Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

ЗИНОВЬЕВ Сергей Юрьевич

ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ

В отсутствии прогноза по радио, единственным источником информации об ожидаемой погоде являются местные признаки - явления и изменения метеообстановки, наблюдаемые и измеряемые в одном пункте, на основании которых можно сделать заключение о предстоящем характере погоды.
Местные приметы основаны на многолетнем опыте и изучении воздушных масс, фронтов и барических систем. Прогнозы по радио даются на обширный район, и в отдельных точках могут не соответствовать действительности, кроме того, в полученных прогнозах могут быть существенные ошибки, поэтому в море необходимо постоянно наблюдать за метеорологической обстановкой и своевременно уточнять прогноз погоды по местным признакам.
Составляя прогноз погоды по местным признакам, или используя их для уточнения прогноза по радио, необходимо проделать следующее операции:

  1. Выполнить анализ метеорологических наблюдений. При этом наблюдаемые явления погоды должны быть объяснены и их изменения увязаны с развивающимися в данное время процессами;
  2. Определить, в какой воздушной массе, а также в какой части барической системы или перед каким фронтом находится судно;
  3. Выявить оптические и другие явления, служащие признаком приближения того или иного атмосферного фронта:
  4. По выявленным признакам определить, какая погода придет на смену существующей.

При составлении прогноза погоды по местным признакам необходимо иметь в виду следующие общие правила:

  • чем больше признаков указывает на изменение или сохранение погоды, тем большая надежность прогноза;
  • один какой-нибудь признак не всегда является безусловным предвестником того или иного явления;
  • если несколько признаков противоречат друг другу, то следует ожидать неустойчивой погоды;
  • чем медленнее происходит изменение явления, наблюдаемого в качестве местного признака, тем медленнее будет происходить изменение погоды и тем продолжительнее она будет.

Ориентировка в барическом поле позволяет судоводителю сделать правильное заключение о характере текущей погоды и с какой-то достоверностью определить, какая погода может прийти ей на смену.
Для того чтобы решить, в каком месте барического поля находится судно, необходимо знать величину давления, скорость и направление ветра.
Пользуясь барическим законом ветра, нетрудно определить направление на центр циклона или антициклона. (Правило Бейс-Балло: если встать лицом против ветра, центр циклона будет находиться прмерно в 110 град. справа (А.Колс. "Под парусом в шторм"). Находится ли судно в циклоне или антициклоне, можно определить

  • по общему характеру погоды;
  • по абсолютной величине давления (в некоторых случаях),
  • по характеру барической тенденции. Если, например, давление уменьшается, то это означает либо приближение циклона, либо его углубление, либо выход судна на периферию антициклона. Во всех случаях погода будет ухудшаться.

В умеренных широтах суточный ход давления воздуха незначителен, часто он погашается непериодическими изменениями, поэтому обнаружить его в условиях бортовых наблюдений трудно. Постепенное понижение или повышение давления вызывают изменение погоды на более или менее продолжительный срок:

Скачет стрелка вверх и вниз,
То погоды лишь каприз.

Если ж медленно движенье, -
Жди надолго измененья.
     
     


При прохождении холодного фронта наблюдается резкое изменение направление ветра по часовой стрелке, чаще всего от юго-западного, западного к северо-западному в северном полушарии (в южном-наоборот) с порывами и шквалами:

При низком барометре первый подъем.
Шквалов здоровых, бесспорно мы ждем.


В циклонах, а особенно в барических ложбинах при низком давлении, вновь начавшееся падение барометра указывает на прохождение частных циклонов и быстрое передвижение связанных с ними фронтов, которые обычно сопровождаются сильным ветром. При высоком давлении воздуха, как правило, погода более спокойная и тихая:

   
  При низком барометре стрелки падение
Требует в море внимания и бдения,
И шкипер тогда лишь спокойно уснет,
Коль стрелка высоко и кверху идет.
 


Понижение давления, отмечаемое кривой на ленте барографа, влечет за собой нерезкое ухудшение погоды. Если медленное вначале падение давления ускоряется (кривая барограммы имеет выпуклость вверх), это указывает на смену одной воздушной массы другой, сопровождаемую усилением ветра. Кривая барографа, обращенная выпуклостью книзу указывает на замедление падения давления, которое наблюдается в теплом секторе циклона. Характер погоды не изменится:

 
Коль давление уменьшается
За кривою наблюдай;
Если кверху выгибается, -
Свежих ветров ожидай.
  Если ж выпуклостью книзу
Направляется черта,
То погоды лишь капризы
И не будет ни черта.

Смена быстрого роста давления замедленным (кривая барографа обращена выпуклостью вверх) предвещает о приближении центра антициклона или отрога высокого давления, сопровождаемого хорошей погодой. Кривая барографа, обращенная выпуклостью вниз при росте давления, характеризует прохождение холодного фронта, с усилением ветра, порывами и шквалами:

 
Ну, а вот когда давление
Начинает возрастать,
То обратное явление
Можно часто наблюдать:
Вверх кривая выгибается -
К маловетрию, к штилям,
  Вниз дугою обращается -
Большей частию к ветрам.

 

   
 
Показания барографа во время урагана Хьюго
 

Продолжение статьи: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УХУДШЕНИЯ ПОГОДЫ

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom