"Д-2" «Народоволец» — подводная лодка серии «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. За период войны «Д-2» совершила 4 боевых похода, произвела 12 торпедных атак, уничтожила одно судно (4090 брт), повредила одно судно (2972 брт).
Изначально подводная лодка называлась просто «Народоволец», 21 августа 1934 года была переименована в «Д-2». Лодка была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 года и 11 октября 1931 года вошла в состав Балтийского флота .
Летом 1933 года, лодка совершила переход по Беломоро-Балтийскому каналу и 5 августа вошла в состав Северного флота. 29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на ремонт и модернизацию.
Свой первый боевой поход «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р.В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения. По заявлениям шведской прессы погибло более 600 по другим данным 900 человек.
После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Комплекс был разработан в бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В.В. Путин.
В разные годы подводной лодкой командовали:
- Воробьев Владимир Семёнович (1928 - 1929)
- Назаров Михаил Кузьмич (1930 - 1933)
- Рейснер Лев Михайлович (1933 - 1937)
- Дядченко Гавриил Григорьевич (1937 - 1938)
- Жуков Аркадий Алексеевич (1938 - 1939)
- Зайдулин Измаил Магигулович (1939 - 1940)
- Линденберг Роман Владимирович (1940 - 1945)
- Александров Валентин Петрович (1945 - 1947)
- Коваленко Георгий Данилович (1947 - 1948)
- Егоров Сергей Григорьевич (1948 - 1949)
- Андашев Виктор Петрович (1949 - 1951)
- Хомич Иван Маркович (1951 - 1955 )
- Ананьев Всеволод Иванович (1955)
- Крылов Юрий Александрович (1955 - 1956