ШТУРМАН - СИМВОЛ ТОЧНОСТИ
Автор Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото автора. 16.08.2012
Каждое новое учение заставляет военных моряков сполна мобилизовывать силы. Для бывалых мореходов это возможность совершенствовать ратное мастерство, для молодого пополнения, что называется, окунуться в морскую стихию, познать азы военно-морской службы. Скоро всё это испытают на себе участники дальнего похода отряда кораблей Тихоокеанского флота во главе с БПК «Адмирал Пантелеев», которым в июле предстоит решать задачи международного учения «Римпак-2012» в районе Гавайских островов.
Естественно, полезными во всех смыслах остаются уроки предыдущих подобных испытаний. У тихоокеанцев ещё свежо в памяти недавнее международное учение «Морское взаимодействие – 2012», прошедшее в Жёлтом море. Там на борту гвардейского ракетного крейсера «Варяг» находился и главный штурман Военно-морского флота России капитан 1 ранга Эдуард ЛУЙК. Он делится своими суждениями о прошедших манёврах, работе коллег-тихоокеанцев и штурманской службы ВМФ.
Визитная карточка
Эдуард Энделевич Луйк родился 11 августа 1966 года в семье офицера-подводника на Камчатке. Влияние отца, сама гарнизонная жизнь предопределили выбор юноши: он поступил в Военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. По окончании штурманского факультета выпускник 1988 года распределился в 45-ю дивизию атомных многоцелевых подводных лодок – камчатский посёлок Рыбачий. Офицер прошёл должности инженера электронавигационной группы ПЛ проекта 671 РТМ, командира ЭНГ и штурманской боевой части крейсерской ПЛ проекта 971. После учёбы в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова в 1997 году был назначен флагманским штурманом военно-морской базы на Балтике, позже – заместителем главного штурмана Балтийского флота. Шесть лет капитан 1 ранга Эдуард Луйк возглавлял штурманскую службу БФ. В августе 2011 года стал главным штурманом ВМФ.
– Эдуард Энделевич, как вы оценили работу штурманов отряда кораблей Тихоокеанского флота у берегов Китая?
– Для всех нас совместное с военными моряками Китая учение было очередным этапом боевой учёбы, в том числе и совершенствования штурманской подготовки. В условиях малознакомого морского театра штурманы хорошо выполнили задачу, пополнив свой багаж знаний, умений и навыков. В частности, весьма сложным был выход в море в условиях сильного тумана и большого скопления всевозможных судов. При этом рядом с молодыми офицерами постоянно находились более опытные. Например, на большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц» – штурман Камчатской группировки войск и сил капитан 1 ранга Роман Бондаренко (до этого он вёл ОБК ТОФ из морской зоны Африканского Рога), на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» – флагманский штурман Приморской флотилии разнородных сил капитан 2 ранга Алексей Данилов.
В ходе учения у берегов Китая можно было заниматься и повседневной деятельностью, постоянно взаимодействуя с коллегами из штабов флота и флотилии. Мы проанализировали состояние кораблей на предмет навигации, обратились к китайской стороне по вопросам локации, сравнили карты района учения.
Кстати, на «Варяге» мне в своё время приходилось выходить в море, он в те годы носил имя «Червона Украина». Вижу: и поныне держится крейсер достойно, экипаж успешно решает все поставленные перед ним задачи. Знаю, что в прошлом году варяжцы завоевали приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе в крупном учении у полуострова Камчатский, а потом сделали всё от них зависящее, чтобы достойно совершить океанский поход с визитами в японский порт Майдзуру, на американский остров Гуам и в канадский город Ванкувер.
– Планируется ли поступление на ТОФ новых образцов необходимого для навигации оборудования?
– Новые образцы техники уже поступают на флоты, в том числе и на Тихий океан, но нужно её досконально изучать, осваивать. В современных условиях, когда решающее значение имеет фактор времени, важно использовать надёжные электронные средства. Здесь в передовиках – Балтийский флот, где уже широко внедрена и используется новейшая аппаратура. Конечно, и все новые корабли ныне там – они в первую очередь обеспечены такой «начинкой».
– Речь идёт об универсальной электронной навигационно-информационной системе «Сегмент»?
– Именно. «Сегмент» разработан научно-производственным концерном «ПромЭлектроник» и является лучшим из всех комплексов, которые до этого поставлялись на флот. Он на порядок облегчает деятельность штурмана. Главком ВМФ уже поставил задачу установить эту систему на всех кораблях и судах обеспечения. Но надо всё же уметь контролировать «Сегмент» не зависящими от спутниковой навигации способами. Доверять, но перепроверять. Дело в том, что на новом оборудовании, установленном и на нескольких кораблях Приморской флотилии, прежде было просто запрещено работать в целях навигации. Оно использовалось только в качестве информационной системы. Связано это с тем, что оборудование требовало дополнительного обеспечения электронными навигационными картами. В период же освоения системы в море допускались сбои. Сейчас, когда «Сегмент» доводится до ума, специалисты должны научиться грамотно эксплуатировать его. Поэтому на сборах главных штурманов объединений, которые прошли в мае на базе Военного учебно-научного центра ВМФ, мы показали передовой опыт, так сказать, алгоритм поэтапного освоения этой и других новых навигационных систем, чтобы в перспективе донести его до каждого корабля. Среди тех, кто принимал участие в этом мероприятии, и бывший главный штурман Тихоокеанского флота, а ныне начальник кафедры штурманской службы ВУНЦ ВМФ капитан 1 ранга Михаил Сажаев. Надеюсь, наше обсуждение перспектив электронной картографии и организации её практического использования на кораблях придаст новый импульс работе флотских навигаторов.
– Эдуард Энделевич, если возвратиться к «Морскому взаимодействию – 2012» в Жёлтом море, которое было самым масштабным среди международных учений последних десятилетий, то какие уроки из него извлекла штурманская служба?
– Кроме освоения нового для нас морского театра и соответственно приобретения опыта мореплавания и применения оружия в тех условиях, мы собрали ценный материал, который пригодится для дальнейшей работы. Уровень навигационно-гидрографического обеспечения (и прогнозы погоды и навигационной обстановки) у нас ещё недостаточен. Его нужно повышать. Все материалы переданы в Управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Ну а для военных моряков, в том числе и БЧ-1, повторюсь, это была отличная школа морской и специальной выучки. Такие походы не только укрепляют престиж России как великой морской державы, но и влияют на боеготовность флота в целом.
Ссылка: http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/4102-shturman-%E2%80%93-simvol-tochnosti