно говорят факты. В дальних походах кораблей флота отказов и неисправностей штурманской техники не было. Точность выработки навигационных данных обеспечила выполнение боевых упражнений, практических ракетных пусков с подводных лодок и надводных кораблей с хорошими и отличными результатами. Это заслуга в первую очередь специалистов, обслуживающих морские средства навигации Бориса Соснина, Валентина Рубцова, Шейхмагомеда Гороева, Олега Рогача, Хадиуллы Ахметова, офицеров гидрографической и штурманской служб капитанов 1 ранга Владимира Пронина, Андрея Яковлева, Андрея Зенькова, Виктора Портнягина, капитанов 2 ранга Евгения Антонова, Игоря Желдакова, Сергея Кулика.
С высоким качеством задачи боевой службы решали в прошедшем году корабли соединения капитана 1-го ранга Юрия Мартынова и их штурманы. С удовольствием отмечаю, что по организации штурманской службы на кораблях, качеству навигационной подготовки к каждому выходу в море, решению навигационных задач кораблевождения и обеспечению безопасности плавания в море корабли этого соединения – лучшие на флоте. Штурманская служба соединения, руководимая дивизионным штурманом капитаном 3-го ранга Сергеем Щербаком уже не первый год лучшая по среди соединений флотского подчинения. В этом заслуга и корабельных штурманов капитан-лейтенантов Константина Андреюка, старших лейтенантов Максима Гилева и Алексея Виноградова.
В 2005 году Штурманская служба приняла пополнение молодых штурманов. Из 60-ти выпускника штурманского факультета Тихоокеанского военно-морского института им.С.О.Макарова, 41 выпускник пришел на первичные штурманские должности непосредственно в штурманские боевые части кораблей и подводных лодок флота. Большинство из них назначены на корабли постоянной готовности. Многие быстро встали на ноги, освоились со своей должностью, уверенно начали службу. Среди тех, кто первыми допустились к самостоятельному исполнению обязанностей, самостоятельно вышли в море и зарекомендовали себя с лучшей стороны лейтенанты Иван Артюшин, Евгений Витютнев, Артем Колпащиков, Александр Матвиенко, Владислав Шестопалов, Павел Сорокопуда, Алексей Васильев, Денис Кочерев.
Штурманскими службами и штурманскими боевыми частями успешно решены главные задачи, стоявшие перед ними в учебном году – обеспечены навигационная безопасность и заданная точность плавания подводных лодок, кораблей и судов при выполнении поставленных задач в море.
Штурманскими боевыми частями и службами успешно решаются главные задачи – обеспечиваются навигационная безопасность и заданная точность плавания подводных лодок, кораблей и судов при выполнении задач в море. Хочется отметить хорошую организаторскую и личную работу флагманских и корабельных штурманов, командования штурманского факультета и преподавателей ТОВМИ им.Макарова, учебной сети флота капитанов 1 ранга Олега Морозкина, Сергея Сумского, Валерия Плишко, Юрия Гилева, Валерия Пасешниченко, Юрия Рожкова, капитанов 2 ранга Романа Бондаренко, Дмитрия Сморщек, Андрея Евдошенко, Сергея Козлова, Юрия Ипатова, капитанов 3 ранга Андрея Ивасык, Игоря Григорьева, капитан-лейтенантов Александра Любимова, Евгения Воронцова, Евгения Сергиенко, Алексея Данильченко, Станислава Стафиевского и других.
2006-й год для Штурманской службы флота будет не простым. Вместе с флотом штурманам предстоит готовиться и решать ответственные задачи океанского плавания, командно-штабных учений, боевых служб и дежурств, боевой подготовки. Решать поставленные задачи с высочайшим качеством – это обязанность каждого офицера, мичмана, старшины и матроса. Зимний период необходимо посвятить качественной отработке и сдаче первых специальных задач, отработке повседневной и боевой организации штурманских боевых частей, подготовке кораблей и судов к плаванию. Уверен, что штурманам поставленные задачи по плечу и решены они будут с высоким качеством!
В профессиональный праздник хочу поблагодарить корабельных и флагманских штурманов за личный вклад в укрепление боевой готовности нашего флота, поддержание высокой организации штурманской службы, настойчивость и требовательность в организации штурманской подготовки на кораблях и соединениях, качественное решение поставленных задач, преданность штурманскому делу.
С профессиональным праздником, дорогие штурмана!
Сажаев М.И.
Владивосток
25 января 2006г.