Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Осенние галсы кораблей

Корреспондент «Боевой вахты» ведёт беседу с главным штурманом ТОФ капитаном 1 ранга Олегом МОРОЗКИНЫМ

На Приморье обрушилась осень. Застучала она струями дождя по иллюминаторам стоящих у причалов кораблей. Густой туман пополз над самыми волнами. Непредсказуема погода в эту пору года. Недавно в небе Владивостока хозяйничал циклон. Стрелы молний угрожающе пронзали ночную мглу под басовитые раскаты грома. Какими сюрпризами разразится ещё осень? Что следует от неё ждать, собираясь в районы боевой подготовки? Что нужно учесть судоводителям в осенних походах?

Об этом корреспондент «БВ» и повёл речь с главным штурманом ТОФ капитаном 1 ранга Олегом МОРОЗКИНЫМ.

главный штурман Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Морозкин О.В.

- Да, погода в этом году продолжает удивлять и настораживает. Она вносит коррективы в планы боевой учёбы. В первую очередь к осенним капризам должны быть готовы штурманы кораблей. Могу сказать с уверенностью, что атмосферные катаклизмы командиров БЧ-1 врасплох не застанут. Они специалисты опытные, не раз попадали в экстремальные ситуации. Молодых лейтенантов возьмут подсвою опеку флагманские штурманы. Так что беспокоиться особо не стоит.

- Олег Владимирович, все ли готовы к предупреждению столкновений судов в море? Обеспечена ли сегодня навигационная безопасность, скажем, в бухте Золотой Рог да и во всём заливе Петра Великого?

- Конечно, полной гарантии безопасности дать никто не может. Море есть море. Даже на таких небольших участках водной поверхности случается непредвиденное. Кораблями и судами управляют люди, и человеческий фактор может стать причиной аварийной ситуации. Безопасности на море посвящён очень важный документ МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновений судов). Каждый судоводитель, командир корабля, старпом, штурман, вахтенный офицер должен знать его наизусть. Они обязаны знать также знаки и огни, которые несут суда. Если эти лица будут точно выполнять названные правила, то можно быть уверенными, что столкновения на море станут редкостью. При любой погоде, в любое время года настоящие мореплаватели этого добиваются. Хотелось, чтобы в числе таких всегда назывались и моряки-тихоокеанцы.

- Почему я задал такой банальный вопрос? Недавно ветераны, подводники, представители надводных кораблей почтили память моряков, погибших на подводной лодке С-178. Трагедия произошла 30 лет назад у острова Скрыплёва. Это в заливе Петра Великого, рядом, как говорится, с домом. Гражданское судно «Рефрижератор-13» протаранило нашу подлодку. Столкновение оказалось роковым – С-178 затонула. Все ли военные судоводители, те, кто отвечает за судьбу кораблей, знают об этом?

- Знают многие. В первую очередь командиры и штурманы. Регулярно проводятся занятия, где отдельно раз бираются происшествия на нашем морском театре. Выясняются их причины и даются советы, чтобы печальный опыт не повторялся. Набирает обороты подготовка к сдаче различных огневых задач, к поиску подводного «противника». Поэтому на повестке дня проверки, тактические летучки, инструктажи. Основной упор делается на обеспечение безопасности участников учений. Штурманы, как всегда, отвечают и за навигационную безопасность. Могу высказать слова благодарности редакции «Боевой вахты» за то, что на страницах газеты появляются материалы, отражающие аварии и боевые повреждения на кораблях в период Великой Отечественной войны. Уроки борьбы за живучесть берёт на вооружение нынешнее поколение моряков. Для штурманов там есть ряд действий, которые можно применять и сегодня. Думающие офицеры находят рекомендации, помогающие предотвратить предпосылку к негативным явлениям.

- Мне, как механику, хотелось бы знать, как технические средства влияют на навигационную безопасность?

- Кого-кого, а вас убеждать не надо, что технике нужны надёжные руки. Особенно сейчас, когда в море выходят корабли солидного возраста. Нынче возникли трудности с технической подготовкой не только у штурманов. Об этой проблеме знают руководители высокого уровня. Офицерам флота в пору осваивать профессию экономиста, чтобы участвовать в выполнении контрактов по сервисному обслуживанию военной техники. А пока происходит отлаживание новой системы, на кораблях самостоятельно находят пути решения многих технических задач. В частности, штурманы тесно сотрудничают с гидрографической службой флота. Начальник ГС ТОФ капитан 1 ранга Андрей Гаврюшин проводит сборы флагманских специалистов по вопросам технической готовности БЧ-1 кораблей. Начальник отделения ремонта капитан 2 ранга запаса Виктор Рябцев организует взаимодействие корабельных штурманов с представителями промышленности. Всё это делается для того, чтобы исключить неполадки в механизмах и приборах, чтобы они не создавали предпосылок к навигационным происшествиям. Штурманское вооружение должно работать как часы.

- На завершающем этапе периода летней боевой учёбы планируются интенсивные выходы в море. В них будут участвовать многие корабли. Чем вы как главный штурман флота обеспокоены сегодня?

- Какие события можно отметить? Надо сказать, что основные события ещё впереди. Так всегда бывает. На финише учебного года экипажи кораблей демонстрируют умение выполнять сложные задачи. Участвуют в состязаниях на кубки главнокомандующего ВМФ. К таким неординарным плаваниям можно отнести арктический поход гидрографического судна «Маршал Геловани». Экипаж побывал в районах вечных льдов. Приобрёл определённый опыт прохождения в суровых зонах Северного Ледовитого океана. Достойно пронёс флаг российской гидрографической службы. Результаты похода ещё предстоит обсудить, провести тщательный анализ. Однако, уже сегодня можно заключить, что плавание судна «Маршал Геловани» стало знаковым явлением для флота. Слов благодарности достоин экипаж другого труженика моря. Судно измерительного комплекса «Маршал Крылов» ежегодно обеспечивает работу ракетного комплекса страны. И справляется с этим успешно. В настоящее время оно бороздит воды центральной части Тихого океана, чтобы произвести измерения по испытательным стрельбам ракетного оружия. Заслуживают похвалы командир СИК «Маршал Крылов» капитан 1 ранга Игорь Шалына и штурман капитан-лейтенант Сергей Куркин.

- Образно говоря, флот сейчас переживает период предстартовой подготовки. Именно в эти дни закладываются основы будущих побед. На всех кораблях репетуют азы безопасного применения оружия, меры безопасного мореплавания.

- Да, верно подмечено. Как-то прочитал вами написанные строки: Учения это такая работа, Где каждый обязан трудиться вдвойне. Чем больше в учениях пролито пота, Тем меньше потерь в настоящей войне! В преддверии больших учений, в которых будет участвовать флот, которые являются экзаменом для нас, проводится скрупулёзная подготовительная работа. И в ней флагманским штурманам объединений и соединений отводится немалая роль. Кроме обучения, они осуществляют постоянный контроль. Причём контроль многоуровневый. В чём он заключается? Сначала командир корабля устраивает проверку, выясняет, как подготовлен экипаж, как работает техника. Затем на борт прибывает штаб соединения. И флагманский штурман проверяет командира, вахтенных офицеров и командира БЧ-1. Ход проверки содержит и элемент обучения. Даются советы, как устранить выявленные недостатки. Обнаруженные пробелы ликвидируются. Флагманский специалист объединения шире рассматривает поставленные задачи, вовлекает экипаж корабля в общефлотские замыслы, указывает на его место в больших учениях. На различных инструктажах и летучках указывается на меры безопасности при совместных стрельбах, атаках и маневрировании. Людей обучают практически применять способы и меры безопасного обращения с оружием и техникой, не попадать в аварийные ситуации на море. Флагманский штурман объединения владеет текущей информацией в большем объёме и сразу же делится ею с коллегами. Кроме того, он является хранителем, так сказать, прошло го опыта, положительного и отрицательного. На очередном сборе передаёт его подчинённым. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Во время учений каждый штурман не должен забывать о навигационной безопасности, особенно в осенне-зимний период, и следить, чтобы командир корабля в пылу преследования условного противника не нарушал правил. Подсказывать, что данный курс ведёт к негативным последствиям. Высшим классом огневого мастерства считается пуск крылатых и баллистических ракет из подводного положения.

- Скажите, пожалуйста, несколько слов о роли штурмана подлодки в этой операции.

- Роль одна из главных в атаке по невидимому «противнику». У штурмана есть показатели, в которые он должен уложиться. Место подводной лодки нужно определить достаточно точно, чтобы расхождение не превышало установленной нормы. Это настолько ответственно, что для наблюдения назначается контролёр из числа флагманских специалистов соединения или объединения. Ему дано право запретить стрельбу, если он обнаружил ошибку, превышающую принятый допуск.

- А если всё нормально?

- Подготовка к залпу происходит по контрольному листу. Действия рассчитаны по минутам, а потом по секундам. И наконец ракета сама начинает готовиться к пуску. Автоматически. Люди только наблюдают и ждут. Это самые напряжённые моменты. Накапливается столько эмоций! И вдруг пуск! И извергается накал человеческих страстей! И тут основное в буре радостей не потерять контроль за обстановкой в отсеках.

- А вы то же самое испытывали, когда служили штурманом на атомоходе?

- Конечно. Такое не забывается.

- Говорят, за такой поход вы были награждены медалью Ушакова…

- Был. Медаль этим и дорога.

- Как всегда, видимо, намечаются совместные учения с кораблями военно-морских сил стран АзиатскоТихоокеанского региона. Кто будет представлять на этот раз наш флот?

- Пока точно известно, что выбор пал на гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Он будет участвовать в совместных российско-американских учениях. Такую подготовку варяжцы уже начали. По всей вероятности, флагман Тихоокеанского флота сначала зайдёт с неофициальным визитом в порт Майдзуру. Затем с морскими силами самообороны Японии займётся поиском и спасением терпящего бедствие корабля. Подобные учения мы проводим не впервые. Они в интересах обеих сторон. Отрабатываются взаимодействия экипажей в совместных манёврах, достигается полное взаимопонимание командиров при морских эволюциях. Такие учения необходимо проводить с соседями по АТР, потому что в мире появился общий неприятель пираты. Осень сезон тайфунов. И следовательно, сложные климатические условия надо учитывать на случай, если морские разбойники воспользуются необычной обстановкой.

- Грядёт ещё одно событие. На дежурство в Индийский океан заступает БПК «Адмирал Пантелеев». Кому доверено штурманское обеспечение?

- Пантелеевцы дорогу в южные широты проложили основательно. Они с ней хорошо знакомы, знают её особенности. Да и наших моряков знают в тех местах. В район Африканского Рога БПК «Адмирал Пантелеев» направляется во второй раз. Там приходилось встречаться с пиратами, как говорится, с глазу на глаз. Так что навыки борьбы с ними есть. Однако нынешние пираты стараются менять тактику, приобретают современное оружие. Нужно быть готовыми ко всему. На войне как на войне. Мы надеемся, что наши посланцы с честью справятся с благородной миссией и вернутся домой победителями. Флагманским штурманом на поход назначен капитан 3 ранга Николай Муромцев. Пожелаем же ему и всем участникам боевой службы успеха!

- Спасибо, Олег Владимирович, за беседу. Будем ждать добрых вестей из Индийского и Тихого океанов!

Марлен ЕГОРОВ,

"Боевая вахта" от 17 сентября 2011 г.

 

 

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2011 GodCom