Rambler's Top100

Штурманская книжка.RU

Перейти на домашнюю страницу Написать письмо автору Перейти на Narod.ru
Новости | Архив новостей
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>> | <<Раздел 4>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>> | <<Раздел 3>>
<<Раздел 1>> | <<Раздел 2>>
Штурманская служба Тихоокеанского флота

Персональные штурманские странички

ОТЗЫВ НА КНИГУ "ОСВОЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ СЕВЕРНОГО ФЛОТА"

 С интересом прочитал вышедшую в свет книгу (автор капитан 1 ранга К.Я.Богомазов), изданную в Государственном Научном Центре Российской Федерации ЦНИИ «Электроприбор», под названием «Освоение навигационных комплексов на подводных лодках Северного флота». В книге рассказывается о командирах, флагманских штурманах, офицерах штурманских боевых частей, которые начинали и успешно осваивали навигационные комплексы на всех атомных и дизельных с баллистическими и крылатыми ракетами подводных лодках. Атомный ракетно-ядерный Северный флот защищает государственные интересы России в Арктическом бассейне, Атлантическом океане, Средиземном море. Успешно решать задачи государственной важности в этих районах могут подводные лодки с исправными, выверенными навигационными комплексами и грамотными штурманами. Автору-составителю  при написании книги удалось привлечь широкий круг штурманов-подводников разных поколений. Своими воспоминаниями поделились  контр-адмиралы С.П. Алексеев, А.С. Богатырев, С.В. Козлов, В.С. Макода, И.А. Семёнов, Д.Б. Штефанов, А.Н. Яковлев - в прошлом главные и флагманские штурманы флота и флотилий; капитаны 1 ранга Ю.В. Арнаутов, А.С. Борцов, Б.Е. Дегтярев, А.Г. Захаров, С.Б. Курсин, А.И. Палитаев, Ю.В. Румянцев, Ю.А. Сколяров,  – руководившие (руководящие ныне) штурманской службой в объединениях подводных лодок СФ, В.А. Михальский, С.Н. Некрасов, В.А. Шабанов,  капитан 2 ранга П.А. Бородулькин – командиры штурманских боевых частей атомных подводных лодок 1-2 поколений.
   За время моей службы на Северном и Тихоокеанском флотах, затем в ГНИНГИ было освоено три поколения навигационных комплексов. Знаю, что первые навигационные комплексы первого поколения не могли с требуемой точностью и надежностью обеспечить решение поставленных задач. Однако за сравнительно короткий срок эту задачу успешно решили в ЦНИИ «Электроприбор» с помощью НК «Сигма».  В то не столь далёкое время  флагманские штурманы флота, объединений и соединений  СФ Д.Э. Эрдман, А.Н. Яковлев, М.П. Лузин, В.В. Владимиров, А.П. Бурсевич, Ю.И. Жеглов, А.А. Волин, В.С. Макода, С.П. Алексеев, К.Я. Богомазов, Ю.Г. Хлыпало, А.В. Шмарковский и другие сумели в сжатые сроки не только организовать освоение новой техники (НК «Сигма»), но и разработать новые методы ее использования в целях выполнения возросших требований к навигации. Флагманским штурманам соединений приходилось уделять больше внимания штурманской подготовке командиров, штурманов, вахтенных офицеров и личного состава в море. Практическое кораблевождение с использованием новых технических средств отрабатывалось в полигонах боевой подготовки, районах боевой службы и в дальних походах.
       В книге нашло отражение, как непрерывно повышались требования к навигационным комплексам. Для атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 667 всех модификаций был разработан в ЦНИИ «Дельфин» инерциальный навигационный комплекс «Тобол», а в  ЦНИИ «Электроприбор» для многоцелевых атомных подводных лодок 2-го поколения был разработан инерциальный НК «Медведица» - главный конструктор Владимир Григорьевич ПЕШЕХОНОВ. У штурманского состава подводных лодок в губах Западная Лица, Оленья и Сайда, а затем в Гремихе была сложная задача – освоение новых НК. В то время проявилось тесное сотрудничество разработчиков навигационных комплексов, т.е. промышленности с одной стороны и Гидрографической и штурманской службы с другой стороны. В книге нашло отражение о самоотверженной работе специалистов ГТО (группа технического обслуживания) вместе с личным составом штурманских боевых частей по поддержанию в исправном состоянии морских средств навигации. В результате чего резко повысилась успешность использования оружия и навигационная безопасность плавания подводных лодок Северного флота.  

Береговая учебная база не успевала за техническим перевооружением кораблей.  С поступлением на вооружение кораблей навигационных комплексов третьего поколения, основанных на принципах инерциальной навигации и сопряженных с корабельной БИУС, решение основных задач кораблевождения стало, в основном, автоматизированным. При этом возникли проблемы определения принципиально новых обязанностей всех категорий личного состава и перераспределения функций командных пунктов и боевых постов в едином процессе боевой подготовки.
Навигационные комплексы, разработанные в ЦНИИ «Электроприбор» и ЦНИИ «Дельфин», осваивались личным составом штурманских боевых частей с большой ответственностью за судьбу своей Отчизны.
В середине 70-х годов РПК СН проекта 667Б перешли в Гремиху. В новых условиях базирования освоение ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с новыми навигационными комплексами  прошло с высоким патриотическим подъемом таких замечательных подводников–штурманов как В.С. Макода, Д.Б. Штефанов, В.А. Кондратьев, Н.Н. Неупокоев, В.Б. Легостаев, А.С. Селиверстов, Б.П. Дебелый, А.Ф. Фищук и др. Это нашло отражение в книге.
Наконец, в ЦНИИ «Электроприбор», а затем и в ЦНИИ «Дельфин» были разработаны НК третьего поколения – главные конструкторы В.Г. ПЕШЕХОНОВ и О.В. КИЩЕНКОВ. Они открыли новые возможности автономной навигации и использования оружия на всех акваториях Мирового океана. В короткие сроки в ЦНИИ «Электроприбор» было освоено производство и с 1977 г поставлено Военно-Морскому Флоту более 50 новых навигационных комплексов. В книге приведена интересная информация о разработчиках навигационных комплексов и их отдельных систем и приборов.
В сборнике помещена информация о первых командирах, флагманских штурманах, офицерах штурманских боевых частей, которые начинали освоение атомного ракетно-ядерного подводного флота, большинство из них мне хорошо известны, с которыми мне довелось лично решать задачи по поддержанию навигационных комплексов в исправном состоянии и постоянной готовности.
Книга представляет большую ценность. Она может быть полезной в дополнении, что написано в аннотации на странице 2, другим специальностям (ракетчикам, минерам, связистам и т.д.), чтобы и они написали и обобщили свой исторический опыт. 

Директор  Управления Навигация  ОАО ГНИНГИ 
кандидат технических наук капитан 1 ранга в запасе
Н.И.Леденёв

 

О нас | Карта сайта | © 2005 - 2012 GodCom