Штурманские походы: опыт международного военного сотрудничества
В период обучения в военно-морских институтах и училищах курсанты морских специальностей ежегодно проходят на кораблях Военно-Морского Флота корабельную практику. После второго курса обучения корабельная практика курсантов проводится на учебных кораблях. Находящиеся с составе ВМФ учебные корабли «Перекоп» и «Смольный», с курсантами на борту, совершают продолжительные морские походы с визитами в иностранные порты и заходами в российские военно-морские базы.
В летнюю навигацию 2015 года учебный корабль «Смольный» в течении четырех месяцев с курсантами Военного учебного центра ВМФ «Военно-морская академия», а также Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова и Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова прошел по маршруту Кронштадт – Балтийск – Луанда (Ангола) – Севастополь с заходом в Лас-Пальмас (Испания, Канарские острова) и Малабо (Экваториальная Гвинея) и возвратился в Кронштадт.
Штурманским походом руководил начальник филиала (г.Калининград) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» капитан 1 ранга Родионов В.Н. Штурманской практикой курсантов ТОВВМУ им. С.О. Макарова руководил автор этих строк.
Встречи с иностранными военными моряками и полученный во время штурманского похода опыт международного военного сотрудничества представляют определенный интерес для офицеров и профессорско-преподавательского состава, обучающих и воспитывающих будущих офицеров ВМФ.
В штурманском походе во время визитов учебного корабля в иностранные порты курсанты получили прекрасную возможность познакомиться с культурой, историей и традициями стран и народов европейских и африканских государств. Но если знакомство с достопримечательностями морских портов – столиц иностранных государств, городами Лас-Пальмас (Канарские острова), Луанда (Ангола) и Малабо (Экваториальная Гвинея) представляло так называемый туристический интерес, то встречи и общение с моряками военно-морских сил иностранных государств представляли еще и профессиональный интерес.
Корабль принял испанского лоцмана, инструктаж по обеспечению навигационной безопасности при заходе в порт Лас-Пальмас |
Первые встречи с иностранными моряками у экипажа и курсантов были с лоцманами, принимаемыми на борт учебного корабля «Смольный» при входе в иностранный порт. Командир корабля, штурман и рулевой, а также члены корабельного расчета ГКП – БИП – штурман, участвующие в обеспечении навигационной безопасности, общались с лоцманом в ходе совместной работы. Курсанты имели возможность наблюдать сложный процесс лоцманской проводки. Вот несколько эпизодов захода учебного корабля «Смольный» в иностранные порты с лоцманом.
Встреча российских и ангольских курсантов на учебном корабле «Смольный» в порту Луанда |
К порту Лас-Пальмас подошли на рассвете. Ожидаемой интенсивности движения судов на вход и выход из порта не отмечалось. У входных молов пропустили выходящий из порта скоростной пассажирский паром и приняли лоцмана. Испанец Jose Javaer Garsia Barroso у штурманской карты уверенно и убедительно рассказал о навигационных условиях захода, показал место постановки корабля у причала мола Мулье – Гранде. По навигационным условиям место подходящее, глубина у причала 12 метров. Учебный корабль «Смольный» заходил в Лас-Пальмас уже дважды и оба раза его ставили на другие причалы. Штурмана уточнили у лоцмана, есть ли суда у причала и особенности швартовки, быстро выполнили навигационные расчеты на подход к причалу.
Портовые буксиры «ALBORAN» и «LANZOROTE» уверенно повели учебный корабль в порт. Несмотря на то, что лоцман убедительно говорил о безопасности постановки к причалу, сомнения оставались до тех пор, пока визуально не увидели стоявшие у причала суда. Глазомерная оценка и навигационные расчеты показывали, что «Смольному» места для швартовки между двумя стоящими у причала судами не хватит. Свои сомнения высказали лоцману, еще раз показали ему открывающуюся панораму у причала. Лоцман ситуацию оценил быстро, тоже понял, что впихнуть к причалу Мулье – Гранде корабль не получится. Реакция и действия на изменившуюся обстановку у лоцмана были своевременными. У диспетчерской службы порта лоцман запросил другое место для постановки учебного корабля «Смольный», оно было на соседнем, свободном от судов, причале мола Санта-Каталина с северо-восточной стороны. Портовые буксиры резво развернули корабль и «Смольный» отшвартовался в порту Лас-Пальлмас.
Лоцманская швартовка преподнесла хороший штурманский урок: на лоцмана надейся, но сам не плошай. Лоцманские рекомендации – это хорошо, но штурманские навигационные расчеты они не заменяют.
Совместная тренировка российских и ангольских курсантов |
Другой пример, заход в порт Луанда. При подходе к ангольскому побережью «Смольный» встретили сначала дельфины, стая более двухсот (!) особей сопровождала корабль более часа, а затем патрульный корабль ВМС Анголы «GOLFINNO» и лоцманский катер. На борт поднялись пожилой лоцман и помощник военного атташе. «Смольный» в Луанду заходил чуть больше месяца назад, навигационные условия командиру корабля и штурманам были хорошо знакомы, поэтому инструктаж был недолгим. У входных молов подошли два буксира, в носу и корме подали буксирные концы, начали движение по внутреннему рейду. Несмотря на то, что «Смольный» был взят двумя ангольскими буксирами, швартоваться командиру пришлось самостоятельно, тщательно рассчитывая и контролируя маневр корабля. Лоцман командиру помощи при швартовке практически не оказывал. Местные швартовщики на причале были неторопливы, упустили бросательный конец, с трудом вытянули носовой швартовый конец.
Малабо и лоцман – гвинеец тоже запомнились надолго. К острову Биоко подошли ночью, утром пошли на вход в порт Малабо. Экваториальная Гвинея встречала крайне неприветливо, на подходе к берегу видимость резко упала до 15-20 кабельтовых, пошел дождь. Сырое утро напоминало осеннюю Балтику, по ощущениям ожидалось, что сейчас начнутся снежные заряды. И это вблизи экватора у побережья Африки! Не радовала не только неприветливая погода. С девяти часов утра начали вызывать на связь портовую радиостанцию Малабо-порт, попытки связаться продолжались в течении двух часов — ответа не получили. После долгих попыток связаться с портом, получилось установить радиосвязь с одним из судов на внешнем рейде. «Брат – славянин» пообещал помочь связаться по телефону с капитаном порта и лоцманом, но и у него этого быстро не получилось. Подошли к входным молам на дистанцию 25 кабельтовых, связи нет, нас не встречают, в условиях ограниченной видимости выполняем маневр отхода. На ходовом мостике обстановка напряженно – нервная. Развернувшись кормой от Малабо, услышали радиоголос портового контроля, нас увидели, точнее о нас рассказал брат – славянин, и нас просят подходить ближе, высылают лоцмана. Разворачиваемся, на навигационной карте четко вырисовывается петлистый маневр корабля, курс – на вход в порт Малабо.
Через четыре часа ожидания и маневров в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях, на корабль прибыла два лоцмана, один с УКВ-радиостанцией, другой с мобильным телефоном. Старший лоцман был немногословен, сказал, что корабль поставят на свободный причал, будут работать аккуратно. Настойчиво просим два буксира, обещают, но как-то неуверенно. Самостоятельно входим в портовую гавань, самостоятельно выполняем маневр разворота, самостоятельно швартуемся. Буксиры «SEMA» и «COVAS» подошли, в швартовке не участвовали, но и швартоваться не мешали.
Описанные примеры лоцманской проводки учебного корабля для курсантов стали наглядными уроками общения с иностранными моряками.
Но наиболее интересным событием для курсантов в иностранном порту стала участие в совместной российско-ангольская навигационная тренировка на борту учебного корабля «Смольный».
Накануне захода в Луанду по инициативе старшего консультанта при командующем Военно-морскими силами республики Ангола контр-адмирала Марьясова Н.В. в план делового визита учебного корабля «Смольный» было включено проведение совместной тренировки по ведению навигационной прокладки курсантами ВМС Анголы и ВМФ России. Получив в день прихода в порт Луанда такую задачу, командир похода капитан 1 ранга Родионов В.Н. поручил организацию подготовки и проведение тренировки возглавить начальнику кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. С.О. Макарова капитану 1 ранга Сажаеву М.И.
Тренировку планировалось провести в учебном штурманском классе учебного корабля «Смольный», количество участников – по 12 курсантов с ангольской и российской стороны. От нас для участия в тренировке были отобраны лучшие курсанты – 10 штурманов ТОВВМУ им. С.О. Макарова и двое связистов Балтийского ВМИ, показавшие в походе лучшие результаты по штурманской подготовке. В непосредственной подготовке к тренировке приняли участие начальник кафедры кораблевождения БВМИ капитан 1 ранга Пестонюк Р.Н. и заместитель начальника кафедры ТСК ТОВВМУ им. С.О. Макарова капитан 1 ранга Ванькович В.Г.
Обдумывая сценарий и план совместной российско-ангольской тренировки, было проанализировано несколько вариантов ее проведения. Первый вариант «состязательный», когда каждый курсант работает на отдельной морской навигационной карте, самостоятельно выполняет задание и оценивается по времени и точности решения навигационных задач хотя и был привлекателен, но не ставил в одинаковые условия участников тренировки. Курсанты ВМФ России за почти 30 ходовых суток, пройдя более семи тысяч морских миль от Севастополя до берегов Африки, конечно же имели более высокий уровень штурманской подготовки и им было бы легче справиться с заданием. Поэтому от него отказались, предпочтение было отдано второму варианту, по которому на одной навигационной карте работали в одном штурманском расчете российский и ангольский курсанты.
Заход в Луанду, ангольский лоцман обеспечивает безопасность плавания |
Исходя из поставленных задач были определены учебные цели проведения тренировки. Главная цель — это укрепление дружеских связей между Военно-морскими силами Анголы и Военно-Морским Флотом России. Другие цели – закрепление практических навыков выполнения навигационных расчетов и ведения навигационной прокладки курсантами ВМС Анголы и ВМФ России, а также воспитание высокой морской и штурманской культуры курсантов двух стран.
В основу совместной тренировки по ведению навигационной прокладки заложили совместную работу курсантов ВМС Анголы и курсантов ВМФ России. Для российско-ангольских штурманских расчетов предусмотрели:
— совместную работу за одним штурманским столом на одной морской навигационной карте;
— одно задание на двоих по ведению навигационной прокладки и решению навигационных задач;
— оценку полноты и правильности выполнения задания проводить российскими и ангольскими офицерами преподавателями, ангольского курсанта проверяет и оценивает российский офицер, российского курсанта – ангольский офицер;
— по итогам совместной тренировки определить лучший штурманский расчет в составе российского и ангольского курсантов.
Определенная трудность возникла при выборе морского района проведения навигационной прокладки, на который имелись в достаточном количестве крупномасштабные морские навигационные карты. Логика подсказывала, что таким районом должна стать знакомая для ангольских курсантов морская акватория вблизи побережья Анголы, либо известный всем морякам район плавания. Выбор был остановлен на Гибралтарском проливе, разделяющим побережье Европы и Африки, через который пролегал путь учебного корабля «Смольный» в Луанду. Этот пролив и его навигационные условия, как нам казалось, должны быть известны и ангольским курсантам. На нем и остановились. Капитаном 1 ранга Ванькович В.Г. было подготовлено задание на проведение совместной навигационной прокладки, в котором предусматривался проход учебного корабля «Смольный» из Средиземного моря в Атлантический океан, ведение навигационной прокладки, решение навигационных задач и определение места корабля различными способами.
Решение навигационных задач в ходе проведения совместной тренировки предусматривалось последовательное российским и ангольским курсантами. При этом, ведение навигационной прокладки начинают российские курсанты, затем первое определение места корабля визуально по береговым ориентирам выполняют ангольские курсанты и продолжают вести счисление пути корабля, далее российские курсанты определяют место по берегу с использованием радиолокационной станции, завершают навигационную прокладку ангольские курсанты определением места по GPS. Ведение навигационного журнала тоже оценивалось по полноте и правильности записей в соответствии с ПВНЖ, при этом записи в журнале должны выполняться на русском и португальском (или английском) языках.
Кроме проблемы сценария проведения тренировки, потребовалось учесть языковой барьер. Ангольские курсанты русский язык почти не знали, английским языком не владели, а русские курсанты португальский язык тоже почему-то не понимали. Языковая проблема решилась достаточно просто, офицеры — преподаватели Военно-морской академии ВМС Анголы хорошо знали русский язык (все они обучались в советских и российских военно-морских училищах).
Подготовку к тренировке провели в сжатые сроки, уделив особое внимание подготовке рабочих мест в штурманском классе для совместной работы штурманских русско-ангольских расчетов. Курсанты с большим воодушевлением и исключительной внимательностью подошли к подготовке рабочих мест: навигационные карты, прокладочный инструмент, карандаши, резинки, навигационные журналы и правила их ведения, па также другие необходимые пособия для плавания были разложены на рабочих места по-флотски единообразно и по-штурмански аккуратно.
Вечером от ангольской стороны получили списки участников тренировки. Посмотрев фамилии ангольских курсантов, начали формировать совместные штурманские расчеты. Ангольские фамилии были непривычно-звучные, у многих «четырехэтажные»: Карлос Домингос Собрал Кассира, Уине Эоким Киенга Пангила, Эджане Сикута дош Сантос Диогу … Не полагаясь на волю случаю, интуитивно распределили курсантов по парам. Одного не усмотрели сразу, среди ангольских курсантов были две девушки, но это мы поняли только тогда, когда они прибыли на борт корабля.
Ритуал встречи ангольских курсантов на учебном корабле «Смольный» был продуман. Как на футбольном поле перед началом матча, в штурманском классе входящих ангольских курсантов крепким рукопожатием встречали выстроившиеся в одну шеренгу наши курсанты. Такой ритуал позволил сразу сблизить курсантов и установить дух доброжелательности.
Руководитель тренировки, поприветствовав ангольских курсантов и офицеров, коротко рассказал о маршруте похода и штурманской практике курсантов на учебном корабле «Смольный», объяснил задание и содержание предстоящей навигационной тренировки, пожелал курсантам собранности, внимательности и успешного выполнения поставленной задачи. После этого были сформированы совместные штурманские расчеты из двух курсантов – ангольского и русского. Штурманские расчеты заняли назначенные места, ангольские курсанты ознакомились с навигационным вооружением, инструментами, навигационной картой и навигационным журналом. Многое для них было непривычным, но в атмосфере доброжелательности и дружелюбия, установившейся с самого начала, все вопросы решались достаточно быстро.
По команде руководителя начали выполнение навигационного упражнения, корабль «дал ход», российские курсанты начали показывать ангольским, как нанести точку на навигационную карту по координатам, проложить курс корабля, найти на берегу ориентиры для определения места, проложить измеренные пеленга на карте, определить обсервованное место корабля, рассчитать невязку и сделать запись в навигационном журнале. Большинство навигационных действий ангольским курсантам было понятно, чувствовалось, что у них есть понятия о навигационной прокладке и основах навигации, они неплохо разбирались в решении навигационных задач. После решения первой навигационной задачи российскими курсантами, к решению второй задачи приступили ангольские курсанты. Трудности возникли с чтением морской навигационной карты, хотя она отпечатана на двух языках – русском и английском, с единицами измерения расстояния и использованием прокладочного инструмента, с поиском на картах навигационных ориентиров. Но трудности не стали непреодолимым препятствием, российские курсанты оказались хорошими наставниками. Если у кого-то из ангольских товарищей не хватало навыков решения навигационной задачи на карте, российские коллеги охотно помогали, показывая правильные действия. Наблюдать за тем, с каким азартом курсанты вместе решают навигационные задачи, было настоящим удовольствием. Немного английского языка компенсировало языковой барьер, навигационных знаний для выполнения навигационной прокладки достаточно, а показ правильных действий с использованием принципов «делай, как я» или «делаем вместе» давало хороший результат.
За ходом выполнения навигационной прокладки с интересом наблюдали российские и ангольские преподаватели, курсанты из группы поддержки и обеспечения. Наибольшее внимание было приковано к двум совместным расчетам, в которые входили девушки — курсанты ВМС Анголы. Как и подобает настоящим джентльменам, русские парни с вдохновением решали навигационные задачи за себя и за девушек, при этом успевая объяснить им штурманские премудрости. Навыков использования штурманских циркуля и измерителя у ангольских девушек практически не было, поэтому навигационную прокладку на морских картах вели в четыре руки. Чувствовалось, что ответственность на них легла высочайшая, ведь по сути на российском учебном корабле происходили состязания международного уровня. И любая ошибка, неточность или промах могут не только снизить личную оценку ангольского курсанта, но и показать с негативной стороны уровень подготовки в военно-морской академии ВМС Анголы и страны в целом. В штурманском классе было жарко по двум причинам: первая — от напряженности выполнения навигационных расчетов и вторая – находимся мы не где-нибудь, а в Африке.
Инструктаж по лоцманской проводке перед заходом в порт Малабо |
Через сорок минут плавания в Гибралтарском проливе начальники штурманских кафедр, кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. С.О. Макарова капитан 1 ранга Михаил Сажаев и кафедры навигации Военно-морской академии ВМС Анголы капитан 2 ранга Джулио Мендес приступили к проверке выполнения задания совместными курсантскими штурманскими расчетами. Приятно порадовало, что навигационная прокладка у всех участников состязаний была выполнена с хорошим качеством, задание выполнено полностью, в навигационных журналах сделаны все записи на двух языках, русском и португальском, за подписью выполнивших задание курсантов.
Выполнение задания штурманским расчетом оценивалось у российского курсанта ангольским преподавателем, у ангольского курсанта – русским. По итогам проведенного состязания были выставлены оценки совместным штурманским расчетам и определены лучшие расчеты:
1-е место: курсанты Денис Краснов и Карлос Домингос Собрал Кассира,
2-е место: курсанты Алексей Карташов и Уине Эоким Киенга Пангтла,
3-е место: курсанты Сергей Фарафонов и Эджане Сикута дош Сантос Диогу.
Эджане – симпатичная ангольская девушка, будущий офицер военно-морских сил Анголы.
Подводя итоги, руководитель похода поблагодарил курсантов ВМФ России и ВМС Анголы за высокие результаты, показанные при проведении международных штурманских состязаний, стремление каждого к победе. Главный результат проведенной совместной штурманской прокладки – это укрепление дружественных связей между Военно-Морским Флотом России и Военно-морскими силами Анголы и нашими странами.
На память о встрече участники штурманских соревнований вместе сфотографировались у борта учебного корабля «Смольный» и каждый курсант … с двумя ангольскими девушками (!).
Проведенная совместная навигационная тренировка стала хорошей формой международного военного сотрудничества наших стран, а по оценкам руководства ВМС Анголы и представителей российского военного атташе – лучшим российско-ангольским мероприятием во время двух визитом учебного корабля «Смольный» в порт Луанда.
Фото с ангольскими девушками на память |
Опыт визитов (заходов) учебного корабля «Смольный» в порты иностранных государств показал, что корабль, экипаж и курсанты с честью и достоинством представляют Россию в тех странах, куда заходит корабль. Положительный резонанс имеют встречи курсантов с военными моряками иностранных государств. Вместе с тем, основными мероприятиями с участием курсантов остаются экскурсии по городу, знакомство с достопримечательностями, интересными местами, обычаями и жизнью в портах захода. Представляется целесообразным в программу визита (захода) учебного корабля в иностранный порт включать следующие мероприятия:
- встречи российских курсантов и моряков военно-морских сил иностранных государств, проведение совместных мероприятий (выступление с презентацией о ВМФ России и военно-морских училищах, навигационные занятия, спортивные состязания, выступление художественной самодеятельности и т.п.);
- знакомство российских курсантов с военно-морскими учебными заведениями ВМС иностранных государств;
- посещение курсантами военных кораблей ВМС иностранных государств в порту визита;
- посещение учебного корабля жителями города во время стоянки в порту (учебный корабль показывают курсанты).
В ходе штурманских походов курсанты военно-морских учебных заведений получают первый опыт международного военного сотрудничества. Этот опыт является одним из важнейших элементов подготовки будущих офицеров Военно-Морского Флота России.
Сажаев М.И., капитан 1 ранга, начальник кафедры кораблевождения ТОВВМУ имени С.О. Макарова
Ссылка: "Вестник военного образования", 07.08.2016