.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.
МАЯК БРЮСА
О мысе и расположенном на нем маяке Брюса лоция пишет следующие строки: «Мыс Брюса является северо-восточной оконечностью полуострова Брюса и южным входным мысом Славянского залива. К юго-западу от мыса местность холмистая, поросла лесом и кустарником; исключение составляет только крайняя северо-восточная часть полуострова сероватого цвета, лишенная растительности. Мыс Брюса обрывистый и сложен из ряда базальтовых колонн, стоящих вплотную друг к другу. Изображение мыса на экране РЛС четкое и соответствует очертаниям его па картах. На 0,3 кбт к NE мыса Брюса отходит риф, мористая кромка которого приглуба. При юго-восточном ветре над рифом наблюдаются большие буруны. Маяк Брюса сооружен в 2 кбт к SW от мыса Брюса. При маяке имеются радиомаяк и звукосигнальная установка». (адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина). |
---|
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ НАЗВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ И РАЗВИТИЯ МАЯКА
|
МАЯК БРЮСА (СЛАВЯНСКИЙ, БРЮСОВСКИЙ) Маяк носит название мыса, расположенного на западном побережье залива Петра Великого. Название мысу дано в 1855 году офицерами английской эскадры, заходившей во время Крымской войны в этот район в поисках русских кораблей, в честь своего командующего контр-адмирала Брюса. На русских картах XIX века мыс назывался еще Славянским - по имени залива, южным берегом которого он является. Вытянувшийся к северо-востоку, полуостров Брюса оканчивается отвесными столбообразными обрывами. Возвышенности хребта, вытянувшегося вдоль него, поднимаются над морем на высоту до 86 м. Маяк на мысе построен в 1911 году. Внешний вид его сохранился до настоящего времени. Он представляет собой белую шестигранную каменную башню высотой 10 м, соединенную с одноэтажным каменным зданием. После постройки маяк около двух лет действовал как дневной. Осветительный аппарат на нем был установлен только в 1913 году. Его закупили во Франции у фирмы "Соттер". Располагаясь в фонарном сооружении на высоте 66 м от уровня моря, он обеспечивал дальность видимости огня до 14 миль. Для туманных сигналов во время постройки башни на мысе установили колокол и пушку. Отслуживший свою маячную службу колокол в 1987 году был перенесен во Владивосток и установлен у колонны-памятника в честь 130-летия русской Гидрографической службы на Дальнем Востоке. (В этом месте авторами допущена неточность - колокол до настоящего времени находится на маяке Брюса, великолепно сохранился и может использоваться по своему прямому предназначению). В 1930-х годах на маяке, одном из первых на Дальнем Востоке, установили радиомаяк РМС-2, но его долго не могли ввести в действие из-за отсутствия на маяке радиоприемника, который позволял бы принимать сигналы точного времени. В советское время маяк неоднократно капитально ремонтировался. В 1984 году он был подключен к высоковольтной линии электросети, что позволило установить на нем современный светооптический аппарат. В настоящее время он светит белым, красным и зеленым изофазными огнями, обеспечивая дальность их видимости до 21, 15 и 10 миль соответственно. Маяк оборудован современным радиомаяком и наутофоном. «МАЯКИ РОССИИ», А.Комарицын В.Корякин, В.Романов, Спб, 2001 г. |
О МАЯКЕ БРЮСА И БРЮСЕ АДМИРАЛЕ
|
Полуостров Брюса был описан впервые в 1855 г. экипажами английских военных кораблей «Винчестер» и «Барракуда», плававшими в здешних водах. Тогда же это название появилось на английских картах. Русскими моряками экспедиции подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина в 1862 г. описали берега повторно. Имя Брюса встречается и на карте Бабкина, изданной в 1865 г. и на английской, изданной в 1868 г. Вероятно, английские моряки дали это название полуострову по фамилии своего адмирала Брюса, который в 1855 г. командовал эскадрой, посетившей оставленный русскими порт Петропавловск-Камчатский. Память об английском адмирале почти не сохранилась, но появилась версия о том, что это название увековечило имя сподвижника Петра I генерала Я.В. Брюса. В начале XX века полуостров и мыс носили название Славянский. В годы русско-японской войны крейсер Владивостокского отряда крейсеров "Богатырь" своей навигационной аварией прославил полуосторов Брюса. 15 мая 1904 г. на скорости 10 узлов, в густом тумане крейсер налетев на скалы. Сняться с камней самостоятельно не удалось. На следующий день в заливе Петра Великого разыгрался шторм и «Богатырь» получил сильные повреждения корпуса. Команду, опасаясь гибели корабля, свезли на берег. Затяжная борьба за спасение крейсера потребовала напряжения всех сил экипажа крейсера и кораблей, подошедших на помощь из Владивостока. К 27 мая на «Богатыре» демонтировали носовую башню, боевую рубку, сняли орудия и боезапас, из поврежденных отсеков откачали воду. Только через месяц 14 июня 1904 года крейсер «Богатырь» удалось снять с камней и перевести во Владивосток для ремонта. Потребовался длительный ремонт корабля в доке, но навигационная авария лишила отряд крейсеров одной боевой единицы, в боевых действий крейсер не участвовал. |
ФОТОГРАФИИ
.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.