ЛОЖИЛИСЬ НА КАРТУ СЧАСТЛИВЫЕ МИЛИ
Военно-морская биография Яна
Ткачука началась в 2008 году, на заре
XXI века, который распахнул для него
ворота в Мировой океан. Он смело
зашагал по плацу ТОВВМУ имени
С.О.Макарова и поступил на командный факультет кораблевождения и
минноторпедного вооружения.
Пять лет настойчиво грыз гранит науки. Мечтал, как и его сокурсники, побыстрее побывать в дальнем плавании.
И такая возможность вскоре предоставилась. Вместе с группой курсантов его направили на корабль Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва». Он участвовал
в учениях, развернувшихся в заливе
Петра Великого. А по их завершении
взял курс к Крымским берегам.
Поход оставил в душе юноши нее
изгладимое впечатление. Он убедился в том, что недаром выбрал морскую профессию. Немало интересного и поучительного почерпнул во время несения штурманских вахт.
Особенное удовлетворение доставляли ночные бдения. Выйдет, бывало, Ян на крыло ходового мостика
и любуется притихшим океаном. Форштевень разрезает густую темноту
тропической ночи, а корабельные
винты за кормой оставляют яркий
фосфоресцирующий шлейф взлохмаченных волн, который медленно
угасает вдали.
Корабль идёт точно по курсу, проложенному им, Яном. Командир
штурманской боевой части утвердил
прокладку, сделанную прилежным
курсантом. В сердце поёт затаённая
радость от похвалы.
На ходовом мостике вахтенный
офицер обращается к Яну:
- Передохни, штурманец, скоро
Малаккский пролив. Там не дадут покоя шхуны, кавасаки и москитные
флотилии отчаянных рыбаков.
Собирал тогда нервы в кулак курсант Ткачук, учился у старших быстро
принимать решения в проливных
столпотворениях.
Когда катавасия благополучно заканчивалась и выходили на чистую
воду, можно было вздохнуть с облегчением и снова любоваться звёздами.
Над самой головой распростёрлось созвездие Южного Креста. Оно
осеняло российских моряков и желало им счастливого плавания.
Воспоминания о том дальнем походе нет-нет да и всплывают в памяти
Яна. Всё-таки многое дало рандеву с
океаном.
Будучи пятикурсником, попал он
на стажировку в соединение малых
кораблей.
Ему давно нравились небольшие,
юркие, быстрые защитники прибреж
ных акваторий. Лихость атак они унаследовали от фронтовых торпедных
катеров, которые несли на себе огнеопасные сигары, прожигающие борта гитлеровских кораблей.
Теперь у ракетных катеров более
грозное оружие, и они могут применять его на приличном расстоянии, оставаясь неуязвимыми.
Вдруг откуда-то из-за горизонта да
появится в небе могучий снаряд, стремительный и неуловимый, и поразит
цель. А сам автор ракетного удара
рванётся во всю мощь своей упряжки
лошадиных сил и был таков.
На стажировке Яну не раз приходилось быть свидетелем удачных пусков. И там роль штурмана оказывалась в числе первых. Укажи он неверную дистанцию до цели, прозевай назвать нужное время, и сорвётся атака, пойдёт насмарку труд всего экипажа. Поэтому педантичность и скрупулёзность в работе стали чертами
его характера.
А на выходах в море крутиться
приходилось, как говорится, белкой
в колесе. Ему доверяли полностью. Но
и следили, не вмешиваясь, и командир, и штурман за тем, что делает
практикант, готовые в любую секунду
его поправить.
Однако надобности в этом не возникало. Курсант не ошибался. Больше того, проявлял инициативу, которая принималась и заслуживала одобрения.
Стажировка закончилась, Ян получил за неё отличную оценку. Командир обратился к вышестоящим начальникам с просьбой назначить Ткачука на свой катер, благо, должность
освобождалась.
В ТОВВМУ ходатайство рассмотрели, и назначение состоялось.
Пришёл Ян в знакомый экипаж,
словно в родную семью. Офицеры
стали помогать коллеге где советом,
где делом.
По устройству корабля консультации давал командир БЧ-5 старший
лейтенант Вячеслав Андрианов. А о
главном оружии катера ракетах так
образно рассказал командир БЧ-2
лейтенант Николай Металиченко,
что самому захотелось управлять
им.
За короткий срок лейтенант сдал
все положенные зачёты и был допущен к исполнению должности, дежурства и вахты.
Под свою опеку взяли Я.Ткачука
флагманский штурман соединения
капитан 3 ранга Александр Угоренко
и дивизионный штурман капитан-лейтенант Станислав Грегуль. И подопечный довольно быстро освоился в статусе командира БЧ-1.
Но не всё давалось легко. Приходилось разгадывать ребусы, которые
преподносили служба и море.
Однажды катер находился в одной
из бухт. Места давно знакомые, не раз
тут приходилось бывать. Но сумасбродная приморская погода решила
сделать их малоузнаваемыми. С сопок спустился такой плотный туман,
хоть пилой его пили. В подобных случаях говорят: видимость ноль.
И вот в этой невидимости пришлось сниматься с якоря. Катер полз
как черепаха.
За себя не боялись. Выходили по
спутниковой антенне, да и ориентиры
знали словно на ощупь. Опасались
нежданной встречи с какиммлибо лихачом, идущим с бешеной скоростью,
или с неуправляемым судном.
Надрываясь на высокой ноте, посылали сигналы в молочную мглу вестники туманов маячные наутофоны.
Они предупреждали моряков об опасности столкновения. Их голоса Ян уже
мог различать и умело ориентировался в морском пространстве.
Смотрели в оба и людскими глазами, и электронными, благо, на экранах станции помехи не мельтешили.
Что творилось в душе молодого
лейтенанта, отвечавшего за безопасность плавания, догадаться нетрудно.
Но внешне он держался спокойно,
эмоций не выплёскивал, научился выдержке у старших офицеров. Отдавал чёткие приказания рулевому сигнальщику старшему матросу Кириллу
Жарову. А самому память и чутьё подсказывали, куда и в какую минуту следует повернуть.
Так, крадучись, вышли из опасного района и вовремя прибыли в заданный квадрат.
Командир катера похвальных слов
не говорил, а крепко пожал руку
штурману, хорошо сдавшему в ненастье экзамен по кораблевождению.
То плавание в тумане запомнилось
как урок на будущее. Появилась уверенность в своих силах.
Первый год лейтенантского становления успешно прошёл в калейдоскопе боевой учёбы.
С мажорным настроением встретил Ян День ВоеннооМорского Флота. В парадном строю на Амурском
заливе экипаж его катера демонстрировал своё мастерство. Лихо промчался по синей акватории, атакуя
«противника», чем вызвал шквал оваций зрителей на водной станции ТОФ.
Рукоплескания отозвались эхом на
родном причале. На торжественном
построении перед всем соединением
лейтенанту Я.Ткачуку была вручена
грамота за отличную службу.
Что ж, лиха беда начало. Пусть лаг
его морской судьбы продолжает считать счастливые мили.
Марлен ЕГОРОВ.
НА СНИМКЕ: Ян ТКАЧУК ведёт
прокладку.
Фото Владимира БОЧАРОВА.
Ссылка: газета Тихоокеанского флота "Боевая вахта ", №34 (19507) от 20.09.2014г.