Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

ПАМЯТНИК КОРАБЛЯМ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА, ЗАТОПЛЕННЫМ 18 июня 1918 года

 

В истории российского флота немало трагических страниц, одна из них - затопление кораблей и судов черноморского флота в Цемесской бухте 18 июня 1918 года.

По Брестскому договору 1918 года, подписанному советским правительством, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство). В связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма после подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. В начале мая 1918 18 боевых кораблей перешло в Новороссийск: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик», шесть миноносцев.

Из-за угрозы их захвата Новороссийска германскими интервентами, появившимися на Тамани, решение вопроса по кораблям Черноморского флота необходимо было принять незамедлительно. По требованию В.И.Ленина начальник Морского генерального штаба Е.А. Беренс подготовил доклад о положении Черноморского флота. Этот документ подвергся тщательному обсуждению в Высшем военном совете республики. Лаконична резолюция В.И. Ленина о необходимости затопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске в 1918 году: “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)”. Приказ затопить корабли Черноморского флота и не допустить их передачи врагу был направлена 28 мая командующему Черноморским флотом и главному комиссару флота: “Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Лeнuн”.

18 июня корабли и суда вышли из новороссийского порта на рейд Цемесской бухты. Исполнить приказ о затоплении кораблей было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А. Кукеля. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдал приказ о выходе кораблей из Новороссийска в Севастополь в 9 часов утра 17 июня. Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять - лучше умереть, чем сдать миноносец германцам в Севастополе или Новороссийске.

Утром 17 июня на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Это были линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Громкий» и миноносцы «Жаркий» и «Живой». Команда эсминца «Громкий», который вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

В Новороссийске остались линкор «Свободная Россия», эсминцы «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Вечером В.А. Кукель собрал на «Керчи» офицеров с других кораблей, активных сторонников потопления, и предложил им план операции, который после уточнений и был принят к исполнению. Предполагалось, что корабли самостоятельно либо на буксире начнут выход на открытый рейд в 5 утра 18 июня. Там они становятся на якорь и ждут прихода «Свободной России» на траверз Дообского маяка. По сигналу с «Керчи» корабли открывают кингстоны, а затем «Керчь» торпедирует «Свободную Россию». К утру выяснилось, что на всех кораблях, кроме «Керчи» и «Лейтенанта Шестакова», команды почти разбежались, а на эсминце «Фидониси» вообще не осталось ни одного человека, даже командира корабля.

Первым на рейд вышел эсминец «Лейтенант Шестаков» с «Капитан-лейтенантом Барановым» на буксире. Потом эсминец отбуксировал на рейд все остальные корабли. На «Гаджибее», когда его вели к месту последней стоянки, был поднят сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь». Эсминец «Фидониси», покинутый командой, в сопровождении «Керчи» был отбуксирован на рейд. Около четырех часов дня «Керчь» подошла к «Фидониси» и торпедировала его. Этот выстрел послужил сигналом для всех кораблей. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду.

Наиболее трудной задачей оказалось потопление линкора «Свободная Россия». В 4.30 «Керчь» подошла к Дообскому маяку, у которого стоял покинутый командой корабль. С 5 кабельтовых был дан первый залп: одна торпеда прошла под кораблем, другая взорвалась, но корпус линкора едва вздрогнул. Снова выпустили торпеду, результат тот же. И только после пятого попадания торпеды произошел сильнейший взрыв. Корабль медленно начал переворачиваться и уходить носом под воду.

Завершив потопление кораблей, эсминец «Керчь» направился к Туапсе. На рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку моряки затопили свой корабль.

В память о гибели эскадры кораблей Черноморского флота в июне 1918 года на 12-м километре Сухумского шоссе над Цемесской бухтой был создан величественный ансамбль-монумент, увековечивающий преданность Октябрьской революции моряков-черноморцев. На смотровой площадке, обращенной к бухте, воздвигнута 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка. А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь», как напоминание потомкам о священном долге перед Родиной.

ФОТОГРАФИИ У ПАМЯТНИКА

на страничку "Морские памятники"

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom