Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

капитан 1 ранга СУСЛОНОВ Михаил Павлович,

Начальник управления гидрографической службы Тихоокеанского флота

   

Наши уральские парни не только достигали на ТОФе высот как командиры и командующие, но и как высококлассные специалисты в сфере обеспечения боевой и повседневной деятельности флота. и прежде всего, я имею ввиду гидрографическую службу. Для сухопутного читателя, видимо есть необходимость пояснить, что это за служба. Это не просто организация, где трудятся специалисты, занимающиеся съемкой и нанесением на карты водных объектов, но достаточно сложное и многопрофильное предприятие, без которого нормальная жизнь флота невозможна. Если совсем кратко обозначить круг задач, которые решали и решают в этой службе, то они могут быть представлены следующим образом.

В годы войны ее специалисты обеспечивали высадку десантов, постановку минных заграждений и траление мин, стрельбы корабельной и береговой артиллерии, разведку артиллерийских позиций противника, проводку конвоев, выбор и эксплуатацию ледовых дорог, в том числе Дороги жизни в блокированный Ленинград и многое другое.

В первые послевоенные годы важными задачами были навигационно-гидрографическое обеспечение траления, восстановление разрушенных во время войны маяков и знаков, плавучего ограждения и обеспечения безопасности плавания кораблей и судов в условиях серьезной минной опасности. Вместе с тем продолжалось гидрографическое изучение морей СССР и их картографирование.

С начала 60-х годов 20-го века практика обеспечения флота в океанах показала, что Военно-морской флот нуждается в новых данных о гидроакустике, морской геофизике, динамике водных масс, сведениях о физико-химических свойствах морской воды и т.п. поэтому суда гидрографической службы стали систематически проводить комплексные океанографические исследования в океанах и морях, внося свой вклад в познание гидрофизических процессов, рельефа дна, гидрохимии воды, в обеспечении безопасности мореплавания. Собранные гидрографической службой ВМФ данные используются не только в интересах военных моряков, но и для нужд народного хозяйства страны, развития отечественной науки, а также поступают в международные центры обработки научной информации.

Среди гидрографических служб флотов, естественно, самой большой является гидрографическая служба Тихоокеанского флота. Её оперативная зона простирается от Чукотки на севере до границ с Кореей и Китаем на юге на более чем 50 000 миль . Организационно в её состав входят районы гидрографической службы в Петропавловске-Камчатском, Советской Гавани, Фокино и на Сахалине. Это масса гидрографических судов и катеров, 120 маяков, группы СНО и многое другое.

Капитан 1 ранга Суслонов, родившийся в селе Елань Байкаловского района Свердловской области, с 1996 по 2002 гг. был начальником управления этой самой большой в Российском флоте гидрографической службы. Должность эта была адмиральская, только вот наступившие перемены в жизни и страны и флота не позволили нашему земляку получить это звание. Михаил Павлович прибыл на Тихоокеанский флот в 1967 году, поступил на штурманский факультет ТОВВМУ им. С.О.Макарова и с 1972 г . по 2002 г . проходил службу на различных должностях в ГС ТОФа. Отрывался надолго от Великого океана только один раз – с 1983 по 1985 гг. – учился в Ленинграде в Военно-морской академии. А когда ему предложили после ее окончания на выбор: продолжить службу в Ленинграде в ГУНиО или вернуться на Тихоокеанский флот, он выбрал второе. По-другому и быть не могло, прикипел к Дальнему Востоку, к людям, которые многому его научили в профессии, на глазах которых он вырос, заслужил авторитет у начальства и признание в глазах сослуживцев.

Профессии его всю жизнь учили настоящие профессионалы, влюбленные в море и морскую службу. Естественно, это прежде всего, педагоги училища, офицеры и старшины БПК «Стерегущий», где проходила его первая корабельная практика, командир БЧ-1 капитан-лейтенант Довженко на РПК СН К-434 (штурманская практика после 4 курса) и сотрудники подразделений гидрографической службы, ставшей для него родным домом до самого увольнения в запас.

В 49 районе гидрографической службы военно-морской базы Стрелок Михаилу довелось контролировать техническое состояние и правила эксплуатации технических средств навигации (ТСН) и приборов гидроштурманского вооружения (ГШВ) различных кораблей. Молодому офицеру помогал в освоении приборов штурманского вооружения от тральщика 254 проекта до самых современных ракетных подводных крейсеров капитан 1 ранга Анатолий Иванович Мингалев. Он прекрасно знал математику, теорию гироскопов, механику. А его глубине проникновения в суть «Сигм», «Тоболов», «Медведиц», «Симфоний» и других навигационных комплексов поражались даже флагманские штурмана.

Еще одним учителем Суслонова стал капитан 1 ранга Груздев Александр Иванович – начальник 49-го района гидрографической службы. Это был прекрасный организатор производства, талантливый методист и глубокий знаток истории Тихоокеанского флота и его гидрографической службы. Умение разбираться в людях управлять ими, учить их педантичному и скрупулезному выполнению своих обязанностей Михаил Павлович почерпнул из общения с Груздевым. Кстати, именно по его рекомендации история ТОФа стала значительно более протяженной во времени: он убедил командование в том, что именно с Охотской флотилии флот Великого океана берет свое начало.

Естественно, и сама жизнь тоже была каждодневным учителем нашего земляка. Так, однажды ему довелось в составе государственной комиссии принимать из ремонта ПЛ 627А проекта. Её командиром был капитан 3 ранга Ломов (впоследствии Герой Советского Союза), а председателем приемной комиссии капитан 1 ранга Джавахишвили (впоследствии командующий ВМС Грузии).

По техническим и погодным условиям государственные испытания затягивались, а на дворе стоял декабрь и заводу надо было закрывать годовой план. Комиссия находится на борту лодки, а та в свою очередь на мерной линии в районе боевой подготовки. Для регулировки лага и определения ее поправок нужно часов 12 – 16, да еще обратного хода в базу 36 часов. А надвигающийся шторм, и если мы не побежим домой через 4, максимум 5 часов, то Новый год придется встречать в море. В этот момент Суслонова приглашают в ЦП и председатель комиссии и командир ПЛ начинают втолковывать представителю гидрографии, что акт приемки лага надо подписать сейчас, ибо он все равно работает, а поправки будут определены с возвращением к месту постоянного базирования при отработке курсовых задач. После долгих раздумий старший лейтенант акт подписал, и корабль взял курс в базу.

На заводском пирсе среди встречающих вернувшийся с испытаний корабль был и флагманский штурман флота. и он рассказал Михаилу о нем, как члене приемной комиссии, много нового. После чего тот уяснил на всю оставшуюся жизнь, что, независимо от звания, каждый должен сам отвечать за свои поступки и не прятаться за спины других, как бы широки они ни были.

В 1979 г . на флот пришел ТАВКР «Минск». Проверка его штурманской боевой части показала, что девиация магнитного компаса не уничтожена, радиодевиация радиопеленгатора АРП-50 не определена. На вопрос – а почему? – командир БЧ-1 скромно ответил, что он не знает, как это делается. Пришлось срочно организовывать эти работы силами гидрографической службы. На берегу были построены створные знаки, громаду авианосца помогал разворачивать буксир, таким образом была уничтожена девиация и определены поправки магнитного компаса. А радиодевиация была определена с помощью радиобота. В этой конкретной ситуации было приятно сознавать, что ты что-то знаешь лучше других, что тебя не зря учили.

Итак, с 1996 года капитан 1 ранга Суслонов – начальник Управления ГС ТОФ. О весомости должности говорит и такой факт: назначение на нее производится согласно указу Президента РФ. Спрашиваю Михаила Павловича о наиболее запомнившихся событиях на этом управленческом уровне. Далее его рассказ.

- Первое, с чем пришлось столкнуться в новой должности – это проведение гидрографических работ по демаркации Российско – Китайской границы по рекам Уссури, Сунгари и озеру Ханко. К осени 1997 года эти работы были проведены, материалы проверены и сданы в МИД РФ. Нам оставалось выставить буи, обозначающие государственную границу на озере Ханко. Готовиться начали с лета. Не хватало средств, плановые сроки установки буев – три недели. А 3 ноября Главком ВМФ предложил завершить работы до 9 ноября, в связи с тем что в этот день в КНР прибывал Б.Н.Ельцин. естественно, что министру обороны Грачеву хотелось к этому дню доложить президенту о выполнении его ведомством поставленной по вопросам госграницы задачи.

И буи были выставлены за два дня, а к 18.00 06.11.97 г. доклад прошел на самый верх. Работа была выполнена с высокой степенью точности с использованием космической системы навигации. Хотя условия были очень непростыми: мела метель и береговые геодезические посты работать не могли. Через четыре года некоторые участники работы по демаркации государственной границы были награждены орденами, начальника управления ГС ТОФ среди них не было.

Но положительным было то, что мы поддержали авторитет флота, в короткие сроки выполнили очень ответственную задачу государственной важности. Получили за нее деньги и смогли на них отремонтировать некоторые суда, заменить устаревшее оборудование. В конечном итоге сумели поддержать техническую готовность гидрографической службы.

Еще один вид деятельности, которым пришлось заниматься в новой должности: сотрудничество с ВМФ и гидрографическими службами других стран, прежде всего Китая, Вьетнама и Кореи. Кстати, во Вьетнаме была наша база Камрань. По ней возникали вопросы, которые приходилось решать силами гидрографической службы. За границей ремонтировались некоторые наши суда, и эти вопросы были в моем ведении.

Сегодня порой приходится читать в периодической печати заявления «знатоков» истории, которые утверждают, коль боевых действий Тихоокеанский флот возле своих берегов не вел, то и минные заграждения выставлять не надо было. Хорошо им делать эти заявления в 21 веке. А тогда в 1941 году, когда война была еще в самом начале и как будут разворачиваться боевые действия, на каких театрах, кто станет реально участвовать на стороне фашистской Германии, в СССР не знал никто.

В связи с войной на Тихом океане руководство гидрографической службы беспокоила проблема ненайденных погибших наших кораблей. Например, в районе мыса Гамова в 1941 году затонули две наших подводных лодки. Рни находились на боевой службе. Причины их гибели не установлены. Координаты знаем лишь приблизительно. Но денег и топлива в 90-е годы на этот поиск не хватило. Жаль. Эту задачу все равно надо решать.

Было много различного рода совещаний с участием руководителей самого высокого ранга. Некоторые из них запомнились. Ну, например, 1995 год, декабрь. На Камчатку прибыл Главнокомандующий ВМФ адмирал Громов. Встреча с офицерами органов управления в Доме офицеров. Кстати, всем камчадалам живется трудно: денег нет, топлива нет, идет сокращение сил и средств флота, а значит, кто-то может остаться и без работы, и без пенсии. В головах собравшихся смятение, в душах беспокойство за свои семьи. Ждем серьезного анализа состояния дел, разговора о наших перспективах. Вместо этого адмирал ругает всех за плохое содержание кораблей и вспоминает, как он, будучи старпомом на крейсере 68 проекта «Адмирал Сенявин», организовывал с личным составом изучение книжки «боевой номер».

И другая встреча. В июле 1989 года на флот прибыл Министр обороны маршал Д.Т.Язов. в ДОФе собрался руководящий состав флота. Суть его выступления:

- Правительство и ЦК КПСС изыскали дополнительные возможности для поддержания офицерского состава и их семей. Но денежные средства пришли в виде надбавки за сложность и напряженность службы. И многие командиры начали лишать своих подчиненных этой надбавки. Это неправильно, им и так трудно живется. Не злоупотребляйте своими полномочиями.

Два выступления, два разных видения реального офицера и стоящих перед ним проблем.

Мне посчастливилось побывать с Михаилом Павловичем в некоторых подразделениях сложного хозяйства, которому он посвятил всю свою тихоокеанскую жизнь, которое возглавлял на заключительном этапе своей службы. И меня порадовало, с каким теплом его встречали маячные служители от Камчатки и Курил до Сахалина и Приморья. Командиры судов и катеров, рядовые матросы подходили поздороваться, интересовались, где и как он живет, как его семья. А в штабе флота его просто утащили от нашей делегации бывшие сослуживцы, и он появился только уже вечером в гостинице. Дорогого стоит такая память о начальнике, который уже на пенсии. Значит, на правильных фарватерах прошли его гидрографическая молодость и зрелость.

 

Из книги Павла Саенко

«У океана Тихого есть берег уральский», Екатеринбург, 2010

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2010 GodCom