Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

МАЯК РОССЕТА

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

МАЯК РОССЕТА

 

О побережье в районе мыса Россета и маяке лоция пишет скупо: «Мыс Россета, высокий и обрывистый, расположен в 1,2 мили к SSW от мыса Купера. Мыс Россета образован северо-западным склоном приметного холма высотой 91 м, возвышающегося в юго-западной части полуострова Шкота. Мыс Россета окаймлен осыхающими камнями.

Маяк Россета установлен на мысе Россета. При маяке имеется девиационный радиомаяк. Радиодевиационный полигон Россета находится в 6 кбт к NNW от мыса Россета. Для производства радиодевиационных работ предназначен радиомаяк девиационный Россета. Радиомаяк работает по запросу в ясную погоду в светлое и темное время суток».

(адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина).

ШТУРМАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МАЯК

 

 

 

 

 

Маяк Россета

 

Маяк Россета служит для обеспечения навигационной безопасности плавания кораблей и судов на акватории Амурского залива к северо, северо-востоку от Русского острова. Но основное навигационное значение имеет не сам маяк, а его радиомаяк. Большую часть прошедшего 20-го века на кораблях и судах радиопеленгатор был основным средством определения места вдали от берега. Для выверки радиопеленгаторов требуется выполнение работ по уничтожению радиодевиации и определению её остаточных значений. Такие работы выполняются на радиодевиационных полигонах, одним из которых расположен вблизи мыса Россета. С установкой на корабли современных приемоиндикаторов высокоточных спутниковых навигационных систем, радиопеленгаторы стали резервными средствами для определения места, но не реже одного раза в год каждое судно выходит на радиодевиационный полигон и выполняет уничтожение радиодевиации.

   

ИСТОРИЯ МАЯКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

памятник шхуне "Крейсерок" во Владивостоке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открытие памятника шхуне "Крейсерок" после реставрации (2008)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

памятник шхуне "Опричник" в Кронштадте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

клипер "Опричник"

Маяк и мыс носят имя Россета Сергея Сельвестровича, военного моряка, лейтенанта, начальника охраны острова Тюлений (1888) – начальника пограничной охраны острова по-современному.

Родился 1 декабря 1856 г. в Царском Селе в семье поручика лейб-гвардейского Финляндского полка, выходца из Франции. В 1873 г. поступил в Морское училище, окончил его в 1877 г. с производством в гардемарины. В течении пяти лет служил на Балтийском флоте. В 1878 г. произведен в мичманы, в этом же году на пароходе «Цимбрия» перешел в США, а в 1879 г. на крейсере «Африка» вернулся в Кронштадт. В 1880-81 гг. плавал в Балтийском море, 30.09.1891 г. поступил в Минный офицерский класс.

1.02.1892 г. переведен в Сибирскую флотилию, во Владивосток прибыл в мае этого же года. В течении четырех лет (1882-86) плавал ревизором, старшим штурманским офицером и вахтенным начальником на канонерских лодках «Морж», «Нерпа», «Горностай» и клипере «Абрек» Японском, Восточно-Китайском, Охотском, Беринговом морях и Тихом океане, Амурском лимане и по реке Амур. Участвовал в гидрографических работах в проливе Кии, у восточного берега полуострова Терпения острова Сахалин, острова Тюлений, в губе Лебяжьей (о.Феклистова), на острове Большой Шантар (б.Абрек) в Охотском море. Выполнял промеры реки Амур от Николаевска вверх до устья реки Сунгари и обратно. Составил меркаторскую карту на район о.Тюлений – м.Терпения. В 1883 г. произведен в лейтенанты. Награжден орденом Св.Станислава 3-й степени (1888).

В 1888 г. назначен начальником охраны острова Тюлений, где находились огромные лежбища котиков, и в мае месяце командиром шхуны «Крейсерок» вышел в район патрулирования. При проходе пролива Лаперуза 10 мая 1888 г. ночью в условиях штормовой погоды командир судна «Крейсерок» лейтенант Россет волной был смыт за бот - «гротовым гиком был выброшен за борт и утонул». «Крейсерок» вынужден был прервать поход и под командованием помощника командира мичмана Ергольского возвратился назад во Владивосток. О командире шхуны Крейсерок», пользовавшемся авторитетом и уважением сослуживцев и добропорядочных граждан осталась добрая слава, газета «Владивосток» отмечала: «… помимо прекрасных качеств морского офицера, он приобрел себе добрую славу и любовь товарищей и знакомых, отличался безупречной честностью, мягким и уживчивым характером, был всегда веселым и приятным собеседником». После гибели лейтенанта Сергея Россета, решался вопрос об увековечивании его памяти. Однако, пока этот вопрос решался и среди моряков собирали деньги на памятник, не стало и самого «Крейсерка».

О ГИБЕЛИ ШХУНЫ «КРЕЙСЕРОК»

В навигацию 1889 г. шхуна под командованием лейтенанта Соболева вышла на патрулирование к острову Тюлений. В начале ноября 1889 г. «Крейсерок» не вернулся с охранной службы во Владивосток. На поиски пропавшей шхуны в середине ноября был выслан пароход Добровольного флота «Владивосток», но поиски результата не дали. И только к концу ноября стало известно о разыгравшейся трагедии. Заканчивая к середине октября охранную службу у о. Тюленьего, экипажу «Крейсерка» удалось захватить и арестовать шхуну-браконьера «Роза» под американским флагом (капитан Декстер). Шестерых американцев, вместе со шкипером, пересадили на «Крейсерок», а к оставшимся восьми браконьерам на «Розе» высадилась партия из четырех наших моряков под командованием лейтенанта А.Налимова. «Роза» должна была следовать в кильватере за «Крейсерком». Курс держали на Владивосток. Ночью 16 октября «Роза», потеряв из виду «Крейсерок», у мыса Терпения наскочила на камни, а поднявшийся к полудню шторм разбил ее вдребезги. Русские моряки и их американские пленники пытались спастись на шлюпках, но удалось это немногим. Погиб и лейтенант Андрей Налимов (его тело волной прибило к берегу и оно позднее предано земле на м. Терпения). Каким-то чудом уцелел кондуктор Василий Корсунцев, которому удалось добраться до берега. Обессиленный и окоченевший, он сумел добраться до м. Терпения, где его обнаружили местные орочи-охотники. Спустя 10 суток Корсунцева доставили в лазарет в Корсакове, где он рассказал о случившемся. По его словам, ситуацию на шхуне усугубили американцы, которые, судя по всему, вывели из строя компас, да и потом тоже вели себя неспокойно. А во время эвакуации на шлюпки они устроили сутолоку и давку, стремясь первыми спастись. При этом один из американцев ударил ножом матроса Трапезникова, который взывал американцев к порядку. В результате тяжелого ранения в шею матрос Трапезников умер. Однако о «Крейсерке» Корсунцев не мог сказать ничего вразумительного. Корсунцев тогда еще не знал, что кроме него одна шлюпка с «Розы», в которой было несколько американцев и матрос Иван Крыжев, достигла берега, где их подобрал проходивший мимо «Крейсерок». Последний раз сторожевую шхуну «Крейсерок» видели у мыса Крильон 25 октября, где она делала остановку, и капитан Дружинин поведал островитянам о гибели «Розы». После чего «Крейсерок» взял курс на Владивосток и пропал без вести...

...Обломки шхуны «Крейсерок» были обнаружены японцами на северо-западном побережье Хоккайдо у селения Ваканай. Об этом было сообщено русской дипломатической миссии, а оттуда на эскадру Тихого океана, которая зимовала в Нагасаки. Командующий эскадрой контр-адмирал Шмидт послал в Ваканаи лейтенанта Бухарина и еще нескольких моряков установить, действительно ли обнаруженные останки судна принадлежат пропавшему без вести «Крейсерку»? К месту кораблекрушения наши моряки добрались с трудом в связи с затяжным снегопадом и сопутствующим ему сильным ветром. С помощью местных жителей нашли доску, на которой значилось имя погибшего корабля: «Крейсерок». Теперь сомнений не оставалось. А еще по соседству лежал вмерзший в снег труп человека в форме русского военного моряка, по татуировке на руке которого было установлено, что это матрос Федор Иванов. Японцы также передали россиянам Андреевский флаг «Крейсерка» и кое-какие вещи, обнаруженные на побережье после крушения шхуны.

По мнению местных жителей, русское судно погибло в результате обледенения, чему способствовал сильный шторм со снегопадом. Однако истинная причина гибели шхуны так и осталась тайной. Быть может, взятые на борт «Крейсерка» американские моряки с «Розы» (их было 15 человек, практически столько же, сколько и русских моряков) предприняли какие-то действия на судне во время шторма, пытаясь захватить «Крейсерок». Во всяком случае, ходила тогда во Владивостоке и такая версия.

О ПАМЯТНИКЕ СТОРОЖЕВОЙ ШХУНЕ "КРЕЙСЕРОК"

В итоге было принято решение соорудить единый памятник экипажу «Крейсерка» и его первому командиру. По распоряжению Владивостокского военного порта контр-адмирала Ермолаева в 1890 г. в саду Морского собрания (сквер Матросского клуба) было начато строительство памятника. При строительстве опирались на флотские символы – камень-валун напоминал остров, адмиралтейский якорь со сломанным штоком установлен рядом, приспущенный Андреевский флаг отлит из бронзы. Вокруг памятника по периметру были вкопаны старые орудийные стволы, на которые натянули якорные цепи. Работы по сооружению этого мемориала велись специалистами механических мастерских военного порта (ныне Дальзавод). Несмотря на кажущуюся простоту сооружения, на его строительство ушло семь лет (с 1890 по 1897 г.), т.к. сказывалась нехватка средств. Приемка памятника состоялась 27 мая 1897 г., это был первый памятник во Владивостоке. Нынешний памятник «Крейсерку» в сквере Матросского клуба не совсем тот, который был сооружен первоначально, в годы советской власти все флотские атрибуты с мемориала погибшему «Крейсерку» и его экипажу были уничтожены, а на каменный валун был установлен бюст вождя Ленина. После 1980 г. памятник «Крейсерку» был реставрирован и увенчан якорем Холла, но постепенно вновь пришел в запустение.. В 2007 г. по инициативе членов Владивостокского морского собрания памятник был отреставрирован и облагорожен, но и сейчас он имеет не совсем тот вид, как при постройке. Первоначальный вид памятника «Крейсерку» можно все-таки увидеть в Кронштадте. В свое время он был сооружен по образу и подобию памятника парусно-винтовому клиперу «Опричник», который, возвращаясь на Балтику после гидрографических работ в Японском море в 1861 г., пропал без вести в Индийском океане. В сооружение двух одинаковых памятников погибшим морякам-первопроходцам на Балтике и Тихом океане вкладывался какой-то особый символический смысл.

Так, с именем Россета связаны названия не только мыса и маяка в Амурском заливе, бухты на острове Феклистова, но памятник шхуне «Крейсерок».

   

ФОТОГРАФИИ

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom