Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Штурманская жизнь флота

ОДИССЕЯ "АЛЕКСАНДРА ШАБАЛИНА"

выдержки из статьи Тимура Гайнутдинова, "Красная звезда" 06.02.2014г.

Большой десантный корабль «Александр Шабалин» покинул Балтийск 17 декабря 2012 года, а вернулся к родному причалу 14 января 2014 года – таких длинных боевых служб не припомнят и ветераны соединения десантных кораблей. Задачей на боевую службу была демонстрация Андреевского флага в Восточном Средиземноморье. Выполнять её балтийскому БДК довелось в составе межфлотской группировки российских кораблей. Состав группировки регулярно менялся, но в среднем 9–12 боевых кораблей в заданном районе находились всегда. Отрабатывать задачи с моряками Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов стало у балтийцев делом привычным. И корабль, и экипаж показали себя на боевой службе великолепно! Ни одной крупной поломки матчасти за всё время похода не случилось, сегодня корабль готов к выполнению любых задач после прохождения планового технического обслуживания. Между тем испытания «Александру Шабалину» выпали серьёзные. Погода в Средиземном море очень переменчивая. Да и море хоть и южное, а не самое спокойное.

Проливы пройдём с закрытыми глазами

– Выйду на пенсию – устроюсь лоцманом на Босфор…
Насчёт лоцмана на Босфоре старший лейтенант Дмитрий Завгородний, конечно же, шутит. Но в каждой шутке есть доля правды: черноморские проливы за 13 месяцев боевой службы штурману «Александра Шабалина» пришлось проходить 24 раза. Работа командира БЧ-1 большого десантного корабля была оценена: по итогам похода Дмитрий Сергеевич награждён медалью «За воинскую доблесть» II степени.
Впрочем, путь на Балтийский флот молодой офицер начал на Дальнем Востоке. Родившийся в Хабаровске Дмитрий, решив связать жизнь с флотом, поступил в Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. После окончания ТОВВМИ в 2010 году лейтенант Завгородний попал на строящийся БДК «Иван Грен», но, не дожидаясь достройки нового корабля, перевёлся на ходовой – «Александр Шабалин». В 2012 году успел сходить на день ВМС Бельгии, но такого длительного похода, как прошедшая боевая служба, у командира БЧ-1 ещё не было. 
– За одну боевую службу мы отходили столько, сколько многие моряки не проходят за всю свою жизнь. При этом шёл корабль не в самых спокойных с навигационной точки зрения местах. Какой район труднее для штурмана? Балтийское море. В навигационном отношении опаснее тот район, где меньше глубины. В Средиземном море мы радовались, когда удавалось стать на якорь на глубине 80 метров, обычно же под килем было 1.500–2.000 метров. После этого, когда возвращались на Балтику, 20–40 метров под килем немного нервировали.
А ещё были многочисленные совместные учения, работа с моряками разных флотов, деловые заходы, высадка морской пехоты. Отработанность экипажа БДК под конец боевой службы была такой, что любой вахтенный офицер на мостике самостоятельно мог справиться с любой навигационной ситуацией. Части из них экипаж «Александра Шабалина» обязан погоде – шторма за время боевой службы были скорее правилом, чем исключением. Части – действиям кораблей и самолётов зарубежных стран: межфлотская группировка кораблей России в Восточном Средиземноморье вызывала пристальный интерес многих.
– Из разных эпизодов боевой службы особо запомнилось, как нам удалось обмануть иностранный корабль-разведчик, – вспоминает Завгородний. – За борт опустили уголковый отражатель и ушли. Если рассказывать – ничего сложного, всё как по учебнику. Тонкость в том, как это было проделано: своими руками из подручных материалов боцману удалось собрать такой уголковый отражатель, который создавал на экране радара пятно больше, чем корабль. Когда цель на радаре раздвоилась, разведчик остался следить за более яркой целью, а мы ушли по своим делам. Просто? Это потому, что к карте района, в котором мы обычно отрабатывали маневрирование, около Кипра, я под конец боевой службы боялся прикоснуться – там всё черно было от следов старой прокладки, кажется, вот ещё один раз сотрёшь – и дыра будет. Особенно мы развернулись, когда старшими в районе были балтийцы – командование группировки находилось на борту «Ярослава Мудрого». Очень много маневрировали, самые разные упражнения отрабатывали, придумывали новые и новые вводные. Ещё запомнилось маневрирование с крупными кораблями: тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий», гвардейским ракетным крейсером «Москва».
На штурманском столе – карта: южное побережье Средиземного моря, район недалеко от Гибралтара. Проливов балтийцам в походе пришлось пройти множество: Балтийские проливы, Ла-Манш, Гибралтар. Но самыми сложными стали Черноморские – Босфор и Дарданеллы.
– Ширина Босфора – метров 700. Это не Гибралтар, где едва берега видно. А движение по проливу интенсивнейшее: крупные танкеры, пассажирские паромы, и всё это вперемешку с рыбацкими лодками, – рассказывает Завгородний. – Нас через пролив всегда сопровождал турецкий катер береговой охраны – разгонял рыбаков, которые сами уступать дорогу военному кораблю не торопятся. Сначала я волновался перед проходом Босфора и Дарданелл, сегодня, наверное, смогу пройти их с закрытыми глазами. Их интересно проходить – берег близко, всё видно.
Личный состав БЧ-1, по мнению командира боевой части, показал себя образцово, несмотря на то, что часть моряков проходит службу на БДК по призыву. Или благодаря этому? Старший лейтенант Завгородний считает не лучшей идеей полный переход на контрактную систему комплектования. С точки зрения корабельного офицера, достаточно двух лет службы по призыву у личного состава и служащих по контракту мичманов в роли старшин команд. Набирать на контрактную службу кого попало по принципу «100 процентов – контрактники» – значит получить очевидные проблемы с дисциплиной при неочевидном профессионализме набранных.
Сегодня за иллюминатором каюты старшего лейтенанта Дмитрия Завгороднего – Балтийск. Служить на Балтике дальневосточнику нравится: у Калининграда есть своя прелесть, которую нельзя сравнить ни с Хабаровском, ни с Владивостоком, ни с колыбелью цивилизации – Средиземноморьем, с которым был связан последний год экипажа БДК «Александр Шабалин».


Ссылка: http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/14221-odisseya-aleksandra-shabalina

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom