.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.
МАЯК ШКОТОВСКИЙ И ШКОТОВСКИЕ СТВОРЫ
О Шкотовких маяках лоция говорит немного, всего три скупые строчки: «Шкотовский створ маяков, установленных в юго-западной части полуострова Шкота в 2 кбт к NNE от мыса Тигровый, ведет по проливу Босфор-Восточный из Уссурийского залива к входу в бухту Золотой Рог. На переднем маяке створа установлен радиолокационный маяк-ответчик». (адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина). |
---|
ШТУРМАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МАЯК
|
Несмотря на скупость навигационных строк, важность шкотовских маяков для безопасности мореплавания трудно переоценить. Судоводители считают шкотовские створные маяки главными ориентирами при входе в порт Владивосток. О ПРИНЦИПЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТВОРНЫХ ЗНАКОВ Маяк представляет собой точку на горизонте, что для многих навигационных нужд явно недостаточно. Для обозначения проходов в порты, устья рек, направления движения по фарватеру маяки могут использоваться в качестве створных знаков. В этом случае используются два маяка, установленные на разной высоте. Дальний маяк всегда выше ближнего - таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить в какую сторону производить корректировку курса, чтобы точно следовать по направлению створов. Три шкотовских маяка
стоят на одной линии и образуют линию створа, идущую посредине судоходного фарватера. Узкий фарватер двустороннего движения судов имеет точно выверенное створами направление движения 119.5 0 при входе в порт и 299.5 0 при выходе из порта. Протяженность фарватера более 8 км, а если точно и по-морскому – 4.6 мили, ширина 2.4 кабельтова (444 метра). Глубина моря на фарватере колеблется от 44-х до 19-ти метров, грунт – ил, песок, ракушка. По створу суда уверенно идут в порт как днем, наблюдая линейку белых колонн с отличительными черными вертикальными полосами, так и ночью, ориентируясь по вертикальной линии красных огней. Дальность видимости огней ночью значительно больше длины судоходной части фарватера и позволяет судоводителям еще на подходе к порту сориентироваться относительно предстоящего пути движения. С покладкой корабля на Шкотовский створ уважающий себя штурман непременно определит поправку курса – это непреложное правило действует с самых древних времен до современных дней. Определение мгновенной поправки по створу – быстрый, верный и надежный способ убедиться, что у корабля, покидающий родной порт, идет верным курсом.
В отличии от большинства створов, которые оборудуются двумя створными знаками (маяками), Шкотовский створ состоит из трех маяков, расположенных на берегу цепочкой вдоль одной створной линии: нижний – это собственно маяк, белый каменный домик увенчанный невысокой башенкой со светосигнальной установкой; средний и задний - высокие белые четырехугольные башни с черной вертикальной полосой на лицевой стороне и красными светильниками наверху. Визуально Шкотовские створы найти несложно, они хорошо заметны на фоне берега. Однако в последние годы в связи с бурным строительством городского жилья, маяки стали теряться в окружении высотных зданий и россыпи элитных коттеджей, а ночью городские огни пытаются затмить свет маяков. Судоводителям требуются определенные навыки для опознания створов на местности. На Шкотовском маяке дополнительно установлен радиолокационный маяк-ответчик, который используется при заходе (выходе) в порт Владивосток в сложных гидрометеорологических условиях, когда визуально створных знаков или огней не видно. На экране РЛС чётко отбивается характерный штрих маяка – ответчика и у судоводителей прибавляется уверенности в правильности курса судна. Расположены створные маяки на полуострове Шкота, хотя у горожан почему-то укрепилось другое название полуострова – Эгершельд. Географически Эгершельд – это не полуостров, а один из мысов на полуострове Шкота, принадлежащий бухте Золотой Рог. Но Эгершельд стал микрорайоном города Владивостока, а конечная остановка автобусов называется «Маяк» . |
ИСТОРИЯ МАЯКА
Шкот Николай Яковлевич
Пароходо-фрегат "Америка"
Вблизи могилы Шкота Н.Я.
|
Маяк носит имя Николая Яковлевича Шкота, морского офицера, исследователя Японского моря, одного из основателей города Владивостока, главного начальника в южных гаванях. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Родился 26.12.1828 г. В с.Егорьевское Макарьевского уезда Костромской губернии в семье морского офицера. В 1836 г. в семь лет поступил в морскую роту Александровского кадетского корпуса, через год переведен в Морской корпус. В 1846 г. стал гардемарином, а через два года в 1848 г. произведен в мичманы. Службу начал на Черноморском флоте, участвовал в обороне Севастополя. был тяжело контужен в голову. (24.10.1854) на Корниловском бастионе, ранен в ногу (6.03.1855) на Камчатском редуте. За отличия произведен в лейтенанты (1855), а менее, чем через год – в капитан – лейтенанты. После излечения отправился служить на Дальний Восток. Назначен старшим офицером пароходо-корвета "Америка", стойко вынес все тяготы нелегкой службы, и имя его навечно вписано в историю города Владивостока и Приморского края. В 1857 г. в должности старшего офицера пароходо-корвета «Америка» (командир капитан-лейтенант Н.М.Чихачев) совершил переход из Николаевска в Тяньцзинь с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина. По пути участвовал в открытии залива Владимира и описи залива Ольги. Возвращаясь летом следующего года в Николаевск (командир лейтенант А.Н.Розенберг) выполнял гидрографические работы в Амурском заливе и устье реки Суйфун. В течении шести лет (с 10.9.1858 г. по 6.6.1864 г.), командуя транспортом "Японец" ходил по русским портам Охотского и Японского морей, в Татарском проливе, Амурском лимане и по реке Амур. В 1860 г. под командованием капитана 1 ранга И. Ф. Лихачева участвовал в развертывании военного поста в Новгородской гавани, обследовал о. Монерон (1859), снабжая углем Тихоокеанскую эскадру, крейсировавшую в Печилийском заливе. 1.1.1864 г. произведен в капитаны 2 ранга, 6 июня того же года назначен исполняющим должность помощника капитана над портами Восточного океана. 2 октября 1864 г. – Шкот стал главным начальник в южных гаванях (Владивостока). Он считается одним из основателей города Владивостока. На Дальнем Востоке находился до 1866 г., но по болезни вынужден оставить суровый дальневосточный край и был переведен на Балтийский флот с зачислением в 7-й флотский экипаж. В 1868 г. произведен в капитаны 1-го ранга. Последние годы жизни провел в спецлечебнице, пытаясь избавиться от последствий тяжелой контузии и постоянных припадков. Едва перевалив сорокалетний рубеж, скончался в Петербурге. Последствия полученных ран и контузии не позволили ему достичь больших служебных (брат Павел дослужился до вице-адмирала). Награжден орденами: Св.Анны 3-й ст. с мечами (1855), Св.Станислава 2-й ст. (1858), Св.Владимира 4-й ст. с бантом (1864). Похоронен Н.Я.Шкот в Санкт-Петербурге на Красненьком кладбище. Надпись на памятнике: «Моряк, прослуживший в русском флоте с 7 лет до самой смерти. Страдальцу от ран и контузий, полученных при обороне Севастополя». Имя военного моряка Николая Яковлевича Шкота навсегда вписано в историю освоения Дальнего Востока и закреплено в географических названиях мыса в заливе Ольги, полуострова и острова в заливе Петра Великого, поселке Шкотово в Приморском крае. Шкотовский маяк, рейд Шкота известны каждому моряку, плававшему в заливе Петра Великого. |
ФОТОГРАФИИ
.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.