Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>

МАЯК ТОКАРЕВСКОГО

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:. | .: Черное море :. | .: Балтика :.

МАЯК ТОКАРЕВСКОГО

 

О маяке Токаревского лоция пишет: «Мыс Токаревского - юго-западная оконечность полуострова Шкота - расположен в 5 кбт к SSW от мыса Россета. Мыс Токаревского, образованный юго-западным склоном приметного холма высотой 91 м, высокий и обрывистый.

Кошка Токаревского длиной 4,3 кбт представляет собой каменистую косу, отходящую к S от мыса Токаревского. Средняя часть кошки расширена; здесь установлена мачта воздушной линии электропередачи высотой 151,8 м от основания и 157,4 м от уровня моря. Кошка искусственно поднята и имеет вид дамбы. Вдоль кошки сооружена приметная эстакада длиной 700 метров.

Маяк Токаревского сооружен на южной оконечности кошки Токаревского.

Перекидка воздушной линии электропередачи высотой 57 м от уровня полной воды проложена через пролив Босфор-Восточный от кошки Тока-ревского до мыса Безымянный. На мачтах-опорах перекидки в темное время суток зажигаются заградительные авиационные огни. Опоры приметны с Амурского залива и с пролива Босфор-Восточный».

(адм.№1401 Лоция северо-западного берега Японского моря от реки Туманная до мыса Белкина).

ШТУРМАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА МАЯК

Маяк Токаревского имеет важнейшее значение в обеспечении навигационной безопасности мореплавания судов, следующих в порт Владивосток со стороны Амурского залива. Маяк установлен над самой навигационной опасностью – мелководной банкой, лежащей между мысом Безымянный острова Русский и мысом Токаревского на полуострове Шкота. При строительстве маяка над банкой был насыпан искусственный островок, на котором поставили башню маяка, а от мыса до маяка отсыпали узкую косу, носящую название Токаревская кошка. Небольшие глубины и сильные приливо-отливные течения в непосредственной близости от оконечности кошки Токаревского делают проход судов в проливе Босфор Восточный между кошкой и мысом Безымянный крайне затруднительным и представляют серьезную опасность для плавания судов. Лоция так характеризует особенности плавания по Токаревскому фарватеру: «Токаревский фарватер ведет из Амурского залива на внутренний рейд порта Владивосток. Режим движения на фарватере устанавливается Центром управления движения судов в зависимости от условий видимости и размеров судов, следующих по фарватеру. Фарватер состоит из трех колен. Первое колено длиной 6,5 кбт и шириной 1,5 кбт имеет направление 103.5°-283.5°; по его оси ведет Поспеловский створ светящих знаков. Второе колено длиной 5,6 кбт и шириной от 1,5 до 2,5 кбт имеет направление 82°-262°. Третье колено длиной 5 кбт и шириной 2,6 кбт имеет направление 56°-236° и соединяется с районом повышенной осторожности плавания. Глубины на фарватере 26-50 м, грунт - камень, ил и песок.  Течение на фарватере у оконечности кошки Токаревского в прилив направлено на Е (восток), а в отлив - на W (запад). Во время прилива скорость течения больше, чем при отливе. Створ светящих знаков запретного района первый, расположенный на южном берегу полуострова Шкота в 4,1 кбт к N от оконечности кошки Токаревского, обозначает западную границу запретного района. Створ светящих знаков запретного района второй, установленный на северном берегу острова Русский в 9 кбт к SSE от оконечности кошки Токаревского обозначает восточную границу запретного.  Подводное препятствие (бочка притопленная) находится почти посредине Токаревского фарватера в 6,1 кбт к ESE от маяка Токаревского. Бухточка вдается в южный берег полуострова Шкота между оконечностью кошки Токаревского и находящимся в 6,6 кбт к NE от нее мысом Тигровый. Западный берег бухточки образован кошкой Токаревского. Северный берег ее высокий, обрывистый, порос травой и кустарником. Вдоль северного берега бухточки тянется риф с глубинами 0,6 - 2,0 м, отходящий от берега на расстояние до 1 кбт. В северной части бухточки выставляется ставной невод. Затонувшее судно лежит в 2,7 кбт к NNW от оконечности кошки Токаревского».

К плаванию Токаревским фарватером судоводители должны быть подготовлены, у них должен быть высокий уровень штурманской подготовки, капитан обязан учитывать особенности плавания на Токаревском фарватере. Проход Токаревским фарватером для иностранных судов допускается только с лоцманом на борту. Ну а первым помощником для судоводителей будет, конечно же, старый добрый маяк Токаревского. Его классическая белая башня или красный проблесковый огонь укажут путь кораблю на фарватер.

Маяк Токаревского несет и другую важную навигационную особенность – он является центральным знаком девиационн ого полигона Амурского залива . Из лоции: « Девиационный полигон Амурского залива расположен в 6 кбт к NW от мыса Россета. Полигон оборудован веером створов и двумя отдельными створами. Передним знаком веера створов служит маяк Токаревского , который с задними знаками № 1-4, установленными на северном берегу острова Русский, и с передним знаком Поспеловского створа образует пять створов. Знаками двух отдельных створов служат девиационный створный знак № 5 и две трубы, расположенные на западном берегу бухты Новик». На девиационном полигоне выполняются работы по уничтожению девиации магнитных компасов для большинства кораблей и судов, базирующихся на акватории порта Владивосток.

О ТОКАРЕВСКОЙ КОШКЕ

Если спросить у жителей города Владивостока: «Какая самая длинная кошка в нашем городе?» - не каждый сможет уверенно ответить, что это Токаревская кошка, её длина 796 метров. Кошка в навигации – это песчаная мель, расположенная параллельно берегу и обсыхающая во время отлива. У маяка Токаревского кошка состоит из двух участков: первый - тянется от берега до островка с мачтой электропередачи посредине между мысом и маяком (эта часть отсыпана грунтом и по ней возможен проезд автотранспорта); второй – от этого островка до самого маяка (на этом участке в отлив можно пройти посуху до маяка, в прилив вода скрывает «кошкин хвост» и поднимается на пару десятков сантиметров - пройти можно, но воды будет по щиколотки). От Токаревской кошки на остров Русский организована паромная полулегальная переправа, в светлое время курсируют несколько барж, отходящих от берега по мере заполнения их автомобилями. Расписания движения паромчиков как такового не существует, вереница ожидающих авто порой вытягивается до дома маячника, расположенного у крутого подножья мыса Токаревского.

ИСТОРИЯ МАЯКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяк Токаревский один из старейших маяков на Дальнем Востоке России. Назван по одноименному мысу, описанному в 1862 – 1863 гг. участниками экспедиции под руководством подполковника КФШ В.М. Бабкина. Тогда же назван В.М. Бабкиным по фамилии своего товарища капитана КФШ М.Я. Токаревского.

Основан маяк Токаревского в 1876 году. В конце XVIII века с началом активного судоходства в порту Владивосток появилась необходимость оградить опасную для мореплавания кошку Токаревского. Вначале на месте нынешнего маяка был установлен светящий знак, в 1910 году была построена башня, которая сохранилась до настоящего времени. Башня маяка каменная, круглая, высотой 11,9 м, стоит на восьмигранном фундаменте. Штатный цвет башни белый. Дальность действия огня маяка 12 миль. Огонь основной – красный, резервный - белый. Первоначально на маяке в качестве источника света использовался ацетиленовый фонарь, который смотритель маяка зажигал с наступлением сумерек. Доставка ацетиленовых баллонов и имущества осуществлялась маячниками на лодках. Для удобной связи с башней маяка и обслуживания маяка был построен мост, соединивший ее с маячным городком на мысе Токаревский. В 30-е годы ХХ-го века маяк был оборудован электрическим источником света, а по мосту протянут электрокабель. Время и море разрушили мост (от него на Токаревской кошке остались только ржавые железные столбики) и повредили электрический кабель. С начала 90-х годов светосигнальная установка работает от аккумуляторов, которые доставляются два раза в неделю маячниками. В новом веке вернулись к прошлому – маяк остался без мостика и промышленного электропитания …

ФОТОГРАФИИ

   
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА МАЯК ТОКАРЕВСКОГО
НАЧАЛЬНИК МАЯКА. Интервью на портале КОММЕРСАНТ.ru 16 марта 2015 г.
ТОКАРЕВСКИЙ МАЯК: СЕЗОНЫ (фото Михаила Сажаева)

 

.:Приморье:. | .:Сахалин:. | .:Магадан:. | .:Камчатка:.

| .: Черное море :. | .: Балтика :.
О нас | Карта сайта | © 2005 - 2016 GodCom&shturman