Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

МАЯК ШКОТОВСКИЙ (ШКОТОВСКИЙ СТВОР)

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

МАЯК ШКОТОВСКИЙ И ШКОТОВСКИЕ СТВОРЫ

О Шкотовких маяках лоция говорит немного, всего три скупые строчки: «Шкотовский створ маяков, установленных в юго-западной части полуострова Шкота в 2 кбт к NNE от мыса Тигровый, ведет по проливу Босфор-Восточный из Уссурийского залива к входу в бухту Золотой Рог. На переднем маяке створа установлен радиолокационный маяк-ответчик».

(адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина).

ШТУРМАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МАЯК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на скупость навигационных строк, важность шкотовских маяков для безопасности мореплавания трудно переоценить. Судоводители считают шкотовские створные маяки главными ориентирами при входе в порт Владивосток.

О ПРИНЦИПЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТВОРНЫХ ЗНАКОВ

Маяк представляет собой точку на горизонте, что для многих навигационных нужд явно недостаточно. Для обозначения проходов в порты, устья рек, направления движения по фарватеру маяки могут использоваться в качестве створных знаков. В этом случае используются два маяка, установленные на разной высоте. Дальний маяк всегда выше ближнего - таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить в какую сторону производить корректировку курса, чтобы точно следовать по направлению створов.
Такая система обозначения направления движения впервые была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «Ведущих огней» (англ. Leading Lights). Она применяется не только в морской, но и в речной навигации. Створными огнями оборудованы большинство подходных путе и фарватеров морских и речных портов.

Три шкотовских маяка стоят на одной линии и образуют линию створа, идущую посредине судоходного фарватера. Узкий фарватер двустороннего движения судов имеет точно выверенное створами направление движения 119.5 0 при входе в порт и 299.5 0 при выходе из порта. Протяженность фарватера более 8 км, а если точно и по-морскому – 4.6 мили, ширина 2.4 кабельтова (444 метра). Глубина моря на фарватере колеблется от 44-х до 19-ти метров, грунт – ил, песок, ракушка. По створу суда уверенно идут в порт как днем, наблюдая линейку белых колонн с отличительными черными вертикальными полосами, так и ночью, ориентируясь по вертикальной линии красных огней. Дальность видимости огней ночью значительно больше длины судоходной части фарватера и позволяет судоводителям еще на подходе к порту сориентироваться относительно предстоящего пути движения. С покладкой корабля на Шкотовский створ уважающий себя штурман непременно определит поправку курса – это непреложное правило действует с самых древних времен до современных дней. Определение мгновенной поправки по створу – быстрый, верный и надежный способ убедиться, что у корабля, покидающий родной порт, идет верным курсом.

В отличии от большинства створов, которые оборудуются двумя створными знаками (маяками), Шкотовский створ состоит из трех маяков, расположенных на берегу цепочкой вдоль одной створной линии: нижний – это собственно маяк, белый каменный домик увенчанный невысокой башенкой со светосигнальной установкой; средний и задний - высокие белые четырехугольные башни с черной вертикальной полосой на лицевой стороне и красными светильниками наверху. Визуально Шкотовские створы найти несложно, они хорошо заметны на фоне берега. Однако в последние годы в связи с бурным строительством городского жилья, маяки стали теряться в окружении высотных зданий и россыпи элитных коттеджей, а ночью городские огни пытаются затмить свет маяков. Судоводителям требуются определенные навыки для опознания створов на местности.

На Шкотовском маяке дополнительно установлен радиолокационный маяк-ответчик, который используется при заходе (выходе) в порт Владивосток в сложных гидрометеорологических условиях, когда визуально створных знаков или огней не видно. На экране РЛС чётко отбивается характерный штрих маяка – ответчика и у судоводителей прибавляется уверенности в правильности курса судна.

Расположены створные маяки на полуострове Шкота, хотя у горожан почему-то укрепилось другое название полуострова – Эгершельд. Географически Эгершельд – это не полуостров, а один из мысов на полуострове Шкота, принадлежащий бухте Золотой Рог. Но Эгершельд стал микрорайоном города Владивостока, а конечная остановка автобусов называется «Маяк» .

   

ИСТОРИЯ МАЯКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкот Николай Яковлевич

 

 

 

 

 

Пароходо-фрегат "Америка"

 

 

 

 

 

 

 

Вблизи могилы Шкота Н.Я.

 

Маяк носит имя Николая Яковлевича Шкота, морского офицера, исследователя Японского моря, одного из основателей города Владивостока, главного начальника в южных гаванях. Он прожил короткую, но яркую жизнь.

Родился 26.12.1828 г. В с.Егорьевское Макарьевского уезда Костромской губернии в семье морского офицера. В 1836 г. в семь лет поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса, через год переведен в Морской корпус. В 1846 г. стал гардемарином, а через два года в 1848 г. произведен в мичманы. Службу начал на Черноморском флоте, участвовал в обороне Севастополя. был тяжело контужен в голову. (24.10.1854) на Корниловском бастионе, ранен в ногу (6.03.1855) на Камчатском редуте. За отличия произведен в лейтенанты (1855), а менее, чем через год – в капитан – лейтенанты. После излечения отправился служить на Дальний Восток. Назначен старшим офицером пароходо-корвета "Америка", стойко вынес все тяготы нелегкой службы, и имя его навечно вписано в историю города Владивостока и Приморского края. В 1857 г. в должности старшего офицера пароходо-корвета «Америка» (командир капитан-лейтенант Н.М.Чихачев) совершил переход из Николаевска в Тяньцзинь с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина. По пути участвовал в открытии залива Владимира и описи залива Ольги. Возвращаясь летом следующего года в Николаевск (командир лейтенант А.Н.Розенберг) выполнял гидрографические работы в Амурском заливе и устье реки Суйфун. В течении шести лет (с 10.9.1858 г. по 6.6.1864 г.), командуя транспортом "Японец" ходил по русским портам Охотского и Японского морей, в Татарском проливе, Амурском лимане и по реке Амур. В 1860 г. под командованием капитана 1 ранга И. Ф. Лихачева участвовал в развертывании военного поста в Новгородской гавани, обследовал о. Монерон (1859), снабжая углем Тихоокеанскую эскадру, крейсировавшую в Печилийском заливе.

1.1.1864 г. произведен в капитаны 2 ранга, 6 июня того же года назначен исполняющим должность помощника капитана над портами Восточного океана.

2 октября 1864 г. – Шкот стал главным начальник в южных гаванях (Владивостока). Он считается одним из основателей города Владивостока. На Дальнем Востоке находился до 1866 г., но по болезни вынужден оставить суровый дальневосточный край и был переведен на Балтийский флот с зачислением в 7-й флотский экипаж.

В 1868 г. произведен в капитаны 1-го ранга. Последние годы жизни провел в спецлечебнице, пытаясь избавиться от последствий тяжелой контузии и постоянных припадков. Едва перевалив сорокалетний рубеж, скончался в Петербурге. Последствия полученных ран и контузии не позволили ему достичь больших служебных (брат Павел дослужился до вице-адмирала).

Награжден орденами: Св.Анны 3-й ст. с мечами (1855), Св.Станислава 2-й ст. (1858), Св.Владимира 4-й ст. с бантом (1864).

Похоронен Н.Я.Шкот в Санкт-Петербурге на Красненьком кладбище. Надпись на памятнике: «Моряк, прослуживший в русском флоте с 7 лет до самой смерти. Страдальцу от ран и контузий, полученных при обороне Севастополя».

Имя военного моряка Николая Яковлевича Шкота навсегда вписано в историю освоения Дальнего Востока и закреплено в географических названиях мыса в заливе Ольги, полуострова и острова в заливе Петра Великого, поселке Шкотово в Приморском крае. Шкотовский маяк, рейд Шкота известны каждому моряку, плававшему в заливе Петра Великого.

   

ФОТОГРАФИИ

 

 

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom